Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:37

Болгария Сентябрь 2013

Ласковые волны обнимают меня тихо, белой пеной шурша возле ног, накатываясь на разгоряченное тело.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Нега разливается в суставах, растворённый песок в набегающих барашках волн щекочет пятки, шум моря навевает дрёму, взгляд медленно следит за белоснежными облачками, гуляющими по яркому синему небу. Отдых на море. В голове крутится мотивчик старой песни: «Самое синее в мире Чёрное море моё». Мысли начинают цепляться одна за другую: " А море на самом деле синее. Кому пришло в голову назвать его Чёрным?» Мысль начинает выкристаллизироваться: «Это всё неугомонные турки — больше некому. Помнится они Средиземное море назвали Белым морем (тур. Akdeniz) за белую дымку, которая покрывает море в ранние часы утра. Но Белое море уже было на географической карте и хотя турки захватили большую часть суши вокруг Средиземного моря, но не всю. Название осталось только для личного турецкого пользования. А вот земли вокруг Чёрного моря они захватили все, был момент когда Чёрное море стало внутренним морем Османской империи, но захват не стал лёгкой прогулкой, местные народы оказывали мощное сопротивление и обозвали турки море Чёрным (Karadeniz), да так название и прижилось».

Отдыхая в Болгарии, мы проехали половину Черноморского побережья от Варны до Созополя, побывали в разных приморских городах, не забывая о пляжах. Море бывало синим, иногда отливая оттенками различных, подчас трудно различимых цветов, то ярче становились краски морской воды, то бледнее, в зависимости от погоды и времени суток. Эти переходы подчас были не видны, особенно если долго смотришь на море.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Есть поговорка, что ночью все кошки серы. Когда не хватает света, то мы перестаём различать окраску предметов и все поверхности нам кажутся серыми. В такие моменты море сливается с песком, граница между водой и сушей становится еле различимой и окружающий пейзаж окрашивается в грязновато-серые разводы.

Но серое море — тоже не чёрное. Снова взойдёт солнце и море заиграет цветной гаммой на вариации синего цвета. Из подсознания лениво и неторопливо выползает следующая мысль: «А почему болгары называют своё побережье Черноморским? У них же нет больше других морских побережий. Жива значит историческая память народа. Бывали у Болгарии гораздо лучшие дни, когда берега болгарского царства омывали воды не только Чёрного моря, а еще Эгейского, Адриатического и Ионического морей».

«Хватит валяться, лежебока», — отрывает меня от размышлений голос Иришки.- «На море надо купаться». Она наплавалась и теперь теребит меня. Размышления отложены и я иду по мелкому песку в море, чтобы смыть песчинки, которыми меня усыпали ненавязчиво шуршащие волны.

«А Вы нас не сфотографируете?» — женщина согласно кивает головой и нас с Иришкой запечатлевают в море на фоне Несебра.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Пока фотографировались — к берегу прибило медузу. «Хорошо что на меня не вынесло пока дремал,» — мелькнула мысль.

Бесконтрольный лов рыбы в Чёрном море привел к тому, что в семидесятых годах прошлого века резко сократилась популяция крупных хищных рыб: скумбрии и тунца. Тогда же уменьшилось число дельфинов. «Не беда»,- решили рыбаки и переключились на ловлю размножившейся мелкой рыбы. В результате к концу прошлого века кильки и анчоусов тоже стало мало. «Свято место — пусто не бывает» — освободившуюся нишу стали занимать медузы, которые сейчас составляют около 90% массы всех живых организмов в Чёрном море.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Вспомнилось, когда мальчишкой первый раз побывал на Чёрном море, то мы с сестрой захотели привезти домой медузу, чтобы показать соседским мальчишкам и девчонкам. Налили в банку морской воды, засунули медузу и довольные отнесли в дом родственников, где мы жили. Утром проснувшись, медузу в банке не обнаружили…

Не знаю какого максимального размера достигают медузы в Чёрном море, но когда я узнал, что вес медузы может достигать нескольких центнеров — это меня впечатлило. Еще можно встретить на берегах Чёрного моря рыбаков с удочками, свежевыловленную рыбу и живых омаров в аквариумов в ресторанах,

Самое синее в мире Чёрное море моё

но если тренд будет продолжаться, то туристы в будущем смогут увидеть черноморскую рыбы только в виде керамической посуды или набитых чучел в музеях.

Иришка первый раз заграницей, ей всё внове: люди, обычаи, окружающая атмосфера. Она впитывает впечатления как губка и готова купаться целыми днями на море или в бассейне отеля. Но не возражает, когда отправляемся на осмотр достопримечательностей в другие города. Пляжей на побережье хватает. Большей частью пляжи песчаные, а море возле пляжей мелкое, нужно пройти не один десяток шагов, чтобы окунуться в прохладную сентябрьскую гладь.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Отдыхающий народ особо не заморачивается, загорание топлесс здесь не осуждается. Мало того, в Солнечном Береге есть нудистский пляж, но голышом там мужики рассекают, женщин замечено не было.

Неправильно думать, что вся береговая полоса моря представляет собой длинную песчаную полосу. Обрывы и камни — такая же неотъемлемая часть побережья, как и пляжи.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Береговая линия Болгарии извилиста и не только людей манят морские берега. Птицы и собаки чувствуют себя здесь вполне комфортно.

У птиц есть одно преимущество перед людьми, им не надо никаких приспособлений для полёта. И иногда, летая над волнами, птицы смотрят на этих странных созданий — людей, изгаляющихся для получения очередной порции адреналина. Что они при этом думают одному богу известно.

Самое синее в мире Чёрное море моё

А вот островов в Чёрном море мало, в Болгарии их всего пять и названы они в честь святых: Святой Иван, Святой Пётр, Святой Кирилл, Святая Анастасия и Святой Фома. Первых три находятся возле Созополя. Но это острова в человеческом понимании, а когда чайка находит большой камень в воде, на котором она может посидеть, отдохнуть, а то и наблюдательный пункт устроить для отслеживания рыбы, то чем этот валун для неё не остров.

Не пляжным отдыхом единым жив человек. Солнечный Берег мы прошли пешком почти весь.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Учёные считают, что жизнь на Земле зародилась в древних морях и океанах. В Болгарии много городов, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет, но только о приморских городах Болгарии можно сказать, что жизнь им принесло море. Мореходы древнего мира — греки основали здесь города, главным занятием в которых была рыбная ловля и торговля. Самыми известными из них являются Несебр и Созополь. Оба поселения были расположены на полуостровах, выдающимися далеко в море, в обоих городах сохранились древние храмы и дома эпохи болгарского национального Возрождения. До сих пор они сохранили связь с морем. Мы побывали в Несебре

и Созополе.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Решив этим не ограничиваться, но не желая ехать на большие расстояния, посетили областной город Бургас, находящийся посередине между Солнечным Берегом и Созополем,

и город Свети Влас.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Перевозки морским транспортом осуществляется в основном через морские порты Варна и Бургас. Получилось, что в Варне мы были ранним утром — поэтому порт укрыт нехотя просыпающимся туманом, а в Бургасе порт виден при свете дня.

Помимо Варны и Бургаса небольшие порты есть во многих приморских городах Болгарии. Не являются исключением Несебр,

Созополь и Свети Влас.

В основном здесь причаливают рыбацкие лодки и прогулочные суда, но в Созополе занимаются также и грузовыми перевозками,

Самое синее в мире Чёрное море моё

а яхтенный порт Свети-Власа считается самым современным яхтенным портом Болгарии.

Только в Солнечном Береге нет порта, есть небольшой пирс, куда время от времени причаливают прогулочные суда.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Прибрежные болгарские города являются модниками, но в отличие от женщин-модниц предпочитающих новые и, желательно, яркие украшения, они украшают свои улицы старыми предметами, связанными с морем. В этом качестве годятся в первую очередь лодки

и якоря.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Вообще морская тематика — излюбленный атрибут для украшения ресторанов и здесь у кого выдумки больше хватит.

Помните песню «Машины Времени»?:

«Мы пьём до дна за тех кто в море

За тех кого любит волна, за тех кому повезёт»

Тем, кому не повезло и кто сгинул в пучине морской, посвящен памятник в Приморском парке Бургаса.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Говоря о Болгарии нельзя не сказать, что большинство жителей являются православными.

Но если кто-то считает, что в Болгарии кругом одна солёная вода — тот глубоко ошибается. Пресной воды, правда подчас с привкусом хлорки, хватает. Практически в каждом отеле бассейны,

есть несколько аквапарков,

а на улицах можно встретить фонтаны.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Когда мы были в Болгарии, то с дождями нам повезло. Гром и молнии, проливные ливни были по ночам, а утром снова светило солнышко. Но, для желающих вспомнить детство и побегать после дождя по лужам, открою маленький секрет. Если после дождя идти от центра Солнечного Берега в сторону Свети-Власа, то обязательно найдёте пару луж. Но прежде чем снимете обувь и поскачете по воде, подумайте сколько грязи здесь может быть.

После эксперимента лучше поспешить и почистить свои ноги рыбками.

Самое синее в мире Чёрное море моё

Сентябрь — благодатная пора, на завтрак выложена в ресторане груда фруктов, можно выпить чаю или кофе.

А днём в жару лучше выпить бокальчик холодного пива.

Самое синее в мире Чёрное море моё

И обязательно попробовать болгарский алкоголь, вызывающий ностальгию у многих представителей старшего поколения.

Завершая водную тему Черноморского побережья Болгарии хочу обратить внимание, что время от времени во время поездки из Несебра в Бургас можно увидеть залитые водой огромные участки земли вдоль дороги. Это — рисовые чеки, на которых выращивается болгарский рис, по качеству не уступающий китайскому.

Помимо моря возле Бургаса есть три красивых озера: Бургасское, Атанасовское и Мандренское.

А в Солнечном Береге есть река, впадающая в море на пляже Какао-бич и настолько заросшая осокой, что если заранее не знать — никогда не догадаешься, что это река.