Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была 22 апреля 20:36

Саксония — Германия Ноябрь 2019

Посетить Саксонскую Швейцарию я хотела ещё в прошлую поездку в Чехию. Но не совпадали дни проведения экскурсий с днями моего пребывания в Праге. Получилось только в ноябре этого года. Экскурсию я заказывала в одном Пражском турагентстве ещё дома. Экскурсия проходила с помощью аудиогида, что очень удобно

Погода в этот день не порадовала. Хоть и был ноябрь, всё время было тепло и солнечно. Кроме дня, когда мы с небольшой группой отправились в Германию, в национальный парк Саксонская Швейцария.

Крепость Кёнигштайн — Королевский камень — крепость в Саксонской Швейцарии, недалеко от Дрездена, на одноимённой горе на левом берегу Эльбы, рядом с городом Кёнигштайн с населением чуть менее 3000 человек.

На камне короля

Крепостные стены видны ещё далеко на подъезде к крепости. Грандиозность сооружения понятна за несколько километров. Дорога в гору извилистая и не внушающая доверие: как разъехаться на узкой дороге двум транспортным средствам? Чтобы пропустить идущее навстречу авто, наш автобус прижимался к обочине и останавливался.

Ну вот мы на месте.

На камне короля

Сорокаметровой высоты стены, могучие башни и бастионы создают впечатление несокрушимой твердыни.

На камне короля

Крепостные стены буквально вросли в скальную породу. Грандиозный замок расположился на вершине огромной скалы.

Купили билеты и на пассажирско-грузовом лифте поднялись в крепость.

На камне короля

Лифт рассчитан на 60 человек, грузоподъемность до 4,5 тонн. Можно было подняться на панорамном лифте, но он работает только летом. Пешком не пошли, т. к. на это уйдёт много времени, а на экскурсии время ограничено.

Задолго до образования Саксонии эти земли населяли славянские племена. Точной даты основания крепости на скале Кенигштайн не сохранилось. Первое документальное свидетельство существования бастиона на горе Кёнигштайн — это грамота от 1233 года богемского короля Вацлава I Одноглазого. А старейший существующий ныне документ о Кёнигштайне с печатью Вацлава I — это пограничный устав от 1241 года, где средневековая крепость значится, как «на камне короля». На протяжении веков крепость переходила из рук в руки. В 1459 году после разделения границ между Чехией и Саксонией Кёнигштайн официально относится к маркграфству Мейсен и с тех пор находится на территории Германии.

Новые хозяева основательно перестроили замок. Всю его территорию площадью 9,5 га обнесли каменной стеной длиной 2,2 км.

На камне короля

Внутри крепости появились пороховые и продовольственные склады, а также автономное водоснабжение.

Крепость Кёнигштайн с площадью равной 13 футбольным полям является одной из крупнейших горных крепостей Европы.

На камне короля

С 1955 саксонская крепость является государственным замком с музеями, их примерно 50, т. е. почти каждое строение- это определённая экспозиция. В одном из арсеналов с 2011 года действует Военно-исторический музей.

На камне короля

Постоянная экспозиция «На камне короля», размещённая в 33 помещениях крепости, рассказывает историю Кёнигштайна.

На камне короля

Более 500 экспонатов, трёхмерные модели и инсталляции с фигурами людей в натуральный рост иллюстрируют важные вехи в истории крепости.

На камне короля

Большая экспозиция содержит множество экспонатов, посвящённых военной истории Саксонии и Германии.

На камне короля

Много экспонатов посвящено истории тюрьмы. Здесь находится коллекция произведений искусств разных эпох, предметы военно-исторического направления.

На камне короля

Особняком стоит замок им. Фридриха, или павильон Фридрихсбург. Построен в 1589 г. как наблюдательная и фланговая вышка. Первоначально на нижнем этаже размещалось орудие, верхний этаж использовался как праздничный зал, в 1731 г. перестроен в павильон в стиле барокко. Интересно, что стол для этого зала находился на нижнем этаже, откуда, груженный всевозможными яствами, поднимался с помощью специального механизма на верхний. Cегодня павильон Фридрихсбург- это бюро ЗАГСА и используется как зал торжеств.

С этим замком связана одна интересная история. После очередного праздника, одному крепко выпившему господину, видимо, стало душно в помещении, и он решил почивать на открытом воздухе. Выбрал он для этого оригинальное место — карниз с панорамным видом и пропастью внизу. Его обнаружили утром, крепко спящим на карнизе. Любителю выпить конечно повезло, что во сне он не свалился вниз. Вероятно, это потому, что он был мертвецки пьян.

Я не очень-то верю в эту историю, скорее всего это легенда.

Почти напротив замка Фридриха стоит бюст саксонского короля Иоганна (король-поэт правил в XIX веке).

На камне короля

Иоганн публиковал свои произведения под псевдонимом Philalethes, «Любитель истины» в переводе с греческого.

Полное имя короля: Иоганн Непомук Мария Йозеф Антон Ксавер Винцент Алоиз Франц де Паул Станислав Бернхард Пауль Феликс Дамас.

Колодезный дом построен в 1735–37 гг. как песчаниковый свод, не разрушаемый при обстреле.

На камне короля

Колодец глубиной 152,5 метров является самым глубоким в Саксонии и вторым по глубине в Германии. Вода нагнеталась вверх с помощью конного ворота.

Позднее необходимую для подъема воды силу получали при помощи парового (с 1871 г.) и электрического (с 1911 г.) двигателей.

На камне короля

В 1967 году работа колодца была прекращена: в крепость подвели питьевую воду. С 1998 г. система подачи воды снова заработала. При музее есть апартаменты на 4-х человек, в которых можно остановиться на ночь.

В крепости своя гарнизонная церковь.

На камне короля

Первоначально это романская замковая часовня,
первая гарнизонная церковь Саксонии (1676). 1990-е годы её превратили в колонию для малолетних преступников. Лишь в 2000 г. вновь освящена после реставрации.

Долгое время Кёнигштайн служил хранилищем саксонской казны.

На камне короля

Хранилище денежного запаса саксонской госказны.

Конюшня коменданта построенa в 1828 г.

На камне короля

Здесь размещались не только рысаки коменданта, но и упряжные лошади артиллерии.

Казарма «Б» (Kaserne B) построена в 1897 г. для размещения женатых унтер-офицеров. Сейчас это жилой дом.

На камне короля

Батарея им. Георга (Georgenbatterie) построенa в 1669–79 гг. для размещения орудий, направленных на вход, на сегодняшний день с пятью пушками.

На камне короля

Внизу под стенами крепости видна Стрела (по-франц. Flèche).

Стрела была построена в 1755–56 гг. как первая часть Нижних укреплений для обстрела окружающей территории перед воротами и фланга крепости. В 1589 году в Кёнигштайне были выстроены внутренняя цитадель (Замок Фридриха), большая казарма и арсенал.

На камне короля

Усовершенствовали привратные укрепления, и теперь входить в замок приходилось через целую сеть ворот, коридоров и подъёмных мостов.

Torhaus (Дом ворот) был построен как оборонительное сооружение с отверстиями для сбрасывания камней.

На камне короля

С другой стороны этого дома квартира коменданта.

Подвал с бочками- это место для хранения провианта

На камне короля

Площадь Августа украшена с предстоящему Рождеству, Кёнигштайн начинает готовиться к празднику уже в начале ноября. Площадь заложена в 1815 г. в честь первого саксонского короля Фридриха Августа.

На камне короля

С 1591 по 1922 гг Кёнигштайн была наводящий ужас государственной тюрьмой, которую называли «саксонской Бастилией». Узниками тюрьмы в разное время были известные личности — социал-демократ Август Бабель, анархист Михаил Бакунин, писатель Франк Ведекинд, алхимик 18 века изобретатель европейского фарфора Иоганн Фридрих Бёттгер.

На камне короля

Крепость использовалась и как лагерь для военнопленных, сначала в первую мировую войну, потом и во вторую мировую войну. Как лагерь военнопленных замок имел обозначение Oflag IV-B Koenigstein. В 1945 году пленные были освобождены и эвакуированы американскими войсками. Потом крепость была занята Советскими войсками и использовалась как лазарет до 1949 г.

В истории Кёнигштайна прослеживается русский след. Пётр I посетил крепость дважды. В 1698 г. его заинтересовали пушки и оружие.

В 1712 г. попросил показать заключённых и, как рассказывают, своими руками произвёл замер глубины крепостного колодца (152,5 м). В 1813 г. после победы над французами здесь побывали многие русские офицеры и герцогиня Ольденбургская Екатерина Павловна.

С крепостных стен Кёнигштайна открываются живописные виды на леса, поля, реку Эльба и горы Таунус. Виды со смотровых площадок великолепны, эмоции зашкаливают, даже несмотря на пасмурную погоду.

На камне короля

Жаль, не хватило отведённого времени, чтобы лучше осмотреть все постройки. Но, после посещения этой грандиозной крепости, я долго находилась под впечатлением. Даже несмотря на то, что замки мне более по нраву.

Дальнейший наш путь лежал к Бастайским скалам. Об этом в следующий раз. Продолжение здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_29876