Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 9:13

Воргольские скалы. Усадьба Талдыкиных

Липецкая область — Россия Июль 2019
Усадьба Талдыкиных в Воргольских скалах.

— Вроде правильно едем, — сказала мне супруга, бросая взгляд попеременно то на лист А4, то за окно автомобиля.

— Откуда ты знаешь? — удивился я.

— Коровы! На карте они тоже обозначены, — ответила она, показывая мне листок.

Действительно, рукописная карта, которую я стырил в интернете, оказалась хоть и довольно условной, но достаточно точной. Сначала думал, что придётся ехать практически по пачке «Беломора». Ан нет, масштаб этой «карты» позволял найти основные достопримечательности Воргольских скал. Правда, когда я показал эту «карту» охраннику на КПП кемпинга, он, почесав затылок, сказал: — Так тут «Вороний Камень» не обозначен. — А где это? — Это за усадьбой Талдыкина. Там не пройдёте, собаки злые.

Самая удобная карта-схема Воргольских скал.

Подъезжать к скалам лучше со стороны Дерновки. Это примерно 15 километров на юго — запад от славного города Елец. От Дерновки по любой из грунтовок, по полям в южном направлении. Если коровы вам встретятся по правую руку, значит, вы едете в правильном направлении.

Первым делом мы свернули направо к массиву «Звонари».

Вид на Воргол с массива Звонари.
Вид на массив Звонари из-за реки Воргол.

«Звонари» — это самый крупный сектор Воргольских скал. Здесь раздолье для скалолазов. 20 маршрутов от 5с до 8а категории сложности. Все трассы по своей сложности оцениваются по шкале от 5 до 9 в числовом значении и от «а» до «c» — в буквенном. Сложность маршрута равномерно возрастает с цифрой категории. Самые сложные и самые длинные маршруты расположены здесь. Высота трасс достигает 20 метров, но большинство ограничиваются 10–12 метрами. Угол наклона: от вертикали до большого нависания. Многие трассы можно лазить в дождь. Солнце на большинстве трасс появляется только к вечеру, когда летняя жара уже спадает. Кроме маршрутов на трудность, на «Звонарях» можно пройти 11 боулдеринговых проблем. Это короткие трассы на 5 — 8 перехватов.

Скалолазные трассы Воргола могут быть интересны спортсменам самого разного уровня. Микрорельеф здесь довольно разнообразный: роскошные карманы, большие полки, дырки разного вида и размера — от крупных «по локоть» до мелких «моно» под один палец.

В этом месте провешены страховочные верёвки, вбиты крюки. Как раз в это время мы застали тренировку Липецких скалолазов и школьников из Ельца.

Полка посреди маршрута.
На краю скалы.

А эта молодая парочка подмигнув нам и помахав ладошками сиганула вниз с самой высокой точки скал. Это, конечно, очень романтично висеть на верёвках на высоте седьмого этажа и смотреть друг на друга. И это однозначно круче секса!

Обычно здесь тренируются скалолазы, но место также будет интересно любителям красивых пейзажей и ночлега на природе.

Пока мы добирались до Воргольских скал, мы почитали информацию о них в разных источниках, и, подводя всё под общий знаменатель, вкратце поясню.

Воргольские скалы — это один из шести кластеров заповедника «Галичья гора», который в свою очередь занесён в книгу рекордов Гинесса как самый маленький заповедник в мире.
Этот кластер был заповедан в 1963–1969 годах и расположен в узкой, врезанной на глубину 60 метров каньонообразной долине
в низовьях реки Воргол — небольшого притока Быстрой Сосны. Отвесные скалы обрамляют поочередно, то левый, то правый коренной склон, образуя на изгибах реки грандиозные обнажения. Благодаря своему нехарактерному для Русской равнины горному облику долина Воргола стала убежищем ряда редких видов растений, более свойственных Альпам и Кавказу.

В долине реки Воргол.

Около недоступных скал расположены два древнерусских городища, одно из которых было центром существовавшего в древности Воргольского княжества, главным городом которого был Воргол.
Название города, по мнению липецких краеведов, возникло до славянской колонизации. Слово «воргол» в переводе с древне-мордовского на современный русский язык означает «лесная река». Местонахождение бывшего центра Воргольского княжества на основе научных изысканий точно установил выдающий историк Н. М. Карамзин, ещё в первой четверти XIX века писавший, что «Воргол есть ныне село Орловской губернии в Елецкой округе». В наши дни — это Нижний Воргол Елецкого района Липецкой области.

Затем мы решили заехать на блок «Отшельник». Для этого надо было вернуться в деревню Дерновка и ехать в западном направлении. Уже и дорога кончилась, и люди все поисчезали. Спросить было не у кого. Мы вышли на какие-то скалы сделали фотографию заросшей долины реки Воргол и вернулись к машине. У меня есть стойкое ощущение, что блок «Отшельник» мы так и не нашли. Зато погуляли по долине реки Воргол.

Долина реки Воргол.
Река Воргол.
Вид на реку Воргол с массива Звонари.
Ну что ж, следующим пунктом нашего посещения должно было быть урочище «Вороний камень». Оно находится на другом берегу Воргола, за усадьбой Талдыкиных. Судя по космоснимкам и простой яндексовской карте на него можно попасть по дороге, переехав дамбу. Тогда ты оказываешься наверху, над скалами. И где там спускаться к ним, определить довольно сложно, потому что спуск довольно крутой и весь правый берег очень залесён. К тому же территория может быть обнесена колючей проволокой, как это сделано в кластере «Галичья гора» близ Задонска, из-за чего мы не смогли выйти на верх берега Дона. Остаётся вариант Б. Встать на левом берегу напротив усадьбы, увидеть сторожа, докричаться до него, попросить привязать собак и впустить на территорию. Но сторожа не было видно, а собака периодически давала знать о своём присутствии. Подвесной пешеходный мост закрыт для прохода. Висят предупреждающие плакаты.

Старая мельница.

Конечно, мы расстроились, сели в машину, и как-то нерешительно поехали в сторону дамбы. Спуск от Дерновки к дамбе очень крутой. Мы съехали и, увидев какого-то мужика с собачкой, лопатой и ломом, что-то расчичающего на этой самой дамбе, оставили машину и пошли его расспрашивать. Нам повезло! Мужик оказался сторожем этой самой усадьбы. Задал нам несколько контрольных вопросов, внимательно осмотрел нас с ног до головы, открыто попросил денег на «поддержание усадьбы в должном состоянии» и любезно пригласил на территорию. Сумма пожертвования оказалась вполне приемлемая (100 рублей с носа). Но ведь за эти деньги был обещан короткий рассказ об усадьбе и возможность «полазить по мельнице».

Вход в усадьбу. Нас встретила маленькая, но очень шумная собачка.

Единственное ограничение — нельзя смотреть в сторону собаки (это её очень злит) и тем более направлять на неё фотоаппарат. «Собака серьёзная, а цепь китайская!» Но вот что за идиотская привычка, если нельзя, но очень хочется — то можно. Я всё-таки проверил надёжность цепи — она оказалась крепкая. А собака была готова выдернуть парапет с набережной. В результате помимо рассказа об усадьбе в качестве бонуса мы ещё и получили от сторожа бесплатную лекцию о бойцовских собаках.

Сторож всю свою жизнь прожил в этих местах, и знает здесь каждый камень. Он нам предложил, пока не начался дождь (хотя ничего и не предвещало), сначала сходить к скалам и указал нам тропу. Тропа сначала резко забирает вверх, потом идёт по склону берега через лес. Идти недолго. И вот, после пятнадцати минут ходьбы мы подошли к «Вороньему камню».

В заповеднике можно встретить такие таблички.

Урочище «Вороний Камень» расположено на правом берегу реки Воргол. Главная ценность которого — огромные живописные скалы известняка под местным названием «кичи», причудливые пещеры, известняковые расщелины, карстовые воронки. Скала сверху вниз рассечена ущельем. На дне ущелья есть вход в карстовую пещеру. В неё можно проникнуть и сверху, через небольшой провал у самого её устья.

Вход в пещеру ведёт восьми метровым коридором вглубь скалы, затем сужается и на сороковом метре превращается в узкую нору. На скальных выходах известняка в урочище произрастают реликтовые виды растений: шиверекия подольская, костенец волосовидный, костенец стенный, щитовник Роберта.

Подножия скал заняты дубравой и липняками, спускающимися к самой воде. Присклонные плато покрыты луговой растительностью. Фауна и флора этого участка довольно разнообразна, хотя является типичной для региона.

Происхождение названия урочища «Вороний Камень» по легенде связано с историей борьбы русского народа с татаро- монгольскими завоевателями и крымско-нагайскими погромщиками. Согласно которой, группа казаков — русские конники во главе с атаманом по имени Ворон, преследуемые татарским отрядом и нежелающие попасть в плен и стать рабами, предпочли героическую смерть. Они заманили врагов к обрыву скалы, незаметной с поля, и на полном скаку птицей бросились вниз в пропасть, увлекая за собой увлечённых погоней и не успевших остановиться татар.

Вот такая вот героическая история.

Мы вернулись в усадьбу. К нам подошёл сторож, отложив свои лопаты, и, докуривая сигарету, начал рассказ. Он рассказал, в основном, о советском периоде усадьбы. Если сложить его рассказ с той скудной информацией, что есть в открытых источниках в интернете, да плюс откровения бабуси-смотрительницы в Елецком краеведческом музее, то получится следующая картинка.

Усадьба была построена в 1867 году. Фундамент выкладывали из известняка, который добывали в соседних каменоломнях. Кирпич для мельницы делали из местной глины, прямо на месте. Толщина стен мельницы достигает одного метра. Вот они и стоят до сих пор. Все перекрытия порушены. В мельнице использовалась энергия движущейся воды и энергия пара от котельной. Удивительно, что на мельнице Талдыкина не было водяного колеса. Теперь в разрушенном здании вообще ничего нет, кроме стен по периметру. В пятиэтажной мельнице проходил весь цикл обработки зерна от помола до упаковки и прикрепления этикеток.

Чета Талдыкиных — Иван Афанасьевич и его с супруга Анна Антоновна, кроме обработки зерна держали в Ельце несколько лавок. Торговали редкими товарами: чаем, пряностями, китайским шёлком. Состояние у купца было немалое. В быту супруги были скромны, а вот на благотворительные нужды — содержание приютов и кухмистерских для бездомных — тратили много средств, порой чрезмерно.

11 июля 1868 года купца и его жену обнаружили в спальне мертвыми. Убийцу нашли сразу. Им оказался гуляка и заядлый картежник, беспутный племянник Талдыкина. Рядом с телами нашли записку «Кто своих обделяет, тот не жилец». Из дома было вынесено всё самое ценное.

А дальше начинается мистическая история. Во время отпевания в кладбищенской часовне священник почувствовал благоухание от тел покойных и провозгласил всем присутствующим, что это указывает на святость погибших. Пришло время придать тела земле. И тут вдруг выяснилось, что у могил вроде как дна-то и нет. Была лишь чернота провала, а брошенные вниз камни не достигали дна. Решили, что эти ямы ведут в преисподнюю и супругов Талдыкиных погребли в другом месте, рядом с часовней. Шли годы, а благоухание из-под земли сохранялось. Через 60 лет советская власть приняла решение уничтожить рассадник суеверий и мощи Талдыкиных тихо перезахоронили. И тут выясняется, что благоухают те самые могилы, не имеющие дна. Началось паломничество к ним.

Могилы пытались засыпать, но безуспешно. Земля бесследно исчезала внутри. Тогда могилы накрыли тяжелыми железобетонными плитами. Но вскоре они съехали в стороны, и ямы снова открылись взору.

В 1939 г. в Елец приехал писатель Мезенцев, возглавлявший тогда научное общество «Знание — сила». Он решительно отверг все предрассудки и спустился вниз на верёвке. Но, спустившись только на пять метров, его охватил необъяснимый страх и ужас. Вся его одежда пропиталась запахом тлеющей древесины, а его одежда и тело в темноте светились. По словам очевидцев он вылез, перекрестился и больше к этой теме не возвращался.

В начале войны мельницу сожгли. После войны её восстановили, установив генератор электрического тока для освещения соседней деревни Дерновки. Но уже в 60-е годы прошлого века эксплуатировать мельницу посчитали невыгодным.

Вход в погреба усадьбы.

В 80-е годы в зданиях усадьбы разместился Дом отдыха и водолечебница, и просуществовали они только до «перестройки» — до 90-х годов. Потом усадьба оказалась заброшена. Её неведомым образом кто-то «прихватизировал», но денег в реконструкцию не вложил. А потому она сейчас продаётся где-то за 35 млн. рублей.

День подходил к концу, нам оставалось съездить и найти массив «Копчёный камень». Про пещеру с таким странным названием я читал легенду, распространённую среди казанских татар. Она гласила, что Тамерлан после долгого кровопролитного сражения сжёг и разрушил Елец, и, уходя в среднеазиатские степи, в Воргольских пещерах оставил часть награбленных сокровищ. Он собирался вернуться на Русь. Были случаи находок и в пещере «Копчёный Камень».

Сторож за всё время так и не расставался со своей лопатой.

— Там, в пещерах, стали люди пропадать. Поэтому грот обвалили, далеко вы не пройдёте. Да и без света там делать нечего, — словно читая мои мысли, сказал сторож. — Вы поторапливайтесь, скоро дождь пойдёт. Если сильный ливанёт сразу уезжайте, а то потом не выберитесь.

Пока мы шли от усадьбы до машины, поднялся сильный ветер, небо почернело, и появились первые крупные капли. Меня всегда удивляла способность местных жителей угадывать свою погоду.

Мы не увидели в этот раз «Копчёный камень». А что это значит? Мы туда ещё вернёмся!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия