Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 23:22

Шамбор — Франция Август 2019

За десять дней нашего путешествия по долине Луары мы, сгоряча, посмотрели двенадцать замков. Понравились все, но, если бы мне сказали, что могут дать только один, я бы выбрал Шамбор.

Замок для волшебника

Даже не потому, что он самый большой, хотя просторную жилплощадь я тоже люблю, наверно, в первую очередь, потому что он радостный и веселый. Это замок, построенный специально для праздника. Строго говоря, это даже не замок, ни каких оборонительных функций он выполнять не готов, так — очень большая игрушка.

Я опубликовал несколько десятков заметок про замки и всегда старался поселить в них хозяев, которые этому замку больше всего подходят: про английский замок Девчачий замок, про французский замок Замок для великанов, про японский замок Самурайский замок. Шамбор мне понравился, поэтому к выбору хозяина для него я подошел особенно тщательно, после долгих раздумий, я решил — пусть в нем живет волшебник — добрый, веселый волшебник, внешне похожий на старого Леонардо да Винчи. На самом деле Шамбор построил друг Леонардо — Франциск I, человек который жил на полную катушку, старался в редкие минуты отдыха ни в чем себе не отказывать, во время работы тем более нет смысла себя ограничивать.

Замок для волшебника

Пожалуй, это самое дорогое сооружение во Франции шестнадцатого века. При этом хочется отметить, что строил его король на последние деньги, реально, закладывал посуду и драгоценности, но строил.

Версий зачем Франциску потребовался такой замок много. Наиболее распространенная из них, то, что ему хотелось жить поближе к графине Тури, владения, которой находились недалеко отсюда. Да господь с вами, исследователи королевских кроватей, этот вопрос можно было решить с меньшими затратами. Кроме того, Франциск неплохо прогнозировал ситуации и мог догадаться, что к моменту окончания строительства замка (в нашем случае тридцать пять лет) графиня уже не будет настолько привлекательна.

Замок для волшебника

Спокойная бытовая версия — путевой дворец. Серьезные люди подробно объясняют, что свита короля, с которой он путешествовал, состояла из двух тысяч человек. Для передвижения всего этого недружного коллектива и сопровождающего короля имущества требовалось двадцать тысяч лошадей. Замком меньшего размера просто не обойдешься.

Если король, во время путешествия, решал остановиться в относительно маленьком замке, то доблестные его рыцари начинали штурмовать все окрестные шато, где можно было переночевать, а это снижало и без того невеликую налогооблагаемую базу. Все сказанное выше логично, но я добавлю к этим двум и двадцати тысячам еще одну цифру — четырнадцать. Всего четырнадцать километров по хорошей, даже в те времена, дороге от основной королевской резиденции в Блуа до Шамбора.

Замок для волшебника

Да, конечно, они ездили не быстро. Я проверил, средняя скорость обычной лошади шестнадцатого века, бегущей рысью — 15 километров в час, прямо скажем не квотерхорсы. Даже при такой скорости, рассматривать Шамбор как путевой замок ни как нельзя, всего час пути на карете или верхами. Остается охотничий домик… Ну почему же такой огромный. Исследователи кроватей тут как тут с ответом — замок такой большой, чтобы многочисленные любовницы короля не встречались друг с другом. Семьдесят семь лестниц замка были необходимы, для того чтобы каждая из них имела независимый вход в свой блок здания.

Вот опять дорогое решение, можно организовать очередь посещения или пусть себе встречаются, дружат семьями, обмениваются опытом. Не имеет смысла инвестировать непосредственно в женщин, инвестировать нужно в развитие бизнеса, а женщины в случае успеха сами подтянутся. Кабинетный историк может подумать, что для того, чтобы добиться благосклонности дамы нужно построить для нее отдельную лестницу. Король, с его большим опытом, знает, что небольшая бриллиантовая диадема гораздо более эффективна в процессе поиска расположения придворной дамы, чем самые красивые лестницы.

Замок для волшебника

Вопрос висит, зачем такой фантастический замок прямо рядом с резиденцией? Я бы ответил следующим образом, в бизнесе, когда дела идут не очень хорошо, самое главное, чтобы никто об этом не знал. Старая уловка фронтменов, если пролетел с гастролями, займи денег и вставь изумрудные зубы, часто помогает. Франциск пролетел по полной, проиграл войну, попал в плен, заплатил за себя огромный выкуп, как раз десять таких вот Шамборов. В сложившейся ситуации, ему было важно было показать контрагентам, что все эти финансовые потери на самом деле не существенны. Мы во Франции на такие выкупы плевали с высокого донжона.

Не зря ведь, первое, что Франциск сделал после того, как отстроил центральную часть Шамбора, пригласил туда Карла V (испанского). Поохотились, выпили, попарились там… На Карла замок произвел огромное впечатление, а Франциск на следующий день после его отъезда сократил финансирование строительства. Офис лицо фирмы, экономия здесь не уместна.

Замок для волшебника

Франциск любил свой замок. Шамбор прекрасный памятник королю — воителю, путешественнику, охотнику. У замка есть набор славных фенечек, напоминающих о его создателе. Посмотрите на эту лестницу это автограф Франциска.

Такую же, «но с перламутровыми пуговицами», он пристроил к королевскому замку в Блуа.

Замок для волшебника

Во многих местах можно заметить саламандру — герб Франциска I или букву F. Это понятно, так все делали, но здесь один милейший ход. На поверхностях, обращенных наверх изображения перевернуты, чтобы Бог видел чей это замок.

Самая главная, центральная винтовая лестница память о Друге. Такую штуку мог придумать только старый пересмешник Леонардо. Поднимаясь по лестнице, ты видишь людей, спускающихся по ней, но ты никогда с ними не встретишься и не надейся. Лестниц на самом деле две, одна для спуска другая для подъема, две встречные спирали, фантазер.

Замок для волшебника

Проектирование и строительство Шамбора была одной из главных задач, поставленных Франциском перед Леонардо да Винчи, но Мастер не успел. Он умер за несколько месяцев до начала строительства. При этом, то там, то здесь проскальзывает автограф гения — характерный для него намек — улыбка Джоконды. Видите, если смотреть отсюда получится уже не королевский замок, а крыши сказочного восточного города. Когда я увидел этот ракурс, я сразу понял, где я сегодня съем свой багет. В обеде главное хорошая компания.

Франциск умер до завершения строительства своего замка, так успел пару раз приехать поохотиться по окрестным лесам. Принял замок с недоделками и пару недель прожил в завершенной его части. Сказать больше, в замке не останавливался на долго ни один из французских королей. Пару раз квартировали по несколько дней, когда проезжали мимо. Однажды здесь даже выездной театр Мольера работал, давали премьеру «Мещанин во Дворянстве» в присутствии их Солнца.

Замок для волшебника

Один король здесь все-таки прожил целых восемь лет до самой своей смерти. Правда он был не французский, звали короля Станислав Лещинский. В первой половине восемнадцатого века, русские войска периодически наносили визиты в Польшу и меняли антирусско настроенного Станислава Лещинского на своего ставленника. Он убегал во Францию, но, когда становилось потише Лещинский тайно пробирался в Польшу, собирал сейм и его опять выбирали королем. Через какое-то время русская армия возвращалась для наведения порядка в польской избирательной системе. Как результат, в Польше он задерживался ненадолго. В качестве запасного места проживания, зять — Людовик XV выделил ему Шамбор.

Лещинскому Шамбор очень не нравился, и он постоянно просил деньги на перестройку. Мы посмотрели и решили, что он не прав, менять ничего не нужно. Сказать больше замок показался нам совершенством и вообще Франциск I — молодец. Прошло пару месяцев со времени нашей поездки во Францию, имена и деяния всех французских королей у меня в голове перепутались, а Фрасциска помню. Спасибо ему за Шамбор и за счастливые последние годы Леонардо.

Замок для волшебника

В Шамбор легко добираться, от вокзала в Блуа сюда ходит круговой автобус Шамбор-Виллесавин-Шеверни-Борегар, стоимость 6 евро с человека, оплачивать на месте, водителю. Автобусы удобные, ходят по расписанию, попутчики приятные.

Исходно мы планировали провести в Шамборе первую половину дня, а потом поехать дальше на том же круговом автобусе в Шеверни, но пообедав и выпив вина мы решили, что мы не крепостные крестьяне и можем делать то, что хотим. В тот день, мы точно не хотели ни куда уезжать из Шамбора. Обошли вокруг всех замковых озер, покатались на лодке с электрическим моторчиком. Посмотрели на замок с воды. Потом, чтобы не расплескать впечатления, просто гуляли, сначала по парку, потом забрели в какой-то совсем лес. Нашли выводок диких поросят, но они бегали быстрее чем я фотографирую.

Замок для волшебника

Лес там действительно огромный и настоящий. Исторически, еще со времен Франциска I, он окружен самой длинной во Франции стеной, чтобы королевские звери не разбегались. Говорят, эта стена длиннее парижской автомобильной кольцевой дороги. Видно, что все очень хорошо ухожено. За лесом и животным миром, в нем проживающим, явно внимательно следят специалисты, смотреть приятно.

Последний ход у меня всегда записан. В данном случае, записано было время отправления последней разумной электрички Блуа — Тур и это время неумолимо приближалось. Говорят, что в Шамборе фантастическое световое шоу, но мы его не видели. При всех недостатках путешествия на своем автомобиле, которые я перечислял в этой серии рассказов, есть у машины одно важно преимущество. Она окончательно устраняет крепостную зависимость, ты становишься полностью свободным от расписания общественно транспорта и можешь сидеть в месте, которое тебе понравилось хоть до утра.

Замок для волшебника

У нас оставалось немножко времени между приходом вечернего автобуса и электричкой Блуа — Тур. Вокзал в Блуа прямо в центре, и мы немножко погуляли по ночному городу. Было красиво, многие исторические здания, очень эффектно освещены. День Шамбора был лучшим в этой десятидневной поездке. Будете выбирать себе замок, не забудьте внести Шамбор в список кандидатов.