Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был сегодня 10:53

Таллин — Эстония Январь 2020

Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать. (здесь и далее цитаты С. Довлатова, жившего в Таллине — в прошлой части я случайно процитировал Ерофеева, а ведь он не жил в Таллине, он жил на севере Москвы)

Первый день нового года

Надеюсь, что не существует поговорки «как первый день нового года встретишь, так его и проведешь». Потому что так я совершенно точно больше не хочу даже одного дня. Но зарекаться, конечно, не буду. «Алкоголизм — излечим, пьянство — нет».

Балтийский Балдёж 2. Первый день 2020 и Таллин

Тут надо понимать, что на алкогольных фронтах было взято всё. В студенческие годы в универе и общаге пили такие напитки, которыми сегодня побрезгуют забулдыги с теплотрасс. Пили боярышник. Пили ламивит. Пили самогон бабы Шуры одинарной перегонки без обрезанных голов и хвостов. Пили всё. И объемами, превышающими смертельную дозу для нормального человека. Такой опыт позволял впоследствии на любой пьянке с относительной легкостью оставаться в сознании и быть начеку, а также помогать тем, кто уже не мог оставаться в сознании и быть начеку. В общем, перепить меня — это всегда нужно было очень сильно постараться. «Мы пили, когда не было денег. Глупо не пить теперь, когда они есть».

Но тут я не знаю что произошло. Или то, что я начал ежедневные новогодние тусовки за несколько дней до. Или просто какие-то особенные объемы. Или спирт не родной, не скрепный. Возможно, комплекс факторов. Но 1 января у меня попросту не было. Я банально не мог встать. Я конечно смог бы выйти, но, во-первых, это бы не принесло мне удовольствия. Во-вторых, я прислушался к организму и понял, что если не отлежусь сегодня, то буду не в состоянии функционировать как надо и завтра. Поэтому взял вынужденную паузу, хоть и безумно жалко было дня в Таллине, ведь их было всего три. Но — за удовольствия, как и за ошибки, надо платить, а уж если это комбо, то платить вдвойне. «Пьянство — это добровольное безумие».

Балтийский Балдёж 2. Первый день 2020 и Таллин

(простой способ засветиться на YouTube)

Лётная Гавань

«Я болел три дня, и это прекрасно отразилось на моем здоровье». Мысль отлежаться 1 января была правильной — утром 2 января я себя чувствовал если не прекрасно, то вполне сносно для прогулки по городу. Ребята с багажом оставили сумки в квартире до вечера (эту опцию мы согласовали с хозяином квартиры), я же всё ещё был с одним рюкзаком, и в полдень наконец-то пошел погулять по городу.

Для начала мы все вместе отправились в Морской музей Таллина — он находился недалеко от квартиры. отличный повод погулять по жилому малоэтажному району города, посмотреть как живут не в центре.

Пройдя через Таллинский Централ (хорошо ли мотать срок с видом на море?), приближаемся к музею, и для начала направляемся во внутреннюю экспозицию. Лайфхак: если вы не хотите платить деньги (15 евро, с Tallinn card бесплатно), то экспозицию снаружи можно посмотреть совершенно свободно. Правда состоит она из нескольких экспонатов на суше и одного корабля на воде, о нем чуть позже.

На подходе — тюрьма

Балтийский Балдёж 2. Первый день 2020 и Таллин

Вообще, это называется Лётная гавань, и фактически является филиалом Морского музея, который расположен в Старом городе, в башне Толстая Маргарита. Но по размерам превосходит «материнский» музей — все же располагается в настоящих ангарах для гидропланов.

Первое, что бросается в глаза — огромная подводная лодка. Но сперва предлагается обойти огромный ангар и посмотреть на другие экспонаты, а заодно и на подводную лодку сверху. Кстати на нее проецируется видео.

В числе других экспонатов в музее — различные мелкие лодки, спортивные парусные судна, копия гидросамолета Short 184, а также настоящие корабельные орудия.

Внутренняя экспозиция

Балтийский Балдёж 2. Первый день 2020 и Таллин

Но главным экспонатом музея является дизель-электрическая подводная лодка Лембит. Это одна из двух подводных лодок в истории Эстонии, и единственная оставшаяся. Вторая являлась близнецом по имени «Калев» и пропала во время войны. «Лембит» же совершал успешные боевые походы, был выведен из состава в 1979 году, став плавучим музеем. На момент постановки в ангар на сухое хранение в 2011 году «Лембит» являлся старейшей в мире подводной лодкой, находящейся на плаву.

Лембит

Снаружи мы отправились к другому значимому экспонату музея — дизельному пароходу-ледоколу Суур Тылл 1914 года постройки. Он был построен на верфи в Германии, и является одним из трех сохранившихся ледоколов подобного типа на Балтике. Будучи в царской армии России, пароход назывался «Царь Михаил Фёдорович», после революции и во времена СССР — «Волынец», под финским флагом ходил как «Вяйнямёйнен», а под эстонским переименовался в «Суур Тылл». Участвовал в двух мировый войнах и в февральской революции! Для посещения открыты несколько палуб, разные каюты, кают-компания, машинное отделение. Бонусом — отличные виды на берег и город.

Закончив с пароходом-ледоколом, нужно было уже поторапливаться в центр — темнеет всё же рано. Валя со своей Мариной и со своей подвернутой ногой уже начал свыкаться с мыслью о передвижении на такси по всей Прибалтике, но прямо сейчас нас было шестеро и хотелось какого-то другого решения. И оно тут же к нам подоспело — в виде туристического паровозика, который соединяет два филиала морского музея Таллина. Вторая часть музея, как мы помним, расположена в башне Толстая Маргарита, а это начало центральной части города. Таким вот образом мы вшестером и еще с десятком других туристов добрались до центра. Цена вопроса — по два евро с носа, что-то такое.

Старый город

Немного похромав туда-сюда по брусчатке, Валя со своей женой-декабристкой отправились до травмпункта, мы же явно ничем помочь не могли, поэтому вчетвером пошли слоняться по городу дальше. Церковь Олевисте была уже закрыта, хотя времени было всего 4 часа, а вот находящаяся выше по улице Pikk церковь Святого Духа со старейшими в Таллине часами на стене, а также старейшим колоколом, была очень даже открыта. Более того, смотритель отговорил прямо сейчас отдавать 1,5 евро за вход (с Tallinn Card как обычно бесплатно), потому что в 6 часов здесь будет органный концерт, и имеет смысл пару часов погулять.

Тут нас осталось трое — Стас срочно вспомнил про важные дела и мы условились встретиться здесь в 6 и послушать органный концерт. Мы же втроем на этой же площади, буквально через улицу Пикк, натыкаемся на Эстонский исторический музей в здании Большой Гильдии. Вот и потратим с пользой время!

Вход вроде 8 евро — я уже точно не помню, потому что мне как счастливому обладателю Tallinn card везде были открыты дороги. Внутри — всё, что полагается иметь краеведческому музею: от совсем древних находок на данной территории через средневековые экспонаты до занятных инсталляций времён советского быта, которые можно (и нужно, иначе половины не увидите) трогать.

В музее открыт первый этаж и подвальное помещение старинного здания. А слева от касс есть еще совсем крошечный зал, о котором мало кто знает — там представлена довольно впечатляющая коллекция монет. В общем, почти час в музее пролетел довольно быстро.

Музей перекликался с нашим настроением

Как говаривал Винни Пух, пришло время подкрепиться. Вчера, пока я помирал в квартире, ребята сходили в знаменитую «Старую Ганзу», отведали блюд почти что без очереди. Мне тоже хотелось чего-то исторического в плане еды, но очередь в «Olde Hansa» существенно выпирала наружу — видимо все пришли в себя после 1 января и были готовы к новым подвигам. Да и Виталик с Настей, которые остались со мной, вчера там обедали, так что мы решили навестить другое знаковое заведение со средневековым уклоном — «Три Дракона», что в здании ратуши.

Очередь торчала на улицу и здесь, но двигалась ощутимо быстрее — ведь в «Драконах» всё поставлено на поток в формате оперативного перекуса, а в «Ганзе» выбор блюд по меню, официанты и вот это вот всё. Тем не менее, мы простояли более получаса, прежде чем попасть в заветный полумрак средневековой забегаловки.

Пока мы стояли в очереди, пользуясь тем, что нас трое, времени мы не теряли. Ребята сходили побродить по Ратушной площади, а когда они сменили меня на посту, я отправился прогуляться по фрагменту крепостной стены. Опять же: вход то ли 1,5 евро, то ли 3 — не помню, потому что всемогущая Tallinn Card помогла мне пройти и здесь.

Внутри, пока поднимаешься на стену по винтовой лестнице, можно посмотреть на мебель той эпохи (скорее всего реплика), манекены (там я долго фотографировал туристов из России), а с самой стены, по которой можно метров на 200 прогуляться влево и вправо от выхода на нее, открываются отличные виды на город. Жаль фотки вышли не очень — с телефона в темноте и при моросящем дожде. Ну да ладно, полюбовался, галочку поставил, пора и в очередь возвращаться.

А очередь все еще стоит. Это плохо. А хорошо то, что она видна непосредственно с Ратушной площади, так что можно взять целебного глинтвейна и погулять по ней, впитывая в себя атмосферу (и глинтвейн!), а заодно поглядывая на движение людей у «Трёх Драконов». Чу, пора заходить!

Шоу (громкая и дерзкая бой-баба кассирша) и атмосфера (свечное освещение) впечатляют, не без этого. Что до еды — нууу, сюда явно идут не за этим. Фирменные пирожки с кабаном и лосём — мимо, соленые огурцы (кстати они бесплатны и безлимитны, прямо из бочки в зале) я в принципе не люблю, разве что с водкой. Колбаски — нормально, похлебка — тоже вполне ничего. Без откровений, но эти два блюда вполне можно есть. Пиво, что тёмное, что светлое — с кислинкой, с какой обычно бывает свежее нефильтрованное вайсбир, это на любителя. И в общем-то на все позиции кроме бычьих рёбер нормальный прайс. Но, повторюсь, в плане гастрономических удовольствий я бы сюда не пошел, только ради атмосферы.

Закончили трапезу мы аккурат без пяти шесть, и пяти минут нам как раз хватило чтобы успеть к церкви Святого Духа — огромный плюс компактного Старого Таллина. Почти в полном зале мы таки нашли свободную скамейку и уютно устроились слушать органные партии в исполнении Кристины Хойдре, это штатная органистка церкви. Там мы воссоединились всем составом, а после концерта немного прогулялись внутри. Все-таки XIV век и практически неизмененный первоначальный облик!

Верхний город

Посмотреть на Таллин с высоты можно не только забравшись на участок крепостной стены, но и со смотровых площадок. Ведь Старый Город поделен на верхнюю и нижнюю части, и пока что мы передвигались исключительно внизу. Но не посмотреть на город сверху — преступление, поэтому мы в полном составе после органного концерта в церкви Святого Духа отправились наверх. Под смотровой Паткули мы проходили не раз — мимо этой отвесной стены и рядом с крутой лестницей лежал наш обычный путь в квартиру. Сейчас же мы заберемся на нее, но не по лестнице, а через брусчатый подъем в верхний город, который начинается от надвратной башни Пикк Ялг.

Смотровая Паткули снизу по пути в квартиру

Надвратная башня Пикк Ялг

Валя делает титанические усилия и поднимается вместе со всеми. В травмпункте не смогли сказать ничего хорошего. Вообще, у него от медицины Эстонии (а также Литвы и Латвии, но об этом потом) остались так себе впечатления. Первого января страховая сообщила что ни одна больница не работает на стандартный прием, но можно вызвать скорую если совсем умираешь. Судя по сиренам, умирали в этот день довольно обильно. А сегодня из государственной больницы с огромной очередью его отправили в еще одну клинику — частную, с очередью поменьше, где врач спросила «А сами вы как думаете, что у вас с ногой?». Плюс рентген чуть ли не единственный в стране (но мне кажется все-таки тут Валя неправильно перевёл с эстонского). В общем, прописав стандартную противоотёчную мазь, наш больной был отправлен вон. Однако он обнаружил, что несколько глотков Vanna Tallinn если не излечивают ногу, то хотя бы купируют боль. На этом допинге он вместе с нами и проследовал наверх.

Балтийский Балдёж 2. Первый день 2020 и Таллин

А наверху, если идти от ворот Пикк Ялг, вы упираетесь в Александро-Невский собор. Если где-то в Европе есть православный собор, то с вероятностью 90% он будет в честь Александра Невского. Было довольно поздно, по крайней мере для сооружений культа, так что попасть внутрь мы и не чаяли. К тому же, попивая напитки с содержанием алкоголя больше нуля, заходить в священные места не стоит, карма-то одна. Ограничились величием собора снаружи — в окружении небольших домиков и на возвышенности он смотрится действительно монументально.

Чуть дальше, буквально в паре-тройке сотен метров, стоит лютеранский Домский Собор Девы Марии — менее величественный, но с красивой барочной колокольней. В него я бы днем с удовольствием зашел, у него весьма богатая история, это один из старейших храмов Таллина, основанный еще в XIII веке и, разумеется, множество раз перестроенный. Внутри, судя по Википедии, очень много интересного, один из поводов вернуться в Эстонию как-нибудь летом.

Балтийский Балдёж 2. Первый день 2020 и Таллин

И вот мы добрели до смотровой площадки Паткули. С нее открывается вид на северную часть города, в том числе и на нашу квартиру за железнодорожными путями. В ясную погоду и в светлое время суток наверняка можно увидеть море, до которого по прямой около километра. Мы же видели тёмный город, довольно скупо подсвеченный электричеством. Но у нас были различные напитки различной крепости, так что мы в приподнятом настроении созерцали открывшуюся перед нами картину.

Есть еще одна смотровая неподалёку — Кохтуотса, но на нее почему-то никто не пошел. Видимо решили, что ночью все кошки серы, хотя там вид открывается на нижнюю часть старого города и с иллюминацией должно быть лучше. Что интересно — между этими двумя смотровыми площадками есть «Музей культуры пития». Но он наверняка был закрыт, да и пьем мы и без того всегда культурно. Ведь если между смотровых площадок есть такой музей, то раздавить фляжку с друзьями на одной из них должно быть в высшей степени культурно, разве нет? «О вреде спиртного написаны десятки книг. О пользе его — ни единой брошюры. Мне кажется зря…».

Балтийский Балдёж 2. Первый день 2020 и Таллин

Валя, Марина, Виталик и Настя начали спуск по лестнице Паткули в сторону квартиры — за вещами. Вале для этого пришлось допить напиток крепостью больше не только ноля, но и 39 — лестница очень крутая, а это самый короткий путь, и такси сюда не вызвать. Мы же со Стасом все еще могли передвигаться по принципу «Omnia mea mecum porto» — нет, это цитата не Довлатова, а Бианта в пересказе Цицерона. И поэтому с рюкзаками за плечами поспешили вниз, где был ближайший магазин с алкоголем, а они работают до 8 вечера. Ведь «как бы ни злился российский человек, предложи ему выпить, и он тотчас добреет…» — а вот это снова Довлатов!

Успев взять разного рода напитков в уже распухшие до предела рюкзаки (нам ведь еще ночью в автобусе нужно ехать, вдруг заснуть в кресле будет сложно), мы решили снова подняться, но уже в другую часть верхнего города. Ведь очень соблазнительно выпить в Саду Датского Короля, когда с одной стороны — старинная крепостная стена, а с другой — вид на церковь и музей Нигулисте.

Балтийский Балдёж 2. Первый день 2020 и Таллин

Пока Стас сидел и медитировал в телефон, я прогулялся вокруг. Набрел на вечернюю экскурсию — ее проводит гид в костюме покровителя Таллина — красного монаха. Судя по тому, что доносилось до моего уха, и по общей атмосфере — тематика экскурсии связана со всякого рода тайнами, привидениями и прочими мистическими явлениями в этих местах. Здесь же находится башня и музей Кик-ин-де-Кёк, но внутрь конечно уже нельзя.

Как нельзя и засиживаться тут — пора двигать в сторону автовокзала, который, как мы помним из прошлой серии, находится совсем не в центре города. Хотелось пройти через старый город насквозь и, сделав небольшой крюк, выйти у Толстой Маргариты, чтобы сфотографировать ее вечером.

Исход

В роли Моисея был я, в роли евреев — Стас. Он с самого утра начал играть в дегустатора различных спиртных напитков, и к моменту нашего спуска из Сада Датского Короля достиг такого просветления, что не считал нужным хоть сколько-то торопиться. Так что мне приходилось регулярно делать внушения, уговаривать, прибегать к угрозам наконец.

Так или иначе, мы какими-то лестницами спустились к церкви Нигулисте, на которую только что смотрели свысока. Затем через Колесный колодец, который еще называют кошачьим (где связь?) по улице Dunkri пошли в сторону Ратушной площади. На улице Dunkri, которую я по понятным причинам упорно читал как Drunkri, я чуть не потерял Стаса — он скрылся по нужде в огромном пивном ресторане с соответствующим названием — Beer House.

Так или иначе, правдами и неправдами, удалось наконец выйти к Толстой Маргарите. И я ее наконец-то сфотографировал вечером, но взятый с собой светосильный объектив имеет такое неудобное фокусное расстояние, что 95% фотографий в этой поездке сделаны на телефон, поэтому пришлось делать два кадра и потом склеивать. Уже дома я обнаружил, что половина кадра — это мой взгляд, а другая — очевидно, взгляд Стаса на тот момент.

Балтийский Балдёж 2. Первый день 2020 и Таллин

Время неумолимо поджимало, и, глянув карту, я принял решение проехать сколько-то на трамвае. Сели на № 2, спросили дорогу у местных, какой-то парень сказал, что нужно через пару станций выйти и пересесть на № 4. Все эти пару станций Стас честно пытался заплатить за проезд картой, прикладывая ее к валидатору. Уже на улице мы выяснили, что это была карта скрепной системы «Мир»… Я же спокойно оплатил проезд с помощью Tallinn Card — очередное преимущество этой штуковины.

Мы не стали ждать трамвай № 4, было понятно, что уже прекрасно успеваем пешком, решили еще немного подышать эстонским воздухом. Кстати по поводу Tallinn card: поскольку я ее активировал только сегодня утром в Лётной Гавани, еще оставалось двое суток действия — она же была на 72 часа, предполагалось что я все три дня буду активничать. Но в первый день мы не заходили никуда внутрь, а во второй день я лежал пластом. Не хотелось, чтобы 48 часов культпросвета пропадало, поэтому, узнав во встречном семействе из трех человек соотечественников, я подарил им свою карту.

Балтийский Балдёж 2. Первый день 2020 и Таллин

На такой вот доброй ноте мы прощаемся с Таллином. На автовокзале нас ждут друзья и автобус, который всю ночь будет мчать в Вильнюс с нами на борту. Так что увидимся в следующей части — в Литве!

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм