Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была 22 апреля 20:36

Саксония — Германия Ноябрь 2019

О поездке в Кёнигштайн я написала здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_29820

К скалам Бастай в Саксонской Швейцарии из Кёнигшайна мы с группой приехали после дождя, но тропинки уже начали подсыхать. Повезло, не намокли. Про красивые солнечные фотографии с голубым небом можно было забыть.

На стоянке было несколько туристических автобусов, но народ, видимо, как-то рассосался по скалам, и на маршруте мы не увидели большого количества туристов. Встретились немцы и две большие группы китайских туристов.

Саксонская Швейцария представляет собой гористую местность.

Эльбский бастион

В свою очередь эта гористая местность называется Эльбские Песчаниковые горы, тянется вдоль границ с Чехией. На территории Чехии- это Лабские песчаники, Чешская Швейцария. Эльбские песчаниковые горы в Саксонии до середины 18 века именовали Мейсенским плато. Эльбские горы являются бывшим морским дном, которое уступило место суше во время мелового периода. Всё-таки трудно представить, что всё это вокруг когда-то было залито водой!

Что за меловой период? Он начался примерно 145 миллионов лет назад, завершился около 66 миллионов лет назад, и назван так по значительным отложениям писчего мела (остатков ископаемых беспозвоночных морских организмов), образовавшихся в позднюю часть периода. Эти залежи мела находили в Европе, Западной Азии и Северной Америке, породы этого периода находят и в Южном полушарии, и на дне океанов.

Эльбский бастион

В летописях первые сведения о скалах встречаются в 1592 году.

Почему именно Швейцария? Да потому, что два швейцарца Антон Графф и Адриан Цинг, преподававших в Дрезденской Академии изобразительных искусств, глядя на неповторимые ландшафты, вспоминали красоту своего родного края, Швейцарской Юры. Адриан Цинг считается основоположником новой дрезденской школы ландшафтной живописи. А Бастай- по-немецки «бастион». Название «Бастай» указывает на то, что скалы входили в оборонительное кольцо древнего замка. Картина Каспара Давида Фридриха «Горный пейзаж в русле Эльбы (нем. Felsenschlucht)» (1822–1823). Фото из интернета

Эльбский бастион

А знаете, сколько «Швейцарий» насчитывается краеведами? Много. Например, Африканская, Казахстанская, Берлинская, Голштинская и т. д. Их почти 200! В Латвии есть целый курорт — «Лифляндская Швейцария», небольшая «Швейцария» в 1903 году появилась в Нижнем Новгороде — парк, разбитый местными учителями и гимназистами. В Алтайском крае вокруг Телецкого озера раскинулась «Сибирская Швейцария»

От стоянки до первых смотровых площадок мы шли примерно минут 10, тропинка то поднималась вверх, то опускалась вниз. Идти было совершенно не скучно. По пути встретились сувенирные лавки и ресторанчики, где я вкусила замечательный кофе с круассаном.

Эльбский бастион

Забегая вперёд, скажу, что на обратном пути сувенирки были уже закрыты, и я не сумела купить ничего подарочного. А хотела. Здесь же есть пара отелей.

Там внизу течет речка Эльба или Лаба, это уж как хотите. По берегам извилистой реки уютненькие городки Велен и Ратен. Кстати, Ратен совсем недавно отметил свое 750-летие.

Эльбский бастион

В давние времена, в 18 веке, среди скал, была выстроена грозная неприступная крепость Нойратен, от врагов крепость был отлично защищен. Крепости уже этой нет, остался только фундамент.

Красота первозданной природы ощущается на подсознательном уровне, особенно, когда стоишь на самом краешке смотровой площадки. Высокие скалы поражают своей неприступностью. И почему я не летаю?- пронеслось в голове.

Эльбский бастион

Народу было немного- во-первых было пасмурно, а во-вторых начинало смеркаться, и все краски скал стремились к серо-голубому цвету.

Скалы самых причудливых форм напоминали то сталагмиты, то каких-то сказочных существ, то великанов, то огромные руки с искорёженными пальцами.

Эльбский бастион

Вода, ветер и время сделали своё дело. Высокие песчаниковые столбы взымаются на высоту 200 метров, (305 метров над уровнем моря), узкие долины, столовые горы и ущелья определяют уникальный для Центральной Европы ландшафт мелового периода. Можете себе представить отвесно стоящие каменные столбы над кронами деревьев? Невероятной красоты причудливые горы, покрытые лесом, очаровывают своей свежестью и девственной неприкосновенностью. Здесь есть своя тихая прелесть, здесь не может быть скучно. Нужно быть осторожными, отдаляясь от тропинок маршрута, иначе можно свалиться в какую-нибудь расщелину. Ведь ограждения не поставишь у каждого обрыва.

Эльбский бастион

В 1984 году здесь был открыт музей под открытым небом. Идея защиты всей Саксонской Швейцарии возникла в 1930-х годах. В результате многочисленных акций противников разрушения горного рельефа долины р. Эльбы регион превратили в заповедник. Несколько исторических сооружений было реконструировано, а также были проложены многочисленные металлические переходы. Статус Национального парка Саксонская Швейцария приобрела в сентябре 1990 г. после падения Берлинской стены.

Скалы Бастай очень популярны у скалолазов. Сейчас для них маршруты сильно ограничили, т. к. песчаник по-тихоньку разрушается и горы рушатся. Примерно так, как скала Варттурм, от которой откололся крупный кусок породы.

Эльбский бастион

Даже смотровых площадок становится всё меньше и меньше, и они обрушаются. А здесь совсем недавно была смотровая площадка

В национальном парке обитают редкие виды животных и птиц, к примеру, филин, выдра и соня-полчок, а в небольших биотопах произрастают редкие виды папоротниковых, лишайников и мхов. Их можно встретить повсеместно.

Эльбский бастион

В некоторых местах приходится продвигаться по валунам, держась за корни деревьев.

Эльбский бастион

Главная красота открывается со смотровых площадок. Сначала восхищаешься извилистой Эльбой с огромной высоты,

Эльбский бастион

потом взгляд плавно переходит на отдельные скалы с непонятно откуда вырастающих деревцев

Эльбский бастион

затем уже на весь массив и арочный мост,

Эльбский бастион

(фото из интернета)протянувшийся сквозь скалы, над 40-метровым ущельем Mardertelle. На мосту расположена смотровая площадка,

Эльбский бастион

откуда открываются живописные виды на удивительные пейзажи Саксонии, просторы, уходящие за горизонт. Словом, созерцаешь и даёшь отдых мыслям, чувствам, духу и телу!.

Этот мост был построен в 1824-м году, только тогда он был деревянным. В 1851-м году его поменяли на каменный, семиарочный. Длина Бастайского моста 76 м, высота — 40 м. На мосту крепится несколько мемориальных каменных табличек, рассказывающих о происходивших здесь важных исторических событиях.

Эльбский бастион

Через весь парк протянулась тропа художников. Собственно, любая из скал — это живая модель для художника. Самой знаменитой картиной, написанной здесь, стала «Felsenpartie im Elbsandsteingebirge» Каспара Давида Фридриха. Фото из интернета

Дважды на Бастае бывал и русский композитор Александр Скрябин, написавший под впечатлением прелюдию «Бастай». Бастайский мост является памятником истории и архитектуры и охраняется государством.

Бастай также знаменит тем, что именно здесь немецкие кинематографисты снимали фильмы об индейцах с Гойко Митичем в главной роли.

Бастай сыграл важную экономическую роль в регионе. Эльбский песчаник называют саксонским мрамором, он отличается высоким качеством. Он послужил строительным материалом для Бранденбургских ворот в Берлине, оперного театра в Лейпциге, королевского дворца Кристиансборг в Копенгагене.

Эльбский бастион

День неумолимо клонится к вечеру. Начал накрапывать дождь, и я поспешила на стоянку к автобусу, да и время сбора группы приближалось.

Эльбский бастион

Выезжали мы из парка уже под настоящий дождь. Но настроение у всех было отличное.