Турист Ольга Суслова (Olga_Sirena)
Ольга Суслова
была 18 июня 2023 13:06

Шотландия — Великобритания Май 2017
Нефтяные платформы в Северном море

05/05/2017 Стратпеффер, Кромарти, Фортроуз. Пробег 60 Миль

Утро началось в лучших традициях благословенной королевы Виктории. Я спустилась к завтраку в уютную гостиную. Длинный дубовый стол был накрыт, в камине весело потрескивали дрова, источающие дивный аромат благородной древесины. На столе стояли корзинки с хлебом, баночки с джемами, вазочки с ягодами и фруктами, сахарницы, кувшины и прочая посуда из серебра и фарфора. Кроме меня за столом завтракала пара из Германии, с которой мы время от времени обменивались любезностями. Нас обслуживала сама хозяйка, Фиона — колоритная высокая женщина средних лет. Она разносила кофейники и молочники в холщовом фартуке, не хватало только накрахмаленного чепца для полного антуража. Блюда с шотландским завтраком она несла в рукавицах, потому что традиционно тарелки принято сильно нагревать, чтобы завтрак не остыл. Фиона выносила их под серебряным колпаком, как в фильмах. Это было нечто! Очень жалею, что не сделала ни одной фотографии, было как-то неловко. Немного неловко себя чувствовали и немцы, мы сидели напротив и смущенно улыбались друг другу. В этом пансионе нам оказывали поистине королевский прием. Не буду описывать, как все было вкусно, и из каких свежайших продуктов приготовлено. Скажу только о джемах, потому что это одтельная тема. Джемы были разнообразны и восхитительны: ревеневый, земляничный, апельсиновый, малиновый. Но окончательно нас «добил» джем из виски, приготовленный самой хозяйкой.

Cкажу по секрету, что я заплатила за комнату всего 30 фунтов, и на такое великолепие вообще не рассчитывала. Шотландия не переставала меня удивлять.

На этот день у меня не было особенных планов. Хотелось просто колесить по дорогам, изучать местность и искать интересные места. Оказалось, что в Шотландии все места интересные. По крайней мере, для меня.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 10й
Желтые рапсовые поля затмевают по яркости само солнце

Неторопливо ведя машину, я любовалась сельскими пейзажами. Вокруг благоухали ослепительно желтые поля рапса, синела водная гладь залива. Так я двигалась вдоль берега и снимала местную природу, иногда делая остановки, а иногда прямо из окна автомобиля. Абсолютно каждый выход из машины становился новым небольшим открытием и впечатлением. Так, я повстречала огромного полосатого котяру разбойничего вида, который сначала горбил спину при моем приближении, а потом завалился кверху пузом и замурчал. Изучая фауну Хайленда, я видела в интернете фото точно такого же зверя под видом редкого хищника — «дикой шотландской кошки», клянусь!

Волшебное путешествие по Шотландии. День 10й
Шотландский котик преграждает мне дорогу
Котик быстро сдался и подставил мохнатое пузико для почесушек
Волшебное путешествие по Шотландии. День 10й
Идиллическая сельская картина - белые овечки на пастбище
Много овец с ягнятами
Пожилой коник-пенсионер

Еще я наблюдала за стадом молодых бычков, которые выстроились в шеренгу и скакали галопом по кругу, как цирковые.

Однажды на моем пути попались странные железные констукции, торчащие прямо из воды. Это были нефтяные платформы. И снова удивительное рядом — оказывается, в Шотландии добывают нефть!

Безлюдные дороги Шотландии
Нефтяные платформы
Волшебное путешествие по Шотландии. День 10й
В Северном море обнаружены запасы нефти
Морские пейзажи залива Кромарти

Дорога привела меня на берег Северного моря, в городок Кромарти. Гуляя по его улочкам, я просто заходила во все дома подряд, куда было можно. Так я посетила пару соборов, музей суда, кстати, очень интересный, где представлены сценки из суда присяжных, и музей местного геолога и археолога Хью Миллера. Больше ничего примечательного не нашлось, и я поехала дальше, огибая мыс с севера.

Бытовая жизнь в Кромарти
Епископальная церковь Шотландии в Кромарти
Волшебное путешествие по Шотландии. День 10й
Старая башня с часами в Кромарти
Музей суда в Кромарти

Ничего не зная об этих местах, я двигалась куда глаза глядят, вернее, куда дорога ведет. Я полностью доверилась своему внутреннему чутью по части волшебства и приключений, а оно меня практически никогда не подводит.

Поэтому, когда мне внезапно захотелось съехать с дороги на грунтовку, ведущую в поле, я сделала это, не раздумывая. Проехав сквозь пастбища к лесу, я обнаружила табличку с картой местности и пешими маршрутами к местам раскопок Хью Миллера. Вот так находка! Безусловно, по ним было бы интересно прогуляться, но на это ушло бы несколько часов, которых у меня не было.

Проселочные дороги Шотландии
Под сенью этих вязов, должно быть, очень уютно в летнее время

Вообще, такие таблички с информацией о месте, где ты находишься, очень распростарнены в Шотландии. Действительно полезная штука, и мне часто они помогали лучше всяких интернетов. Помимо карт с тропинками, на таких стендах часто изображены животные и растения, которых можно здесь увидеть.

Я все-таки совершила небольшую прогулку по лесу, наполненному щебетанием птиц, и двинулась дальше.

И снова весенний лес

Не помню, что заставило меня съехать с дороги и запарковаться в местечке Розмарки. Скорее всего, я заметила какой-то указатель и не ошиблась. От парковки начиналась тропа к водопадам Фэйри Глен (Fairy Glen Falls). Такие места я просто обожаю, это как раз для меня. Водопады, да еще на волшебной реке! В этот раз я надела удобную обувь и никакой поход мне был не страшен.

Тропинка шла по живописному лесу вдоль берега узкой речушки. Солнце просвечивало сквозь молодую листву, создавая паутину светотени под ногами. Вода бежала по камушкам, журчала и искрилась. Среди травы синели колокольчики.

Направляюсь к волшебным водопадам
Дорожка ведет вдоль русла ручья

Вскоре показались водопады. Не стоило ожидать чего-то грандиозного от маленькой речушки, но ведь не зря ее прозвали волшебной. Вода просто стекала с больших валунов, разделяясь на струйки. Солнечный свет и алмазные брызги создавали мини-радугу. Это ли не чудо? Настоящее волшебство. Я бы не удивилась, если бы из кустов вдруг вышел белоснежный единорог — символ Шотландии.

Первый волшебный водопадик
Очень симпатичный водопад в лесу
Волшебное путешествие по Шотландии. День 10й
Легкие брызги образуют маленькие радуги

Таких водопадиков было несколько — целый каскад. Я поднималась все выше, пока не дошла до самого последнего. Тут меня ждало еще одно удивительное явление. У запруды лежало странное бревно. Заметив его издалека, я подумала, что это за необычный сорт дерева с бугристой корой, возможно елка или лиственница. То, что я увидела вблизи, меня шокировало. Ствол был весь покрым монетами. Настоящими монетами, вдавленными прямо в древесину. Их было много, сотни и тысячи. Монеты разного достоинства буквально вросли в дерево ребром наружу, отчего ствол стал похож на чешуйчатую шкуру рептилии.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 10й
Второй водопад из трех струй и странное бревно
Дерево с монетами похоже на шкуру рептилии

Признаюсь честно, такого я никогда раньше не видела и не подозревала, что же это могло быть. Может, здесь проводили друидский ритуал? Или еще что-то, связанное с магией и колдовством? Я потрогала монеты — действительно, настоящий металл. Сидят крепко. Какая сила могла их так воткнуть? Пошатала одну, потянула — и вдруг монетка очутилась у меня в ладони. Два медных цента с Елизаветой 1998 года. Повертев монету в руках, я решила забрать ее с собой. На память об этом месте на краю земли, куда я никогда больше не вернусь.

У меня было смутное предчувствие, что я совершаю что-то нехорошее, но я отогнала его прочь и стала радоваться неожиданному сувениру. Если бы я только знала, к чему приведет этот, казалось бы, безобидный поступок. В тот самый миг магический механизм был запущен, шестеренки закрутились, и оставалось только ждать результата. Тогда я еще ни о чем не подозревала, но как вскоре выяснится, предчувствие меня не обмануло. Но обо всем, чему будет суждено случиться, я расскажу в свое время.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 10й
Надо не забыть загадать желание у волшебного водопада

Далее дорога привела меня в местечко под названием Фортроуз и внезапно оборвалась, потому что уперлась в морской берег. Я зарулила на парковку, где было довольно оживленно, и пошла посмотреть, что же тут делает столько народу. На краю мыса стоял небольшой маяк, а на самом берегу неожиданно было увидеть группу людей с камерами на штативах и огромными объективами. Оказалось, они ждали появления дельфинов, которые приплывают сюда в определенное время. Я тоже решила подождать, и вскоре показался один, и то далеко от берега. Я смогла увидеть только серо-розовый дельфиний нос, пару раз промелькнувший в волнах. Холодный ветер сдувал, и ждать больше не хотелось.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 10й
Направляюсь к маяку в местечке Фортроз
Маяк на оконечности косы в заливе Морей
На горизонте виднеется Форт Джордж
Фотографы в ожидании появления дельфинов

Я вдруг вспомнила о том, что мне рассказывала утром Фиона, хозяйка пансиона. Она говорила, что где-то рядом со Стратпеффером есть центр по охране красных коршунов (red kite), и где можно посмотреть, как их кормят. Я еще долго не могла врубиться, что это за красные воздушные змеи, и зачем их кормить (kite (англ.) — бумажный змей). Мне жаль, что я мало пообщалась с Фионой, она могла бы дать массу полезных советов и информации. Как я потом узнаю, она увлекается краеведением и даже написала путеводитель по Шотландии.

Итак, я приехала в обитель коршунов уже под вечер, хотя солнце еще вовсю светило. Проселочная дорога привела к небольшому деревянному строению и огороженной забором площадке, где как я поняла, происходит кормление птиц. Все было закрыто, вокруг никого, более того — на парковке ни одной машины. Жаль, что я опоздала и не увидела коршунов. Все же я решила осмотреться. Табличка на заборе категорически запрещала заходить за ограждение, ввиду большой опасности быть атакованным голодной хищной птицей. Из всего увиденного мне стало ясно, что процесс проходит так: специально обученный человек кладет сырое мясо на стол посреди огороженной площадки и уходит. Зрители находятся внутри домика, одна стена которого полностью стеклянная, и наблюдают из укрытия, как с неба падают коршуны и хватают окровавленные куски. Непонятным осталось, едят ли они мясо прямо тут же, или уносят его в когтях к себе в гнездо?

В поисках красного коршуна

Огорчившись, что не стала свидетелем захватывающего шоу, я поддалась искушению и перелезла через заборчик, благо там были сделаны ступеньки. Чтобы увидеть место действия хотя бы. Подойдя с столику, за которым пировали коршуны, я запрокинула голову и посмотрела вверх. В небе появилась черная точка, потом она стала увеличиваться, и можно было различить силуэт огромной птицы… гигантские крылья… она снижается! О боже, коршун знает, что тут дают мясо, и летит за едой, но он же зоркий, и должен видеть, что мяса нет, тогда он тем более разозлится и накинется на меня! Все эти мысли вихрем проносились у меня в голове, пока я неслась обратно. И все же я успела сделать пару снимков парящего в небе грациозного «ред кайта».

Волшебное путешествие по Шотландии. День 10й
А вот и коршун показался
Красный коршун - большая хищная птица, немного страшно, когда она кружит над тобой

Решив, что хватит на сегодня острых ощущений, я отправилась домой.

Вечером я успела обсудить с хозяйкой дома свою странную находку — поваленное бревно с монетами. Она рассказала, что это такой местный обычай — втыкать монетки в дерево на удачу, и что их ни в коем случае не следует брать, иначе ритуал сработает наоборот. Новости меня обескуражили, но не слишком сильно, ведь взяла монетку я случайно, без злого умысла, да и не верила я во всякие приметы, типа черной кошки.

С этими мыслями я отправилась спать, даже не предполагая, что скоро полностью изменю свое мнение.

***

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия