Турист Ольга Суслова (Olga_Sirena)
Ольга Суслова
была 18 июня 2023 13:06

Шотландия — Великобритания Май 2017
Сады Килдрамми

16/05/2017 Замок Данноттар, замок Килдрамми, замок Стратдон, Спин Бридж

Пробег 175 Миль

В Абердине я решила не задерживаться, все-таки мне больше нравились уединенные замки и природные красоты Шотландии, чем городские виды.

На этот день у меня был запланирован долгожданный визит в одно из знаковых для меня мест, связанных с Уильямом Уоллесом.

Нарядившись в свою серую накидку, которая прекрасно согревала и всегда помогала погружаться в прошлое, я покинула Абердин и ехала в южном направлении, пока не достигла местечка Стоунхейвен (Stonehaven), что переводится как «каменная бухта».

Возле этого прибрежного городка я припарковала машину и пошла пешком в сторону моря, к удивительному замку Данноттар (Dunnottar). От парковки нужно было идти примерно метров 500–600, и по мере приближения мои глаза раскрывались все шире от восхищения.

Передо мной расстилался причудливый ландшафт: изрезанный ущельями берег был покрыт зеленью и желтым кустарником. И вот открылся вид на Данноттар, стоящий на гигантской скале прямо в море. Казалось, неведомая стихия отколола громадный кусок утеса и оттащила в воду, соединив его с берегом только узкой извилистой тропинкой. Зрелище просто фантастическое!

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
По дороге к замку открываются такие сногсшибательные виды
Канонический вид замка Данноттар - самой неприступной крепости Шотландии

Это место было предназначено самой природой для возведения крепости. Древние жители севера Британских островов, пикты жили тут с незапамятных времен, от пиктского слова «dun» и происходит название. Первые летописные упоминания относятнся к 5 веку, когда сюда прибыл Святой Ниниан — уроженец Англии, ставший епископом и распростанителем христианства по всей Шотландии, и построил на скале часовню. Он пытался обратить в свою веру пиктов и гэлов.

Летопись сообщает нам, что крепость появилась уже в 6–7 веках, есть сведения о битвах с викингами и осадах. В разные эпохи здесь жили и воевали короли Шотландии и Англии, такие как Дональд II Безумный и Вильгельм I Бастард.

То, что сохранилось столько информации о Данноттаре, говорит о том, что он был важнейшим стратегическим объектом на протяжении веков.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Вид на замок сверху просто поразительный
Гигантская скала послужила фундаментом и защитой замка Данноттар
Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Лучший вид на замок, используемый во всех рекламных буклетах

Тем временем, пройдя по дорожке, огороженной перилами, и миновав крутую каменную лестницу в расщелине скалы, я приблизилась ко входу в замок.

Даннотар считается самым неприступным замком Шотландии, и это становится понятно, когда входишь в ворота и поднимаешься по узкому проходу. Это сейчас все открыто и доступно, а во времена осады и сражений прорваться сюда было практически невозможно. Несколько блокпостов преграждало дорогу, со всех сторон на нападавших летели камни, лилась раскаленная смола и направлялось режущее и колящее оружие. Невольно представляешь себе кровавую резню и все эти ужасы, проходя по низкому сводчатому корридору.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Узкая лестница, защищенная со всех сторон, ведет внутрь замка
Одна из уцелевших построек в замке Данноттар
Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Неприступная крепость, которую можно брать только измором

Внутри крепости было просторно и солнечно, ветер гулял среди руин некогда неприступных каменных стен, и ощущения сменились на более радостные, я бы даже сказала, восторженные.

Первым делом на территории я наткнулась на колодец желаний (Wishing Well) и естесственно сразу же бросила туда монетку с целью когда-нибудь вернуться. Табличка не стене гласила, что этот колодец также имеет название «Врата Уоллеса» (Wallace Postern) и описывала интересную легенду.

В далеком 1297-м году Уильям Уоллес, которому в то время был всего 21 год, пробрался в Данноттар через этот колодец в сопровождении своей необученной армии и перебил находившийся здесь английский гарнизон.

Согласно другим источникам, этот «вход» был устроен для секретного доступа в замок спустя 400 лет после смерти Уильяма. Недавно колодец был переименован в «колодец желаний», и все монетки, падающие туда, идут на благие цели.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
"Колодец желаний" или "ворота Уоллеса"

Доподлинно не известно, как Уоллес оказался внутри замка, но в летописях существует история о том, как он все же уничтожил англичан и захватил крепость. Сделал он это поистине варварским образом, который любого заставит содрогнуться. Дело было так: во время мессы, то есть церковной службы, когда большая часть гарнизона находилась в часовне, Уоллес со товарищи перекрыли выходы и подожгли ее. Зверство, конечно, но в те времена все средства борьбы с захватчиками были хороши, обе стороны соревновались в жестокости и беспощадности.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Часовня, в которой Уоллес поджег англичан. Вернее, деревянная сгорела, а эта относится уже к 14 или 15 веку.
Я заглянула в каждое окно!
Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Сколько истории сосредоточено в этих руинах!

За столетия войн замок не раз переходил от шотландцев к англичанам и обратно. В камне он был возведен в 14 веке, а в 16 веке был передан королем Яковом V лорду-маршалу Шотландии. Замок посещали королевские особы: Мария Стюарт и Яков VI.

В середине 17 века Данноттар был единственной цитаделью, которая не сдалась Кромвелю и хранила верность королю Карлу II. Захват замка был важен для Кромвеля в первую очередь потому, что в его стенах находились «сокровища Шотландии» — драгоценные меч и скипетр, а также документы Карла. Королевские регалии удалось сохранить: две отважные женщины вынесли их под подолом платья и спрятали в надежном месте. Реликвии и сейчас важны для государства и находятся вместе с короной, которая была сделана позднее, в Эдинбургском замке.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Руины замка, бережно сохраняемые шотландцами
Какие-то строения сохранились почти полностью, а от каких-то осталась только груда камней
Здесь была кузница

Я долго ходила и бродила среди руин Данноттара. Замок был обширный, интересный, со множеством ходов и площадок над пропастью. Глядя в зияющие в стенах оконные проемы, я видела скалистый берег и бескайнюю синеву моря. Я думала о том, что за 1000 лет этот вид не изменился, и я вижу то же самое, что и древние пикты, и шотландские короли, и английские солдаты.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Видно, на какой огромной высоте стоит замок
Посмотрите, как выветрился камень, обнажая известняковую структура морского дна
Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
И вот этот терракотовый песчаник разрушается крошка за крошкой!
Каменный циферблат - отличная идея! И резьба над камином тоже сохранилась.

Виды действительно были сногсшибательные. С высоты замка хорошо просматривались окрестности, волны плескались где-то далево внизу, в зоне отлива чернели камни. Почему-то в Данноттаре, как нигде, чувствуется необъятное нагромождение истории, сконцентрированное в этом месте. Меня окутала особая атмосфера восторга, что вижу все это и прикасаюсь к выщербленным от времени камням, и необъяснимой щемящей грусти. Одновременно хотелось смеяться и плакать, видимо, меня накрыли сильные эмоции.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Эмоции захлестывают, кажется, я сейчас расплачусь!
Эти виды из замка... просто нет слов
Головокружительные виды, открывающиеся из Данноттара

Позднее я узнала, что в Данноттаре в 1990-м проходили съемки «Гамлета» с Мелом Гибсоном и Гленн Клоуз, а в 2015-м фильма «Виктор Франкенштейн. Подозреваю, Гибсон с тех пор «заболел» Шотландией, и это вылилось в великолепную картину «Храброе сердце». Именно благодаря этому фильму я и предприняла свое большое и волшебное путешествие.

Сэлфи с Данноттаром
На пересечении неба и моря вырастает удивительный замок
Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Я обязательно туда вернусь!

Вдоволь нагулявшись по замку, обследовав все его потаенные уголки, обшарив всё, что только можно, я вернулась к машине. Рядом с парковкой как нельзя кстати появился передвижной киоск, торгующий бургерами со стейком из блэк ангуса. Таким образом вопрос с обедом быстро был решен.

Полная эмоций и довольная вкуснейшим и свежайшим бургером, я поехала дальше в сторону следующего замка под названием Килдрамми (Kildrummy). Нет, мне никогда не надоест слоняться по развалинам!

Дорога вела вглубь острова, вокруг зеленели леса и луга, изредка попадались деревушки. На трассе было совсем безлюдно, и я поняла, что забралась в самую глушь, куда обычно не доезжают туристы.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й

Я не удивилась, увидев на парковке всего одну машину, и то к ней подошли люди и собрались уезжать. Ха-ха, я снова буду гулять в одиночестве, и мне это ужасно нравится.

Возле дорожки, ведущей к замку, я заметила поросшие плющом ворота с надписью «Сады Килдрамми». Почему бы их не осмотреть? Интересно, что посещение замка входило в мою годовую карту исторического общества Шотландии, а за вход в сады нужно было выложить 5 фунтов. Пару секунд поколебавшись, я все же решила заплатить и прогуляться по садам, раз уж я здесь.

Оказавшись внутри, я ничуть не пожалела. Напротив, я пребывала в абсолютном восхищении от того, что предстало передо мной. Довольно обширная территория была мастерски превращена садовниками и ландшафтными дизайнерами в сказочную страну. Здесь было всё: извилистые дорожки, обсаженные цветами, ручей, водопадики и пруды. Были открытые идеально ровные лужайки и дикие дремучие заросли. Но главной изюминкой был узкий каменный мост в форме готической арки. Своды моста возвышались над садами, придавая всему еще более романтический вид, как с полотен художников Ренессанса.

Оставшись в восторге от садов, я поспешила в замок, путь в который пролегал именно по этому высокому мосту.

Замок Килдрамми 13 века постройки располагался на открытом пространстве посреди зеленых лугов. Он был стратегически важным пунктом и сыграл особую роль в войне за независимость, продолженную Робертом Брюсом после гибели Уоллеса.

Король Эдвард I Длинноногий, против которого боролось ополчение, возглавляемое Уоллесом, а затем и Брюсом, посещал этот замок дважды в конце 13 века, по пути в Элгин (история Элгина описана в 19й серии моего путешествия).

В 1306-м году Брюс со своими людьми скрывался в Килдрамми от войск англичан под командованием Эдуарда II, сына Длинноногого, которому в тот момент уже было 67 лет. Осада длилась долгое время, пока Роберта не предал местный кузнец Осборн (негодяй!). Всех, кто находился в крепости, повесили, включая Нила, брата Брюса. Самому Роберту чудом удалось бежать и, как известно, после смерти Эдуарда I он победил в войне и вернул независимость своей стране.

Руины замка Килдрамми
Прекрасные окна-бойницы, похоже здесь был храм
Мостовая, которая помнит Эдуарда Длинноногого

В Килдрамми сохранилось немногое: остатки крепостных стен и круглых башен. Столько крови пролито на эти камни, которые сейчас выбелены дождями и ветрами… Вокруг нет ни поселка, ни одинокой фермы, только поля и перелески. Место совершенно пустынное, безлюдное и безмолвное. Все как я люблю.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Все, что сохранилось от легендарного замка
Остатки круглой башни
Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Еще одна круглая башня с остатками ступеней
Прекрасный памятник минувшим столетиям и кровавым войнам

Нужно было двигаться дальше, оставив средневековье за плечами.

Путь мой пролегал по территории национального заповедника Кэрнгормс (Cairngorms National Park). Вокруг простирались холмистые ландшафы, на которых располагались бескрайние пастбища и темнели леса. В этой местности сосредоточено больше всего вискокурен. Жаль, что я мало изучила этот регион. Надо было выделить как минимум день, чтобы погулять по его лесным зарослям в поисках диких животных, поездить по проселочным дорогам среди пасущихся овечек.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Почти что святое семейство - мама-овца и два милых агнца

По пути мне встретился еще один небольшой замок, под названием Стратдон (Strathdon), стоящий на маленькой речкушке Дон.

Здание было больше похоже на старинную ферму с выбеленными стенами, которые повсеместно встречались здесь, хотя высота в несколько этажей была внушительная. В замке была представлена экспозиция, посвященная жизни военного гарнизона 19 века. Среди экспонатов меня заинтересовал макет здания в виде кукольного домика, с мебелью и обстановкой внутри.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Это замок или просто сельский дом?
Стратдон, именующийся все же замком
Маленький замок Стратдон в разрезе

Можно было осмотреть все этажи Стратдона, но кроме пустынных комнат, деревянного пола и каменных стен, там не оказалось ничего примечательного. Правда, в одном помещении была реконструирована солдатская казарма, а внизу, на кухне, можно было увидеть небольшой дистиллятор для перегонки виски. Чем еще заниматься в замке холодными зимними вечерами, как не гнать «огненную воду» и ею же согреваться?

Скромная жизнь военного гарнизона
Из развлечений в замке - перегонка вискаря
Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Старинный дистиллятор. Сейчас технология не сильно изменилась.

Закончился мой день в местечке Спин Бридж (Spean Bridge). В его окрестностях я нашла прелестный лесной отель, в эко-стиле, или стиле ранчо. При отеле был ресторан, куда приезжали ужинать даже жители соседних деревень. Для меня нашелся столик с прекрасным видом на лес и живописный холм, озаряемый лучами заходящего солнца. Отменный ужин с рыбой и белым вином завершил мой полный впечатлений и восторгов день.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 21й
Ужин в лесном ресторане с чудесным видом

Я сама себе завидовала, оказавшись в том месте и в то время, предвкушая новое захватывающее приключение, о котором расскажу в следующей серии.

***

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия