Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 14:11

Ванн — Франция Сентябрь 2019

Первый день: здесь.

Второй день: здесь.

Все время забываю написать про одну полезность. Когда в первый день своего Бретонского вояжа я собралась купить билеты сразу на все 4 дня путешествия, то направилась не в кассу, а в офис по продаже билетов Нантского железнодорожного вокзала (подойдя к зданию вокзала вы увидите плакат со стрелкой, указующий путь).

Там я попала к приятнейшему дядечке, который на мою просьбу, предложил купить своего рода проездной, который дает скидку почти в 50 процентов на региональные электрички и поезда TVG. Проездной естественно не бесплатен, точно не припомню сколько, что-то порядка 35 евро. Но даже учитывая его стоимость, я заплатила за свои билеты на 12 евро меньше, чем по обычному тарифу.

Проездной действует сразу на 3 региона: Бретань, Нормандию и Пэй-де ла Луар. Региональные поезда, курсирующие среди этих регионов очень шустрые, чистенькие и симпатичные. Так что никакой существенной разницы, как например в Италии, я не заметила.

Если вы приобретете проездной, не забывайте его носить с собой вместе с билетом на поезд, т. к. его наличие тоже проверяют и контроллеры ходят постоянно и кучно.

Ну вот, а теперь в путь.

Прямая электричка от Нанта до Ванна (есть еще и с пересадкой в Редоне) идет полтора часа. Дорога ни разу не скучная: подъездные тропы, ведущие от железнодорожного полотна к высящимся на пригорках позапрошло-вековым шато, застывшим в изумлении от нынешней движухи, еще более древние башни, служившие когда-то… Бог его знает какой цели. Поля, пастбища, водоемы. И какой-то в этом всем национальный шарм: то-ли французский, то-ли уже бретонский.

Вполне себе современный вокзал Ванна, немного направо, потом налево и сразу, без предисловия оказываешься в коломбажном царстве-государстве.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Ровнять в редакторе эти кособокие домишки, некоторым из которых добрых 500 лет, дело пустое, да и ненужное. Они как зубы во рту старика, потемнели, выщербились, кажется держаться на честном слове, но переживут и современную блескучую металлокерамику, не говоря уже про пластмассовые коронки.

Порой кажется, что подпирая друг дружку, они не падают только из корпоративной солидарности.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Скоренько добежала до церкви св. Патерна, забралась на ступеньки и с площадки перед входом в собор стала фотографировать разноцветный фахверк, беззастенчиво заглядывать в приоткрытые окна и ставни домов, стараясь разглядеть быт горожан. Меня, не смотря на солидный стаж путешествий по Европам, не покидает мысль-удивление, как можно существовать внутри этого, да, сказочного, но одновременно и убогого пространства.

В церковь почему-то не зашла, да и не сфотографировала ее, может потому, что зажата она городскими постройками, как пассажир переполненного автобуса и сделать это не представилось возможным. Единственная фотография, и то из далека, будет ближе к концу рассказа.

Нижние этажи домов — сплошные ресторанчики, брассери и блинные (креппери по-местному). Я поглядывала с интересом, выбирая место для будущего обеда, отчетливо осознавая, что в крепперийную точно не пойду. Может бретонские блины и вкуснее бургундских, но отвратительный вкус последних, отведанных в Тоннере, я явственно помню до сих пор.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Зашла в город через Тюремные ворота. Фотография эта сделана уже к вечеру, а утром, когда я оказалась рядом с ними, ну если не пришлось протискиваться, работая локтями, то выждать момент с минимумом народа так и не удалось.

Эти ворота были построены между 13 и 15 веками и являются одним из важнейших элементов городских укреплений. Вначале их называли Porte St. Patern. Название изменилось, когда их также начали использовать в качестве тюрьмы в 18 веке.

Ворота очень такие картинные. В жизненно-временных перипетиях они потеряли одну башню, но все-равно выглядят целостно и солидно.

В Ванне прекрасно сохранились крепостные стены и ворот там целых 5. Если от Тюремных ворот пройти чуть правее, то в город можно прокрасться через ворота Сен-Жан. Возможно я через них и ходила, но никак не запечатлела.

Крепостная стена Ванна.

Буквально через 300 метров я у угла Кафедрала св. Петра. Навстречу мне бодро выехал белый туристический паровозик. Веселые люди махали всем руками. Настроение было легкое и озорное.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Собор св. Петра, являющийся резиденцией епископа Ванна (если помните, Арамис стал епископом именно Ванна), стоит на одноименной площади, маленькой и узкой. Как не крутись и не приседай, башню в объектив не всунешь.

Первоначальный романский храм на этом месте стоял еще в начале XI века. Но потом в нем появились мощи, умершего в 1419 году в Ванне доминиканского проповедника Викентия Феррера. Он прославился аскезой и пламенными речами, вернувшими в лоно католической церкви многих катаров и вальденсов. И даже еще до того, как он был причислен к сонму святых, усыпальница его стала местом паломничества. Церковь оказалась тесновата для таких масс народа и ее решено было перестроить с учетом модных готических веяний.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Строили долго, почти 4 века, а в 1857 году неутомимый Виоле ле Дюк со учениками полностью обновил сильно подпорченный временем центральный фасад.

Старинные французские соборы внутри уже не так неожиданны, как были в начале вояжей. Но их внутренний космос и альпинистское устройство неизменно поражают.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Если не поленитесь и откроете 2-ю фотографию этого слайд-шоу, то увидите на ней саркофаг с восковой фигурой священника. Нет, это не тот канонизированный проповедник, он почти современник и из тех, как я прочитала в рассказе Ивана Якунина, у кого была:«забава такая людская — умирать за других, чтобы почувствовать себя человеком».

У Р.Рождественского стихи есть: «На земле безжалостно маленькой жил-да-был человек маленький». Вот это про него — Пьера-Рене Рог. При жизни был он роста небольшого — 160 см, здоровья хрупкого. Окончил семинарию, служил в женской богадельне, потом преподавал теологию, а когда во времена ВФР он отказался присягнуть новой власти, то вынужден был уйти в подполье.

Его и прятали, как партизана. Но нашелся предатель, кстати знавший и его, и матушку Пьера-Рене, воспитавшую сына одна. Священника арестовали, когда он спешил со святыми дарами к умирающему. Ему предлагали побег, но он отказался, чтобы не подвести доброжелателей. Казнили его не за то, что он был священником, а за то, что не присягнул. Наверное практикующие слуги божьи должны были получить сертификат на оказываемые услуги и платить «контрибуцию» новой власти. Так что конфликт был скорее материальный, чем морально-духовный.

Но история эта задела меня за живое. Поэтому и рассказала.

Напротив собора роскошный коломбажный дом, похожий на старинный галеон. Пусть площадь и не бурное море, а скорее маленькое смирное озерцо, но ощущение плывущего по волнам корабля, было явственным.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Пока я там корячилась с фотоаппаратом, мимо носа пронесли совершенно роскошный букет, я поначалу даже не сообразила, что это подсолнухи. Они были махровыми и похожими на смесь астры с георгином.

Это не такие подсолнухи, но тоже красивые.

Я подскочила и уже было ринулась на рынок, который пчелиным роем жужжал и суетился за углом, но решила зайти с тыла, мимо символа Ванна, который послужил названием этому рассказу.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Вон там, на углу дома с нежно-сиреневыми балясинами, построенном на рубеже XIV — XV веков!!! вдумайтесь в эту цифру — 600 лет, находятся головы мужичка и тетеньки, коих и зовут «Месье Ванн и его женщина». Вывеска эта, по дошедшим до нас сведениям, принадлежала то-ли ресторанчику, то-ли трактиру и надо же было так распорядиться судьбе, что империи за эти годы разваливались пачками, а такая мелочь, поди ж ты, сохранилась.

В этом здании и сейчас ресторан и почему, ума не приложу, я не зарезервировала там столик. Может подумала, что место через чур туристическое и не накормят хорошо. Поэтому выбрала совсем уж современный, с простыми и чистыми линиями интерьер, заказала там столик на 13–30, надеясь, что и вкус у еды будет таким же ясным, как и дизайн.

Это не тот ресторан.

Ну, а теперь на рынок. Хотя как так прямо? А посидеть на ступеньках осколка крепостной стены, которая сейчас просто ограда чьего-то сада.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Заприметить, как ориентир, старинный питьевой фонтан. Как не мал городок, но от разноцветного фахверка может так зарябить в глазах, что будешь ходить по кругу, словно зачарованная.

Да и покривляться перед зеркалом в аптекарском огороде, разбитом у древней стены — святое дело.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

И вот я уже у лотков, где обдает жаром и одуряющим запахом паэлья с морепродуктами в огромных сковородах. Покупателям накладывают коробки ароматного риса на вынос. Бабушка — божий одуванчик, выкрикивает, что у нее колбаса продается. И правда, лежат пирамидками разные виды небольших батончиков: вот с трюфелями, а вот натурального вкуса. Я от жадности и набрала 6 колбасок.

А дальше овощи, фрукты-ягоды. И такой у всей этой картины пасторальный оттенок. Казалось, переодень народ в платья той давности, что и легендарная вывеска, будет полное погружение в эпоху.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Какое-то хозяйство торговало ягодами: малина, клубника, ежевика. Очередь стоит. И я за компанию устроилась. Все думала что взять: 2 малины, или малину и клубнику? Взяла малину и ежевику. Упаковали честь по чести, в пакет положили. И я даже не понимаю, почему не слопала их сразу (перед обедом самый раз), а принялась таскать по городу. Наверное на полдник оставила.

Купленая колбасятина оттягивала плечо, и я еще там всякой мелочевки накупила, так что собралась неожиданная и непредвиденная кучка покупок. Надо было это рассортировать и упаковать поудобнее, поэтому пришло время обеда.

Села, заказала. Кроме меня и вместе со мной там было еще 2 пары едаков, причем местных судя по всему. И как тут ориентироваться? Принесли рыбу, не дешевую — 17 евро, с пюре и салатом.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Салат устал еще утром, пюрэ… ну это надо постараться в таком количестве оставить комков в пропорции 50 на 50, рыба… ну блин, как так можно готовить? Короче, это был самый невкусный обед за всю мою ту поездку.

Но я в принципе не огорчилась, т. к. есть уже не хотелось и впереди у меня была самая живописная часть Ванна. Для этого надо было выйти за городскую стену, имеющую в составе даже кусок III века, оставшийся от римлян. Они вытеснили из этих мест племя венетов. А их, в свою очередь, смело нашествие бриттов. Как бы то ни было, и кто бы не правил городом, менявшим названия с каждым завоевателем, а стена охраняла Ванн добрых полтора тысячелетия. Более того, ему страшно повезло, что он не пострадав во время ВМВ.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Пройдя мимо башни коннетабля похожей на термитник,

Башня была построена в 15 веке и использовалась и как укрепление, и как частная резиденция герцога Бретани - Артура III де Ришмона с 1457 по 1458 год. В верхней части башни имеются многочисленные навесные бойницы.

вышла за стену через ворота Потерне вместе с покидавшими город машинами торговцев. Рынок закрылся. Пикапы проезжали по узкому мостику, чуть-ли не царапая бортами камни. Пришлось втянуть пятую точку и почти распластаться на камнях перил.

Зато потом, когда машины разъехались, я застыла, не зная в какую сторону смотреть: с одного края высился дворец Эрмин,

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

в окружении регулярного французского сада, с другой роскошная стена с башнями и опять же буйной растительностью.

Когда я читала и смотрела материалы о Ванне перед поездкой, то обратила внимание, что цветовая гамма садов периодически меняется. Мне досталась сиренево-розовая. Не то чтобы это было моё любимое сочетание, но в живописности ему не откажешь.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

А вот и обещаная колокольня церкви св. Патерна. Как я не стремилась ее засунуть по наукам фотоискусства в 1/3 от края, но она все-время сползала к середине, т. к. вид в левой части портил подъемный кран. Кстати, там же, слева виднеется кусок крепостной стены. По нему можно пройти, но зайти нужно со стороны старого города. Я залезала, но если честно, ничего интересного. Так, метров 25, виды с него никакие.

Церковь св.Патерна (на фотографии ее колокольня) названа в честь первого епископа Ванна, который жил и работал здесь в 5 веке. Реконструирована в 18 веке. Она - часть бретонского пути паломников Tro Breizh (тур по Бретани).

Приятно прогуляться по саду, заглянуть в старинную прачечную,

Прачечные были построены между 1817 и 1821 годами

где в зеленых, но проточных водах Марле, полоскали бельишко местные дамы, а сейчас по темным углам, безо всякого стеснения, обжимается современная молодежь.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Потом, с другой стороны моста, как следует разглядеть дворец Эрмин. Раньше он был крепостью и частью стены, подобно башне Коннетабля. Построил его в 1380–85 гг. Бретонский герцог Иоанн IV. Его посещал Франциск I, женившийся на дочери Анны Бретонской. Но при Людовике XIII замок пришел в полную негодность и сынок его под номером XIV, подарил Эрмин городу. Крепость разобрали по камушку для восстановления городских зданий и постройки доков. А когда уже почти ничего не осталось, продали территорию в частные руки и на месте развалин построили отель в неоклассическом стиле.

После гостиницы чего тут только не было, но в 1974 году дворец вернулся Ванну. В настоящий момент здесь находится Университет Морбиана, устраиваются выставки и концерты. Но в сад перед дворцом праздно-шатающийся народ не пускают.

Рядом с воротами Кальмон, через которые я покидала это славное место, выложена цветочная композиция: чтимый бретонцами горностай,

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

чьи стилизованные фигурки сошли с местного штандарта на вывески, открытки и сувениры.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

К этому моменту я уже мало обращала внимание на красоты, т. к. искала туалет. Не нашла. Зашла в первый попавшийся ресторан (чтобы вы знали: во Франции вас ОБЯЗАНЫ во всех ресторанах и гостиницах пускать по нужде бесплатно). Хозяин с приветливой улыбкой поинтересовался, желаю ли я пообедать (а было уже около 4-х, значит в Ванне кормят и после священного часа), но узнав о цели визита, обиделся и ушел вглубь.

Передо мно стояла очередь в пару таких же страждущих. Наглая молоденькая официантка выдала фразу лично мне:

— А почему бы вам не сходить в общественный туалет?

— А где? — спрашиваю.

Она неопределенно махнула рукой.

— Блин, зараза, — подумала я.

Но стоять, как бельмо на глазу, среди столиков было не приятно и я, сжав волю в кулак, пошла искать другой, более дружелюбный… ресторан.

На мое счастье, рядом с воротами Сен-Винсент оказалась едальня на множество столиков, где к нуждам граждан относятся с большим почтением. Прямо от входа в право вела стрелка — «туалет».

Ворота Сен-Винсент.

Настроение поднялось и я вспомнила про ягоды, которые с предельной острожностью таскала все это время. Забралась на нагретый парапет набережной и принялась за слегка помятое лакомство. На ежевику возлагались большие надежды, т. к. во французских книжках я читала о какой-то невообразимой сладости именно местных черных ягод. Но книжки наврали. Ежевика была кислой и водянистой. Малина чуть лучше, но не настолько, чтобы не расставаться с ней несколько часов. Определенно, надо было их съесть сразу по факту покупки.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Канал длинной в 2 км. выводит прямиком к заливу Морбиан. И как мне не хотелось отправиться в это недалекое путешествие, я понимала, что за время, оставшееся до электрички, не успею обернуться. Залив — это настоящее «маленькое море» 5 на 21 км, природный заповедник с несколькими сотнями островов, населенных птицами, мегалитами, устричными фермами. Прокатиться на кораблике, и арендовав велосипед, проехаться по дорожкам одного из них, мечта, которую я обязательно осуществлю.

Мне ужасно нравится Бретань. Нравится, что этнически она очень однородна. Практически одно белое население.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

А может потому что она исторически и ментально очень близка с Англией, с этими ее драконами,

Инсталяция в одном из проходных дворов Ванна. Дракон сделан из древесной коры.
Инсталяция в одном из проходных дворов Ванна. "Дракон" сделан из древесной коры.

друидами, эльфами и прочей мифологией.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

И еще потому, что гуляя по ее городам, ты видишь не вымирающие дистрикты, как в Бургундии, а много людей, причем людей сплоченных единым национальным духом, и это очень чувствуется, и в этой атмосфере приятно находиться. Думаю, что лучшее время поездки — начало лета, когда цветет невероятная бретонская гортензия. В сентябре мне достались лишь пожухлые и выродившиеся зеленоватые гроздья — бледное отражение июньских разноцветных соцветий.

Устали? Ну немного осталось.

Старый город я облазала вдоль и поперек. Времени еще оставалось достаточно, чтобы не пренебрегать закоулками, внутренними двориками, где за полуоткрытыми дверями прятались какие-то модерновые выставки, а приготовленные шезлонги, ждали желающих отдохнуть.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Ванн богат на мелочи и интересные детали.

Увидав эти разноколиберные окна, одно из которых напоминало иллюминатор корабля, я сильно умилилась. Более того, со стороны комнаты висел спасательный круг. Видите, за стеклом. Наверное там живет «морской волк», а может просто мальчишка или девчонка, зачитывающиеся книгами об океанических странствиях. Как легко мечтается, если у тебя почти под боком Атлантический океан.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Ванн — он такой: тут дома — галеоны, окна — иллюминаторы и продувается он ветрами, оставляющими за собой свежий запах бриза, очень созвучного с названием Бретани по-бретонски — «бреж».

Город пустел. Народ разбредался по домам. Туристы и приезжие покидали субботний город.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Мне осталось посмотерь маленький кусочек уже почти современного Ванна.

Веяния барона Османна добрались и до этих мест. Улицы стали шире, здания современнее,

скульптуры экзальтированее.

Я вышла к Ратуше, такой мини копии Парижского отеля де Вилль.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Удлинялись тени и мягчел, как сливочное масло, солнечный свет.

Перед Ратушей воинственно восседал на бронзовом коне тот самый бретонский герцог — Артур III де Ришмон, владелец бастиона-дворца, что мы уже видели в старом городе. Фигура в истории вполне себе героическая. Во время Столетней войны он возглавлял французскую армию, преобразователем которой в последствии и явился, и вместе с герцогом де Клермоном, одержал победу над англичанами под Форминьи в 1450 году.

На выходные в Бретань. Месье Ванн и его женщина

Вот день и подошел к концу. Если родители возвращались в дом, то молодежь наоборот, выползала на улицы.

Я непредсказуемо долго искала дорогу к железнодорожному вокзалу. Можно было бы, и не без основания, списать это на топографический кретинизм, но хочется верить, что нам: мне и Ванну, просто не хотелось расставаться.

Читала, что в Ванне отлично развито автобусное сообщение и даже не имея машины, тут можно не плохо попутешествовать. Поблизости имеется аквапарк. А какие названия в округе: Малеструа, Кервиньяк, Плоерак, Лорьян. Не факт, что все эти населенные пункты заслуживают внимания, но звучит, как музыка.