Турист Любовь Зотова (lyubasik)
Любовь Зотова
была 16 июля 2023 21:45

Женева, Базель — Швейцария Март 2020

В Женеву я собралась на 2 дня навестить сестру. А чтобы совместить приятное с полезным приятным, на следующие 3 дня я отправилась в Эльзас.

Но обо всем по-порядку.

Даты поездки выбрала с 5 по 9 марта.

Цены на авиабилеты в эти даты совсем не радовали, особенно на нужный мне прямой перелет, желательно из Шереметьево. Пришлось смириться с тем, что бюджетно долететь не получится и взять билет Aeroflot.

Чтобы, хоть как-то удешевить перелет, взяла тариф без багажа. Потом осознала, что путешествовать без багажа крайне неудобно: ни ножницы взять, ни бутылочку вина привезти, да и в 10 кг разрешенной ручной клади на обратном пути уложиться сложно. Но что сделано, то сделано.

На booking забронировала гостиницы. В Кольмаре взяла ibis Colmar Centre, а в Страсбурге — Arok Hotel. Получилось довольно бюджетно.

Сохранила в maps.me карты Страсбурга, Кольмара и, на всякий случай, Женевы.

И вот он долгожданный день — 5 марта.

Шереметьево, четыре часа полета и я спускаюсь в трапа самолета в аэропорту Женевы.

Расскажу о приятной фишечке, которой я всегда пользуюсь, и в этот раз воспользовалась. Из аэропорта до города можно добраться бесплатно. Для этого в зоне получения багажа нужно взять талон, который даёт право на бесплатный проезд на общественном транспорте Женевы в течение 80 минут. Учитывая, что билет на трамвай или автобус стоит 3 франка, да и поезд недешев, довольно ощутимая экономия получается.

Общественный транспорт в Женеве развит очень хорошо, да и расстояние от аэропорта до центра города совсем небольшое, так что довольно скоро я стояла у квартиры сестры и звонила в дверной звонок.

Сестра меня встретила с русским гостеприимством. Я в свою очередь передала ей гостинцы с Родины.

На улице лил проливной дождь, о том, чтобы на улицу выйти, даже речь не шла. Остаток дня и вечер мы провели дома за разговорами и хлопотами.

Юля помогла мне купить железнодорожные билеты. Оказалось, если билеты Женева-Базель-Женева покупать на сайте SBB с тарифом degriffe (билет возврату и обмену не подлежит), а билеты Базель-Кольмар и Страсбург-Базель на сайте SNCF, можно значительно сэкономить.

Не заметили как ночь наступила.

Наутро, вопреки прогнозам, выглянуло солнышко и даже чуть-чуть потеплело.

Решили, коль уж погода нас так порадовала, стоит прогуляться по городу, забежать в магазин, попить кофейку в итальянском кафе и зайти на рынок.

Пока шли по городу тут и там попадались сырные лавочки.

Женева по-семейному и Базель невзначай

В каждую хотелось зайти и накупить огромную сумку съедобных сувениров. Только куда бы я с этой сумкой отправилась. Французы точно, а швейцарцы с большой вероятность, мягкий сыр в ручную кладь не позволяют брать. Причем степень мягкости сыра определяет сотрудник в зоне досмотра. Однажды мне уже пришлось выкинуть не слишком мягкий и не самый ароматный сыр. Второй раз эксперимент повторять не хотелось.

За покупками мы отправились в MANOR. Цены там совсем негуманные, но как говорится, «дорога ложка к обеду». До Франции, покупку подарков откладывать не стала и, как оказалось, правильно сделала. Но, не буду забегать вперед.

В швейцарских магазинах при расчетах наличными можно расплатиться не только франками, но и евро, а в крупных универмагах еще и долларами. Сдачу сдадут в франках. Вот только курс будет совсем невыгодным. Мне сумму во франках пересчитали в евро 1:1.

После шопинга, с чувством выполненного долга, пошли за кофе в островок Италии в Женеве — кофейню «Mafalda».

Кофе там замечательный. Юля сказала, что в кафе постоянно тусуются итальянцы, а они знают толк в кофе, и абы куда не пойдут.

Женева по-семейному и Базель невзначай

Мы взяли капучино с круассаном и отправились наслаждаться весенним солнышком на лавочку возле Женевского озера. Там же устроили небольшую фотосессию.

Когда стала просматривать фотографии, увидела, что по правую руку у меня знаменитый фонтан Же-До (Jet d’Eau) — одна из достопримечательностей Женевы.

Женева по-семейному и Базель невзначай

Википедия сообщает: «Высота фонтана составляет 147 м. … Впервые фонтан был установлен в 1886 году, немного ниже по течению от сегодняшнего местоположения. В 1891 году в честь 600-летней годовщины Швейцарской Конфедерации фонтан был установлен в самом городе для всеобщего обозрения.»

Уходить с набережной совсем не хотелось, но пришлось, поскольку следующим пунктом нашей программы был рынок Планпале (Marché de Plainpalais).

Во многих путеводителях написано, что рынок работает по средам, субботам и воскресеньям. Это не совсем точно. Продуктовый рынок бывает там по вторникам и пятницам утром, а в воскресенье целый день. По средам и субботам на Планпале развертывают блошиный рынок. В прошлое моё посещение Женевы, на Планпале мы оказались в воскресенье. Тогда возле рынка даже мобильная кофейня с вкусным кофе была и столики стояли.

Как и всё в Женеве, рынок не дешевый. Недаром многие жители Женевы ездят на рынок в соседние французские города. Но, если хочется чего-то особенного, то это точно сюда. Ассортимент на Планпале очень богат. Оно и понятно, закон рынка — спрос рождает предложение.

Женева по-семейному и Базель невзначай

Недалеко от рыночных рядов расположилась моя любимая кондитерская — Pâtisserie Christophe Berger. Кондитерская работает в двух режимах: как кондитерская и как кафе. Причем там можно не только кофе попить, но и пообедать.

Поскольку кофе мы уже попили, то сладости закупили с собой.

Программа прогулки была выполнена и мы засобирались домой.

Как назло, трамвай показал нам хвост. Следующего пришлось ждать довольно долго. А я еще хвалила женевский общественный транспорт!

С нами трамвая дожидался вот такой колоритный гражданин.

Женева по-семейному и Базель невзначай

Рюкзак, в который я складывала покупки, давил на плечи. Я его сняла и положила на лавочку. Дальнейший ход событий можно угадать.
Когда трамвай все-таки подошел, мы в него погрузились, а рюкзак остался на лавочке.

Вспомнила я про рюкзак уже дома. Особой надежды, что он все еще меня дожидается не было. Было обидно, и даже не за свои вещи — в рюкзаке лежали только что купленные подарки.

Сразу же бросилась на Планпале. Большую часть пути преодолела бегом — на трамвай надежды не было. И, о чудо! Рюкзак меня дожидался. Рядом с ним уже собралась толпа, решившая, что рюкзак надо сдать в службу забытых вещей и совещавшаяся, как это сделать.

В общем, мне крупно повезло. Сестра несколько раз теряла в женевских трамваях перчатки, ни разу ей их не вернули.

Вернулась домой довольная, как слон.

Юля, несколько раз побывавшая в Страсбурге и разок Кольмаре, инструктировала меня делилась со мной впечатлениями.

Зная, что отмечать 8 марта мне предстояло в одиночестве, а почувствовать праздник все-таки хотелось, сестра обзвонила несколько ресторанов в Страсбурге. Только в одном (ресторан «1741») согласились принять одинокого гостя, потребовав в качестве обеспечения номер карты (в случае ноу-шоу списали бы сумму почти равную стоимости ужина). Его-то мы и забронировали.

Утром, попрощавшись с Юлей до понедельника (на обратном пути я собиралась еще раз ее проведать), отбыла на вокзал.

Когда я добралась до вокзала, времени до отправления поезда оставалось минут 10. Обычно в это время поезд уже подают под посадку. Чтобы узнать номер пути, заглянула на табло. Напротив номера нужного мне поезда был указан номер платформы и стояла пометка «supreme». Народ табло активно фотографировал. Французского слова supreme я не знала. Подумала: «может быть поезд задерживается?».

Ан нет, поезд был отменен. Следующий поезд в Базель был через полчаса. На поезд из Базеля в Кольмар я опаздывала.

Несмотря на то, что тариф в билете был degriffe (невозвратный билет на определенный поезд), до Базеля я доехала без проблем. Оставался вопрос — смогу ли я со своим билетом до Кольмара доехать. Швейцарские контролеры на него ответа не знали.

Оказавшись в Базеле, пошла в со своим вопросом в информационное бюро. Мсье в окошке сказал, что доехать до Кольмара я смогу, но только через 2 часа.

Подумав, что он ошибся, решила свериться с табло.

Поскольку поезда из Базеля отправляются довольно часто, то данные на табло были о поездах, отправлявшихся в ближайшее время. Появления информации о страсбургском поезде нужно было ждать.

Чтобы не терять времени даром, пробежалась по вокзалу и даже вышла на привокзальную площадь.

Женева по-семейному и Базель невзначай

Оказалось, что поезда во французские города отправляется от платформ 30–35, которые находятся справа, если стоять лицом к вокзалу. Везде указатели, потеряться невозможно, да и идти туда минуты 3. Но эти минуты могут быть критичными, если придти на вокзал в последний момент.

Информация на табло менялась, но нужный мне поезд так и не появился. Поняла, что мсье в информационном бюро был прав и поезд будет почти через полтора часа. Просидеть это время на вокзале было бы обидно. С другой стороны, ни карты города, ни информации куда стоит пойти у меня не было.

Почти 10 лет назад я уже была в Базеле, тоже проездом, но тогда времени было чуть побольше. В воспоминаниях осталось, что исторический центр города находится недалеко от вокзала, на улицах много фахверковых домов, но с этим далеко не уйдешь.

На мою удачу, туристическое бюро располагалось прямо в вокзале. Решила отправиться туда.

Услышав, что я хочу хоть что-то увидеть в городе, а времени у меня полтора часа, дама в информационном бюро решительно взяла карту и набросала примерный план.

План выглядел примерно так: 1). статуя Бартольди «Швейцария, защищающая Страсбург», 2) Открытая церковь (open church) Святой Елизаветы, и, если буду особо расторопной, 3) Базельский собор (Basler Münster).

На свою расторопность я не сильно рассчитывала, так как пошла в город с сумкой (сдать её в камеру хранения — потерять драгоценное время).

Я, признаться, засомневалась, что даже при отсутствии сумки план осуществим. Но оказалось, все не так страшно.

Итак, пунктом номер один стала статуя Бартольди «Швейцария, защищающая Страсбург». Поскольку я стремилась в Кольмар — город, славным сыном которого был Бартольди, то о творчестве последнего я некоторую информацию собрала. Но об этой статуе не знала ровным счетом ничего.

Женева по-семейному и Базель невзначай

Как я прочитала позже, этот памятник был посвящен событиям франко-германской войны, когда жители трех кантонов — Базеля, Цюриха и Берна — добились разрешения Бадена приютить у себя от 1400 до 1800 жителей Страсбурга — женщин, детей и стариков — оставшихся без крова в результате войны.

От памятника побежала к следующему пункту маршрута — церкви Святой Елизаветы — самой известной неоготической церкви Швейцарии.

Церковь была построена с 1857 по 1864 годы по проекту Фердинанда Штадлера и стала первым религиозным зданием, построенным в Базеле со времен Реформации. Финансировал строительство церкви Христоф Мериан, целью которого было создания «мемориала против нездорового духа времени» — дехристианизации государства и общества.

В 80-х годах прошлого века церковь хотели снести, однако здравый смысл возобладал, и церковь не только оставили на месте, но даже реконструировали.

Как мне сказала дама в туристическом офисе, Церковь Святой Елизаветы — открытая церковь. Но что же означает открытая? Для меня это было загадкой. Ответ я нашла на официальном сайте церкви. Процитирую его в переводе он-лайн переводчика:

«… является городской церковью для Базеля и региона. С 1994 года она делает духовные, культурные и социальные предложения для всех людей, независимо от их происхождения, цвета кожи, сексуальной ориентации или религии. Она открыта для всех людей доброй воли. Она живет иудео-христианской традицией в постконфессиональном понимании и межрелигиозном сознании.»

Несмотря на строгую обстановку, атмосфера в церкви невероятно легкая.

Женева по-семейному и Базель невзначай

Обратила внимание на очень красивые витражи.

Ну и как такую красоту можно было разрушить?!

Когда вышла из церкви время до поезда еще оставалось.

До собора я дойти особо не рассчитывала, но решила идти в направление его и, когда время будет подходить к критической отметке, вернуться.

Я была бы не я, если бы пошла по Елизабетенштрассе, прямой наводкой к Собору. С пути я сбилась. Двигалась я в правильном направлении, но по параллельной улице.

Так и набрела на интересный фонтан. Рядом с ним уже собралась экскурсия, причем ни гида, ни экскурсантов зеваки типа меня нисколько не волновали. Было желание послушать (уж больно увлечённо гид рассказывал), но в Собор попасть хотелось сильнее. Уже дома я прочитала, что Фонтан Тэнгли был создан в конце 70-х годов прошлого века швейцарским скульптором Жаном Тэнгли. Расположен он на Театральной площади (нем. Theaterplatz) на месте разоушенного городского театра. Некоторые части 10 механических скульптур ни что иное как части сценической аппаратуры.

Женева по-семейному и Базель невзначай

И все-таки до Кафедрального Мюнстерского собора я дошла.

Собор был основан в 1019 году, строился почти пятьсот лет и сочетает в себе романский и готический стили.

Фасад собора украшен двумя готическими башнями. Северная башня — башня Георга (64,2 метра) чуть выше южной башни — башни Мартина (62,7 метра). Завершением строительства башни Мартина в 1500 году завершилось строительства собора.

Изначально Собор был католическим, но в 1529 году победу в Базеле одержали сторонники Реформации и он стал протестанским.

Женева по-семейному и Базель невзначай

К сожалению, времени оставалось только чтобы дойти до вокзала.

Издалека полюбовалась на красивую красную башню, которая на карте была обозначена как городская ратуша начала XVI века. Марктплатц, где ратуша располагалась, была слишком далека. Если бы решила туда пойти, на поезд бы опоздала без вариантов. Правильно оценив силы, пошла своим путем.

Пройдя мимо фонтанов, украшенных статуями,

вернулась на вокзал я минут за пятнадцать до отправления поезда.

Решила, что в Базель однозначно стоит вернуться.

А сейчас я отправлялась в Кольмар.