Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был вчера 18:35

Санкт-Петербург + 1 город — Россия, Нарва, Таллин — Эстония Декабрь 2019

Новый год — домашний праздник. Так я думал до декабря 2017-го, когда отправился к другу в гости встречать новый 2018-й год. В Абхазии, в доме, заселенном на 10%, с выбитыми повсюду стёклами, с раскиданной по двору старой мебелью… Зато вместо салюта у нас была стрельба из ружья с балкона, собранные во дворе мандарины (и гильзы), неограниченное домашнее вино и под боком — море с пляжем заброшенного санатория. Там многое было не для протокола, но расскажу как-нибудь.

С 2018 на 2019 захотелось чего-то более комфортного и я снова слушал бой курантов дома. А вот ещё спустя год родилась прекрасная идея. Поскольку наконец-то я в праздники как все белые люди отдыхал (обычно из-за азиатских туристических форумов ATF приходилось с 3 января работать), само собой напрашивалась поездка куда-нибудь. Итак, что мы имеем?

• Деньги: сколько-то есть, но не на то, чтобы рвануть в заокеанские дали на виллы у моря под пальму с кокосом, да и на Новый Год везде ценник подскакивает.
  • Брат: мелкий сорванец переехал из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы продолжить после магистратуры в Голландии учёбу в аспирантуре Европейского Университета в Питере.
  • Желание: еще после посещения Чехии в начале декабря в далёком уже 2015 году я захотел окунуться в атмосферу европейского Рождества с ярмарками, глинтвейном и вот этим всем.
  • Направление: должно быть еще мною не посещенное.
  • Шенген: в наличии до 8 марта 2020.

Итак, пазл сложился в Прибалтику. Навестить брата в Питере, посмотреть сразу три страны, нагуляться на ярмарках, напиться глинтвейна, объесться санкционными продуктами. Предложил эту гениальную идею друзьям без особой надежды — всегда у всех разные предпочтения, вечно не можем вместе собраться. К моему удивлению, согласилось сначала двое. Потом еще один. И потом еще двое. Ну держись, Прибалтика!

Балтийский Балдёж 1. 2019 — Питер — Нарва — Таллин

Первая фотография в поездке. Мы со Стасом в аэропорту Кольцово, ждём рейса в Питер.

Первая мысль: нас много, давайте арендуем минивэн! Реальность: минивэнов мало, они очень дороги, чтобы это всё было экономически целесообразно, нужно 8 человек и сдавать в том же городе, иначе солидная прибавка к аренде, ее стоимость порой перебивающая. К тому же все собирались как стереотипные русские новогодние люди (и как стереотипные русские туристы) ежедневно много выпивать. Изучив предложения автобусных операторов, мы решили отказаться от идеи брать минивэн — минусы явно перевешивали плюсы.

Была и еще одна причина не пользоваться машиной. Мне очень стала нравиться мысль проехать Прибалтику насквозь и улететь в Екатеринбург из Калининграда. Бонус: поскольку прямые рейсы летают не каждый день, а стыковки в Москве очень уж неудобные, у меня освободились целых два дня в ожидании удобного рейса, которые я решил по совету друзей потратить на соседний с Калининградом Гданьск.

Общий план нарисовался, и мы умудрились даже его всю дорогу придерживаться без изменений:

• 28 декабря Виталик и Настя улетают в Питер. Сутки спустя, рано утром 29 декабря, за ними следуем мы со Стасом. Чуть позже и почему-то через Москву едут Валя и Марина.
  • 30 утром выезжаем в Ивангород/Нарву на автобусе, проходим границу, ночуем. Рано утром — автобус в Таллин.
  • 2 января вечером — ночной автобус в Вильнюс (мы решили что еще достаточно молоды для такого).
  • 5 утром автобус в Тракай и обратно, далее — в Ригу.
  • Из Риги 7 числа вечером Валя и Марина улетают, оставшиеся всё-таки берут машину — в Даугавпилс и соседнюю Краславу.
  • 8 числа обратно в Ригу, сдаем машину, на следующее утро Виталик и Настя отправляются в Екатеринбург по замысловатому маршруту через Копенгаген, Хельсинки и Москву, в каждом из городов еще потусовавшись по дню. Стас — обратно в Питер через Таллин. Я же в ночь с 8 на 9 еду опять таки ночным автобусом в Калининград, где пересаживаюсь на автобус до Гданьска.
  • 11 января с утра еду обратно в Калининград и там пару дней гуляю.
  • 13 числа наконец-то улетаю домой. Уфф.

Питер

Балтийский Балдёж 1. 2019 — Питер — Нарва — Таллин

Итак, стартовали мы все так или иначе из Питера. Во второй половине дня 29 декабря мы все вшестером встретились у ёлки на Дворцовой площади. Особой культурной программы не было, кроме попытки попасть в Михайловский замок (чуть-чуть не успели) и выставки Дейнеки и Самохвалова в Манеже (успешно и фантастически круто). Просто погуляли по городу, а затем пошли по заведениям. Решили избегать избитых Рубинштейна и Думской, в итоге засели в модном нынче баре «Хроники», где к нам присоединился мой брат, который, собственно, это место и посоветовал.

Выставка работ Дейнеки и Самохвалова в Манеже

Мы с бро в «Хрониках»

Балтийский Балдёж 1. 2019 — Питер — Нарва — Таллин

После того как все разошлись, мы с братом отправились кутить по другим барам. Названий уже не скажу, потому что в истории Убера — только адреса, а на одном адресе может быть по нескольку баров. Во сколько мы притащились домой — тоже не знаю, но хорошо что на следующий день у брата не было с утра дел, а наш автобус стартовал в 11–40.

Квартира питерского интеллигента!

Нарва

Сейчас буду причинять пользу. Чтобы добраться из Санкт-Петербурга до Таллина автобусами, можно воспользоваться услугами компаний Ecolines и Lux Express. Время в пути — около 7 часов. На такой длительный рейс я готов только если он ночной, терять целый световой день отпуска довольно глупо. Да и предновогодний ценник почти в 3000 рублей не внушал оптимизма. Поэтому мы на сайте BusFor купили билет до Ивангорода (400 рублей, перевозчик — какое-то ИП, обычный автобус для коротких расстояний), и далее на сайте Lux Express из находящейся на другом берегу реки Нарвы на следующее утро — в Таллин (7 евро).

Все происходило чуть медленнее, чем мы рассчитывали. По плану был осмотр крепости в Ивангороде и в Нарве. В итоге мы поняли, что особенно ничего не успеваем и надо бы скорее пересечь границу. Она представляет из себя мост через реку Нарва, на российской стороне — наши пограничники, на эстонской — соответственно, эстонские. С моста открывается хороший вид на Нарвскую крепость, но туда мы уже тоже не успевали, да и стемнело моментально — начали переход еще засветло, а на выходе была уже конкретная ночь, при том что мы нигде не стояли в очередях.

Граница России и Эстонии

Ну окей, раз мы не успели в крепость, то остаток дня нужно провести с пользой. Мы заселились в предварительно забронированные апартаменты на 6 человек и отправились в торговый центр — докупить что-то в поездку. Я летел Победой только с ручной кладью, а обратно у меня билет Уральскими авиалиниями с багажом, и по большому счету я взял небольшой рюкзак, минимум вещей и свернутую дорожную сумку.

Успешно пошопившись, мы, разумеется, пошли в бар. А после этого — продолжили отмечать прохождение границы в номере. Как оказалось, для половины из нас это было первое в жизни пересечение шенгенской зоны. И даже автобус в 7 утра нас не смутил…

Но спасибо автобусам Lux Express — очень удобные кресла. Есть еще интернет и туалет, но очень хотелось спать, так что они были не актуальны. Незаметно пролетело во сне время, и 31 декабря в пол одиннадцатого утра мы уже были на автовокзале Таллина. Ну привет, столица Эстонии и место, где мы встретим Новый Год!

Таллин

Балтийский Балдёж 1. 2019 — Питер — Нарва — Таллин

Первые впечатления — где вся готика, и вообще здания старше 50 лет? Автовокзал находится на почтительном расстоянии от Старого города, а нам нужно было пройти его насквозь — снятая квартира находилась с другой стороны кольца крепостных стен. Впрочем, до заселения далеко, вещей немного (я все ещё с одним рюкзаком, хоть и потолстевшим после Нарвы) — решено прогуляться, заодно посмотреть и современную часть города.

Все чистенько, опрятненько, плюнуть некуда, глаз радуется. То задирая голову к небоскребам, то смотря под ноги, переходя трамвайные пути, мы незаметно приблизились к воротам Виру и победно вошли на территорию Старого города. Да, забыл сказать — нас было трое, а не шестеро. Потому что вторая половина компании (я, Виталик и Настя) поздно спохватилась насчет билетов, и на более удобный 9-часовой автобус не было мест, поэтому пришлось ехать на более раннем 7-часовом.

Балтийский Балдёж 1. 2019 — Питер — Нарва — Таллин

В Старом городе у меня было одно важное дело. В визит-центре (который 31 декабря работал до 15:00) меня ждала забронированная Tallinn card — незаменимая штуковина, благодаря которой я сэкономил внушительное количество евро. Доступы во все музеи, весь транспорт — бесплатны, и только за hop-on hop-off туры и экскурсии с гидом полагается доплачивать, но и тут не полный прайс. Так что однозначно рекомендую, очень мне пригодилась эта карта. Заказать можно на официальном сайте Tallinn card, забрать — в инфоцентре и еще куче разных мест. Стоимость для взрослого — от 29 (на 24 часа) до 52 евро (на 72 часа). Более половины суточной карты отобьётся уже на посещении Морского музея. А в старом городе любой музей, и даже некоторые церкви просят плату за вход, хотя бы 2–3 евро. Так что окупается моментально, если вы собираетесь окультуриваться в среднем режиме.

Погуляв по городу, улочкам, ратушной площади и почему-то совсем не поймав новогоднего настроения (снега нет, светло, многие лавки еще не открылись), мы после полудня решили попробовать проникнуть в квартиру — бросить вещи Насти и Виталика. Меня рюкзак по-прежнему не напрягал, но из солидарности я отправился с ними. Да и моя помощь была нужна.

Балтийский Балдёж 1. 2019 — Питер — Нарва — Таллин

Обычно я апартаменты снимал через Airbnb, но в этот раз мы нашли неплохой вариант через Booking на улице Vabriku 19 — видимо, улица Фабричная. Гостиная и 3 спальни, размещение — до 8 человек, упакована по последнему слову. И находится недалеко от старого города, нужно всего-то миновать вокзал и привокзальный рынок, по подземному переходу выйдя буквально к старинным стенам. Хозяин говорит на хорошем английском. В общем квартирку рекомендую. Несмотря на то, что она находится в старом доме и состояние подъезда вызывает некоторое удивление. Но в самой квартире все новое и свежий ремонт.

Вот наш дом

А пока что мы шли в обратном направлении, удаляясь от центра города. Увидев дом, ничего не смогли сделать. Позвонили хозяину — он сказал, что заселение вообще-то в 4, а как найти ключ скинет в смс. При этом интернета ни у кого нет, только звонки, а в смс, конечно же, пришла ссылка на инструкцию для попадания. Короче, рассудив, что все равно мы голодные уже, отправились на фудкорт у вокзала в поисках кафе с вайфаем. Где созвонились с остальной троицей и договорились там воссоединиться.

Балтийский Балдёж 1. 2019 — Питер — Нарва — Таллин

Со смотровой Паткули (вверху) открывается вид как раз на район нашей квартиры и на вокзал

Это вот улочки после вокзала

Да, и посмотрели как таки попадать в квартиру. Нужно подойти к торцу дома, с помощью 4-значного кодового замка открыть один из небольших ящиков для хранения ключей и взять связку. Преодолев все сложности, мы заселились и немедленно выпили! Да, тут бы больше подошла цитата не Ерофеева, а Довлатова — всё-таки именно Сергей Донатович жил в Таллине, но выпили мы действительно без промедления!

Новый Год

План был такой — раз уж стемнело, сходить в магазин, набрать санкционных продуктов и сделать себе, скажем, новогодний полдник. Посидеть в уютной домашней атмосфере, тем более хорошо обставленная квартира к этому располагает. Ну, а ближе к 10 вечера пойти гулять по ярмарке, пить глинтвейн, шампанское из горла, петь «Катюшу» и Happy New Year группы ABBA, немножко нарушать беспорядки и хулиганить безобразия, как настоящие руссо туристо!

Балтийский Балдёж 1. 2019 — Питер — Нарва — Таллин

10 вечера, все приняли душ и переоделись, на низком старте, готовы к приключениям. Звонок в дверь. На пороге стоит эстонская бабушка и что-то в сердцах по-эстонски нам выговаривает. По-русски, как показалось сначала, не говорит совсем, но после моей попытки использовать английский, сдалась и вспомнила сильно заржавевший великий и могучий. Оказывается, затопили мы ее…

Все проблемы — из-за улучшений. В одном углу ванной комнаты второго этажа старого дома с деревянными перекрытиями стояла и стиральная машина, и — сверху на ней — сушильная. Обе вместимостью килограмм на 10, не меньше. И я так думаю, что благодаря изменению уровня пола вода уходила в угол к этой башне из постирочной техники, проникая далее на первый этаж.

К счастью, переговорив с хозяином и пообещав бабуле построить плотину из полотенец и так больше не делать, а заодно пожелав ей счастливого нового года, расстались со всеми друзьями и в приподнятом настроении вывалились навстречу приключениям!

Балтийский Балдёж 1. 2019 — Питер — Нарва — Таллин

Пока что стоять могли все, хотя уже походка некоторых намекала на приближение Нового Года. Кстати, выходя из квартиры, мы не забыли захватить с собой и бурбон, и Vanna Tallinn, и шампанское, и возможно что-то еще. Так что со стороны можно было подумать, что мы отправляемся на ратушную площадь Таллина продавать алкоголь. Но нет, вы нас плохо знаете, мы там еще докупим и не раз.

Погуляв туда-сюда по старому городу, мы незадолго до полуночи пришли к Ратушной площади. Людей было много, но и нам место нашлось, несмотря на амплитуду колебаний туловищ. Со сцены у ёлки что-то бодро вещали на эстонском и русском, а ровно в полночь, безо всяких курантов и опостылевшего Путина, но с салютом и громкими криками, мы подняли свои бокалы с что-там-у-нас-было и выпили за наступивший 2020 год. Друг с другом и со всеми, до кого смогли дотянуться.

Балтийский Балдёж 1. 2019 — Питер — Нарва — Таллин

Далее неразборчиво. На следующее утро я понял, зачем были созданы сторис в Инстаграм. Чтобы, например, понять, почему у Виталика порван пуховик (неудачный паркур) и откуда в прихожей появилась ваза с духами и благовониями (был слегка ограблен туалет какого-то заведения на площади). Это как Мальчишник в Вегасе, только Новый Год в Таллине.

Одним словом — ууухххх! И это мы еще лайтово покутили. Если бы мы знали, что в 2020 всем придет полный коронавирус, то тогда бы оторвались как следует!

В следующей части слегка похмельно, но расскажу всё-таки про Таллин и что удалось посмотреть!