Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
сейчас на сайте

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara) и Ольгин (Holguín)

Хибара, Ольгин — Куба Январь 2020

Моя прекрасная малютка Куба. Пляж Yuraguanal его и окрестности

«Куба далека, Куба далека, Куба — рядом!» Слова незамысловатой песенки радостно сверлили мозг в предвкушении встречи. Куба — она же своя, родная, живущая в сознании советского человека как далекая частичка единого располневшего дородного организма. Мой родственник, отличившийся достижениями в труде в далекие 80-е, в качестве награды получил от комсомольской организации поездку в социалистическую Кубу. Из поездки он привез нашей дочке симпатичную куклу-кубинку, совсем не похожую на тех одинаково бесцветных куколок, которых можно было «ухватить» в магазинах, не богатых товаром. Она долго жила в нашем доме, радуя детей и взрослых своей задорной смуглостью и кучерявостью, но потом куда-то сгинула из-за ряда переездов. Как оказалось, никаких связующих с Кубой нитей, кроме куклы-мулатки, молодецких воспоминаний двоюродного брата о том, как весело «зажигали» на кубинских дискотеках, газетных лозунгов о братских народах и скромных, обрывочных исторических познаний, полученных в результате многослойного никчемного образовательного процесса, в моей голове не нашлось. Времени на подробное изучение кубинских достопримечательностей не оставалось, так как с момента оплаты тура в распоряжении оставалось всего несколько дней. Так, с пустой головой и отсутствием внятных планов, мы приземлились в аэропорту Ольгина. Оказалось, что в этой кубинской провинции нет россыпи притягательных для посещения мест, и чтобы увидеть что-то стоящее, придется преодолевать немалые расстояния по дорогам, далеким от совершенства. Природные заповедники в Ольгине, конечно, имеются, равно как и экскурсии по заповедным местам — различные джип-туры по бухте Бариэй с посещением местной деревни; предлагают съездить в дельфинарий бухты Нарахно, в деревню аборигенов Таино, воссоздающую быт коренного народа. Но мне хотелось совсем другого — приоткрыть завесу над каким-нибудь городом или городком и посмотреть, как там протекает жизнь простого народа. Сразу же по приезде я пристала к отельному гиду — Карлосу, обеспечивающему решение вопросов по нашему пребыванию в отеле, чтобы он подобрал для меня группу в рамках одной экскурсии в Ольгин и Хибару (города провинции Ольгин).

— Карлос, пожалуйста, помогите организовать поездку в Хибару — очень хочется посмотреть на колониальную архитектуру и попутно заполучить красивые природные пейзажи.

— Колониальная Хибара и виды там — будь здоров. Сделаем!

Этот диалог происходил ежедневно, пока через несколько дней не удалось собрать горстку сподвижников. Затем Карлос уехал домой в отпуск, передав меня на попечение своему коллеге Цезарю, названному так родителями в честь римского императора (он мне об этом поведал сам). Цезарь оказался ответственным малым, и постоянно напоминал, что в 7.30 пятницы мы отправляемся на экскурсию. Пропустив полноценный завтрак, заменив его жареным яйцом в круглосуточно работающем снек-баре, я в назначенное время застыла в позе ожидания, простояв так почти час. Пунктуальность по-кубински! Известно, что На Кубе никто никуда не торопится, твердя, словно заклинание «маньяна». Наконец микроавтобус с туристами, отдыхающими на курорте Плайя Эсмеральда, был подан — «семеро смелых» под предводительством экскурсовода — кубинца по имени Виктор, отправились в путь. Виктор — образованный, интеллигентный человек, который боится лишнее слово сказать во избежание вреда себе и своей Отчизне, поэтому тщательно подбирает обтекаемые русские фразы (все наши кубинские сопровождающие так или иначе соприкасались когда-то с нашей страной, поэтому и язык знают постольку поскольку). И тем не менее мы узнали от него много интересного, задавая разные провокационные вопросы, от которых не отвертеться. Незаметно, за разговорами и разглядыванием картинок за окном, проехали Ольгин, продолжая путь в сторону Хибары. Наконец появились пейзажи дивной красоты с горами, петляющей рекой, озером, бухтами, и слепящим солнцем в придачу. Ну ничего, успокаивала я себя, на обратном пути сфотографирую это великолепие. Надо заметить, что кроме меня, в экскурсионной компании, не нашлось тех, кто бы нагрузил себя тяжелой фототехникой. Мои спутники оказались из разряда путешественников, кто пользуется айфоном для того, чтобы сделать снимки на память о себе на фоне… Я поняла, что буду вынуждена принять правила игры от большинства. Вот и Хибара, наконец-то

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

В конце октября 1492 года Христофор Колумб увидел расположенную здесь гору Силлу-де-Хибара и причалил в залив Бариай, где его корабли пробыли более десяти дней, запаслись табаком и местными продуктами (справедливости ради, стоит заметить, что другая группа ученых отстаивают приоритет Баракоа в качестве места начала колонизации Кубы. Но именно в районе Хибары установлен памятник в честь 500-летия высадки Колумба). Близлежащие территории были быстро завоеваны колонистами и на некоторое время обезлюдели из-за массового истребления местного населения. В середине 19 века сюда потянулись выходцы с Канарских островов, испанцы, семьи из других европейских стран. Постепенно город приобрел славу самого богатого и процветающего в провинции Ольгин с чертами испанской архитектуры. Порт неплохо кормил жителей благодаря торговле сахаром, табаком, кукурузой, бананами, крупным рогатым скотом. Но в 20 веке все изменилось: город захирел, порт перенесли в другое место, народ стал уезжать (спасибо экскурсоводу — просветил)

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Высаживая нас на главной площади Хибары Каликсто Гарсия с миниатюрной копией статуи Свободы, Виктор обозначил перед нами проблему, связанную с топливным кризисом в стране и дал понять, что зря жечь бензин мы не будем. Из чего заключаем, что наша экскурсия будет проходить в режиме жесткой экономии. Пока все выслушивали рассказ про дерево с загадочными плодами, я побежала в церковь Сан-Фульхенсио, приветливо раскрывшую двери, чтобы взглянуть, что там есть интересного

Поэтому пропустила информацию о необычном дереве

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Похоже на африканское колбасное или хлебное? Упустив рассказ о дереве, я успела заглянуть внутрь храма, и меня не будет мучить любопытство другого рода — что там внутри

«Разбегайтесь и осматривайтесь» — была команда — «у вас есть 40 минут на осмотр Хибары». И я понеслась, осознавая, что город полный патриархального очарования, мне придется увидеть лишь поверхностно. Местный колорит производит острое и неоднозначное впечатление, вызывая недоумение и огромный интерес

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Похоже, что всемирная глобализация обошла эти места стороной. В двух шагах от предыдущей зарисовки контрастно вырастает нежнейший по цвету и совершеннейший по архитектуре особняк

Отель, построенный владельцем в память о любимой жене, рано покинувшей этот мир — Виктор поведал. Ее могила находится в месте, с которого хорошо видно шикарное для Хибары здание, похожее на замок. Недалеко от отеля масса всяческих музеев. Музей естественной истории Хибары, Музей художественных искусств и Музей истории муниципалитета

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Если бы было время, задержалась бы обязательно — по-моему, там много всего интересного

Набережная Хибары с хищным марлином, утопающем в лучах солнца

Виды на залив

Русалка на набережной

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Сначала мое внимание привлек портрет бывшего лидера и героя Кубы, а также яркий лозунг, зовущий в светлое будущее

Удачно я его заметила, так как рядом находится старинный форт. Дата появления форта Сан-Фернандо (fuerte de San Fernando) — 1817 год. Современное название — Батарея Фернандо VII (Batería de Fernando VII)

Проект батареи был задуман с целью защиты торговых кораблей от атак корсаров. Необходимость защитить богатое наследие самого важного города острова, занимающегося колониальной торговлей, привела к строительству белой крепостной стены, опоясывающей поселение. Мы видим лишь остатки прошлой колониальной оборонительной системы — белая стена была значительно разрушена. Вода здесь прозрачная и картина в целом умиротворяющая — совсем не похожа грозный Атлантический океан. Осмотр форта произвожу на высокой скорости. так как отведенное время стремительно улетучивается. Рядом с фортом вполне ухоженная часть города, не лишенная очарования, с памятниками и скверами

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Радуют глаз цветовой яркостью отдельные дома

Кубинский автопарк — это едва ли не главная достопримечательность страны

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

То что мы видим, является автобусом. Машины, оставленные законными владельцами, спешно покинувшими остров в 1959 году после революции, служат кубинцам уже больше 60 лет. Постепенно на Кубе происходят изменения к лучшему — появляется частный сектор, нарушая общую картину бедности и безысходности

Достойный пример, увиденный в Хибаре. Еще один частный отель — просто красавец

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Пора спешить к автобусу, меня уже ждут. Виктор обращает наше внимание на вывеску и рассказывает, что маленький городок Хибара с его самобытной колониальной архитектурой ежегодно принимает кинофестиваль «бедного» кино, то есть малобюджетных фильмов. Фестиваль был основан известным кубинским режиссером Умберто Соласом, являясь одним из самых престижных событий в области кино Латинской Америки

Артисты со всего мира съезжаются в Хибару, чтобы продемонстрировать фильмы с низким бюджетом и доказать, что они могут иметь высокую эстетическую ценность и непревзойденное качество. Я спрашиваю у Виктора: «Почему в Хибаре так много разрушенных и заброшенных домов?» Оказывается, 8 сентября 2008 года Хибара значительно пострадала от урагана Айк, Судя по строящимся отелям, интересным музеям у городка есть туристическое будущее. А теперь переходим к самому любопытному моменту нашей экскурсии. Я потираю руки в предвкушении красивых видов на залив, наивно полагая, что сейчас нас повезут на гору, с которой открывается божественная панорама. Вдруг до моих ушей доходит смысл происходящего — мы едем в пещеры. Я возмущаюсь, что меня никто не предупреждал о том, что пещеры включены в экскурсию и вообще я не люблю пещеры. Но оказывается, мои спутники именно на пещеры, расположенные в горах Хибары, и были нацелены. Куда деваться, даю себе установку на позитив

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Подъехав к пешей тропе, где нас должен был встретить проводник, испытываем замешательство — никто нас не ждет, оказывается проводник заболел какой-то непонятной болезнью, типа пищевая аллергии. Виктор шутит — подхватил коронавирус. В течение получаса он кромсал план нашей экскурсии, предлагая заменить пещеры музеями, купанием на знаменитом Белом пляже Хибары, а мы были согласны на все. Затем в сию мутную историю вмешалось Провидение — к нам подъехал проводник «дубль-2», готовый повести нас в преисподнюю. Жалею, что не записала его имя. Респект ему! Он оказался эрудитом. увлеченно рассказывающим интересные вещи про местную флору, фауну, спелеологию. Система Пещер Куэва-де-лос-Панадерос была обнаружена в девятнадцатом веке и полностью изучена лишь к концу века двадцатого, упоминаясь в исторических документах как Куэва-дель-Силенсио. По оценкам экспертов возраст пещеры Панадерос (Пекарей) составляет около 90 миллионов лет. Естественно, я не могла не спросить, при чем здесь пекари? Оказывается, семья пекарей сгинула когда-то в этих подземных лабиринтах, заблудившись. По тропе, имеющий красный оттенок из-за ферраллитной почвы, мы подбираемся к цели

Наш проводник обращает внимание на растения — эндемики, которых здесь очень много, рассказывая также про местные афродизиаки, свойства которых были хорошо известны индейцам таино. Нам выдают каски, зажигают фонарь и в путь на встречу тьме и тайне

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

В пещерах обнаруживается масса ответвлений, которые могут увести в неизвестность и оставить там на веки. Но с нашим проводником идти совсем не страшно, он абсолютно уверен в правильности маршрута

Кругом нависают сталактиты, сталагмиты, летучие мыши гроздьями висят над головой. Проводник говорит, что эту пещеру любят ласточки, и залетая сюда, оставляют семена растений, судьба которых не завидна — без возможности фотосинтеза они обречены

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Наша конечная цель заключается в том, чтобы дойти до подземного озера. Идти приходится по веревке, чтобы не сойти с тропы в темноте (фонарь только у проводника, а он идет в начале колонны), затем спускаться по лесенке. Виктор — наш шутник

Молю Бога, чтобы руки и ноги остались целы, так как оступиться там пара пустяков. До подземного озера мы все же дошли, помочив в нем руки. Крабик был замечен в темноте — всюду жизнь

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Обратный путь оказался гораздо легче. Я радовалась тому, что скоро мы выйдем на свет, который пленительно пробивался ласковыми, обнадеживающими лучами сквозь земную толщу. Да здравствует солнце!

Мы еще не прощаемся с Хибарой, так как в оплаченную экскурсию входил обед в Хибаре. После того, как наш автобус проехал петляя по дальним улочкам провинциального городка, я могу сказать, что видела Хибару разноплановую, а не только ее историческую часть. Ветхий город, и люди здесь очень скромно живут, а привычное для русского уха слово «хибара» как раз то название. Пока ехали, в воздухе повис вопрос — разве в таком бедном квартале может быть приличный ресторан? Еще как может. La Cueva Taína Restaurante — так называется место, где нас накормили изысканным обедом

Ресторан частный, стилизованный под жилище индейцев таино, являющихся коренным народом этих мест. Что ни говори, частная собственность — двигатель общественного прогресса и надежный фундамент, для выстраивания качественной жизни

Несколько избушек под соломенной крышей, собранных в зеленый единый комплекс с переходами, маленькими домиками музейного типа, хранят дух и атмосферу аборигенов. Кроме того, здесь есть живой уголок и небольшой огородик, где хозяйка заведения растит различные пряные травы, которые применяет потом при подаче блюд. В ресторане при вас могут приготовить восхитительный мохито. Вот за этим большим столом и состоялась наша трапеза

Все очень-очень свежее и вкусное: рыба, крабы, креветки, мидии, черный рис с фасолью, курица- много всего. Принимали, как дорогих гостей. В конце нам подали фирменный десерт — нежный как поцелуй. После сытного обеда, загрузивштсь в автобус, я окончательно смирилась с тем, что видов мне не достанется, и равнодушно взирала на прекрасные пейзажи. Но на этом экскурсия себя еще не исчерпала, и мы едем в Ольгин, так как другой дороги, которая бы привела нас домой, кроме океана, нет. Оплачивая экскурсию, все члены нашей группы знали, что в нее также входит посещение фабрики по производству кубинских сигар в Holguin Скажу честно, мне этот пункт экскурсии не был интересен совсем, как и сам табак. И когда Виктор предложил заменить экскурсию прогулкой по городу с посещением местных магазинов, где эти сигары продаются, я возликовала. Все наши разошлись, кто куда, а я схватила гида за руку со словами — Виктор, вы видите у меня в руках фотоаппарат? Я обязательно напишу про нашу экскурсию хвалебный отзыв, поэтому покажите мне интересные места в ближней округе. Интеллигентный человек, достаточно образованный, как — никак бывший преподаватель технического университета в Ольгине, разве он мог отказать женщине с фотоаппаратом? И мы идем смотреть город Ольгин (Holguin), расположенный в восточной части Кубы в долине Маябе, который называют «Городом скверов» и «Городом парков». Столица провинции достаточно многолюдна, с множеством интересных памятников, барельефов, а я сожалею, что смогла увидеть лишь небольшую частичку

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Очень приятное место — площадь с парком, посвященным отцу нации Карлосу Мануэлю де Сеспедес — патриоту, адвокату, политику, композитору, предводителю восстания против испанских колонизаторов. Парк расступается перед церковью Иглесия-де- Сан-Хосе

На этом месте хотели построить монастырь для монахов-францисканцев, прибывших в Ольгин в 1752 году с миссионерской миссией. Монастырь так и не построили, заменив его церковью, возведенной на деньги прихожан

Иглесия-де- Сан-Хосе является одним из главных памятников города как по своей архитектуре, так и по своей исторической ценности. Рядом с церковью заметен еще один памятник архитектуры " El Angelote " из бронзы и мрамора

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Всем, погибшим в войнах за независимость, посвящается. Парк окружен интересными историческими зданиями в колониальном стиле

А мы переходим в уютный парк-площадь Каликсто Гарсия Иньигес (Parque Calixto García) На Кубе почему-то площади называют парками

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

С удовольствием замечаю яркое неоклассическое здание, которое называется Ла Перикера, Колониальный особняк был построен в 1860 году по приказу богатейшего испанца, проживающего в Ольгине

Когда-то здесь работали танцзал и казино, затем дом захватила испанская армия, превратив его в казарму. Местные жители сразу прозвали ее La Preiquera — «клетка попугая». Дело в том, что форма испанских солдат была в красно-желто-зеленой расцветке и за глаза их называли попугаями. Объявлен национальным памятником, и сейчас здесь находится провинциальный музей с любопытной коллекцией экспонатов

В центре площади установлен памятник кубинскому генералу Каликсто Гарсиа-и-Иньигесу. Благодаря ему во время войны за независимость Ольгин, Лас-Тунас и Баямо удалось отвоевать у испанцев, так что здесь он местный герой. Восточные провинции Кубы всегда отличались неукротимостью, мятежным духом и решительностью. Провинция Ольгин известна тем, что именно здесь, в городке Биран, родились Фидель и Рауль Кастро, здесь рождалась революция. Вторая статуя, устроившаяся у ног генерала, символизирует Свободу (см. файл в папке) Памятник Матерям (Monumento a las Madres)

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Виктор советует сфотографировать особняк, который был национализирован во время событий 1959 года, а его владельцы сбежали в Майами (он произносит это с явным удовольствием). Конечно сфотографирую то, что являлось объектом нешуточной зависти, имея определенную ценность

Обращает на себя внимание кинотеатр Marti, с замечательными часами, которые были установлены в городе, чтобы показывать время для жителей

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Потом он подводит меня к Дому культуры Мануэля Доситео Агилера (Casa de la Cultura Manuel Dositeo Aguilera), принадлежавшему в свое время семье Инфанте. Сейчас он выглядит неважно и явно нуждается в хорошем ремонте. Но зато здесь дети занимаются танцами и рисунком

Все это хорошо, но жаль красивое историческое здание с чудесным внутренним двориком, похожим на те, что я встречала в Палермо

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

По уютной пешеходной улице, с сувенирными лавчонками, кафе-мороженое, магазинчиками мы с Виктором переходим на Кафедральную (она же цветочная) площадь

Кафедральный Собор Сан-Исидоро — самая старая католическая церковь здесь. Сначала это была деревянная церковь в центре города, построенная в 1720 году. Освящение церкви в честь Святого Исидора состоялось 3 апреля 1720 года, днём позже в ней была отслужена первая месса. Спустя 10 лет, в 1730 году, деревянное здание было снесено, а на его месте возведена каменная церковь. Уже в следующем году церковь Сан-Исидоро становится приходской церковью города Ольгин — в соборе и сейчас хранится метрическая книга, в которой с 1731 года ведутся записи о крещении, венчании и смерти прихожан. Первоначально церковь Сан-Исидоро обладала лишь одной колокольней, позже она была снесена, а над фасадом поднялись две массивные башни, увенчанные полукруглыми куполами. в 1979 году церковь Сан-Исидоро была возведена в ранг Кафедрального собора, ставшего главным храмом города Ольгин

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Рядом с собором установлен памятник папе Иоанну Павлу II — первому понтифику, посетившему Кубу в 1998 году. К сожалению, мы не попали внутрь — храм был закрыт, но Виктор похвалил убранство. Собор окружен парком имени Хулио Граве де Перальта. Мой сопровождающий настаивает, чтобы я сфотографировала памятник генералу, в честь которого названа площадь

Фотографирую, хотя мой взгляд прикован к эклектической беседке, носящей название Глориета Альбанес, здесь обычно происходят выступления музыкантов

Моя прекрасная малютка Куба. Экскурсия в Хибару (Gibara)  и Ольгин (Holguín)

Наше время истекает, пора спешить к автобусу. Спасибо, Виктор! Я очень благодарна за предоставленную краткую экскурсию по Ольгину, пусть и без главной достопримечательности — высокого холма Креста, куда ведут 458 ступеней и откуда весь город виден, как на ладошке. Это удовольсвие мы пропустили, к сожалею, хотя холм с крестом на вершине, я видела

Напоследок фотографирую автопарк города Ольгин. Мои спутники нагрузились тяжелыми пакетами, а я загрузила свой фотоаппарат визуальными впечатлениями, которые вы теперь можете посмотреть вместе со мной. Все хорошо — дружная семья путешественников, не убоявшаяся пещерной тьмы, преодолевшая сложный спуск к подземному озеру, спешит на встречу пляжному блаженству. Надеюсь, что кто-то, прочитав мой отзыв, сделает для себя вывод — нужна ли ему такая экскурсия. Я не жалею, что поехала — столько всего увидеть за один день при почти отсутствующем на Кубе общественном транспортете, дорогого стоит.