Турист Светлана (Svet-lanka)
Светлана
была 16 июля 2023 17:57

Воронеж, Кривоборье — Россия Апрель 2019

Мы летаем за тысячи километров, иногда, чтобы просто увидеть своими глазами очередной архитектурный шедевр Средневековья, античную статую или знаменитый на весь мир фонтан. Иногда, чтобы бродить по густым реликтовым лесам или непроходимым джунглям, кормить местных комаров и охотиться с фотоаппаратом на всякую живность. Иногда смотреть на заливы моря и бушующие волны ледяного океана, или просто бездельничать на пляже. Иногда нам хочется кататься на старых медленных трамваях и отбивать ноги в кровь о старинную брусчатку, или сидеть в уютном кафе за столиком с клетчатой скатертью, пить вино (или что там нам предлагают), хрустеть багетом и… Все, что подальше, все труднодоступное, автоматом кажется лучше, слаще, привлекательнее. Где-то песочек белее, а там горы выше, а здесь вода цвета ультрамарин и небо кажется прозрачнее… А что у нас? У нас такого нет. Но, может, нам и не надо. Иначе жизнь станет совсем скучной, когда все рядом, под боком. Не нужно будет придумывать себе мечту, строить маршруты, идти к намеченной цели. Вы можете себе представить такое? В путешествии важен сам процесс, не результат. Возможно, кто-то и ставит цели, покорить все вершины мира или закрасить на карте все страны красным маркером, но сам путь к заветной цели куда интереснее. Каждый день — новое. Новая эмоция, новое впечатление, новая победа или разочарование, новый опыт, новые знакомства, новое отношение к себе и к миру.

Иногда для этого и вовсе не нужно ехать, лететь и плыть за тридевять земель. Достаточно в один прекрасный день просто выйти из дома и заново открыть для себя свою улицу.

Воронеж. Кольцовский сквер

В общем, к чему я опять ударилась в лирику и к чему так долго подвожу. На самом деле, мне бы хотелось, показать вам кусочек Воронежского края. У нас невероятно красивая и удивительная в своем многообразии страна, стоит только начать путешествовать по России, чтобы в этом убедиться. О Воронеже и достопримечательностях области есть отличные рассказы у Татьяны Onegina17.

Вот и я решила сделать обзорку всего самого-самого в нашей области, ну почти всего. Дивногорья и Рамонского замка как раз не будет — места, довольно раскрученные и за пределами области, информации о них хватает.

Белый колодец.

Итак, извечный вопрос любого путешествующего, чем заняться и что посмотреть за пару (а лучше больше) дней?

Знакомство с Воронежской областью начинается у многих с ее столицы, чаще — транзитом. Через Воронеж проходит трасса Дон, поэтому москвичи и петербуржцы, которые держат свой путь на юга, частые гости столицы Черноземья. Остановиться в Воронеже действительно хорошая идея. Вариантов жилья — масса, от апартаментов до сетевых отелей Holiday Inn, Mercure, Hilton. Есть и роскошные пятизвездочные: Marriott — c панорамными окнами от пола до потолка, с лучшими видами на город, и не уступающий ему Ramada. Еще, например, загородные бутик-отели для тех, кто устал от городской суеты. Всего не перечислишь, москвичи в полном восторге. Разве реально в Москве за 5 тысяч рублей в сутки пожить в пятизвездочном отеле?! И не надо искать подвох, что сервис провинциальный, или интерьер подкачал. Все хорошо. Просто высокая конкуренция, и туризм не так чтобы сильно развит, ну не город Золотого кольца, китайцам Воронеж интересен пока разве что с целью учебы в университете.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Второе, чем привлекает Воронеж — количеством кафе и ресторанов. Новые заведения открываются с той же скоростью, что грибы после дождя. Кухни и интерьеры на любой вкус и кошелек. Только видовых ресторанов, расположенных на высоких этажах, у нас пять-шесть. Отличная альтернатива обзорным площадкам.

15/86. Название ресторана не случайно, это дата основания Воронежа

Любопытный факт, в прошлом году Воронеж вошел в десятку городов по бронированию гостиниц на новогодние праздники. Видимо, многие уже прознали, где хороший сервис, большой выбор и адекватные цены. Да что там, даже чудаковатый блогер Варламов, исколесивший полмира и почти всю нашу страну, отдал 4-е место Воронежу в своем рейтинге (Москва и Питер, естественно, не принимали участие) городов России. А он уж знатный любитель Европы. То, что Воронеж развивается и становится более европейским городом — не отнять. За последние годы появились уютные скверы и парки, строится современное жилье, открываются спортивные комплексы и т. д. Хотя, возможно, Варламова просто очень вкусно покормили в каком-нибудь ресторане, каким-нибудь стейком из мраморной говядины, после этого он подумал «я б здесь жил» и простил Воронежу все минусы.

В Воронеже строят самолеты (в том числе те, на которых летает президент), а также двигатели для космических ракет

Куда отправиться в Воронеже в первую очередь, не считая центральной улицы проспекта Революции и площади Ленина? Ответ прост: океанариум и центральный рынок.

Если с первым все понятно — океанариум, один из крупнейших. Получал премию Travelers Choice на TripAdvisor, становился лучшим океанариумом в России в 2015 году. Кроме большого разнообразия морских обитателей, в океанариуме живут пингвины, сурикаты, обезьянки. Проводятся шоу с морскими котиками и кормлением акул. В общем, место и, правда, крутое.

А вот рынок — странная туристическая локация. Нет, все мы конечно любим походить на рынках Италии, Испании, Франции… где аккуратно и с любовью разложены спелые фрукты и овощи, лежат головки ароматного сыра, или висят аппетитные ноги хамона, а свежие морепродукты так и просятся к вам на обед в тарелку. Наши же городские рынки часто ассоциируются с антисанитарией, обветшалостью, неприятными запахами, сомнительными продуктами, гнилыми овощами, голубями и прочими «радостями». Так вот, воронежский рынок совсем не такой! Кто был на Даниловском в Москве, тот примерно его себе представит. Современный, чистый, с ароматами свежей выпечки и специй, в такой и на экскурсию можно заглянуть и даже соблазниться местными деликатесами: копченостями и салом, что многие гости с удовольствием и делают. Не забываем, край сельскохозяйственный, славится своей молочной и мясной продукцией.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Голодными в Воронеже остаться сложно, вы уже поняли, а что еще посмотреть? Обычно все отправляются на Адмиралтейскую набережную, на которой расположился Успенский Адмиралтейский храм и корабль Гото Предестинация. Неожиданно, но Воронеж — родина военно-морского флота, и званием своим обязан Петру I, который решил начать строительство кораблей именно в столице Черноземья. Воронежцы Петра отблагодарили памятником, а с недавних пор и наш скромный аэропорт именуется его величеством.

Обязательно стоит посетить Благовещенский собор. Третий по величине собор в России в русско-византийском стиле красив не только снаружи, но теперь и внутри: его украшает уникальная роспись. Трудились над ней пятнадцать мастеров из самого Палеха. Художникам предстояла непростая задача расписать 8 тысяч кв. метров на высоте 9 этажа. В росписях история святителя Митрофана, духовного наставника Петра I. Митрофан Воронежский строил церкви, жертвовал средства на строительства кораблей. Целая веха истории получила свое отражение на стенах воронежского храма.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

За душевным умиротворением отправляйтесь в женский Алексеево-Акатов монастырь, старейший в области. Правда своего первоначального вида монастырь не сохранил, церковь и колокольня были восстановлены. Но самое интересное — это территория монастыря. Настоящие ландшафтные сады. Аккуратно выстриженные фигурные кусты и деревья, море цветов, фонтан с питьевой водой и скамейками, часовня, пруд с декоративными карпами. Райский уголок спокойствия, тишины и красоты.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Не будет новостью, если я скажу вам, что приезжать в Воронеж лучше летом, поздней весной или ранней осенью. Когда красиво в парках, когда работают фонтаны, в том числе и светомузыкальные. Наш город очень зеленый и очень цветущий. Весной в скверах распускается сирень, цветут декоративные яблони и вишни, улицы утопают в пышных каштанах и катальпах. Летом и осенью город украшают тысячи роз всевозможных сортов и окрасок.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Воронеж — город-милионник, город студентов. Творческая и событийная жизнь здесь тоже кипит. Широко и весело отмечаются праздники, такие как день города. В этом году подарок городу — тысячи огней, улицы и скверы украсили световыми иллюминациями и конструкциями. Теперь у нас своя мини-версия московской Рождественки и Лубянки.

Драматический театр им. Кольцова

Проводятся различные фестивали. Чем, например, не повод заглянуть в начале сентября на Город-сад?

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

И конечно, не стоит ограничиваться одними прогулками по Воронежу. Есть еще несколько интересных мест совсем рядом — буквально в 20 км от города.

Одно из них, Белый колодец — бывший меловой карьер. Сейчас здесь находится пляж и развлечения для активного отдыха: батуты, тарелки, веревочный парк и т. п. Во время Платоновского фестиваля (который проходит в июне, и на который съезжаются музыканты, танцоры, театры с разных уголков мира) карьер служит концертной площадкой, ведь акустика здесь отличная.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Но можно просто приехать и полюбоваться видами, особенно чарующими на закате.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Еще одно, малоизвестное среди приезжих, но очень любимое воронежцами — Рыбачий поселок. Давным давно это место под Воронежем, среди дубового леса на берегу водохранилища, облюбовали рыбаки.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Место привлекает своей тишиной и красивыми видами. Но главная изюминка — это домики рыбаков. Разноцветные, крохотные, игрушечные. Словно ты попал в сказочную и очень уютную деревню маленьких хоббитов. Домики находятся на разных уровнях, на горе, среди высоких тенистых деревьев. В поселке имеется даже старинная усадьба, да тоже не простая, сказочный терем.

Прогулка по лесу, пение птиц и чистая родниковая вода (рядом с поселком есть несколько источников) — приятное дополнение Рыбачьего.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Отдыхать на природе — чуть ли не первое, что нужно делать в Воронежском крае, крае богатом лесами и реками. Можно просто одним днем выехать на речку: местные жители предпочитают Усманку. Есть хорошо обустроенные пляжи, есть дикие места, а можно махнуть на пару дней и на турбазу.

Как радостно просыпаться на рассвете под пение птиц и вдыхать хвойный влажный воздух, от которого с непривычки приятно кружится голова. Незамысловатый завтрак с кружкой чая на террасе летнего домика кажется самым вкусным на свете. Вот это я понимаю, доброе утро!

Турбаза «Елки» небольшая. Для тех, кто любит природу, но не хочется отказываться от комфорта.
Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Гулять так гулять! Отправимся в природный биосферный заповедник имени В. М. Пескова, что в часе езды от Воронежа. Территория заповедника огромная, это и сосновые и дубовые, кленовые, липовые, осиновые и березовые леса, это и луга с болотами, реки и озера. Зверья тоже много всякого: волки и лисицы, лоси и олени, кабаны, норки, бобры, барсуки, суслики, полевые мыши и даже редкая выхухоль, а птиц… не хочется грузить и без того лишней информацией. Но кого реально увидеть, так это дятлов и сов. Волков во время прогулки по заповеднику можно увидеть только в вольерах (по-другому как-то не очень то и хотелось). Многие же приезжают посмотреть на бобров, о сохранности популяции которых заботятся в специальном питомнике.

Что еще интересного в заповеднике кроме бобрового городка? Можно заглянуть в музей природы или музей В. М. Пескова — известного советского журналиста и писателя, который очень любил природу и свой родной край. Многим он известен по серии очерков о жизни знаменитой сибирской отшельницы Агафьи Лыковой.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Кому хочется активностей, к услугам веревочный парк «Ёжкины дорожки». Есть как детские, так и экстремальные маршруты.

Ну, а самое приятное, пройтись по экологическим тропам — специально разработанным живописным маршрутам, дабы не блуждать бесцельно. Хотя и просто блуждать среди сосен, греться на солнышке, отдыхать на резных деревянных лавочках, и даже устроить пикник, разве мало удовольствия?

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Если времени у вас немного (на заповедник точно нужно потратить весь день), езжайте в Кривоборье! 40 минут от Воронежа — и перед вами самые живописные виды реки Дона. От пейзажей захватывает дух, ну красиво же у нас в России. Очень красиво!

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

В личном рейтинге достопримечательностей первое место я отдаю Сторожевому, которое находится также примерно в часе езды от Воронежа.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

В Сторожевом потрясающая природа. Река вьется дорожкой и упирается в горизонт, крутые обрывистые берега меловых скал, зеленые сочные луга, полосы густых деревьев, птицы, парящие в небе.

Такой размах, такой простор… и слышимость на десятки километров. Крики пролетевшего высоко-высоко пернатого хищника, стук тяжелого молотка и голоса рабочих из селенья за рекой… но это там. А здесь… звенящая тишина. Только ветер гуляет по кручинам, едва укрытым апрельским блеклым разнотравьем.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Стоишь на высоте, а внутри все переворачивается от собственного волнения и величия этих мест. Если когда-нибудь иностранец, едва знакомый с нашей страной, спросит у меня, что такое Россия, я не буду ничего говорить. Просто привезу его сюда. Он все поймет. Без слов. Для меня это про Россию.

Силу этих мест возможно объяснить и историей. Еще в XVII веке на вершинах меловых гор находился сторожевой пост, охранявший границы Московского государства от набега татар. Спустя несколько столетий, в 1942 году крутой берег Дона был занят фашистами, а точнее, венгерской дивизией, но ненадолго. Через месяц отдельные силы Воронежского и Брянского фронтов отбили Сторожевой плацдарм. Ожесточенные бои, смерть, белые крутые берега багровели алой кровью, земля пропитывались потом и слезами. Все это ушло… Остались только блиндажи, разрытые окопы, да ржавые осколки «той проклятой войны», их до сих пор находят любопытные мальчишки и кладоискатели.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Красивые места. С отзвуком боли, горя, потерь, мужества и нескончаемой силы воли, веры и радости побед… Здесь смешалось все. Впрочем, такая наша страна. В ней все рядом, идет рука об руку. Так и в жизни человека.

В Сторожевом есть место и для тихой грусти и для неподдельной радости. Стоит придти на закате, но не только любоваться видами розовеющих белоснежных склонов в лучах заходящего солнца, а и… понаблюдать за сурками-байбаками. Вот у кого жизнь кипит! Днем они отсыпаются в своих прохладных меловых норках, а вечером вылезают погреться на солнышке.

Широки твои просторы, широка твоя душа! Воронежская область

Сурки-пухляши очень забавные, становятся на задние лапки, и в случае увиденной заблаговременно угрозы, издают короткий писк, с сигналами оповещения у них все в порядке. Мы находились на приличном расстоянии и смущать зверьков своим присутствием не хотели, наблюдали за ними издалека. Кажется, они расслабились, и в конец отвернулись своими жирненькими попами, выставив лапки и мордочки туда, куда закатывался огненный шар. Вот так сидят на террасе своих элитных меловых апартаментов и балдеют. Своя романтика. Жизнь продолжается. Хорошо всем, и нам и суркам. Умиротворение. Замечательная вышла поездка в Сторожевое.

Кривоборье.

Оставим все рейтинги наконец в покое. Это вещь такая эфемерная, субъективная. Что может быть ценнее, чем увидеть, потрогать, ощутить все самому. Это ли не повод, отложить путешествие на край света и отправиться знакомиться со своим родным краем, или… с краем Воронежским!:)

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия