Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 20:21

Люксембург Сентябрь 2013

Маленькое, но гордое Великое Герцогство Люксембург — наибольшее среди карликовых государств Европы и наименьшее среди больших. Оно может похвастаться не только титулом единственного в мире герцогства и званием самой богатой европейской страны, но и множеством мифов и легенд.

Сказки Люксембурга: Пушкин, пьяный призрак и русалка в ванне

Наверное, самым известным мифом Люксембурга, не только объясняющим его основание, но и нашедшим отражение в искусстве, остаётся миф о Мелусине.

Когда-то, а именно в 963 году, граф Зигфрид I из рода Каролингов в результате обмена стратегически важными территориями получил во владение укреплённый замок Lucilinburhuc, построенный на руинах древнеримской крепости. Хотя по легенде он выменял эти земли целенаправленно — банально влюбившись в местную девушку Мелусину.

Казематы Бок в скалах

Однажды граф, будучи страстным охотником, оказался в живописной долине реки Альзетт. Бродя по римским руинам, он услышал дивное пение — пела красивая девушка, сидевшая на высоком утесе над рекой. Граф попытался взобраться на скалу, но уснул под завораживающую мелодию и проснулся лишь на следующий день. Вернувшись домой, он не смог забыть прекрасную незнакомку и отправился на её поиски. Как оно и бывает в сказках, девушку нашли, правитель предложил ей руку и сердце, и та согласилась, но с двумя условиями: она никогда не будет покидать утёс, где находятся руины, и каждую субботу граф будет оставлять её в одиночестве.

Сказки Люксембурга: Пушкин, пьяный призрак и русалка в ванне

Зигфрид с Мелусиной сыграли пышную свадьбу, на руинах крепости построили замок, и жили долго и счастливо, пока всю малину счастье не сгубило мужское любопытство. Как-то в субботу граф, не сдержав обещания, заглянул в покои супруги, и увидел её лежащей в римской ванне. Красавица расчёсывала прекрасные волосы и напевала столь знакомую песню, но вместо ног из ванны торчал … рыбий хвост. Потрясённый граф задохнулся от ужаса, а Мелусина бросилась с утёса в воды реки Альзетт.

Юлиус Гюбнер. Мелусина (1844) / Julius Hübner Die schöne Melusine
Юлиус Гюбнер. "Мелусина" (1844) / Julius Hübner "Die schöne Melusine"

Говорят, каждые семь лет Мелусину можно видеть на скале, и любой желающий, в принципе, всё ещё может освободить её и от рыбьего хвоста, и из плена реки Альзетт. Но поскольку теперь её тайна — уже никакая не тайна, потенциальный жених должен отдавать себе отчёт, что добивается руки русалки. Видимо поэтому женихи на утёсе в очереди и не стоят.

Мелусина

Это легенда, а история гласит, что граф Зигфрид I Лотарингский со своими солдатами, придя в эти места, обосновался у нынешних казематов Бок — скалистых укреплений над рекой Альзетт, возвёл здесь крепость, вокруг которой вырос город, и нарёк себя графом Люксембургским.

Средневековый проход между домами

Люксембург — город двух- или даже трехъярусный, хотя многие считают, что ярусов больше, и кое-где видят их целых пять. Лучше всего они просматриваются с так называемого Балкона Европы — террасы, протянувшейся вдоль края Верхнего города.

Сказки Люксембурга: Пушкин, пьяный призрак и русалка в ванне

Альзетт — одна из двух рек, делящих город на две части, вторая называется Петрус. Через реки перекинуты 111 мостов, среди них — два самых больших: мост Великой Герцогини Шарлотты и мост Адольфа, настоящий символ Люксембурга. Мост Адольфа, названный в честь герцога, правившего в начале 20 века и собственноручно заложившего первый камень в конструкцию моста в 1900 году. По окончании строительства, в 1903 году, 153-метровый мост стал единственным и крупнейшим для своего времени каменным мостом в Европе.

Мост Адольфа
Мост Пассерелль или Старый виадук

Раз уж речь зашла о мостах, спустимся в Нижний город (Grund), к средневековому сводчатому каменному мосту Pont-du-Stierchen, расположенному рядом с аббатством Ноймюнстер и включенному в список мирового наследия ЮНЕСКО в 1994 году. Именно этот мост считается основным местом обитания странного призрака — Stierches-geescht. Знатоки утверждают, что перевести его имя так же сложно, как и объяснить несведущим, кто такой чебурашка.

Сказки Люксембурга: Пушкин, пьяный призрак и русалка в ванне

Рассказывают, что Stierches-geescht (условно — призрак, не терпящий пьяных) при жизни сам был изрядным выпивохой, поэтому особенно любит пугать припозднившихся подвыпивших прохожих, бредущих домой с пирушки. Иногда призрак появляется в облике великана с дубиной или речного существа, иногда — в виде животных (поросёнка, быка, волка, собаки, кота, зайца и т. д.), а в отдельных случаях в виде неких предметов, например, пивной бочки или даже лошадиного навоза.

Мост Pont-du-Stierchen

Почему Stierches-geescht в своё время мешал монахам аббатства Ноймюнстер проводить вечерние мессы, — непонятно. Вероятно, он чуял запах бражки от святых отцов. Как бы там ни было, прихожане жаловались, что он не позволял им попасть на службу и удерживал колокол, не давая ему звонить.

Аббатство Ноймюнстер

А один раз призрак появился в Люксембурге во время парада в 17 веке: он прыгал перед конными экипажами, напугал лошадей и вызвал хаос в центре города. При этом в наши дни жители всё ещё опасаются зловредного потустороннего существа и не рискуют гулять по Нижнему городу ночью, будучи подшофе.

Сказки Люксембурга: Пушкин, пьяный призрак и русалка в ванне

Отвлечемся на минутку от мифов, чтобы увидеть разнообразные скульптуры, которых в городе очень много. Так, символом герцогства является Золотая Леди — памятник жертвам Первой Мировой войны, который со временем стал памятником жертвам трёх войн — обеих мировых и Корейской. 21-метровая позолоченная скульптура, созданная известным мастером начала 20 века Николя Сито, высится на постаменте и держит венец над двумя мужскими фигурами у её ног — погибшего солдата и его скорбящего товарища.

Сказки Люксембурга: Пушкин, пьяный призрак и русалка в ванне

Ещё один памятник — женщине, которая сыграла важную роль в жизни страны — Великой герцогине Шарлотте, ставшей символом сопротивления Люксембурга нацистским оккупантам. С 1945 года она успешно правила страной, считается, именно ей Люксембург обязан своим «экономическим чудом». На этом скромном памятнике — трогательная надпись: «Мы любим тебя».

Сказки Люксембурга: Пушкин, пьяный призрак и русалка в ванне

Если вы окажетесь в Люксембурге в августе, то сможете увидеть, как по городу бродят овцы (о том, каким образом в Люксембурге оказались слоны, я рассказывала тут). Ежегодно в конце августа здесь проходит знаменитый Овечий марш. Традиция связана с праздником урожая — с ярмаркой Schueberfouer, устраиваемой с 1340 года. Её ежегодно посещают свыше 2 млн человек. В честь этой традиции в городе установлен оригинальный фонтан — «Овечий марш», представляющий собой скульптурную группу из четырёх музыкантов в окружении овец и двух детей под зонтом.

Девиз люксембуржцев: Мы хотим оставаться теми, кто мы есть
Девиз люксембуржцев: "Мы хотим оставаться теми, кто мы есть"

Также в Люксембурге есть конная статуя Вильгельма II, который был и королем Нидерландов и великим герцогом Люксембургским. И здесь прослеживается тесная связь с Россией: герцог был женат на сестре Александра I, великой княжне Анне Павловне. Когда в 1816 году он венчался с Анной Павловной в Петербурге, на одном из торжеств в Павловске юный лицеист Александр Пушкин преподнес новобрачным стихотворение, посвященное военной доблести жениха, отличившегося в битве при Ватерлоо.

Довольно битвы мчался гром,
Тупился меч окровавленный,
И смерть погибельным крылом
Шумела грозно над вселенной!

Свершилось... взорами царей
Европы твердый мир основан;
Оковы свергнувший злодей
Могущей бранью снова скован.

Узрел он в пламени Москву —
И был низвержен ужас мира,
Покрыло падшего главу
Благословенного порфира.

И мглой повлекся окружен;
Притек, и с буйной вдруг изменой
Уж воздвигал свой шаткий трон...
И пал отторжен от вселенной.

Утихло все. Не мчится гром,
Не блещет меч окровавленный,
И брань погибельным крылом
Не мчится грозно над вселенной.

Хвала, о юноша герой!
С героем дивным Альбиона
Он верных вел в последний бой
И мстил за лилии Бурбона.

Пред ним мятежных гром гремел,
Текли во след щиты кровавы;
Грозой он в бранной мгле летел
И разливал блистанье славы.

Его текла младая кровь,
На нем сияет язва чести:
Венчай, венчай его, любовь!
Достойный был он воин мести.

И хотя княжна знала, что юный поэт написал эти строки всего лишь за пару часов, она упросила свою мать подарить Пушкину на память золотые часы. В Нидерланды вместе с драгоценными реликвиями она взяла с собой стихотворение будущего великого поэта России.

Жан-Баптист ван дер Хюлст (Jan Baptist van der Hulst). Семейный портрет Вильгельма II и Анны Павловны с детьми на фоне поместья Тервюрен близ Брюсселя.

А младшая дочь Александра Сергеевича Пушкина Наталья Александровна во втором браке была замужем за Николаем Вильгельмом Нассауским, братом герцога Адольфа Люксембургского. Сын Натальи Александровны, внук Пушкина Георг, был женат на дочери Александра II и светлейшей княгини Екатерины Михайловны Юрьевской (урожденной княгини Долгорукой) и в начале 20 века претендовал на трон Великого герцогства Люксембургского.

Герцогский дворец

Кстати, в Люксембурге даже есть русский храм, но попасть туда, увы, не удалось. Но, может, вы сходите и нам покажете. Этот храм — церковь святых Петра и Павла, единственная в Люксембурге православная церковь, расположенная неподалеку от собора Норт-Дам де Люксембург, в центре столицы.

Нотр-Дам-де-Люксембург
Сказки Люксембурга: Пушкин, пьяный призрак и русалка в ванне

Несмотря на свои скромные размеры, Люксембургу не удастся затеряться на карте Европы, он обречен на популярность. Здесь есть всё, что нужно туристу: зелёные рощи, глубокие ущелья, таинственные подземелья, мощные крепости, храмы и величественные статуи, изящные мосты, интригующие мифы, легенды и даже исторические связи с Россией.

Сказки Люксембурга: Пушкин, пьяный призрак и русалка в ванне

Будете в тех краях — не проезжайте мимо маленького Великого Герцогства, оно определённо стоит визита.