Турист Ольга Клейн (fanolia)
Ольга Клейн
была 8 марта 10:17

Лиссабон, Порту, Томар, Синтра, Вила-Нова-де-Гайя — Португалия Сентябрь 2019

Индия, Бразилия, Мадейра, острова Зеленого мыса, Азорские острова, Сьерра-Леоне, мыс Доброй Надежды, Лабрадор, Юкатан и многое другое — как много из этого списка португальских открытий для меня оказалось новостью. А в китайском Макао я открыла, что до меня и здесь побывали португальцы). Эти знаменитые тротуары, выложенные мелкой плиточкой волны мы сначала увидели в Макао в 2008 году. И вот наконец мы собрались в Португалию. Да, хотелось бы посмотреть все и сразу, но получилось как-то так — немного.

1. Ночь в отеле TRYP Lisboa Oriente.

После длительного перелета с пересадкой в Москве мы приземлились в Лиссабоне поздним вечером. Уже в темноте такси доставило нас до отеля TRYP Lisboa Oriente Hotel в районе Парка наций. Выбор отеля как всегда был обусловлен удобством пересадки — совсем близко расположен железнодорожный вокзал Ориенте, с которого мы собирались выехать в Порту. Заселяемся в номер и отключаемся, а утром, распахнув шторы, видим вот это:

Португальский дневник

Мимолетная удача — на одну ночь дали отличный номер с хорошим видом, даже бесконечный мост Васко да Гама виден. Завтраки в этом отеле кстати тоже были очень достойные — и повар в зале, и огромное разнообразие блюд, и холл, и бар.

2 день. Lisbon to Porto.

Вокзал Ориенте буквально за углом здания отеля. Район Parque das Nacoes вообще очень приятный, современный, чистый. Легкая, воздушная архитектура фасада вокзала Ориенте производит приятное впечатление, но резко контрастирует с внутренним пространством. Внутри просто серо-грязный бетон, темно. Ну да ладно, эскалаторы и лифты есть — уже неплохо. Поезд Alfa Pendular до Порту идет примерно два с половиной часа. Поезда из Лиссабона идут только до вокзала Porto — Companha. Если вам надо непременно до знаменитого вокзала Sao Bento, то придется пересесть на электричку (бесплатно при наличии билета Лиссабон — Порту).

Португальский дневник

В Порту наш отель Pestana Porto Goldsmith имеет прекрасное расположение на углу главной площади Praça da Liberdade, в конце которой расположено здание муниципалитета и старинные роскошные здания банков. Совсем близко знаменитый старинный вокзал Бенту и одноименная станция метро. Отель при внешней скромности очень хороший — стильный, винтажный, удобный, чистый (свежий ремонт)

Мы бронировали самый дешевый в этом отеле номер с окнами, выходящими на узкую темную улочку. Но, когда зашли в свой номер, то, извините, я просто визжала от восторга. Такой номер на крыше для нищебродов меня более, чем устроил. Угловая комнатка с выходом на отделенную часть круговой террасы. Какие виды!!! Прямо перед нами, на верху холма возвышался собор Клеригуш, его башня (Torre dos Clérigos) — основная доминанта в городском пейзаже. На соседней черепичной крыше заброшенного дома (каких много в Порту) шла своя жизнь — все поросло травой, чайки там «снимали жилье» в каминных трубах. И мне очень нравилось такое соседство, несмотря на то, что по утрам нас будили крики, карканье, писк, мяуканье и лай этих «милых» птичек. Но зато, ты сразу чувствуешь, что море совсем близко. А вечером — это было совершенное погружение в сказку — светящиеся окна собора и черные силуэты крыш создавали дивную таинственную атмосферу.

Португальский дневник

3 день. Santa Catarina, Flores, Ribeira Night.

Завтракали почти всегда в одной из многочисленных кафешек практически прямо под окнами отеля, потому что в отеле конечно все очень стильно и есть барчик на крыше с милым видом, но дороже. А на шумной площади Либердад, где расположены остановки и городских автобусов и экскурсионных, жизнь бурлит, гиды собирают и проводят экскурсии. Но в тени деревьев за столиком кафе можно неплохо позавтракать, поглядывая на архитектуру площади, разглядывая удивительные скульптуры и экзотические экземпляры туристов. Блюда не особо утонченные, но вполне сытные.

Отправились в сторону пешеходной улицы Санта Катарина. Достопримечательности начинаются сразу на площади — церковь св. Антонио (Igreja de Santo António dos Congregados) с фасадом, покрытым плиткой азулежу. Поднимаемся выше по улице R. de 31 de Janeiro к церкви св. Идельфонсо. Надо сказать, что по всей этой прямой — от церкви Клеригуша до Идельфонсо ходит трамвай и под нашими окнами он проходит. Но в первый день мы вообще засомневались, а есть ли он — ничего нигде не громыхало, сам на глаза не попадался. И вот встреча — да, старичок — трамвайчик забавный и не шумный, как раз у церкви св. Идельфонсо, на повороте на пешеходную Rua de Santa Catarina с многочисленными магазинами и сувенирными лавками.

Улица названа по часовне — Capela das Almas de Santa Catarina. Изначально стены часовни были просто окрашены в белый цвет. С 1929 года облицовка часовни состоит почти из 16000 плиток азулежу, изготовленных в Лиссабоне. На стенах изображены деяния из жизни святого Франсиска Асизсского и Святой Катарины, которые почитаются в часовне. На этой прогулке мы увидели три церкви с азулежу!

Во второй половине дня — к реке Дуэро через улицу Flores, по улице de Ferreira Borges мимо Института вин Порту (Instituto do Vinho do Porto) — а где же еще находиться институту портвейна))).

Здание старинной аптеки привлекло внимание жизнерадостными змеями на синем фасаде. Таких доброжелательных зубастых змеиных улыбок я еще не встречала. Всем своим радушным видом змеи как бы показывают, что яду для нас они не пожалеют)

Для меня непостижимым кажется, как в Европе «склеивают» в единое целое церкви со зданиями, не имеющими к религии никакого отношения. Вот так мы шли мимо прекрасного неоклассического здания биржи (Palácio da Bolsa) и я удивилась, какой странный древний угол у этого здания. А оказалось это уже церковь Св. Франциска XIII века. Биржевой дворец построен на месте сгоревшего клуатра францисканского монастыря. В тот день мы к Франциску уже не попали. Внутри биржевого дворца не была, но пишут, что там очень красивые интерьеры, особенно «Арабская комната».

Португальский дневник

К вечеру, как и планировали, вышли на набережную реки Дору. Это самое популярное, как мне кажется, место для вечерних прогулок и ужинов в Порту. После 30-градусной жары вечерняя прохлада от реки дарит долгожданный релакс. Вид противоположного берега украшает монастырь Серра-ду-Пилар с большой круглой церковью. Вместе с подсвеченным огнями мостом они создают довольно приятную картину.

4 день. Vila Nova de Gaia, Cathedral.

На противоположную сторону реки, на сторону Vila Nova de Gaia, которая по сути является частью Порту, мы задумали доехать на метро. Когда мы приехали в Порту, я вообще удивилась, зачем в таком небольшом городе построили метро. Хотя конечно мы крутимся в компактном историческом центре и город возможно не такой уж и маленький. Сделав несколько снимков с высоты монастыря, пересели на фуникулер — ну зачем-то же он нужен! :) Вид со стен монастыря Серра-ду-Пилар на мост Луиша I немного огорчил -вклинился строительный кран, которые торчат по всему городу.

Португальский дневник

А вот с фуникулера мы уже ступили на «берег портвейна». О! Да тут целая флотилия и аллея славы разных марок портвейна. История портвейна началась в XII в. Генрих Бургундский, после женитьбы получивший графство Портукале, стал постепенно менять местную, оставшуюся от римлян лозу, на привезенную из Бургундии. Даже в старейшей истории имели место санкции — что-то подобное случилось, когда англичанам в ответ на французский запрет английского экспорта пришлось прекратить импорт французских вин и заменить их португальскими. А португальские вина как-то плохо переносили морскую качку дальнего пути, укачивало их) и тогда!.. тогда стали добавлять в вино бренди — появилось крепленое вино — родился портвейн)

Португальский дневник

На «берегу портвейна» (Vila Nova de Gaia) раньше располагались многочисленные склады различных брендов портвейна, здесь сохранились и некоторые производства. Можно взять экскурсию с дегустацией, можно посетить фирменные магазины. Нам приглянулся «Calem», магазин, выставочный зал, там же стоят огромнейшие бочки, где идет процесс… Не самая старая марка (с 1859 г.), но на этикетке есть кораблик — ведь эта компания использовала для перевозки портвейна собственный флот! Есть все виды — от простых до элитных -White, Ruby, Tawny, возрастные 10,20,30 лет, винтажные. Есть, что выбрать «на сувенир».

Где вино — там бутылка, где бутылка — там пробка. Португалия обрабатывает 88% мирового запаса пробкового сырья. Естественно сувениров из пробки там хватает. Потрясающая фантазия на эту тему- обувь, галстуки, сумочки, кошельки, зонтики и миллион других сувениров.

Португальский дневник

Возвращались из Вила Нова де Гая пешком по мосту. Шустрые мальчишки прыгают с моста и делают свой маленький гешефт — они не прыгнут, пока не соберут с окружающих туристов 10 евро (не с каждого:)

На стороне Порту есть еще фуникулер, который расположен прямо у старой крепостной стены. Мы рассчитывали очень ловко оказаться у одной из главных достопримечательностей Порту, церкви Igreja de Santa Clara. Но церковь оказалась закрытой на ремонт. Строители сочувственно смотрели на нас, но пробраться внутрь возможности не представилось. Выйти от Санта Клары к Кафедральному собору Sé do Porto не составило труда и собор мы в этот день посетили.

К реке спускались по улочкам старого города. Наверное первый раз старый жилой квартал в Европе не произвел на меня впечатления. Много разрушеных домов, нет обычной для этих мест атмосферы — мало кафешек и магазинчиков, все очень скромно, чувствуется, что людям живется тут нелегко.

5 день. Clerigos, Carmo, Igreja de Sao Francisco.

Наконец-то пришли в Clerigos, которым каждый день любовались со своей террасы. Торре-душ-Клеригуш является самой высокой церковной башней Португалии. Башня имеет две колокольни — где-то на середине высоты и на самом верху. Она долгие годы была ориентиром для входящих в гавань кораблей. Наверху башни есть смотровая площадка — 225 ступеней вверх по узкой винтовой лестнице. Боковые фасады образуют не очень обычную овальную форму церковного нефа.

Далее подошли к книжному магазину Livraria Lello с оригинальным фасадом неомануэлино. То самое место, где Джоан Роулинг неоднократно бывала, вдохновлялась прекрасным интерьером, и вероятно Lello послужил прототипом магазина волшебных книг «Флориш и Блоттс». Хоть я и не фанат Гарри Поттера, но в этот магазинчик попасть очень хотелось. К сожалению, 30-градусная жара, бесконечная очередь не дали осуществиться мечте.

Португальский дневник

Перейдя площадь Praça de Gomes Teixeira, мимо фонтана львов направляемся к Кармо. Часть бывшего монастыря босоногих кармелитов — церковь кармелитов (Igreja dos Carmelitas) и правее церковь Карму (Igreja do Carmo), которая была построена позже. Их соединяет отдельное здание шириной 1 метр. Внутренние интерьеры церкви кармелитов показались более интересными.

Ближе к вечеру успеваем к церкви Св. Франциска. Эта церковь является самым значимым готическим памятником в Порту. Храм известен своим выдающимся внутренним убранством в стиле барокко. (Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) Есть интересная большая крипта.

Португальский дневник

Почти каждый вечер мы заканчивали ужином у реки. На опоре старого моста устроено кафе с хорошим обзором и в непосредственной близости к воде:

Португальский дневник

6 день. Jardins do Palacio de Cristal, Cruzeiro das 6 Pontes.

Парк Jardins do Palacio de Cristal очень приятное место на высоком берегу с отличными видами на реку. Хрустальный дворец — это просто бывший выставочный павильон, в котором проводятся концерты и другие мероприятия. По центральной аллее открывается путь к нескольким тематическим садам. «Сад чувств», «Сад запахов» и «Сад роз».

К сожалению, во время нашего посещения, многое был закрыто на ремонт и мы вышли к реке по какой-то боковой дороге, но в тех местах, где мы были, парк был чудесный — живописное озеро, регулярный сад с розовыми кустами, красивые аллеи с большими раскидистыми деревьями. И павлины! такое количество павлинов, что петух здесь выглядит более экзотичной птцей) Первый раз видела павлиниху с павлиненком))

На набережной Порту есть несколько причалов прогулочных корабликов. Мы взяли небольшую прогулку Cruzeiro das 6 Pontes. Это конечно не бог весть какой круиз), просто хотелось прокатиться по воде. Ничего особенного — виды на Порту, прошли все 6 мостов. Кажется даже меньше часа длилось.

7 день. Capela do Senhor da Pedra, Sao Bento Station.

На электричке urban train можно доехать до станции Miramar и подойти к морю. Мирамар находится недалеко, относится к району Вила нова де Гая. Там есть одно интересное место, такое небольшое подобие бретонского Мон-Сен-Мишель, называется Capela do Senhor da Pedra. Небольшая капелла на каменном утесе во время приливов и непогоды тоже оказывается залитой морской водой. Для такой маленькой часовни неожиданно ухоженное внутреннее пространство. (последнее фото в слайдере из интернета, для наглядности)

Португальский дневник

Напоследок пошли фотографировать вокзал Бенту, ведь на следующий день мы возвращались в Лиссабон, а поезда идут туда только с другого вокзала.

8 день. Porto to Lisbon.

Переезд из Порту с вокзала «Porto-Companha» в Лиссабон на вокзал «Lisboa Santa Apolónia». В Лиссабоне разместились в отеле HF Fénix Lisboa на площади маркиза де Помбала. Место хорошее, удобное, рядом со входом в метро. По этой линии метро можно быстро добраться до центра. К вечеру отправились на пешеходную улицу Augusta, которая выходит прямо к триумфальной арке и площади Коммерции. По пути от метро вышли к лифту Elevador de Santa Justa. Поужинали где-то практически под ним)) Прогулялись по Augusta, прошли через арку, вышли на огромную площадь Коммерции и приятно закончили вечер у реки. Там всегда дают концерты уличные музыканты, в тот день видимо с музыкантами нам повезло — музыка зашла, очень эмоциональный опен-эйр получился с видом на огни ночного Лиссабона.

Португальский дневник

9 день. Almada (Cristo Rei), Castelo de S. Jorge, Alfama.

На противоположном берегу реки, в районе Almada возвышается огромная статуя Христа (Cristo Rei). Прекрасные виды открываются на мост «25 апреля», уж очень похожий на знаменитый Голден Гейт. Ничего удивительного в этом нет — ведь строили его американцы. В этом районе можно отведать сардины свежайшего улова в бесхитростных уличных забегаловках — все делается на твоих глазах. Ну и жинжинью никак нельзя пропустить или скорее нельзя не «пропустить» рюмочку.

Португальский дневник

Рядом с вокзалом Россиу за площадью находится церковь Санто Доминго (Igreja de São Domingos). Эта церковь отличается от остальных, ее хотелось увидеть обязательно. Когда-то доминиканская церковь имела роскошное внутреннее убранство, но после землетрясений и пожаров, последнее восстановление было очень своеобразным — незаконченным, но целостный вид сохранился.

Португальский дневник

Невозможно обойти вниманием крепость возвышающуся над городом — замок Святого Георгия (Castelo de S. Jorge). Первые укрепления финикийцев на этом месте относят к 1 веку до н. э. Это был мощный бастион со времен римлян, позже захваченный вестготами, а потом и маврами. Какой-то период был королевской резиденцией. Виды со стен крепости — одни из лучших в Лиссабоне.

За крепостными стенами есть кафе, где кормятся туристы и подкармливают многочисленных павлинов. Прикол в том, что эти толстые «индюки»-павлины карабкаются по наклонному стволу дерева и рассаживаются на ветках над самыми головами туристов, сидящих за столиками. Ну и конечно, наевшиеся павлины «не держат в себе», все скормленное туристами падает на их же головы. Есть несколько зонтиков, которые не позволяют туристам сразу заметить «засаду», но «обстрел» идет довольно интенсивный))

К вечеру спустились в район Алфама. Алфама — старейший исторический район города, здесь расположен кафедральный собор, церкви и монастырь. Улочки очень узкие, с крутым спуском, с лестницами. Мы шли через смотровую площадку у церкви Санта Люсия и собирались устроиться в ресторане с террасой Portas do Solэто самая просторная площадка с самым шикарным видом на город и реку, но она оказалась занята — там проходила пышная свадьба.

10 день. Belem, Mosteiro dos Jeronimos, Arco da Rua Augusta.

Белем (от библейского Вифлеем) Монумент первооткрывателям не случайно находится в этом месте. С 15 века район Белем был поселением на берегу, откуда уходили в плавание многие корабли, идущие на открытие новых земель. Только к концу 19 века район был присоединен к Лиссабону. Torre de Belém — вифлеемская башня, построенная в 1515–1521 годах в честь открытия Васко да Гама морского пути в Индию и служила поочерёдно небольшой оборонительной крепостью, тюрьмой и таможней.

Монастырь Жеронимуш — одна из самых известных достопримечательностей Лиссабона. Великолепный памятник позднеготического мануэлинского стиля. Находится под охраной ЮНЕСКО.
Монастырь иеронимитов возведен на месте ранее существовашей церкви Санта-Мария-де-Белен,
принадлежавшей монахам военно-религиозного ордена Христа. (Ах вот откуда там столько тамплиерских символов:)
Монахи ордена Христа оказывали помощь морякам в пути. Понятно, что и церковь их находилась рядом с удобной гаванью, откуда начинались большие плавания. Существующая структура была открыта по приказу Мануэла I (1469–1521).

Когда мы поднялись на верхние хоры, вдруг откуда-то из-под этих великолепных сводов раздалось на всю церковь: Ш-ш-ш-шшш! «Глас божий» возвестил, что надо бы себя вести потише в храме. Непередаваемо! — воцарилась мертвая тишина! Думаю, это не только для нас было неожиданностью:) Но… люди есть люди:) уже через пару минут возня и ропот возобновились.

Португальский дневник

В этот день мы снова пришли к Триумфальной Арке, чтобы теперь подняться на нее. Сделать это можно на лифте за небольшую плату. Лифт находится в доме слева от арки, если смотреть с улицы (не с площади). Лифт идет не на самый верх, а в закрытое помещение, где можно увидеть механизм часов. Далее узкая винтовая лестница со своеобразным маленьким светофорчиком, который показывает, что лестница не занята и можно подниматься. Верхняя площадка открытая — полный круговой обзор! самые лучшие кадры площади, любых сторон города и хорошо просматривается лифт Санта Жушта.

После триумфальной арки нельзя не пройтись по площади Коммерции и подойти к реке.

Cais das Colunas означает «пристань колонн». Это две колонны, стоящие перед мраморной лестницей, считаются историческим памятником. Когда-то эта пристань служила торжественным входом в город Лиссабон. Отсюда в море отправлялись португальские корабли, а в Лиссабон прибывали важные персоны со всего мира и шествовали прямо во дворец, стоявший на площади, которая называлась Дворцовой, а после разрушительного землетрясения стала называться площадью Коммерции. Теперь же название Дворцовой площади (Terreiro do Paço) имеет ближайшая станция метро, с которой мы обычно и возвращались в отель.

Отсюда открывается широкая панорама на площадь, город, «касилейрос» (лодки, которые соединяют два берега реки) и реку Тежу. По колоннам очень заметны следы высоких приливов.

11 день. Sintra, Quinta da Regaleira.

С этого чудесного вокзала Rossio мы выезжали в Синтру.

Португальский дневник

В Синтре мы бронировали одну ночь в отеле Tivoli Sintra, чтобы за два дня посмотреть Quinta da Regaleira и дворец Пена. Вид из окна отеля на усадьбу Регалейра:

Вид на крепость мавров из окна отеля:

Португальский дневник

Усадьба Регалейра, представляющая собой своеобразный лабиринт, полна прекрасных уголков и тайных знаков. Огорчило, что зайти в колодец посвящения снизу уже нельзя было — всех загнали наверх в длиннейшую очередь. Перекрыты были также и подземные ходы, ведущие от портала стражей к колодцу посвящения. Была закрыта и часовня и подземный ход из нее во дворец. Закрыты были верхние этажи дворца с алхимической лабораторией и библиотекой. Я так долго все это изучала дома, чтобы приехать и увидеть перекрытые ходы?! Обидно, досадно. Но все равно Кинта да Регалейра — прекрасна и интересна! Из усадьбы Регалейра прекрасно видно крепость мавров.

12 день. Sintra (Palacio da Pena)

Очень своеобразное сооружение, на склонах живописнейший парк с прудиками, лебедями, утками. Адовы очереди! Но если вы не хотите обязательно смотреть внутренние помещения дворца, то можно не стоять, а просто идти во внутренний двор, пройтись по запутанным террасам и карнизам. Интерьеры дворца запрещено фотографировать, но некоторым удается)

Этот парк дворца Пена понравился мне едва ли не больше самого дворца.

13 день. Tomar

В Томар мы поехали на региональном поезде с вокзала Аполония. Этот день был каким-то особенным — спокойным, солнечным, умиротворенным. Наверное потому, что в Convento de Cristo не было этих жутких толп. Какое удовольствие, когда никто не мешает прогуляться по садику с акведуком, прочувствовать атмосферу монастыря с кельями, с целым лабиринтом дворов и помещений, задержаться у самых загадочных деталей.

14 день. Igreja de Sao Roque, Convento do Carmo, Elevador de Santa Justa.

Одна из многочисленных смотровых площадок Лиссабона Miradouro de São Pedro de Alcântara находится рядом с фуникулером. Вид на крепость св. Георгия (Castelo de S. Jorge) отсюда очень интересный — хорошо просматривается длинная стена с лестницей, продолжающаяся вниз по склону и заканчивающаяся башней (Torre De Couraça). Эта башня служила для контроля долины внизу, и для возможности побега, если замок был захвачен врагами.

Португальский дневник

Церковь Святого Роха — одна из старейших иезуитских церквей мира. При очень скромном фасаде, внутри церковь богато украшена позолотой, плиткой и мрамором. Слепит золотом пышное барочное убранство капелл. Такой концентрации деталей, такого количества детских головок, ангельских фигурок я никогда еще не видела. Интересна роспись деревянного потолка.

Convento do Carmo — бывший кармелитский монастырь, разрушенный землетрясением. Часть помещений монастыря передана под штаб-квартиру Республиканской гвардии. Готическая церковь превращена в археологический музей. Величественные готические своды сохранены, но крыши над нефом нет. В музее хранятся экспонаты всех периодов португальской истории — доисторические объекты, гробницы, готические архитектурные элементы.

За монастырем, на этом же уровне находится кафе, которое соединено крытым проходом с площадкой подъемника Санта Жушта (Elevador de Santa Justa). Лифт действует с 1902 года, связывая площадь Ларгу-ду-Карму и улицу Руа-ду-Ору. Он выполнен из чугуна в неоготическом стиле, много ажурных элементов. Изначально лифты перемещались с помощью паровой машины.
Если бы мы шли снизу и решили бы подниматься на нем, то нужно было бы отстоять немалую очередь и заплатить. Но так как мы прошли сверху на площадку поглазеть на лифт, то очереди мы миновали. А заплатить нам все-таки пришлось, чтобы выбраться на самый верх — на открытую площадку с круговым обзором.
В это время в застрявшем лифте сидели туристы, которым повезло меньше, чем нам. Как их вытаскивали, не видела)

15 день. Parque das Nações.

Парк Наций (Parque das Nações) — это район с современной архитектурой и прекрасное место для отдыха.
Район включает в себя несколько музеев, отели, выставочный центр, спортивные сооружения, многофункциональные павильоны.
От метро Oriente, где находится уже знакомый нам вокзал, можно пройти «насквозь» через крытый переход, через торговый молл «Васко да Гама» и оказаться на просторной территории этого комплекса, включающего в себя в том числе и Лиссабонский океанариум. Рядом с океанариумом расположен Teleférico de Lisboa. Из кабины фуникулера, двигающейся вдоль берега, можно обозревать весь парк.
North Station, где мы оказываемся, расположена у башни Васко да Гама (отель с рестораном и смотровой площадкой.)
В этом районе парка множество кафе, ресторанов, аллея с бассейнами, своеобразными купальнями-пляжами. На скамейках вдоль реки можно релаксировать, разглядывая изящный, длиннейший мост Васко да Гама через Тежу.
Так собственно и прошел последний день португальского путешествия.