Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Ко Чанг — Таиланд Январь 2020

В середине января мы покинули Янгон и прибыли в Бангкок. Дальше путь лежит на остров Чанг (часто пишут «остров Ко Чанг», но это масло масляное, или остров, или Ко). От Банкгока до паромной переправы на Чанг примерно 330 км. Для прибывающих в Бангкок туристов тайцы постарались максимально облегчить путь, однако, сложности таки есть, я бы свел их к двум пунктам:

1. Паром, последнее отправление на остров — в 19:00. Поскольку ехать из Бангкока не менее 5 часов, то послеполуденный прилет перечеркивает возможность попасть на остров в тот же день.

2. Аэропорт, если это Суварнабхуми, то проблем почти нет (кроме п.1), если Дон Муанг, то возникает добавочная транспортная задача, ведь из этого аэропорта прямых автобусных маршрутов на Чанг нет.

Наш самолет прибывал в Дон Муанг в пограничное время — ровно 12:00. Если взять такси, то можно успеть либо на сам паром (дороговато), либо в Суварнабхуми, а там на последний автобус, либо на автовокзал Мочит, оттуда тоже ходят прямые автобусы до парома (Трат). На автобусе теоретически тоже можно успеть, но можно и опоздать. Поэтому план был таков — чтобы избежать рисков, едем сначала в Паттайю, там ночуем, а с утра уже оттуда отправляемся на Чанг. В Паттайе мы до этого ни разу не были, что тоже способствует выбору этого варианта.

Итак, едем. Сначала автобусом до станции Мочит, там садимся в автобус до Паттайи. Отель был забронирован неподалеку от Walking street, что хорошо для одного вечера в городе.

Я почему раньше никогда не был в Паттайе? Потому что считал, что там нечего делать. Многие мои друзья и знакомые там бывали, некоторые не единожды, но почти у всех были свои резоны. Те же, кто ехал без резонов, просто за пляжным отдыхом, были разочарованы. Да, можно чуть ли не каждый день ездить на острова, можно худо-бедно приютиться на пляже Джомтьен или южнее. Но лично я смысла в подобных решениях не вижу, считаю, если ехать в Паттайю, то за развлечениями или для краткой остановки.

Наша краткая остановка началась с того, что водитель вызванного такси не смог нас найти на северном автовокзале Паттайи, и, кажется, уехал, перестав отвечать. Раздосадованный, я решил ехать на тук-туке, жена с ужасом осмотрела грузовичок, называемый здесь тук-туком, но водитель предложил ей место в кабине, чем снял сомнения. Едем мы в сторону отеля, но не в сам отель, неподалеку есть агентство «35 Group Pattaya», чьим трансфером на Чанг мы намерены воспользоваться. Предварительно я изучил вопрос, это агентство — одно из двух основных в секторе перевозок на остров.

Доехали, входим в офис агентства, сажусь к девушке-менеджеру, прямолинейно излагаю своё желание — завтра утром уехать на Чанг. Она глянула в какой-то файл и бесстрастно отвечает, что место осталось всего одно. Я впадаю в стадию отрицания, поверить не могу, гляньте, плиз, еще. Она достает толстую тетрадь, долго ее листает, сорри, отвечает, только одно место. Я продолжаю сидеть напротив и глупо улыбаться. У нас расписан маршрут и забронированы отели, что-то поменять можно, но очень неудобно и ведет к дополнительным затратам. Девушка куда-то звонит, бесстрастность сменяется сочувствием, но нет, все по-прежнему. Так проходит примерно полчаса. Она звонит еще и еще. Вдруг вопрос — А у вас багажа много? — Нет, оживляюсь я, — всего два рюкзака. — Замечательно, улыбается девушка, — будет вам два места. Облегчение, камень с сердца, гора с плеч, вот это все. Оформляемся, платим и пешком идем в отель.

Отель оказался эээ… курятником, чего греха таить. На картинках в инете выглядел неплохо, но зримая реальность оказалась отрезвляюще аскетичной. Впрочем, все необходимое присутствовало, а краткость проживания примиряла с невзрачностью номера. Небольшой отдых, душ, кофе (в номере есть чайник и растворимый кофе), и в путь. Сначала я наменял денег, должно хватить на весь срок пребывания на Чанге. После этого идем на пешеходную улицу.

Я брал с собой фотоаппарат, что-то наснимал, но все это не имеет ни информационной, ни художественной ценности. Да и охват прогулки слишком узок. Поэтому не буду тут ничего размещать, рассказ мой не о Паттайе, а о Чанге. Мы побродили из конца в конец, поглазели туда и сюда, поужинали и вернулись в отель. Цены в ресторанах на Walking street были бодрящими, особенно после Мьянмы.

Утром точно в срок заехал шаттл, отвез нас к автобусу побольше, затем часа четыре до парома, погрузка, полчаса морем, потом еще минут 15 до отеля.

Маршрут всего почти трехмесячного путешествия, начатого в середине ноября полетом на Шри-Ланку, прорабатывался еще в октябре, отели были забронированы все, кроме последних 10 дней на Чанге. Разберусь потом на месте, решил я. А первый отель расположен в районе White Sand beach и представляет собой систему бунгало. Прибыли, вселились. Дело уже идет к вечеру, на пляж только заглянули, купаться поздновато.

Тайская кухня — одна из моих любимых, после бирманской она кажется божественной. Том ям, пад тай, да еще с пивом Чанг, ммм… После трех-четырех перемен ресторанчиков мы определились с наиболее любимым, это был чисто тайский вариант, с плохим английским, с неуверенностью, что тебе принесут именно то, что ты заказал, с пластиковой простотой интерьера, но какие они готовят супчики, как щедро кладут креветки, а еще радушие и искренность, а еще демократичные цены…

Теперь о пляжах. Ко Чанг в этом смысле нельзя отнести к райским островам. Пляжи здесь, по большей части, не идеальные. За время жизни на острове я успел объездить все (или почти все), ниже дам краткую субъективную характеристику каждому.

Итак, White Sand beach. Это самый северный на «пляжной» западной стороне острова. Есть еще севернее пляжи, но они либо отельные, либо недоступные для самостоятельной поездки. Несмотря на название, песок здесь отнюдь не белый, а обычный, песочного цвета. На Гугл мэп и бумажных тайских картах пляж обозначен гораздо более протяженным на юг, чем на самом деле. Берег подвержен приливам-отливам в очень высокой степени. Знакомые, бывавшие здесь, предостерегали: там очень сильные отливы, море уходит далеко, мелко и т. д. На деле оказалось, что отливы — это хорошо, гораздо хуже, когда сильные приливы. При отливе море уходит метров на 20 от условной береговой линии, в этом нет ничего страшного, просто надо пройти чуть дальше по обычному песку. Большой прилив драматичнее — вода подходит вплотную к пляжным постройкам, смывая в море всю грязь и туристическую шелуху. В прилив становится очевидно, что песочная полоса этого пляжа слишком узка для того количества туристов, которое обитает здесь в сезон.

Вид на White Sand beach с обзорной точки на дороге:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Южная часть этого пляжа (если лицом к морю, то юг слева) имеет участки с каменистым дном, в прилив камней не видно, и на снимках пляж выглядит сносно. Но в отлив камни обнажаются и наглядно демонстрируют, что купание здесь практически невозможно. Наличием таких участков объясняется разница между картами и реальностью.

Центр — вполне нормальный пляж, правда, заполненный. Но место, чтоб упасть и бросить вещи, найти можно, иногда даже в тени деревьев.

Где-то в середине пляжа, прилив (пес не спит, а созерцает, типичный буддист):

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Самая лучшая часть — северная. Но на пути туда встречаются и удручающе узкие участки:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

В пути на север придется насквозь пройти выступающий в море ресторанчик. Потом путник попадает на самую «райскую» часть этого пляжа:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

В самом конце пляжа мной даже были замечены пугливые нудисты, что для Таиланда большая редкость. Путь сюда далек, но в нашем отеле жили люди, пожилая пара из России, которые ходили каждый день пешком на эту часть пляжа. Я прикинул — это километра 2–2,5. Если не возвращаться до вечера, вполне терпимо, а ходьба еще и полезна. Из минусов этого пляжного тупичка — обезьяны, они норовят красть вещи.

Про первый минус острова я рассказал, это неидеальная связка море-берег. Второй минус менее значим, на него наверняка не обращают внимания 99% туристов. Это влажная дымка. Мы провели на Чанге около месяца (январь), дымка была постоянно. На прелести островной жизни она никак не влияет, но плохому танцору дымка мешает делать пейзажные снимки, всё приходится потом править. Возможно, дымка вовсе не постоянна, просто ее наличие совпало с нашим пребыванием здесь. Хорошая новость в том, что минусов больше практически нет.

Продолжаем пляжный экскурс. Южнее White Sand beach идут скалы и каменистые берега. Здесь есть отели, некоторые из них имеют микропляжики, но рассматривать их отдельно нет смысла.

Следующий пляж, расположенный южнее — Чай Чет, переходящий в Клонг Прао. При желании их можно разделить небольшой речкой.

Чай Чет — респектабельный пляж, здесь несколько приличных отелей, лежаки-зонты, песчаная полоса достаточно широка.

Клонг Прао — пляж неоднозначный. Его срединная часть нам показалась унылой:

Южная часть Клонг Прао более обжита, я слышал даже мнение, что это лучший пляж острова (очень не согласен).

Далее к югу, за мысом, начинается следующий пляж — Кай Бэй. В отличие от Клонг Прао, его я изучил досконально. Здесь тоже не единый участок песчаного берега, местами он прерывается мысом, каменной грядой или впадающей речкой. В северной части Кай Бэй мы жили вторую половину пребывания на острове, я вернусь к ней позже. Недостаток этого пляжа — мелководье, но не простое, как на Вайт сенд, а отягощенное полосой обильных жестких водорослей. Для купальщика это означает разделение на две зоны: до водорослей и дальше них. В отлив пересечь полосу водорослей вплавь можно, но крайне неприятно, в прилив это проще. Да, есть участки без водорослей, но их немного.

Каменистый участок Кай Бэй:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Еще у Кай Бэй есть нюанс, который можно трактовать как минус или плюс в зависимости от предпочтений: на северный участок основного пляжа приводят купать слонов. Это захватывающее зрелище, детвора просто счастлива, да и взрослым интересно. Слон входит в воду, медленно заваливается набок и задирает ноги, выглядит очень забавно. Можно заплатить терпимую денежку и поучаствовать в процессе.

Купание слонов:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Вот крошечный ролик про это:

Правда, не уверен, что соседство с купающимися слонами является позитивным фактором для простых пляжных жителей. Южнее «слоновой» зоны Кай Бэй выглядит так:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Мелководье налицо, но, как видно, в прилив водоросли не мешают купанию.

Еще южнее, за мысом, находится пляж отеля Siam Bay Resort, тихое, умиротворенное место:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Движемся дальше на юг. Дорога здесь немного петляет, есть пара очень крутых поворотов, после которых спускаемся к местечку Lonely Beach. Это самый противоречивый пляж острова. Почему? От природы пляж Lonely Beach — лучший на Чанге: почти нет отмели (а значит, приливы-отливы не так влияют на обстановку, как в других местах), полоса песка довольно широкая, пляж окружен буйной растительностью, а с севера упирается в красивый скалистый мыс. Но… опять это, но, оно присутствует при описании всех пляжей, причем, не только Чанга. Но популярность столь красивого и удачного пляжа сыграла с Лонли бич злую штуку — сюда устремились туристы в промышленных масштабах. Мои друзья были здесь в начале нулевых, описывали его как райское тихое место, поселок был совсем маленький, а пляж полупустой. Прошли годы, сейчас народу много не только на самом пляже, но и в прилегающем поселке. Построены отели, апарты, бунгало, есть зона рейв-вечеринок (громкая музыка до утра), на пляже присутствуют не только постояльцы местных гестхаузов и отелей, сюда как магнитом тянет туристов со всего острова (вот и нас притянуло). А песчаный участок берега имеет совсем небольшую длину.

Мы заехали на Лонли бич в поисках следующего жилья. Походили, посмотрели предложение. Цены повыше, чем на других пляжах, качество так себе. Есть риск поселиться недалеко от рейв-зоны, что означает трудности с ночным сном (днем то, когда осматриваешь, музыки нет). Поселок находится в некотором отдалении от пляжа, придется либо купаться в камнях, либо ходить на песчаный пляж минут по 20–30 в одну сторону. Мы поплавали, пляж, как я уже отметил, лучший, это правда. Но идею поселиться здесь, не колеблясь, отвергли.

Lonely Beach:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Обсохли, окинули последним взглядом это райское место, оседлали байк и едем дальше. Следующее место — Байлан, сравнительно новый поселок и пляж.

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Есть довольно много жилья, цены ниже, чем в других местах, пляж на вид ничего, но нам здесь не понравилось. В воздухе присутствовал запах канализации, был прилив, по затейливому бетонно-каменному пирсику прошли чуть дальше в море, видно дно, оно не очень. Но больше всего смущал запах, особенно жену, она торопилась поскорей уехать отсюда. Что ж, возможно, через некоторое время Байлан каким-то образом приведут к статусу хорошего пляжа, но пока нет.

Едем дальше. После Байлан бич дорога идет среди леса на некотором удалении от моря, но вскоре появляются строения и открывается вид на бухту с длинным прямым пирсом, даже двумя. Это Банг Боа, место рыбаков и пристань для катеров и лодок, отправляющихся на южные острова (Ко Мак, Ко Куд). Вдоль дороги здесь есть несколько кафе с прекрасными видами на бухту, самое время выпить кофе или фруктовый шейк. Зашли в какое-то растаманское заведение, увешанное портретами Боба Марли, со льющейся из динамиков музыкой регги, кафе вроде бы так и называется — Rasta View.

Банг Бао:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Банг Бао — не самая южная точка острова, но это уже южное побережье, поэтому дальше передвижение будет не на юг, а на восток. Мы едем к одному из самых притягательных мест на Чанге — заброшенному отелю The Galaxy. Местами приходится тормозить, уступая место беспечным обезьянам.

Прямо у этой точки заканчивается дорога, не доставая примерно 7–8 км до южного окончания другой дороги, идущей вдоль восточного берега. Если когда-нибудь эти концы соединят, получится замкнутое дорожное кольцо по всему периметру острова.

У этого отельного комплекса несколько названий — The Galaxy, Boat Chalet, Grand Laguna, Отель-призрак. Комплекс замышлялся и некоторое время являлся одним из самых красивых, респектабельных и престижных мест проживания на Чанге. Но сначала отель сильно пострадал от кризиса, а потом обнаружилось, что построен он был не совсем законно (или совсем незаконно). В общем, былому великолепию пришел трагический конец. Некоторые лодочные шале работают и сегодня, я заметил два более-менее пригодных для жизни, хотя не уверен что кто-то там жил.

Итак, отель-призрак. Въезд на территорию сделали платным, по 100 бат с человека. После шлагбаума начинается территория, вид которой подтверждает, все было очень и очень грандиозно.

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Чанг по-тайски — слон, устроители, видимо, решили подчеркнуть это слово в дизайне, отдав территорию во власть повсеместно расставленных фигур слонов. А вот и сам «корабль» The Galaxy:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Для постройки этого здания, имеющего вид внебрачного ребенка круизного лайнера и хрущевской пятиэтажки, использовалась основа — реальная большая баржа. Баржи поменьше послужили фундаментом для лодочных шале. Весь номерной фонд комплекса располагается «на воде». Даже этот вот бассейн (до сих пор, кстати, чистый):

Остров-слон. Ко Чанг в январе

А это не просто баржа, а баржа-катамаран:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Одно из двух шале, имеющих признаки текущей эксплуатации:

Почти идиллия:

Упс, простите:

Пляж этого комплекса очень хорош. В море, правда, есть небольшие участки водорослей, а вода чуть мутнее, чем на западных пляжах, но в целом все очень неплохо — светлый песок, красиво, всюду панорамные виды. Особенно завораживающе пляж выглядит сейчас, когда нет отдыхающих (почти нет, приезжающих сюда на целый день все же не так и мало).

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Мы провели здесь часа четыре, купались, бродили, исследовали территорию. Сделал миниролик, возможно, видео более достоверно отразит это местечко:

Рядом, за устьем лагуны, находится пляж Клонг Клой, на нем уже значительно больше отдыхающих, тут есть бунгальные комплексы. Клонг Клой:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Путешественники, подверженные крайней степени экономии, могут с этого пляжа вброд пересечь устье лагуны и бесплатно оказаться в комплексе отеля-призрака.

А следующее жилье мы нашли несколько неожиданно. Колеся по поселку Кай Бэй, уже были близки к договоренности с владельцем-англичанином об аренде симпатичного бунгало в современном стиле, смущала только цена, без завтраков она была процентов на 40 выше той, что мы платили в своем нынешнем бунгало с включенным завтраком. Взяв тайм-аут, поехали исследовать альтернативные предложения. И тут нам повстречался еще один владелец-англичанин, его жилье было все занято, но он посоветовал осмотреть соседний отель Чанг Парк, который сейчас в полу-заброшенном состоянии, но при этом часть его номеров сдается. Мы заехали. Отель когда-то был впечатляюще крут: огромная территория, свои участки пляжа, лежаки, души, бассейн. Здание имеет 4 этажа, но сдаётся только процентов 10 номеров, все на первом и втором этажах. Выглядит все это сюрреалистично. Но, как ни странно, нам понравилось, особенно одна конкретная комната, зареклись обещанием менеджера не сдавать эту комнату до нашего прибытия через 4 дня. Цена тоже устраивала, без завтрака, правда, но подкупало наличие пляжа и всей пляжной инфраструктуры.

А пока еще поездили по острову. Я бы выделил две основных интересности: отель-призрак и водопад Клонг Плу. Да, конечно, посмотреть здесь есть что и помимо названного (другие водопады, еще один заброшенный отель на восточной стороне, слоновьи фермы и пр.), но эти две точки, на мой субъективный взгляд, основные.

Едем к водопаду Клонг Плу. Для этого надо ответвиться от основной дороги перпендикулярно побережью в районе Клонг Прао, проехать полтора километра вглубь джунглей, там оставить байк на стоянке, купить билеты и пройти пешком минут 20 по лесной тропе. Сразу после выхода из джунглей взору открывается самый «открыточный» вид на водопад.

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Падающая струя воды не очень массивна, хоть и высока, водопад берет другим — водоемом. Здесь можно купаться, причем, купание очень интересно, плавать приходится среди рыб, в буквальном смысле. Также можно прыгать с окружающих скал. Вода прохладнее, чем в море, но вполне комфортная.

Прыжки со скалы (телефон):

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Если сесть на камень и опустить в воду ноги, то спустя минуты три рыбки начнут покусывать кожу, не больно, но вполне ощутимо. Рыбки, между прочим, не очень маленькие, самые крупные имеют длину примерно 40–50 см.

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Минималистичный видеоролик — дорога к водопаду и сам водопад:

Клонг Плу произвел очень благостное впечатление, если еще когда-нибудь меня занесет на Ко Чанг, обязательно приеду сюда, возможно, не раз.

На дороге вдоль западного побережья встречаются штуки три обзорные точки, одна из них возле White Sand beach, вид оттуда есть в начале рассказа.

Другая точка — т.н. «островная», с нее открывается вид на ближние островки.

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Постоянная дымка, в которую окутан остров, исчезает только при сильном ветре. За время нашей островной жизни ветер поднимался пару раз, воздух становился прозрачным, но тогда появлялись волны и вода теряла свой сине-изумрудный цвет. Наверное, в такие дни хорошо снимать дальние пейзажи.

Еще одна обзорная площадка есть недалеко White Sand beach, немного южнее. Это мемориал адмирала Апакона Кьянтивонга, более известного туристам под его титулом — Кром Луанг Чумпхон Кхет Удомсак (ночью меня разбуди — протатараторю без запинки). Этот парень, сын короля, т. е. принц, живший в начале 20 века (умер в 1923 году, ему было 42 года), считается основателем тайских военно-морских сил. Памятники ему разбросаны по всем морским берегам страны. Часто памятники, мемориалы и храмы в его честь являются отличными панорамными площадками (как, например, на юге Пхукета). На Чанге с обзорной функцией мемориала так же все в порядке.

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Настал день переезда на новое место. Хозяйка, вернее, менеджер, очень симпатичная и дружелюбная дама по имени Ван, предложила перевезти нас на своем автомобиле. За время проживания там мы весьма близко подружились, при расставании обнимались, а жена даже чуть всплакнула. На новом месте жизнь отличалась от предыдущего периода. Из привычных отельных параметров присутствовала только ежедневная уборка, завтраков не было, и, как оказалось, не было интернета. Когда-то он был, сигнал Wi-Fi четко определяется, но дальше где-то поврежден кабель, а средств на ремонт найти не могут. Я, честно говоря, не представляю, как такой высококлассный отель мог докатиться до кромешного упадка? Пляж нашего отеля (телефон):

Вечерами, полулежа на лежаках, наблюдали за закатами:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Пляж наш имел один большой недостаток — примерно в 100 метрах от берега начиналась широкая полоса жестких водорослей. Плавать можно было лишь до той полосы, места хватало, но только не в сильный отлив, при котором плавательная зона сужалась до 30 метров. Но все это кажется сущей мелочью по сравнению с тем, какой пляж есть рядом, буквально в паре шагов от нас. Здесь нет никаких водорослей, глубина большая и полный простор для плавания, я даже как-то раз сплавал на соседний Клонг Прао (примерно час плыть в одну сторону без спешки).

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Стоит ли говорить, что почти всегда мы купались именно там? А за первым скалистым выступом спрятан еще один пляжик, просто микро- или даже нанопляж.

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Плавая напротив этого пляжика, мы чуть ли не ежедневно наблюдали шоу обезьян. Чуть выше берега, в скалистых джунглях, живет племя обезьян. Часто они выбираются на прибрежные камни, уж не знаю, для чего. Есть альфа-самец, есть несколько мамочек с прицепившимися снизу детенышами. Как-то в зону их жизненных интересов забежала собачка и попробовала атаковать обезьянего подростка (не всерьез). Тут же прибежал глава семейства и с криками принялся реально бить собачку, та поспешно ретироварась. Также иногда здесь можно заметить белок.

Завтракали мы на своем балконе (в номере был чайник и холодильник), йогурт, кофе, то-сё, на обед, как обычно, много фруктов, а ужинать ходили в ресторанчик. Здесь, как и на предыдущем месте, нашелся такой, который стал излюбленным. На завтрак к нам прилетали местные скворцы — майны. Они быстро привыкли, что тут им дают что-то поклевать, садились на перила или на ветки поблизости и начинали громко требовать.

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Надо сказать, звуки, которые они издают, отличаются впечатляющим разнообразием, от соловьиного пения до работы бензопилы. На пляже эти майны могли усесться поблизости и начать разговаривать, жена даже что-то им рассказывала, они в ответ ворковали.

А в большом отельном пруду живут огромные рыбы, я насчитал три разновидности: белые сомы, черные сомы, и проворные рыбки, похожие на карпов. Самые крупные белые сомы имели длину не меньше метра, я, увидев их издали, сначала принял за светлые бревна, лежащие на дне, только вблизи убедился — здоровенные рыбы, зависшие почти неподвижно. Попытка покормить их хлебом оборачивается тем, что более активные черные особи успевают сожрать весь хлеб гораздо раньше малоподвижных белых сомов.

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Жизнь на Чанге сильно расслабляет. Я брился не чаще раза в неделю, на пляж сразу из номера шли в плавках (своя ведь территория), прочитал кучу книжек, а интернет выходил почти только по своим делам. Отель пользуется определенной популярностью у жителей бывшего СССР, мы познакомились тут с немалым количеством людей, с некоторыми общаемся и поныне. Коронавирус, впрочем, начал уже завоевывать планету, но здесь все еще царила беспечность. Хотя, как-то к нам в отель заехала группа азиатов, поначалу все решили, что это китайцы (позже оказалось — кхмеры), валявшихся рядом канадцев как ветром сдуло.

Да, пляжи Ко Чанга несовершенны, но это с лихвой перекрывается другими чарами. Здесь великолепная природа, буйство зелени, расслабленная атмосфера, а небольшие размеры острова позволяют хоть каждый день перемещаться на новое место, благо их достаточно. Да, туристов в сезон очень много, но видел я и более переполненные пляжи, например, на Пхукете. Пробок на дорогах пока нет, рестораны многочисленны, место найдется всегда.

В одном из ресторанчиков обитает такая вот собака, неизвестно, тайцы ее так раскрасили, или туристы:

Остров-слон. Ко Чанг в январе

Чуть не забыл. В нашем полу-заброшенном раю жил павлин. Он бродил по коридорам верхних, нежилиых этажей, иногда спускаясь и на жилые. Поскольку все комнаты не закрыты, павлин совершал инспекционный обход. Уборщицы кое-где оставляли ему еду, павлин ее поедал, не теряя достоинства. Иногда, выходя в коридор, можно было увидеть торчащую из свободного номера пеструю голову, мол, что это за люди, кто-такие?

В общем, в Ко Чанг мы влюбились. Теоретически мы могли б продлить свое пребывание тем или иным способом, но у меня через неделю вылет в Австрию на горнолыжку, все давно забронировано. Так что увы.

Наше биг путешествие заканчивается, 1 февраля покидаем остров и едем в Бангкок, там ночуем и утром вылетаем в Москву. Бангкок удивил тем, что практически все местные жители были в масках, на Чанге этого не наблюдалось и близко. Летели назад, кстати, Туркменскими авиалиниями. Раньше я читал очень много нареканий на эту компанию, но в нашем случае все прошло на достойном уровне, никаких нареканий.

Конец.

Вылетев из Москвы 18 ноября, вернулись туда 3 февраля. За это время освоили юго-запад Шри-Ланки, пожив понемногу на основных известных пляжах; затем перебрались в Мьянму, посетив по пути Куала-Лампур, в Мьянме много передвигались по стране, знакомясь с известными достопримечательностями, в конце на пару недеь осели на пляже Нгапали; после Мьянмы перебрались в Таиланд, на острове Чанг провели три недели.

Начало всего путешествия здесь.