Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 23:10

Куба Январь 2020

Осень-зима и весна, как осень — это сезон, который длится в наших краях так долго и так нудно, что крамольная мысль внезапно депортироваться в лето, посещает почти каждого. Вот и мы решили сбежать в тепло от нынешней непутевой зимы. Выбирая райское местечко на Земле, где всегда светит солнышко, руководствовались прежде всего ценовой доступностью. На удивление пакетные туры на Кубу в район Ольгина — второго по значимости курорта страны — оказались очень недорогими. Провинция Ольгин (Holguin) известна тем, что в 1492 году к ее берегам причалил корабль Христофора Колумба (так пишут во всяком случае). Сей исторический факт не имел бы для нас особого значения, если бы известный мореплаватель, сойдя на берег Атлантического океана, не сделал заключение, что это самые прекрасные места из тех, что ему приходилось видеть

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Чтобы вслед за Колумбом туристы из России, Канады, Италии и других стран смогли засвидетельствовать прелести райских садов восточного кубинского берега, небольшой аэропорт города Ольгин (Holguin), совсем недавно стал принимать международные рейсы. Малютка Куба, находящаяся в кольце экономической блокады со стороны США, очень заинтересована в росте потока иностранных туристов, являющегося несомненным локомотивом ее экономики. Вот поэтому открываются новые направления кубинского туризма, всюду строятся отели разного уровня, от простеньких до люксовых — шикарных

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Спешите ухватить, пока цена на кубинский отдых по сути является демпинговой, привлекая множество путешественников, особенно из Канады (им лететь всего 4 часа из зимы в лето). Регулярных прямых рейсов из Москвы в Ольгин пока еще нет, но зато выполняются чартерные перевозки со всеми вытекающими «прелестями». Мы летели самолетом компании Роял Флайт (Royal Flight), который вылетел из Москвы с опозданием на 5 часов. Не очень приятно, конечно, но в сущности это не испортило впечатление от перелета, так как нас предупредили о задержке накануне, и нам не пришлось коротать лишние часы в аэропорту. В качестве извинения авиакомпания при регистрации выдала талоны на ресторанное обслуживание в Шереметьево в сумме 600 рублей на человека. На солянку и воду вполне хватило, спасибо им за это. Сам лайнер, команда, обслуживание на борту оказались достойны похвалы, вовсю заботясь о нашем комфорте. Кормили во время длительного перелета (13 часов) дважды, при этом качество еды. заправленной в Москве, оказалось в разы лучше той, которую нам предложили при возвращении с Кубы. Наверное, команда самолета уловила наше настроение: возвращаться из рая в хмурые будни на столько тягостно и неприятно, что никакая еда не утешит. Шучу, конечно, могли бы расстараться… Мое самолюбие самостоятельного туриста, отдавшегося во власть организованного отдыха, ни сколько не пострадало от ущемления личной инициативы — чего мудрить, коль тебе обещают райское наслаждение за небольшие деньги. И я при выборе тура полностью доверилась знакомому менеджеру от туризма, который успел исследовать все пляжи на востоке Кубы в районе Guardalavaca, Тимур посоветовал нам в соответствии с нашим скромным бюджетом остановиться в отеле Memories Holguin Beach Resort, действующем по системе «All Inclusive»

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Начитавшись перед поездкой разрозненной и противоречивой информации о Кубе, ожидала, что придется мириться с убогостью отельного сервиса, такого же бедного, как и сама многострадальная латиноамериканская страна. Как я была не права! Туристический кластер в районе Ольгина, представленный курортами Playa Pesquero, Playa Yuraguanal (Turquesa), Playa Esmeralada, Playa Guardalavaca, Playa Covarrubias и Cayo Saetia, оказался просто великолепным

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Цветущие деревья, обилие зелени, диковинных плодов, высокие стройные пальмы, сладкоголосое пение птиц и главное, изумрудные воды океана с сотнями километров белоснежных пляжей не могут никого оставить равнодушным

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Территория отельного комплекса оказалась на столько велика и ухожена, что я не успела облазить все его уголки и исследовать рестораны, которых там аж 4 штуки (от кубинской кухни до итальянской), помимо многочисленных баров, где «пина колада», мохито, местное пиво и наконец, ром, льются рекой

По огромной территории комплекса, которую взглядом не окинешь, снуют электрокары. Если лень идти до пляжа или до ресторанов, то при желании всегда можно прокатиться. Готовясь к поездке, я четко уяснила для себя, что в бедной Кубе простые люди ценят подарки, даже такие пустяковые как шоколад, коробочка конфет или же элементарная жвачка. Дары могут быть любыми, в зависимости от вашей фантазии — они всему несказанно рады. Не скупитесь, дарите кубинцам подарки, оставляйте чаевые, благодарите их, как можете. Они нуждаются в помощи — не оскудеет рука дающего, и вам, глядишь, польза. При заселении в номер красиво преподнесенная Аленка из METRO сотворила чудо — нам выдали ключи от номера в идеально расположенном двухэтажном домике со словами: «вы останетесь довольны». Конечно довольны, еще как — рядом с главным рестораном и совсем близко от пляжа, в близости от главной оформительской задумки из бассейнов, альпийских горок и прочих восхитительных, радующих глаз штучек

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Я не планировала писать отзыв про отельный сервис, поэтому не фотографировала номер. На словах скажу, что условия не шикарные, но и не плохие: есть все, что положено: от холодильника, кондиционера, утюга, гладильной доски, фена, зеркал, телевизора с множеством каналов, до балкона с креслами и кошками в придачу

Кошки! Они украсили наше путешествие. Сотни котов, кошек, котят пасутся в округе! Наверное, их предназначение заключается в очистке территории от нежелательных пришельцев. Любопытно, что все пространство отеля поделено между семейными кошачьими группами, и ни одна из них не пропустит чужака в свою зону. При нашем корпусе жила кошачья семья, которая подружилась с нами благодаря прикорму продуктами, привезенными из дома, и колбаской из ресторана

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Это Федя — наш любимец — сначала был дик и своенравен, а потом «одомашнился» и давался гладить себя. Еще добавлю несколько штрихов по пребыванию в отеле. Завтраки, обеды, ужины, ежедневно объединяют огромную человеческую семью разноголосых туристов в главном ресторане

За 12 дней кубинского отдыха многие успевают подружиться как друг с другом, так и с персоналом. У нас даже появились свои «amigos», например, симпатичная, полненькая, улыбчивая кубинка, которая готовила под заказ горячий омлет по утрам и рыбу в обед, всегда что-то задорно напевая, излучая свет доброту, и стараясь поддержать беседу. Ее чистый мелодичный голосок до сих пор звучит в ушах. Кстати. кубинцы молодцы, многие из них на английском языке изъясняются легко и непринужденно. Отношение к еде у всех разное: я не люблю есть много. Поэтому все обилие блюд, которых там не мерено, мне было глубоко безразлично, так как я наслаждалась исключительно рыбой и морепродуктами с добавлением черного риса. А сочную, спелую папайю и кубинское мороженое ела бы всю оставшуюся жизнь, увы. Короче, со мной не поговоришь о жареном на вертеле поросенке, который кстати, там подавали на ужин — видела, что народ выстраивался в очередь. Лишних килограммов и даже граммов мы не наели и очень рады этому факту, так как шведский стол — это путь к пищевому разврату! И если вы за такой «разврат», то я констатирую: в отеле Memories Holguin Beach Resort вполне можно развратиться как едой, так и питьем. Вот от чего точно не стоит отказываться в отельном сервисе, так это от кофе в лобби-баре, там его в нужном варианте приготовят в любое время суток

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Мы частенько наведывались в бар, чтобы взбодриться дивным эспрессо (я) и американо (муж). Лобби-бар отельного комплекса в темноте ночи похож на плывущий огромный лайнер, наполненный под завязку шумным народом, разгоряченным солнцем и выпивкой. Днем же он превращается в полусонный шатер с приподнятым пологом, за которым виднеется лес, похожий стройностью мелколиственных деревьев отнюдь не на тропический, а скорей какой-нибудь рязанский, где люди находят спасительную прохладу и тишину. В любое время суток здесь людно. Надо признать, что с интернетом на Кубе беда. Единственная зона платного Wi-Fi отеля находится как раз в баре. Один час пользования интернетом стоит 1 кук (кубинская туристическая валюта). В лобби-баре работает и государственный обменный пункт валюты, где по паспорту всегда можно обменять евро на туристические куки примерно один к одному (евро чуть-чуть дороже, поэтому при приличной сумме, подлежащей обмену, помимо банкнот сдают еще и мелкие монетки — как-то это должно называться, не выясняла). Простой кубинский народ в своих кошельках держит кубинский песо — внутренние деньги, но нам они не понадобились, так как все ценное на Кубе можно купить исключительно за куки. Ежедневно после 19 часов просторная зона лобби-бара превращается в зрительный зал

Рояль, установленный на постаменте, не символ искусства или элемент декора, а реальный инструмент, который звучит здесь почти ежевечерне. Профессиональные музыканты не раз радовали нас блестящим исполнением вальсов и мазурок Шопена, известных неаполитанских песен, мелодий из «Вестсайдской истории», импровизируя непринужденно, легко и изящно. Кроме фортепьянных концертов кубинцы побаловали нас звучанием испанской гитары (восторг!), скрипки и джазовой музыкой. Да, экономически бедная Куба богата разнообразными талантами. Скорей бы уж там все поменялось к лучшему

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Еще штрих — в зоне отеля существует клуб, где после 21 часа можно посмотреть концерты исполнителей кубинских танцев и народных песен, но мы обычно не дотягивали до поздних представлений, так как очень хотелось спать из-за разницы в 8 часов во времени московском и кубинском. Но мелодии самбы, румбы, рэпа, сальсы доносились и до нас

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

А теперь нам пора отправиться на пляж по этой дорожке к океану, радующему множеством ярких бирюзово-синих оттенков, смахивающих на усиленный фотошоп

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Пожалуй, есть еще одно. очень яркое, но не приметное для глаза кубинское впечатление. Это звуки — их не сфотографируешь, но они живут в тебе. Все, наверное, хорошо помнят и хранят в памяти музыку знойного летнего дня, наполненого сложной мелодией, сложившейся из гула пчел, стрекотания кузнечиков, грозного гула шмелей, тонкой песенки еще каких-то неизвестных насекомых. Я старалась подольше задержаться на зеленой лужайке, идя к морю, чтобы вновь и вновь наполнить себя звонким летним мелодичным блаженством. Вспоминаю, когда за окном снег. Среди широколистных деревьев, отбрасывающих приятную тень, работники пляжа поставят лежаки в любое приглянувшееся место

На пляже есть два бара, где наливают разные напитки от бутилированной воды, до алкогольных коктейлей и рома со льдом или без

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

С Атлантическим океаном мне уже доводилось встречаться и не раз, но то была суровая Атлантика. А здесь все по-другому — ласковый, манящий, бирюзово-аквамариновый простор с белыми нежными кружевными завитушками, упирающийся в коралловый риф

Риф безжалостно смешивает краски, нарушает идиллию, старательно добавляет яркой синьки в океанскую палитру с 50-ю оттенками голубого. Моя бедная, обгоревшая на солнце голова, постоянно пялилась на эту чудную картину — взглянув на нее однажды, хочется смотреть вновь и вновь. Мне очень понравилось ходить вдоль океанской кромки по нежному песку, представляя, что иду по гигантской люксовой пудренице, наполненной дорогой плотной пудрой цвета Naturelle, и набегающая океанская вода не в состоянии разрушить ее плотную структуру

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Прибой так светел и прозрачен, что хочется немедленно слиться с ним, погрузив в него бренное тело. Пляж есть пляж: купайся, загорай, наслаждайся жизнью, которая на солнечной Кубе кажется бесконечным праздником. И чтобы это ощущение было полным, отельный сервис включает в себя возможность бесплатного пользования раз в сутки катамараном, парусником, байдаркой, и всякими приспособлениями для подводного плавания. Мы дважды плавали на катамаране и паруснике, испытывая волшебные ощущения. Но через пару дней пляжный отдых приобрел приторно-сладкий вкус и резко захотелось чего-нибудь остренького

Взыгравшая кровь самостоятельного путешественника подтолкнула меня отправиться в дикий лес за пределы пляжа. Одна бы я не пошла — страшно. Муж легко поддался уговору, он тоже не слишком большой любитель валяться под солнцем. Коль есть дорога, стало быть она нас куда-нибудь да приведет

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Минуя мангровые заросли, мы углубляемся в тенистую чащу

По неплохо накатанной колее идти одно удовольствие, прислушиваясь к разноголосому щебетанию диковинных птиц. Кстати, крошечную колибри, которая водится в провинции, нам посчастливилось приметить, но до фотографии дело не дошло — элементарно спугнули. А лес такой радостный, приветливый, совсем не пугающий — полный шорохов и загадочных звуков. Знаем, что здесь водятся игуаны, поэтому ловим тени и прислушиваемся к подозрительному шуршанию, которое практически не смолкает. Но к сожалению, на дорогу ни одна загадочная тварь не выскочила, не выползла, не приоткрыла «личико». Шли мы так по лесу довольно долго, не без удовольствия разминая ноги и ощущая себя первооткрывателями, пока не наткнулись на видимое глазу живое существо, которое мирно паслось в лесу

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Худющая!. Через пять минут среди деревьев промелькнула синь океана, и дорога привела нас в тихую уютную бухту, где покой мог нарушить только этот человек, который увлеченно кого-то вылавливал из воды, и ему явно было не до нас

Скорей всего, это его лошадка была привязана в лесу

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Вот уж где мы отвели душу, купаясь совсем без людей, расположившись на чистейшем песочке, где полно огромных выветренных и выбеленных водой ракушек. Это место нам так понравилось, что мы трижды сюда наведывались. Для меня оставалось загадкой — что за курорт прячется за покоренной нами бухтой. На следующий день я решила прокатиться на круговом двухэтажном туристическом автобусе, который почти каждый час отправляется от нашего отеля в Гуардалаваку — небольшой курортный городок

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Автобус заезжает на все местные курорты, и есть возможность выйти в любом месте, сохраняя билет, стоящий 5 куков, чтобы по нему же вернуться. Объезжая побережье на быстро мчащемся автобусе (в провинции Ольгин в курортной зоне дороги, как оказалось, хорошие), я поняла, что здание, которое присутстует на фотографии уединенной бухты и сам курорт, называется Playa Esmeralada (Изумрудный берег), знаменитый божественно красивым пляжем. Спустя несколько дней, я поеду на экскурсию в Хибару в компании ребят, которые остановились в отеле пляжа Эсмеральда. Они очень хвалили это место и показали мне шикарные фотографии пляжа, с картинно высоченными пальмами. Так что, если кому придется выбирать из, не раздумывайте. Здесь отличный сервис и можно заняться дайвингом, бильярдом, пинг-понгом, теннисом, верховыми прогулками. Жаль, что автобус едет так быстро, что не успеваешь запечатлеть красивейшие пейзажи, мелькающие под завывание ветра, радостно обдувающего пассажиров второго этажа. Я специально уселась туда, где нет стекол, но скорость не позволила сделать красивые снимки, хотя было много соблазнов

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Память о разрушенной железной дороге, по которой подвозили на завод сахарный тростник на переработку. А еперь завод и дорога ликвидированы. Не пропадать же добру! Этот локомотив стоит ровненько напротив отеля Fiesta Americana. Как я поняла, без былой помощи СССР на Кубе все пошло наперекосяк. Информацию от местных экскурсоводов при прямом общении приходилось вытягивать по крупицам — очень неохотно говорят о негативных моментах экономики и своего житья-бытья в недостроенном социализме, ловко уходят от ответа. Фидель Кастро и Че Гевара по-прежнему остаются солнцеликими кумирами, и идеологическое засилье пока довлеет над разумом. Не буду углубляться, не мне, абсолютному дилетанту, рассуждать об этом. Все мои знакомые по отелю канадцы, которые заполнили туристический автобус, прокатившись вдоль курортов, собрались выйти в Гуардалаваке, где проходила воскресная ярмарка. Я тоже решила последовать за ними. В ярмарочных шатрах продаются в основном изделия из кожи, дерева, футболки и всякая ерунда. Не исключаю, что существует не мало любителей и ценителей продукции народных промыслов, поэтому торговля идет довольно бойко, многие туристы с удовольствием осталяют десятки куков, приобретая вещественную память о Кубе

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Там же в городке есть магазин, где на куки можно купить подарки в Россию в виде рома любой ценовой категории, сигар, кофе, высококачественного меда (на Кубе не применяются пестициды). Как оказалось, смысла нагружать себя тяжелыми бутылками нет, так как дьюти-фри в аэропорту Ольгина продает все тоже самое по аналогичным ценам

Местные пейзажи таковы, что создается впечатление, что время отбросило тебя на много лет назад. Гужевой транспорт на Кубе в почете, так как с бензином напряженка из-за экономической блокады, а ездить приходится

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

Иногда повозка имеет статус такси

Гремучая смесь впечатлений: от архаичной повозки до современного джипа.

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

До обратного автобуса у меня оставалось время. Я хотела пройти через отель на территорию пляжа Guardalavaca, который считается весьма живописным, но охранник меня завернул — якобы не положено. Искать проход, минуя отель, не захотела. Вскоре подошел автобус и я вернулась восвояси. По дороге сфотографировала оптимистично выглядящий кубинский поселочек. Смотрится живенько и непривычно после тех лачуг, которые нам пришлось здесь увидеть

Подумалось — наши строили — похоже на советский панельные дома. В Гуардавалаку я ездила одна и решив, что явно не набрала желаемых впечатлений, после обеда сподвигла мужа на пешее освоение окрестностей, которые мне очень приглянулись из автобуса. Про то, как погуляли и про экскурсию в Хибару, Ольгин, пещеру Пекарей расскажу попозже.

Моя прекрасная малютка Куба. В деревню, в глушь

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara) и Ольгин (Holguín)