Турист Daria In Tourism (Daria2019)
Daria In Tourism
была 19 марта 2023 9:43

Истра, Звенигород, Дубровицы — Россия Май 2019
Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород.

«Если б знали вы, как мне дороги, подмосковные вечера…»

Продолжение II части.

4 день, 12.05.2019 год. Воскресение — Церковь в Дубровицах + Звенигород.

Вчера легли мы спать в 11 вечера, проснулись около 8. Я выспалась, особенно, было приятно нежиться в палатке, когда утром стало пригревать солнышко.

Сегодня мы едем в Звенигород, но по пути есть ещё одно интересное место, куда мы обязательно должны заехать — это село Дубровицы в Подольском районе. Здесь находится уникальная Знаменская церковь. Я церквей с такой архитектурой в России ещё никогда не видела.

От Лыткаринского карьера до Подольска примерно 40 км. От карьера едем по трассе М5, затем по МКАДу и сворачиваем на Подольск. От Подольска до Дубровиц 17 км.

Рядом со Знаменской церковью находится усадьба «Дубровицы». Первое письменное упоминание о старинном селе Дубровицы относится к 1627 г. В то время усадьбой владел боярин Иван Васильевич Морозов. Позже имение перешло к представителям таких дворянских фамилий, как Голицыны, Дмитриевы-Мамоновы, Потемкины.

Усадьба Дубровицы.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы была построена в 1699 году, освящена в 1704 году. Церковь сделана на заказу воспитателя Петра I князя Бориса Алексеевича Голицына. Имена итальянских архитекторов, к сожалению, не известны.

Церковь очень красивая, с «короной» на верху вместо традиционного для православных церквей купола. Церковь обильно украшена скульптурами и лепными элементами. Рядом с церковью есть святой источник великомученицы Параскевы Пятницы с часовней и купальней. Он находится в пятистах метрах к северо-западу от церкви Знамения Пресвятой Богородицы в лесу на берегу реки Десны.

Святыней Знаменской церкви является Икона Божией Матери «Знамение», написанная около 150 лет назад.

В общем, любуйтесь!

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы 17 века

в селе Дубровицы (Подольский район, Московская область).

Рядом со Знаменской церковью есть также холм, со смотровой площадки которого можно сделать отличные фотографии.

От Подольска до Звенигорода нам оставалось всего около 70 км.

Звенигород

Стоит отметить, что Звенигород — город маленький и старинный, основанный в 1152 году.

По приезду, мы сразу же отправились в Саввино-Сторожевский мужской монастырь, основанный в 1398 году учеником Сергия Радонежского преподобным Саввой и удельным звенигородским князем Юрий Дмитриевич, сыном Дмитрия Донского.

Памятник преподобному Савве Сторожевскому.

Монастырская стена имеет двое ворот — Восточные (парадные) и Северные. Мы заходили в монастырь через Северные ворота.

Прежде чем зайти в монастырь, сначала мы обошли монастырь вокруг.

Крепостные стены и башни монастыря построены в 1650–1654 годах.

Общая протяженность крепостных стен 760 метров высотой до 8,5 метров и толщиной до 2,7 метров.

Монастырская крепостная стена имеет 6 башен.

Провиантская башня.

В Красной башне (Святые ворота) монастыря находится восстанавливающийся храм во имя преподобного Алексия человека Божия (вторая половина 19 века).

Башня примечательна сохранившимися киотами 17 века с изображениями Богоматери с Иисусом Христом и преподобными Сергием и Саввой.

Красная башня Саввино-Сторожевского монастыря.

Северо-Восточная башня Саввино-Сторожевского монастыря.

«Подмосковье + Рязань». III часть. Дубровицы+ Звенигород +Истра

Здесь, в монастыре продают вкусный квас — советую попробовать!

Обойдя монастырь вокруг мы заходим внутрь.

Как только заходим на территорию монастыря через Северные ворота справа от нас будет Провиантская башня, где можно купить выпечку и ещё другое интересное. Мы, например, купили здесь в подарки кекс в форме агнца и овсяные конфеты, освящённые в монастыре. Также рядом есть магазинчик с разными лечебными продуктами.

Провиантская башня.

Северо-восточная башня.

Напротив трапезной палаты находится часовенка — алтарная часть больничного храма преподобного Иоанна Лествичника (середина 17 века), который был разобран в 19 веке. Раньше на территории монастыря была больница для инвалидов, и сам царь Алексей Михайлович когда бывал в монастыре не гнушался заходить в больницу.

Часовня во имя преподобного Иоанна Лествичника (конец 20 века) и территория Саввино-Сторожевского монастыря.

Звонница построена в 1650-е годы. В колокольне находится церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (середина 17 века).

Рядом с колокольней находится Надвратная Троицкая церковь (17 век), к которой в 1807 году была пристроена трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Троицкая церковь составляет единство со Святыми вратами (Красная башня). Троицкая церковь была домовой церковью царицы Марии Ильиничны Милославской во время её приездов.

«Подмосковье + Рязань». III часть. Дубровицы+ Звенигород +Истра

Центром Саввино-Сторожевского монастыря является собор Рождества Богородицы (1404–1405 года), в котором покоятся мощи преподобного Саввы. Внутри церкви темновато и «пахнет» стариной. Посещение этой церкви и всей обители очень запомнилось мне.

Собор Рождества Богородицы (15 век).

На зелёной лужайке можно увидеть руины церкви Сергия Радонежского 16 века.

Саввино-Сторожевский монастырь был любимым местом посещения царя Алексея Михайловича. С этим связана следующая история…

Однажды царь Алексей Михайлович вместе со своими людьми охотился в лесу недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря. Вдруг он остался один и видит, что идёт ему навстречу грозный и свирепый медведь. Приготовился уже царь принять свой последний бой, как вдруг непонятно откуда появляется старец и медведь уходит. Царь спрашивает имя незнакомца, тот отвечает «Савва» и исчезает. Царь Алексей Михайлович в этот же день приходит в Саввино-Сторожевский монастырь и пытается найти инока с именем Савва, но оказавшись в соборе Рождества Богородицы на иконе вдруг узнает своего спасителя…

Дворец царя Алексея Михайловича и Житная башня.

«Подмосковье + Рязань». III часть. Дубровицы+ Звенигород +Истра

С заступничеством преподобного Саввы связана ещё одна известная история. Это было во время Отечественной Войны с французами 1812 года… Военноначальник Евгений Богарне (пасынок Наполеона Бонапарта) засел со своим войском в Саввино-Сторожевской обители. Солдаты уже стали грабить монастырь, как ночью Евгению Богарне то ли приснилось, то ли предвиделось, что к нему пришёл Преподобный Савва и сказал, что если тот хочет вернуться на родину, то нужно оставить обитель. Появление старца произвело сильное впечатление на Евгения и он со своим войском оставил монастырь. В последствии он глубоко почитал преподобного Савву и воспитал в детях почитание к старцу.

Братские корпуса. Саввино-Сторожевский монастырь.

Самые древние фрески найденные на стенах собора Рождества Богородицы относятся к 15 веку.

Собор Рождества Богородицы с приделом преподобного Саввы.

Как мы поняли, территорию Саввино-Сторожевский монастырь делит вместе со Звенигородским музеем. Организуются экскурсии с подъёмом на колокольню и другие.

В Царицыных палатах сейчас располагаются выставки и экспозиции Звенигородского музея. В Царицыных палатах можно посмотреть, как был устроен быт бояр 17 века. Во дворце царя Алексея Михайловича музея нет.

Царицыны Палаты — палаты, построенные в середине 17 века для супруги царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской.

Колокольня с церковью преподобного Сергия Радонежского и  Надвратная Троицкая церковь с трапезной с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. На зелёной лужайке - руины церкви 16 века в честь преподобного Сергия Радонежского.
Колокольня с церковью преподобного Сергия Радонежского и Надвратная Троицкая церковь с трапезной с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. На зелёной лужайке - руины церкви 16 века в честь преподобного Сергия Радонежского.

Собор Рождества Богородицы и дворец царя Алексея Михайловича.

Рядом с монастырём есть часовня Саввы Сторожевского с колодцом, где можно набрать воды.

Провиантская башня и часовня со святой водой.

Примерно в километре от Саввино-Сторожевского монастыря находится Саввинский скит. До него можно дойти пешком, можно доехать и на машине. Здесь есть святой источник, где можно набрать водички, а также купальня.

Часовня над святым источником. Здесь можно окунуться.

Недалеко от купальни, на возвышенности находится пещера, где жил преподобный Савва. Над пещерой — церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского (19 век).

Церковь Николая Чудотворца 19 века. Саввинский скит.

Пещера преподобного Саввы и церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского над ней.

После осмотра Саввино-Сторожевской обители мы быстро пробежались по самому городу Звенигороду.

Храм Святителя Благоверного Великого Князя Александра Невского (20 век).

Вознесенский собор (21 век).

«Подмосковье + Рязань». III часть. Дубровицы+ Звенигород +Истра

Примерно в 3 км от Саввино-Сторожевского монастыря находится ещё одно место, которое мы не могли не посетить — это Городок с древним Успенским Собором 14 века. На Городке, в 11–14 веках был Звенигородский Кремль с деревянными укреплениями и валами. Валы мы можем увидеть и сейчас. Успенский Собор во время нашего визита находился на реставрации.

При подъёме по лестнице на Городок можно увидеть выведенную трубу откуда течёт чистая вода. Можно набрать водички здесь, если нужно.

Звенигородский Успенский собор 14 века.

*Грунт собора в радиусе 350 метров объявлен особо охраняемым.

«Подмосковье + Рязань». III часть. Дубровицы+ Звенигород +Истра

Ночлег: Палатка на берегу Москвы реки через дорогу от Саввино-Сторожевского монастыря.

Место нашей стоянки в Звенигороде и Москва река.

«Подмосковье + Рязань». III часть. Дубровицы+ Звенигород +Истра

Прекрасный вид на Саввино-Сторожевский мужской монастырь.

Завтра нас ждёт последний день нашего подмосковного мини-путешествия — мы направимся в Истру, но об этом чуть позднее, а пока ложимся спать. :)

5 день, 13.05.2019 год. Понедельник — Истра

От Звенигорода до Истры всего около 25 км.

Город Истра основан в 1589 году.

В Истру мы приехали только за одним, чтобы посетить Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича. Монастырь был заложен на холме Сион. Но строительство монастыря затянулось на долгие годы… Дело всё в том, что в какой-момент дружба между царём и патриархом прекратилась и в последствии Никона даже лишили сана патриарха и в 1666 году сослали в Ферапонтов Белозерский монастырь. Во время правления царя Фёдора Алексеевича строительстсво монастыря возобновилось и было исполнено желание уже тяжело больного Никона вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но, к сожалению по пути он скончался. В 1685 году, спустя 29 лет после начала строительства Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря был освящен.

*Патриарх Никон был человеком деятельным и за время своего правления основал три монастыря — Валдайский Иверский, Крестный Онежский и Воскресенский Ново-Иерусалимский.

Красная дорожка паломника. Сионская (ближе к нам на фото) и Гефсиманская башни ограды монастыря.

В Гефсиманском саду находится один из трёх источников монастыря — «Силоамская купель». Еще один источник находится в подземной церкви Константина и Елены — «Живоносный источник». Есть ещё третий источник — «Кладезь Самарянки», его мы не нашли, да и не искали, если честно.

На фотографии ниже, прямо перед нами — восточные ворота монастыря с церковью Входа Господня в Иерусалим (17 век).

Прямо перед нами - Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим.

Со смотровой площадки рядом с Дамасской башней можно увидеть храм святителя Николая (21 век) в селе Никулино Истринского района.

Храм святителя Николая. Никулино, Истринский район.

И перед нами открывается потрясающий по красоте Воскресенский собор (17 век) с колокольней (разрушена в 1941 году, восстановлена в 2016 году).

Воскресенский собор с колокольней (17 век).

Только представьте, Воскресенский собор 17 века имеет 29 приделов! Сам собор выполнен по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме… В то время, в 17 веке, когда попасть в такую далёкую страну, как Палестина было очень сложно, строительство Ново-Иерусалимского монастыря давало людям возможность узнать больше о великих христианских святынях и, можно сказать, прикоснуться к ним.

Одним их приделов Воскресенского собора является подземная церковь Константина и Елены, которая уходит под землю на 6 метров. Здесь есть святой источник, можно набрать водички…

Воскресенский собор с колокольней Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Захоронения на территории обители.

«Подмосковье + Рязань». III часть. Дубровицы+ Звенигород +Истра

Лепные ангелочки на фасаде подземной церкви Елены и Константина (придел Воскресенского собора) и надписи на фасаде Воскресенского собора.

На территории монастыря, в Воскресенском соборе и колокольне находятся захоронения людей, которые жили на окрестных землях и захоронения благотворителей обители.

Захоронения Ново-Иерусалимского монастыря.

На действительно уникальный монастырь русские цари и правители часто обращали свой взор — они помогали его строить, реконструировать и обновлять. Великая Отечественная Война не пощадила обитель — монастырь сильно пострадал, но почти сразу после войны началась реставрация. Последняя глобальная реставрация закончилась в 2016 году, а началась она после визита в 2008 году президента РФ Дмитрия Медведева и патриарха Алексия II.

Мне хочется поставить архитекторам, реставраторам, специалистам и рабочим памятник — настолько всё красиво сделано!

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря.

Заходим внутрь Воскресенского собора.

В соборе много информационных табличек, с описанием моментов истории Нового Завета. Здесь есть своя Святая Голгофа, есть часовня Гроба Господня (кувуклия), приделы страстей Господних… То есть, у нас есть возможность познакомится или вспомнить историю Нового Завета, историю жизни Иисуса Христа…

Под Голгофской церковью находится придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи, где когда-то был погребен патриарх Никон, но, к ужасному сведению в середине 30-х годов во время безбожной власти гроб был вскрыт, останки утеряны…

Часовня Гроба Господня (кувуклия) и шатровая ротонда над часовней.

«Подмосковье + Рязань». III часть. Дубровицы+ Звенигород +Истра

Камень миропомазания. После распятия, праведные люди сняли Иисуса Христа и положили на камень. Затем Иисуса помазали миром, укутали плащаницей и положили во гроб.

Прекрасный Воскресенский собор с приделом — подземной церковью в честь Константина и Елены.

После осмотра территории монастыря и главного Воскресенского собора мы решили прогуляться по стене монастыря, тем более вход на неё свободный и бесплатный.

Между братскими корпусами находятся палаты царевны Татьяны Михайловна — младшей дочери царя Михаила Фёдоровича и его второй супруги Евдокии Лукьяновны.

Гуляем по стене Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Вход свободный.

Пообедав в трапезной нам оставалось дойти ещё до одного места — это скит патриарха Никона с церковью Богоявления Господня 17 века, который находится рядом с монастырём.

Также, в Истре есть своя гора Фавор, но дойти до неё времени у нас уже не было, она находится примерно в 3 км от монастыря. Также, если у вас есть время, то можно посетить культурный выставочный центр «Новый Иерусалим» (Ново-Иерусалимская набережная, дом 1).

Скит патриарха Никона и церковь Богоявления Господня.

Обойдя церковь мы вышли к реке Истре, или местной реке Иордан.

На часах два часа дня и нам пора возвращаться обратно домой. От Истры до Великого Новгорода 510 км, путь не дальний, но и не близкий. После посещения Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря мне захотелось ещё сильнее побывать на Святой Земле, в Палестине…

В целом, подводя итог нашей поездки по Подмосковью хочется сказать, что здесь есть и что посмотреть и где отдохнуть, а если вы располагаете временем, то можно ещё и в Рязань заехать!

До новых встреч!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия