Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Коломбо, Бентота — Шри-Ланка Ноябрь 2019

Я почему раньше никогда в Шри-Ланку не ездил? Волны. Бескомпромиссные, постоянные, неумолимые волны, они там везде. Я даже как-то видел их с самолета, делая стыковочную посадку в Коломбо. Выбирая очередное место для зимней поездки, я постоянно вспоминал об этом острове, но — ах да, волны, вычеркиваю. Но годы шли, и вот осенью 2019 я опять вспомнил Шри-Ланку. Да, волны, но вдруг можно попытаться если не полюбить их, то как-то смириться? Я бы мог попробовать встать на серф, да и, в конце концов, полосу прибоя можно быстренько преодолеть, чтобы потом безмятежно болтаться в спокойной океанской воде, лениво отгоняя ногой акул. Жена приняла мое предложение. Решено, Шри-Ланка.

Виза для россиян бесплатна (после известных терактов страна ввела такой режим на ограниченное время), перелет из Москвы недорог. Климатический вопрос вроде бы решается в нашу пользу — сухой сезон, как пишут в интернетах, начинается в ноябре. Решено, покупаю билеты на 18 ноября в один конец. Почему в один? Потому что задумано большое азиатское путешествие, сроком до трех месяцев. Я, конечно, далее опишу весь маршрут с обычной степенью подробности, пока лишь кратко обозначу: прилет и проживание около месяца в Шри-Ланке, затем перелет в Мьянму, там познавательное путешествие примерно на неделю, потом пляж дней на 20, потом Таиланд, остров Чанг, недели на три. В простом виде пребывание в этих странах ограничено сроком в 1 месяц, в Шри-Ланке и Таиланде можно слегка подсуетиться и продлить, но нам хватало и этих сроков (т. к. на начало февраля были запланированы горные лыжи). Небольшую сложность представляет необходимость предъявлять доказательство намерения покинуть страну через месяц — обратный (или в третью страну) билет. А в случае с Мьянмой могли потребовать и бронь отелей на весь срок пребывания (об этом позже). Поскольку в Шри-Ланке и Мьянме мы намеревались активно передвигаться, приняли решение забронировать все проживание заранее. И, конечно, все перелеты.

Сказать легко, но на деле это непростое занятие. Надо было тщательно проработать все маршруты, просчитать, сопоставить величие целей с реализмом финансовых возможностей, проанализировать каждый отель или гестхауз, забронировать подходящие, купить билеты на внутренние перелеты. И все это за два месяца до вылета. Итоговая распечатка маршрута, плотно, по отелю в строку, заняла целую страницу А4. Отдельные распечатки были со всеми переездами (время, рейс и т. п.) и описанием всего, что намеревались посмотреть. Да, и еще листы с выжимкой советов бывалых — номера автобусов, места остановок, в какой стране каким приложением такси лучше пользоваться, какие внутренние перевозчики предпочтительнее и т. п. Все бумажные шпаргалки сделал в нескольких экземплярах и разложил по карманам и в багаж. И, разумеется, электронные копии в смартфонах. Авиабилеты и визовые документы тоже были распечатаны на всякий случай (оказалось, вовсе не зря).

С багажом поступили так, как уже было опробовано ранее — всего по рюкзаку на члена семьи. У меня 40 литров, у жены 30. Зимние вещи с собой не берем — подвозит и встречает родственник, оставляем все в машине, до аэропорта добежим в летних кроссовках и толстовках. Кое-что будем докупать на месте, а прачечные в Азии есть повсюду и они дешевы. Забегая вперед, замечу, что некоторые взятые вещи не были использованы ни разу, что наводит на мысль брать в следующий раз еще меньше багажа. Что-то было выброшено там по причине износа, освободив место для покупок.

Еще перед тем, как начать рассказ, выражу сожаление, что не мог писать значительно раньше — там время плотно спрессовывается, интернет не всегда хорош, ко всему еще и в первой трети путешествия сломался мой ноутбук-планшет, превратившись просто в планшет, а писать тексты без классической клавиатуры для меня сущее мучение.

И еще ремарка — степень подробности. Можно писать в стиле: «Мы посетили города такие-то, пляжи такие, вот фоточки», можно в стиле: «Вечерело. Для похода в ресторан жена выбирала что надеть — красную кофточку или синюю…». Буду стараться избегать перегибов в обе стороны, пытаясь сохранить равномерность.

Итак, первая страна — Шри-Ланка. Я не так давно узнал английское слово serendipity, которое переводится как прозорливость. А перед поездкой выяснил, что одно из древних названий Шри-Ланки — Серендип (или Серендиб), в переводе с персидского и арабского — страна львов. Львы на острове не водятся, а такое название, вероятно, искажение сингальского названия — Синхала Двипа. Остров начаселен двумя национальными группами, сингалы и тамилы. Если тамилов условно можно отнести к коренным народам (они принадлежат к той же семье, что и древние жители острова — дравиды), то сингалы относятся к индоевропейской группе, этот народ пришел из Индии и самоназвание — синхала — получил из языков типа санскрита, где синха означает лев. Таким вот затейливым образом связались львы и остров, на котором львов нет. А английское серендипити пришло из персидского эпоса «Три принца Серендипа», где герои блистали интуитивной прозорливостью.

Страна интересна тремя факторами — природа, море и культурное наследие. Примерно в середине острова есть скопление архитектурно-исторических достопримечательностей, известных как «культурный треугольник». В тех краях находится и Сигирия, и Дамбулла, и Поллонарува, и Канди, и Нувара Элия, и еще ряд достойных мест. Природные красоты представлены дождевыми лесами, национальными парками, горными пиками. А еще чайные плантации. Но нельзя объять необъятное, задача нынешней поездки — покорение пляжей, а если нам все понравится, следующий приезд на долгий срок (он есть в планах) начнем с треугольника. План нынешнего визита — охват известных пляжей юго-запада, именно на этой стороне острова сухой сезон приходится на нашу зиму. Выбранные точки для проживания: Бентота, Хиккадува, Унаватуна, Велигама, Мирисса и Диквелла. Направление переездов — все время на юго-восток, начиная от Коломбо.

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Прилетели в Коломбо 18 ноября в первой половине дня. В аэропорту купили симку с интернетом, обменяли часть наличных долларов и поехали на рейсовом автобусе до центра. В соответствии с планом оставили рюкзаки в камере хранения на ж.д. вокзале Форт. Там же переоделись (долой джинсы и кофты, привет, шорты и футболки), благо условия позволяли это сделать. В Коломбо намечена ночевка, у нас есть полдня на знакомство с центром города. Автобус из аэропорта прибывает в район рынка Петтах, место малоприятное: теснота, запахи, мусор, обилие приставал… Пока шли к Форту, достаточно ознакомились с этим рынком, нечего тут делать.

Наш интерес сосредоточен на колониальном центре и небольшом участке набережной, где видны попытки придать городу современный облик. Надо сказать, пешее передвижение по Коломбо особого удовольствия не доставляет: выхлопные газы от множества тук-туков и байков, оснащенных неэкологичными моторами, смешиваются с запахом от каналов, плюс адская жара. Многие тук-тукеры предлагают обзорные поездки, показывая план на ламинированном листе бумаги. Мне эти экскурсии кажутся избыточными, да и знаю я обычный расклад подобных поездок — среди 4–5 реально интересных мест вклинят пару магазинов, кафе и т. п. К тому же все, что мы собрались осмотреть, находится в зоне полутора часов пешком от края до края.

Часть наличных долларов я обменял в аэопорту, но здесь решаю доменять оставшиеся, чтоб потом не возвращаться к этому вопросу на пляжах. Сталкиваюсь с местными реалиями: курс, указанный на табло, в реальности не соблюдается. Причиной чаще всего являются придирки к качеству банкнот, они должны быть не только 100 $ новейшего образца, но и не иметь каких-либо пометок, следов сгиба и потертостей. Взять они готовы любые купюры, но курс будет произвольным. В итоге при обильном количестве обменных пунктов пришлось потерять время на метания и сам обмен. В аэропорту с этим проще, курс на разные банкноты часто указывается сразу и требования к качеству купюр значительно ниже. Ну да ладно. Достопримечательностей в Коломбо, как уже упоминал, немного. Да и те, что есть, весьма скромны.

Железнодорожный вокзал Форт (центральный):

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Эта скульптура мне понравилась, не знаю, что имели в виду авторы, мне видится символ эпохи — устаревание привычных предметов быта и отчаянье тех, кто не успевает за прогрессом:

Часовая башня-маяк:

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Такая башня здесь не одна, отличия меж ними небольшие. Несколько картинок городских улиц:

Красивая у них телевышка:

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Вышли к зоне небоскребов. Построены не все, процесс идет, возможно, через несколько лет (десятков?) центр Коломбо неузнаваемо изменится.

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Отель у нас забронирован не в центре, надо до него еще доехать. Нагулявшись по душному городу, решаем, что пора двигаться к отелю. Пришли в Форт, получили вещи в камере хранения (clock room) и приступили к отлову тук-тука. Я знал, выяснил это еще в Москве, что на Шри-Ланке следует пользоваться приложением Pickme, но увы, забыл про него напрочь. В итоге доехали за цену, ровно вдвое выше, чем на следующий день назад уже через приложение. Вселились в отель, тут же пошел дождь, неожиданно сильный и долговременный. Пришлось корректировать план на вечерний ужин, вместо похода в ресторан заказали с помощью хозяина пиццу с пивом в отель. Зато освободившееся время позволило тщательно сравнить способы передвижения в следующий пункт, и вместо автобуса мы выбрали поезд.

Утром приехали в Форт задолго до ближайшего поезда, жена наотрез отказалась ходить по городу еще раз, я оставил ее с рюкзаками на вокзале (у нее были интернет и читалка), а сам побежал в еще неохваченные вчера места, благо их осталось совсем немного.

Преобладающая религия в стране — буддизм, но достаточно много индуистов, мусульман и католиков. Индуистский храм:

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Одна из достопримечательностей города — Красная мечеть — оказалась буквально зажата меж домов:

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Здания в этом районе не всегда опрятны:

Уличный точильщик ножей:

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Набегался, устал, но, думаю, это даже хорошо, тем легче будет ехать в поезде, как раз отдохну. Вернулся к жене, дождались поезда, который пришел минут на 20 раньше отправления. На Шри-Ланке существует три класса билетов, первый — вагон с сидячими мягкими местами и кондиционером, второй — вагон с сидячими местами и вентилятором, третий — вагон с местами по периметру, более ориентирован на стоящих пассажиров, сидеть можно только если повезет. На наш поезд были только второй и третий классы, взяли второй. Сюрприз — в поезде не оказалось второго класса, а в третьем все сидячие места заняты. Пришлось стоять (спустя минут 20 сели). Второй сюрприз, заставивший уже насторожиться — отправление состоялось на 5 минут раньше. Позже опасения подтвердились — это не наш поезд, недаром мы удивлялись раннему отправлению, просто это весьма сильно опоздавший предыдущий поезд. Хорошая новость была в том, что он не доезжал до нашей станции всего одну остановку, пришлось выйти в местечке Алютгама, а до нужного нам гестхауза в Бентоте добираться на тук-туке, на это ушло минут 10.

Гестхаузы на Шри-Ланке обычно называются виллами. Чаще всего хозяева живут либо в том же большом доме, либо в доме по соседству. В Бентоте у нас был свой отдельный домик-бунгало, без кухни и ТВ, но с кондиционером, горячей водой и обязательным в этих местах антимоскитным балдахином. Хозяин, Джей, оказался уникальным человеком. Как только мы вселились, пошел сильный дождь, идти в ресторан не было никакого желания. И он предложил приготовить нам ужин. «Будет дешевле чем в ресторане и не менее вкусно». Что ж, мы согласились, выбрав из предложенных вариантов курицу. Ожидания не оправдались — вместо унылого фаст-фуда мы получили изысканно сервированный вкуснейший набор яств. Оказалось, хозяин 10 лет работал в Саудовской Аравии шеф-поваром в 5-звездном отеле. Знает 4 языка кроме родного, эрудирован и готов помочь в любых вопросах. На следующий день он к 5 утра съездил на рыбный рынок и привез огромную барракуду, вопрос с ужинами на два дня был решен. Надо сказать, Джей не только вкусно готовил, но и затейливо сервировал блюда.

Помимо шикарных ужинов, «вилла» запомнилась обильной растительностью — живешь словно среди джунглей, множеством живности — поющие белки-полосатики (на сингальском называются Лена), черепахи, колибри (Джей показывал их домик), обезьяны двух видов, особый восторг у жены вызвал по хозяйски разгуливающий мангуст (не сфотографиловал, увы). В общем, эта сторона пребывания в Бентоте до сих вспоминается с теплотой. Правда, Wi-Fi был плохой, по сути, его не было.

Обезьяна на столбе возле дома:

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Теперь о пляже. Их здесь два, разделенных скалистым выступом. Северная часть более обжита, там стоят пляжные отели с лежаками-зонтами, есть какие-никакие кафешки, есть люди. Южная часть — огромное почти безлюдное пространство, состоящее из песка, неба и воды. Отели есть, но они расположены чуть поодаль от берега, за полосой мангровых зарослей. Характерная примета южного пляжа Бентоты — стелющиеся по песку многометровые зеленые побеги, идущие от мангровых зарослей к морю. Кончается эта поросль метрах в 20–30 от линии моря, оставляя широкую часть желтого песка.

Со стороны моря это выглядит так:

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Взгляд на юг со скалистого мыса:

А это северная часть:

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

С северной стороны мыса хорошие, предсказуемые волны, здесь любят кататься серферы:

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

Цены на уроки и прокат досок в Бентоте высоковаты. Я решил отложить эту тему до Велигамы, которая включена в план передвижений.

Прогулка по южному пляжу:

Вид на мыс с юга:

Это кто тут?

Страна чая и океанских волн. Часть 1. Коломбо и Бентота

А, игуана, их здесь много.

Над полосой прибрежных мангровых зарослей я как-то заметил парящего орла, но, присмотревшись, увидел, что орел слишком странный. Это летающее существо имело внушительное тело коричневого цвета и вместо клюва был нос. Более всего похоже на летучую мышь огромного размера, с размахом крылье не менее метра. Существо сделало круг и зашло на посадку, погрузившись в мангровые джунгли. Скорее всего это была летучая лисица. Снимок сделать не успел.

Скалистый мыс состоит из двух частей с микроскопическим пляжиком меж ними:

Традиционная ланкийская рыбацкая лодка:

Я долго не мог понять, почему местные лодки имеют такую форму, пока не увидел в ней рыбака, использующего эту форму по назначению (до этого видел как люди просто сидели на перемычках). Дело в том, что в море всегда волны, если стоять с удочкой, то качка запросто сбросит рыбака с лодки. Но если сделать борта лодки очень узкими, то можно стоять поперек лодки, упираясь бедрами одновременно в оба борта. А расширяющийся снизу профиль дает возможность разместиться стопам в любом направлении.

Теперь краткие характеристики моря. Волны здесь самые обычные для Шри-Ланки, укромных мест почти нет, разве что на северном пляже у самого начала мыса они поменьше, можно даже купаться с детьми. В океане есть «течения» или каналы, возникающие и исчезающие без четких закономерностей. Сила таких течений не очень велика, я попал как-то раз, выплыть не составило труда. Но я опытный парень, хорошо плаваю, не паниковал и знал что делать. У неопытного плохого пловца теоретически возможны проблемы. Возникновение таких течений объясняется легко: накатывающие с океана волны приносят огромное количество воды, она стремится откатить назад, но тут подходит новая порция, для отката вода сжимается в сравнительно узкие каналы, они то и называются в народе течениями. Поскольку физика процесса не предполагает длительного и устойчивого характера потока, действовать можно двояко-либо просто расслабиться и ждать, когда поток иссякнет (но за это время можно оказаться весьма далеко от берега), либо грести параллельно берегу в сторону. Второй способ предпочтительнее, т. к. канал обычно имеет ширину всего несколько метров.

Вода у самого берега мутновата — виноват взбаламученный волной песок, в 5–10 метрах дальше вода более прозрачна. Температура воды очень комфортна, градусов 29–30. Кому-то такая температура даже не кажется приемлемой, слишком уж теплая. Но мне в самый раз, увы, мерзну уже при 26 и ниже. Здесь, в Бентоте, у меня выработался алгоритм купания, который потом стал привычным на всех пляжах острова. Заходя в воду, нужно прикинуть величину волны вдали, если она не очень большая, надо быстро идти вперед, пока можно — ногами, потом энергично плыть. Если волна высока, нужно нырнуть в нее (серферы называют это дак-дайв, ныряние уточкой), вынырнув, оказываешься уже в другой реальности, волн почти нет, можно безмятежно лежать на воде, можно плавать, если в маске, можно исследовать пучину. Я подводный охотник, чтоб не дразнить свои инстинкты, в эту поездку не взял маску. Кстати, подводная охота на Шри-Ланке запрещена с 2016 года.

Главная же неприятность, которая может подстерегать на пляжах как Шри-Ланки, так и других стран Азии — сенд флай, песчаная мушка. Я раньше слышал о ней, но не доводилось испытать на себе ее адское воздействие. Вопрос — подвергались ли вы когда-либо массовым укусам сенд-флаев? Ответ — любыми способами старайтесь этого избегать. Песчаная мушка имеет размер примерно 1 мм, черненькое тельце с белыми крылышками, летает обычно не выше 10–20 см от песка, но может взлетать и значительно выше. При таких безобидных боевых характеристиках мушка опасна тем, что ее укус у большинства людей выливается в стойко зудящий волдырь. Поскольку атакуют они обычно стаями, кожа в местах укусов покрывается крупной сыпью, а зуд длится несколько недель (я читал даже о месяцах), при этом интенсивность зуда превышает комариный раз в 5–10. В Бентоте я подвергся подлому нападению этих тварей. Это сейчас я подкован и знаю, что любят они жить в старых пляжных деревяшках, у кромки травы, в кучках засохших водорослей. Период наибольшей активности приходится на мокрый сезон и первые пару недель сухого. Я, выйдя из моря, присел на какое-то сухое бревнышко, валяющееся на песке. Сами по себе укусы почти не болезненны, напоминают слабые комариные, поэтому я не сразу понял, что происходит. Первые дня три воспринимал зуд как следствие простых комариных укусов, но дней через пять понял, что тут что-то другое и полез изучать вопрос. Местные аптекари продали мне антигистаминное (я попросил первое поколение, чтоб срубало в сон, иначе зуд не дает спать) и кортикостероидную мазь. Увы, несмотря на медикаментозное лечение, зуд продолжался неделя за неделей, пришлось смириться и терпеливо переносить свалившееся на меня несчастье. Впрочем, днем это вполне можно игнорировать, но вот засыпать, увы, проблема. Жену никто не покусал. Как я потом выяснил, обитают эти мушки ареалами, вот здесь есть, а буквально через метр-два их уже нет. Да и кусают не всех и не всегда. Хорошим средством укрощения зуда считается кипяток — капля в эпицентр волдыря, слыхал и о горячем фене. Пробовал, но поздно, поэтому не понял, действует или просто уже начало стихать само по себе. Чесался точно больше месяца, а ни разу не аллергик.

Что еще можно сказать про Бентоту? Городок невелик, какой-то центральной улицы с обилием ресторанов и магазинов здесь нет. Даже алкогольный магазин всего один. Кстати, об алкоголе. Его купить легко, но не так легко, как в Европе или том же Таиланде. Здесь обычно в среднем пляжном городке есть один или два магазинчика, представляющих собой что-то вроде склада с зарешеченным фасадом, в котором имеется одна или две амбразуры. В эти отверстия суешь свои деньги, говоришь, что тебе нужно, продавец дает тебе товар. Походить, беря бутылки в руки и рассматривая их, невозможно. Я пробовал расспросить продавца о том или ином товаре, если нет очереди, он вполне охотно рассказывает, но очередь чаще всего есть, поэтому лучше заранее знать, что ты хочешь. А хотеть здесь, на мой вкус, стоит лишь три вещи — пиво, ром Каллипсо и Аррак. Мы питались в ресторанах, пиво пил там, а крепкие напитки покупал только пару раз на пробу. В религиозные праздники и полнолуние (?) алкомаркеты закрыты. Хотя я в полнолуние видел такой магазин открытым, возможно, полнолуние на небе и полнолуние в расписании работы — разные вещи.

Да, насчет сухого сезона, начинающегося с ноября. Мы провели на юго-западном побережье почти месяц с 18 ноября, за это время всего 2 дня не было дождя. Даже улетали отсюда в сильный дождь с грозой. Правда, целиком дождливых было тоже 2 дня, обычно дождь начинался часов в 16–17. Утром при этом уже было сухо и солнечно, лишь местами можно было заметить стремительно подсыхающие лужи. То есть, для пляжного отдыха такая погода подходит, однако есть несколько, НО: сенд-флаи, неудобство вечерних походов в ресторан и низкая прозрачность прибрежных вод, в которые стекает вся грязь во время дождя. Мы сделали вывод, что полноценный сухой сезон начинается не раньше середины декабря. Возможно, в нашем случае имела место какая-то погодная аномалия, возможно, эта аномалия становится нормой, ведь повсюду этой зимой были отклонения от привычной погоды.

В Бентоте мы провели 4 дня, вспоминается она как место для тихого безмятежного ничегонеделанья, прерываемого многочасовыми купаниями. Посмотреть здесь особо нечего, есть экскурсии по реке с одноименным названием, там можно любоваться мангровыми зарослями, но мы этого насмотрелись в других местах. Организуются экскурсии вглубь острова, но это есть во всех пляжных городках. Инфраструктура в Бентоте слабовата, даже пляжную утварь купить не так легко, как может показаться. В частности, жена не смогла купить купальник, настолько скуден был ассортимент. Но в целом Бентота вспоминается очень позитивно, не могу сказать, что я исключил бы это место из списка для повторного посещения.

Конец 1 части.

Продолжение (Хиккадува, Унаватуна и Галле) здесь.