Турист Айрин Рига (Ajjrin_Riga)
Айрин Рига
была 1 марта 2022 21:57

Торунь — Польша Декабрь 2016

Часть 1. Подготовка, дорога и первый вечер.

В декабре 2016 года осталась у меня пара дней отпуска, которые кровь из носу надо было использовать до наступления нового года. Уговорила мужа Владимира отпроситься с работы на денек, чтобы съездить в мини-поездку на три дня. Отлично. А куда? И тут я вспомнила, что мне в рассказах путешественников иногда попадалось названия города Торунь в Польше. При запросе города в Гугл-картинках я увидела скульптуру грустно стоящего на улице ослика и сразу поняла — мне туда надо!

Городские легенды города Торунь, Польша. Часть 1

Надо срочно узнать, что это за ослик, почему он стоит на улице и как-то утешить эту фигурку. А заодно познакомиться с другими памятниками архитектуры и милыми украшениями, которых, как оказалось, в городе немало.

А все потому что Торунь (по-немецки и изначально Торн, мужского рода) — город древний. Вот небольшая историческая справка, чтобы понять, что он из себя представляет.

Самая древняя часть Старого города была заложена в 1236 году на берегу Вислы и называлась Вердер. В это время Тевтонский орден начал христианизацию Пруссии и основал крепость. Вокруг нее, как обычно, быстро возник город, названный Торн. Когда город вступил в Ганзейский союз, начался его бурный экономический рост и социальное развитие, было создано множество купеческих и ремесленных гильдий. Город расширялся, строились новые дома в стилях соответствующих эпох, была перестроена крепость. Рядом со Старым городом возник так называемый Новый, разделенный речкой.

Больше всего город пострадал во время осады шведами в 1703 году. А вот во время Второй Мировой войны, когда большинство польских городов было превращено в руины, Торунь не пострадал! И несмотря на то, что в советское время некоторые исторические здания и часть стены были снесены, он сохранил до наших дней свой средневековый облик.

Теперь, когда мы немного представляем, куда направляемся, можно и в дорогу.

1-й день, 5:30 утра. Выехали из Риги. До места нам 750 км, и мы рассчитываем прибыть в город часам к 17–18, все зависит от дороги. Польской дороги, а она иногда бывает непредсказуемой. Дороги в Польше — они разные. То типа автобана, то все в поворотах и деревушках, то в заплатках, то слишком узкие, то скучные, а то живописные.

Городские легенды города Торунь, Польша. Часть 1

По пути нигде не останавливались, только для заправки. Мы даже не кушали, не хотелось, а хотелось быстрее добраться до места.

И вот, взъезжаем в Торунь около 17 часов (по латвийскому времени, это 16 по-польскому. Мы в Европе никогда не переводим часы, поэтому у нас всегда 1 час есть «про запас»). Как обычно, Володя волнуется: «Ты точно знаешь адрес? Навигатор его нашел? Где нам сворачивать? Сколько еще?» и так далее. Я успокаиваю дорогого: «Вооот сейчас, через 10 м сворачивать». И мы так красиво, на полной скорости влетаем прямо в Мостовые ворота крепости как в Триумфальную арку. И сразу стоп — наш отель.

Отель называется Spitzsh, не знаю как произносится, мы его называли «шпицем». У него своя история, но о ней позже. Номер у нас был не в самой гостинице, а в апартаментах, ей принадлежащих, а здесь для нас только рецепция и завтрак. Апартаменты находятся в двух кварталах от «мамочки», куда мы и устремились после регистрации. Машину мы оставили во внутреннем дворе гостиницы (около 7 евро в день). Но под крепостной стеной есть и бесплатная, достаточно большая стоянка.

Апартаменты оказались просто шикарными и очень уютными — отдельная квартира в симпатичном домике, на двух уровнях, со всем необходимым, да еще и с террасой. Правда, она выходила во внутренний двор, но все равно была приятным дополнением.

Городские легенды города Торунь, Польша. Часть 1

С голодухи быстро покидали вещи и побежали в ресторан, который я присмотрела еще дома. Называется он Manekin и находится на улице Wysoka 5

Ресторан специализируется на «налечниках» — то есть всяких разных блинах. Но, как свойственно Польше, здесь не блины, а блинищи, с большую тарелку размером и начинкой не менее 400 гр. А выбор начинок — и не перечитаешь! С трудом выбрали — суп в хлебе borowikowy, мексиканское бурито и лосося, на запивку — кувшинчик домашнего вина.

Городские легенды города Торунь, Польша. Часть 1

Съесть это было невозможно. Но надо:-). Заплатили за все около 15 евро (!) и пошли немного прогуляться по вечернему городу и утрясти съеденное.

Повернув от ресторана мы вышли на площадь Новый Рынок (Rynek Nowomiejski). Он представляет собой квадрат, вокруг которого выстроились исторические здания, часть из них — средневековые дома богатых горожан, часть была построена в 19 веке

Городские легенды города Торунь, Польша. Часть 1

А в центре площади — костел Святой Троицы, построенный на фундаменте более раннего здания Ратуши.

Кроме исторических памятников, на площади мы встретили пару милых современных объектов.

Первой была скульптура торговки

Городские легенды города Торунь, Польша. Часть 1

Конечно, такой забавной фигурке с гусем под мышкой, весами и корзиной с яйцами, самое место на торговой площади. Скульптура была установлена в 2011 году во время ярмарки как залог для будущей хорошей торговли.

С другой стороны площади стоит композиция «Тележка старьевщика»

Ее ошибочно принимают за памятник беженцам. Но если внимательно прочитать текст на мостовой и разглядеть старомодные афиши на тумбе, то можно понять, что на самом деле скульптура была установлена в память о приключенческом фильме «Закон и кулак» 1964 года. Кратко о сюжете, чтобы понять, в чем прикол. В 1945 году на территориях, освобожденных от нацистов формируют группы добровольцев, которые должны охранять госимущество. Одну такую группу составили пятеро авантюристов, для которых цель — нажива. А шестой член группы — бывший заключенный Освенцима идейный борец Анджей. Вот на противоречии интересов и построен сюжет фильма. Тележка появляется в кадре в начале фильма, а афишная тумба красуется до конца. Правда, я не смогла выяснить, какое отношение фильм имеет к Торуни, похоже, здесь его снимали.

На краю площади расположена историческая аптека «Золотой лев», которая работает здесь с 1624 года

Городские легенды города Торунь, Польша. Часть 1

Но здание это было сооружено в 1830 году путем объединения двух — готического дома 1400 года и фахверкового дома 1819 года. А вот эмблема в виде позолоченной скульптурки льва была с самого начала.

Продвигаясь к своему домику, мы завернули на улицу Strumykowa, где расположен музей знаменитого торуньского пряника.

А пряниками Торунь знаменит уже несколько столетий. И вот вам первая легенда — о возникновении «пряничной промышленности».

Когда в 14 веке в городе началась эпидемия холеры, изможденные горожане приходили к монастырю бенедиктинок, который располагался за городскими стенами. Одна из монахинь Катажина потеряла покой и сон, не видя никакой возможности накормить столько голодающих. Но однажды ночью появился крысиный король Косистрах, который проводил ее в монастырские подземелья, где стояли огромные чаны с тестом. Сестра Катаржина сразу же приступила к выпеканию из него пряников. Их было изготовлено столько, что хватило накормить всех страждущих и спасти их от смерти. А пряники в честь нее стали называть «катажинками». Очень часто для знатных и дорогих гостей города выпекался особый пряник. Известен подарок Торуня Екатерине Второй — двухметровый пряник, украшенный гербом города, двуглавым орлом и двумя польскими орлами.

Музей был основан в 2006 году в историческом здании и является интерактивным. Посетители могут сами замесить заранее подготовленное тесто под руководством опытных мастеров, выбрать ингредиенты и форму, и выпечь свой уникальный пряник. Здесь также можно увидеть восстановленные печи 16 века и узнать об особенностях выпекания.

Все, пора домой. Завернув на нашу улицу, мы столкнулись с прекрасной Булочницей

Городские легенды города Торунь, Польша. Часть 1

Эта скульптура была установлена в 2009 году и посвящена самой большой и знаменитой пекарне Торуня, открытой Густавом Весе в 1751 году. Скульптура выполнена в зеленом цвете по задумке автора. Местные жители скульптуру не любят и девушку обзывают женой Шрека.

Конец первой части и первого дня.

Во второй мы познакомимся с крепостью и старым городом поближе…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия