Турист Валентина Дыптан (ValentinaD)
Валентина Дыптан
была вчера 9:55

Ташкент, Самарканд — Узбекистан Июнь 2019

Обычно за границу я летаю на самолёте, но не в этот раз. Во времени я не была сильно ограничена, могла себе позволить потратить лишние дни на дорогу. Поэтому я остановила свой выбор на поезде. Билеты на поезд из Самары до Ташкента и обратно у меня вышли на 10 780 рублей (нижние полки, плацкарт). В Ташкент я выехала 3 июня, а обратно 15 июня. Билеты купила за месяц до поездки на сайте РЖД.

В Ташкент я ехала на поезде № 006Ф. В пути 46 часов. Из Ташкента на поезде № 005Ф. В пути 49 часов. Оба поезда принадлежат АО «Узбекистон темир уйллари», но у меня были российские прицепные вагоны (№ 29) с русскими проводниками. Все остальные вагоны были узбекские с узбекскими проводниками. Работники вагона-ресторана ходят по поезду и предлагают желающим узбекский плов, шурпу и другие блюда. Сначала ходят и собирают заказы, а когда приготовят - приносят. Я не покупала, но те, кто брал, по моим наблюдениям, остались довольны. Границу надо переходить много раз. Туда: Россия (выезд), Казахстан (въезд), Казахстан (выезд), Узбекистан (въезд). Обратно тоже четыре раза, но в другом порядке. Во время проверки документов на границе (на каждой по два часа) из поезда выходить строго запрещено. Нельзя даже ходить по своему вагону. Можно только сидеть на нижних полках своих мест или соседских (если у пассажира верхняя полка) и ждать, когда к тебе подойдёт пограничник.

ТАШКЕНТ

В столице Узбекистана я останавливалась в хостеле «European Backpacker & Sakura». Меня этот хостел вполне устроил. Самое главное, где бы вы не остановились в Узбекистане, нужно обязательно взять временную регистрацию. Мне её без проблем бесплатно выдали сначала хозяин хостела в Ташкенте, затем администратор хостела в Самарканде. (Хостелы бронировала на Букинге). При выезде из Узбекистана строгий узбекский пограничник потребовал у меня этот документ.

Еду покупала в супермаркете Makro (ул. Туркистан, 12А). Там большой выбор продуктов. В том числе фруктов, овощей, сладостей, напитков и др. На базары я не ходила.

По городу я перемещалась пешком и пользовалась метро. Ташкентский метрополитен является первым метрополитеном в Средней Азии. Состоит из трёх линий, 29 станций. Одна поездка стоила 1200 узбекских сумов. В метрополитене малолюдно. Никто не спешит, не толкается. На каждой станции на входе дежурят полицейские. Не знаю, как у других туристов, но лично у меня эти полицейские, на каждой станции на которой я появлялась, проверяли сумку металлоискателем и просили открыть. Проверяли и когда при мне был чемодан, и когда при мне была только маленькая сумочка через плечо.

Достопримечательности Ташкента включают в себя древние и современные. Мне особенно понравилась великолепная белоснежная мечеть Минор с куполом небесного цвета. Она находится в самом центре Ташкента, на берегу канала Анхор. Строили мечеть с 2013 по 2014 годы, в традиционном восточном стиле. У неё два минарета и купол, который привлекает внимание своим красивым цветом. Очень уютен внутренний дворик. В нём растут декоративные деревья.

Мои узбекские каникулы

Не малый интерес представляют медресе Кукельдаш и Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали. Находятся они в исторической части Ташкента.

Медресе Кукельдаш было построено в XVI веке. Своё название медресе получило от инициатора постройки - визиря ташкентских ханов по прозвищу "Кукелдаш", что в переводе на русский означает "молочный брат". Высокий портал медресе ведёт во двор, который находится внутри двухэтажного общежития в виде келий. Каждая келья состоит из комнаты и входной ниши. По углам медресе расположены башни, с которых муэдзины (служители мечети) призывают верующих на обязательную молитву (намаз).

Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали (мечеть Джами), в том виде, который у неё сейчас, была построена в 2003 году. Но история этой мечети началась ещё в далёкой древности. В разные годы мечеть Джами подвергалась разрушениям, что привело к её окончательноми сносу в 1997 году. В строительстве и отделке новой мечети, построенной на месте утраченной, были применены современные методы. У Джума-мечети три ярких купола. Так как мечеть построена на холме, её можно видеть с большого расстояния.

Есть в Ташкенте такое место, в которое обязательно приходят местные жители и туристы. Это Мемориальный комплекс «Шахидлар хотираси». Он был создан в начале 2000-х годов, чтобы сохранить светлую память о жертвах репрессий. Комплекс занимает большую территорию. В красивом, ухоженном парке находятся интересные достопримечательности: Ротонда и Музей памяти жертв репрессий. Здание музея построено в восточном стиле. Особое внимание привлекает искусная резьба по дереву, украшающая музей. Не далеко от музея располагается Ротонда. Она представляет собой большой купол бирюзового цвета, опирающийся на восемь мраморных колонн. Я провела на территории комплекса много времени, потому что не хотелось уходить из этого живописного и уютного места.

В Ташкенте есть архитектурные достопримечательности, которые нетипичны для восточной культуры. К ним относятся Дворец Великого князя Николая Константиновича Романова и Собор Святейшего Сердца Иисуса.

Дворец Великого князя Н. К. Романова был построен в конце XIX века. Дворец представляет собой длинное, двухэтажное здание из кирпича желтоватого цвета. Главным украшением фасада дворца являются бронзовые олени с большими ветвистыми рогами. Лежат олени по обеим сторонам от главного входа. Территория, на которой стоит дворец, ограждена высоким забором-решёткой. Посторонним на территорию зайти невозможно.

Собор Святейшего Сердца Иисуса строился в XX веке из облицовочного камня. Архитектурный стиль — готический. На главном фасаде и сбоку есть круглые окна, разделённые на секторы в виде цветочных лепестков. Наверху собора располагается колокольня. На территории храма людей не было, но внутри было много прихожан.

Через дорогу, напротив Собора Святейшего Сердца Иисуса находится Экопарк. Этот современный Экопарк очень популярен у местных. Они здесь устраивают семейные прогулки, занимаются спортом и просто отдыхают. Для занятий спортом здесь есть беговые и велодорожки, площадки для мини-футбола, волейбола, бадминтона, два теннисных корта, тренажёры для воркаута, детский верёвочный парк и др. В центре Экопарка находится водоём с небольшим островом. На этом острове расположена площадка, на которой проводятся различные мероприятия и концерты.

Я описала достопримечательности Ташкента, которые вызвали у меня наибольший интерес.

* * * * *

САМАРКАНД

Среди старинных зданий,

Мечетей и дворцов

Прошла, свой след оставив,

История веков.

Не знаю кто автор этих строк, но они мне очень нравятся. Они соответствуют описанию великолепного Самарканда.

В Самарканд я добиралась на автобусе с ташкентского автовокзала (станция метро Алмазар). За билет заплатила 30 000 узбекских сумов. В пути была примерно шесть часов. Автобус мог бы приехать быстрее, но из-за аварии на дороге, была большая пробка.

Жила в хостеле «Амир». Мне в нём понравилось. Оказалось, этот хостел очень популярен у американцев. Они в нём часто останавливаются.

Еду покупала в супермаркете Registon (ул. Мир Саид Барака, 2). В нём огромнейший выбор продуктов.

По Самарканду ходила пешком. Исключение составили только две мои поездки на такси (автовокзал — хостел, хостел — автовокзал). За такси платила 12 000 у.с. в одну сторону, столько же в другую.

Цены в Самарканде за входные билеты на достопримечательности не едины. Для местных одна цена, для туристов из стран СНГ другая (и то, даже для них может отличаться), для туристов из дальнего зарубежья третья. Где-то в кассах указана цена за входные билеты, где-то нет (приходилось верить на слово). Подозреваю, что даже можно торговаться. Так что определённости в этом вопросе нет. Ниже я напишу где и сколько за входные билеты платила лично я.

Самая главная достопримечательность Самарканда — Регистан. На площади Регистан находятся три медресе: медресе Улугбека (XV век), медресе Шердор (XVII век), медресе Тилля-Кари (XVII век). За вход на территорию Регистана с посещением всех трёх медресе я заплатила 25 000 узбекских сумов.

Ансамбль Регистан.

Медресе Тилля-Кари расположено по центру ансамбля Регистан. Медресе состоит из квадратного портала и расположенных по бокам от него двухъярусных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. С левой стороны крыла (если смотреть с площади) расположено купольное здание мечети. Внутри медресе отделано мозаикой, майоликой (разновидность керамики), большим количеством позолоты.

Арочная ниша центрального портала медресе Тилля-Кари.
Роскошный позолоченный потолок в куполе мечети Тилля-Кари.

Медресе Улугбека расположено слева от центра площади. Здание имеет высокий арочный портал, два минарета, внутренний двор, двухъярусные кельи.

Мои узбекские каникулы

Медресе Шердор расположено справа от центра площади. По строению здание похоже на медресе Улугбека, но есть заметное отличие. У медресе Шердор имеется два больших купола бирюзового цвета расположенных по сторонам от центрального портала. Интересным является рисунок на центральном портале. Там изображён герб Самарканда — барсы с солнцем на спине. Кстати, фрагмент с барсом с портала Шердор изображён на купюре 200 узбекских сумов.

Вдали от основных достопримечательностей Самарканда расположена Обсерватория Улугбека. Она находится не близко, но пешком до неё дойти можно. Я проверила на себе. Ходила до обсерватории и обратно в центр города пешком. За осмотр двух объектов (остатки обсерватории и музей) заплатила 25 000 у.с.

Обнаружил и исследовал остатки обсерватории археолог В. Л. Вяткин. Установлено, что обсерватория была построена в XV веке. На сегодняшний день Обсерватория Улугбека частично восстановлена. Напротив обсерватории расположен музей. В Мемориальном музее Улугбека собраны материалы и экспонаты, посвящённые деятельности Мирзо Улугбека.

Шедевром персидского зодчества является Гур-Эмир. Мавзолей для эмира Тамерлана и его семьи был построен в начале XV века. Но к началу XX века мавзолей сохранился частично. Гур-Эмир был восстановлен и отреставрирован. Сейчас он выглядит величественно и изысканно. Внутреннее убранство мавзолея не уступает по своей красоте убранству внешнему. За вход в Гур-Эмир я заплатила 15 000 у.с.

Одним из самых лучших ансамблей Средней Азии является средневековый комплекс Шахи Зинда. Внутри комплекса находятся одиннадцать мавзолеев. Зайдя внутрь комплекса, я была очень восхищена увиденным. Большая часть мавзолеев покрыта тёмно-синей плиткой с цветочными орнаментами, некоторые имеют бирюзовую отделку. Эти яркие цвета, приятные для глаз, очень привлекают к себе внимание.

Эффектная мозаичная отделка у стен мавзолеев комплекса Шахи Зинда.
Мои узбекские каникулы

За вход на территорию комплекса Шахи Зинда я заплатила 15 000 узбекских сумов. Билетик, который мне дали в кассе, оказался самым интересным из всех входных билетов, которые мне давали на других достопримечательностях Самарканда. Я собираю билеты из своих путешествий, поэтому для меня это важно.

В Самарканде находится самая большая мечеть Средней Азии. Это мечеть Биби-Ханум. Грандиозная соборная мечеть Тамерлана была построена в самом начале XV века. По одной из двух легенд, своё название мечеть получила в честь любимой жены Тамерлана. Согласно второй легенде, мечеть была построена в честь матери жены Тамерлана. Мечеть состоит из портала, большой мечети и двух малых мечетей, трёх минаретов. За вход в мечеть я заплатила 15 000 у.с.

Завершить свой рассказ я хочу ещё одной не маловажной достопримечательность Самарканда — мечетью Хазрат-Хызр. За вход в неё я заплатила 15 000 узбекских сумов. Название мечети связано с именем пророка Хызра — покровителя путешественников. Здание этой мечети существенно отличается от других мечетей Самарканда. Основные элементы мечети Хазрат-Хызр: ханака (дом) с куполом на крыше и колонный айван (помещение, с трёх сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны). Сбоку мечети пристроен квадратный вестибюль с куполом и порталом с башенками. Отдельно от здания стоит изящный минарет. На территории мечети находится мавзолей, в котором похоронен первый Президент Узбекистана А. И. Каримов.

За время пребывания в Узбекистане и во время поездки на поездах, туристов из России я практически не встретила. Многие узбеки хорошо говорят по-русски, поэтому всегда было с кем поговорить на моём родном языке.