Турист Ольга Суслова (Olga_Sirena)
Ольга Суслова
была 18 июня 2023 13:06

Шотландия — Великобритания Май 2017
Каменные надгробья в Килмартине (Kilmartin Stones)

01/05/2017 Инверари, Данстаффнейдж и загадочная Bonawe. Пробег 175 миль

Утром нас ждал очень вкусный шотландский завтрак и общение с супер гостеприимным хозяином. Ветер стих, озеро успокоилось, на небе были легкие тучки. Простившись с маленьким и таким уютным отельчиком, мы поехали вдоль озера Ломонд в сторону Инверари.

Замок Инверари (Inverary Castle) поразил нас еще издалека. Он как-будто сошел со страниц сказки о Золушке: стрельчатые окна, остроконечные башни, подвесной мостик, и все утопает в зелени и цветах.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Как же хорошо лицезреть красоту без кучи туристов вокруг
Замок Инверари окружен великолепными садами, браво садовникам!
Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Это не открытка, это реальная фотография замка Инверари, сделанная мной солнечным днем

Оказавшись внутри, мы просто потеряли дар речи от великолепных интерьеров. Полные залы сокровищ, выставленных на всеобщее обозрение: элегантная резная мебель, шелка и гобелены, картины и зеркала, посуда и музыкальные инструменты, — все сверкает золотом и серебром. В оружейном зале представлен целый арсенал ружей и клинков, пик и алебард, щитов и доспехов. Уютно потрескивал зажженный камин, распростаняя тепло и приятный запах дров. Не знаю, чем они там топят — возможно, благородным дубом?

Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Внутри замка Инверари хранится целый арсенал
Настенное украшение из боевых винтовок
Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Зажженный камин источает аромат аромат благородной древесины
Элегантная гостиная с видом на сад
Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Великолепная столовая замка Инверари, наполненная произведениями искусства
Удивительное резное кресло и другие артефакты
Музыкальный салон замка Инверари - верх изящества
Знаменитая спальня, где обитает призрак

В витринах хранится богатая одежда — платья, камзолы и даже королевская пурпурная мантия с горностаем. В полуподвальном помещении — огромная кухня, наполненная начищенной медной посудой и прочей утварью, накрытые столы приглашают гостей отобедать в замке.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Огромная кухня замка Инверари, способная накормить целый полк
Посудный шкаф ломится от старинного фарфора
Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Кухня замка Инверари сейчас работает как кафе для посетителей

Насмотревшить на красоты внутреннего убранства Инверари и почерпнув информацию о его владельцах — герцогов Аргайл из клана Кэмпбеллов, а также узнав о призраках, населяющих замок, мы пошли осматривать сады.

Территория вокруг замка представляет собой очень красивый и ухоженный парк, где лужайки чередуются с клумбами, полянки с зарослями. Очень живописно! Нам повезло оказаться здесь во время буйного цветения азалий, рододендронов и других не известных мне деревьев и цветов. Светило ласковое солнце, мы бродили, хрустели гравием дорожек и радовались, что можем насладиться атмосферой места благодаря малому количеству туристов.

Из особенностей парка можно назвать вырезанную из дерева фигуру ястреба, «кольцо друидов» — тесно посаженные в круг деревья, и поляны весенних цветов: фиалок и нарциссов; нарциссы, к сожалению, уже почти отцвели.

Замок Инверари как-будто из волшебной сказки про Золушку
Ландшафтный парк окружает замок Инверари
Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Замок Инверари прекрасен с люблых ракурсов
Кольцо друидов в парке Инверари
Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Меня распирает от счастья видеть столько прекрасного
В парке Инверари все цветет и благоухает
Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Не менее роскошный, чем сам замок, цветущий парк Инверари
Шикарные азалии и рододендроны - невозможно описать это цветущее великолепие!
Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
В парке Инверари есть целое поле нарциссов, жаль что они уже отцвели
Зато цветут нежные лиловые то ли фиалки, то ли колокольчики

Долго задерживаться в поместье Аргайлов мы не могли, у нас в планах было посещение еще двух интересных мест.

Мы продолжили путь по дороге вдоль озера Лох Файн, которе является скорее фьордом, то есть морским заливом, а потом повернули на север. Нашей следующей целью был замок Данстаффнейдж (Danstaffnage).

Мы проезжали мимо великолепных пейзажей и средневековых деревушек, и в одной из них мы не смогли не сделать остановку. Наше внимание привлекло колоритное здание часовни из серого камня посреди старинного кладбища. Как оказалось, остановились мы там не зря. Это были часовня и кладбище Килмартин (Kilmartin), известные сохранившимися очень древними гэльскими надгробными плитами с каменной резьбой (Kilmartin Stones).

Вокруг не было ни души, и в этом уникальном месте можно было почувствовать прикосновение к культуре одного из самых первых обитателей западной Шотландии — кельтского народа гэлы (не путать с галлами), чей язык — гэльский, до сих пор является государственным языком, наряду с английским.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Вход на старое кладбище в деревне Килмартин
Очень, очень старое кладбище Килмартин
Древние каменные надгробия в Килмартине
Надгробия настолько старые, что высеченные рельефы уже утратили четкость линий

После короткой остановки в Килмартине мы помчались в замок с труднопроизносимым названием Данстаффнейдж. Это были руины массивной крепости, которая будто вырастала из камня, практически в чистом поле.

Замок очень маленький, но воинственный. По сохранившимся каменным стенам внутренних построек можно было понять, как был устроен двор, где жил гарнизон, как карабкались на стены, откуда брали воду — самый важный ресурс при долгой осаде. Чтобы все осмотреть, нам не понадобилось много времени, и мы помчались дальше.

Необычный квадратный замок Данстаффнейдж
Маленький, но гордый замок Данстаффнейдж
Внутренняя территории замка Данстаффнейдж
Вид сверху на замок Данстаффнейдж, в центре - колодец
Брутальный замок Данстаффнейдж
Нежная зелень пробуждающейся природы

В моем расписании было одно место с непонятным названием Bonawe Iron Furnace — что-то железное, а вот что именно? Выбирая места для посещения на маршруте, я в основном руководствовалась рейтингом в гугл мэпс, и старалась выбирать места с рейтингом 4,5 и больше. Так вот этот загадочный Bonawe был с рейтингом 4,8, круче замка Инверари. И нам во что бы то ни стало нужно было туда успеть.

К слову сказать, однажды рейтинг ввел нас в заблуждение — замок Дундерейв (Dunderave) имел высший рейтинг 5,0, но мы не смогли его посетить, так как он был частным владением и находился на закрытой территории, и ни проехать, ни пройти к замку было невозможно.

Примчавшись на всех парах в Bonawe, мы были сильно удивлены полным отсутствием людей и все еще не понимали, что же это за место такое. Похоже на деревушку — какие-то домики непонятной конструкции. Девушка-смотрительница, похоже, очень скучала здесь в одиночестве и настолько обрадовалась нам — запоздавшим иностранным гостям, что принялась с азартом нам всё показывать и рассказывать. Оказалось, что это не что иное, как железнорудная плавильня, коих раньше было много в этой местности, но сохранили только одну эту, и устроили здесь большой музей. В экспозиции представлено, где и как добывали руду, как ее привозили сюда, и как в огромной печи выплавляли железо, которое шло потом на производство оружия и всего чего угодно. Шотландия в 18–19 веках была главным поставщиком железа для всей Британии. Мы остались очень довольны посещением плавильни и теплым приемом, оказанным нам. Очень хорошо, что государство сохраняет такие места, наряду с замками и аббатствами. Потомки должны знать, как жили и чем занимались простые люди на этих землях, а не только дворяне и священники.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Вот она какая, оказывается, эта загадочная Bonawe
Территория плавильни представляет собой целый комплекс построек
Железнорудная плавильня
Подсобные строения плавильни Бонаве

Покидая Bonawe, нам было еще рано расслабляться. Я наметила в этот день посетить еще один замок с интригующим названием Сталкер (Stalker). Я уже знала, что он стоит на островке и доступ к нему ограничен, но хотелось посмотреть на него хотя бы издалека. Пришлось немного вернуться той же дорогой до Коннела, и повернуть на север по направлению к Гленко.

Сталкер действительно был окружен водой, моста не наблюдалось, лодок тоже. Мы немного побродили по берегу, где мирно паслись белые овечки, наблюдая одинокий черный силуэт замка, контрастный в лучах закатного солнца. Название замка отнюдь не связано с бегом, по-гэльски оно означает «соколиный охотник». По-моему, очень романтично.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Мрачнй замок Сталкер и веселые овечки
Канонический вид Шотландии, какой я ее себе представляла, на примере замка Сталкер

С чувством выполненной на сегодня миссии, мы решили немного расслабиться и поискать место для ужина. Как нельзя кстати почти напротив Сталкера стояло здание, внешне напоминающее ангар, а на деле оказавшееся таверной. Внутри все было аутентично: камень, дерево и железо, все в духе средневековья. Настоящий приют для таких, как мы, усталых путников. Я заказала мидии местного улова, как мне сказали, их ежедневно собирают прямо здесь на берегу, и безалкогольный местный лимонад «Irn Bru». Порция мидий была огромная, все свежее и вкусное.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Аутентичная таверна, расположенная в старинном каменном здании
Это всего лишь айрн брю! Но как красиво сверкает в хрустальных стаканах
Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Стол из спила огромного дерева ужасно мне понравился

После ужина солнце все еще светило, а нам нужно было проехать еще 66 миль до гест-хауса в местечке Гленанкросс (GlenanCross).

Дорога была настолько живописная, что мы сделали прау остановок, чтобы запечатлеть красоту в лучах неумолимо заходящего солнца. В Гленфиннане мы лицезрели воочию гигантский виадук, который называют еще «мостом Гарри Поттера». Тогда я еще не знала, что меня ждет более близкое знакомство с этой уникальной достопримечательностью. Также мы выскочили из машины, когда увидели маленькое озеро Эилт (Loch Eilt) с таким же маленьким островком посреди него, заросшим соснами.

Просто решили полюбоваться пейзажами
Вдалеке виднеется "мост Гарри Поттера", или виадук Гленфиннан
Волшебное путешествие по Шотландии. День 6й
Спонтанная остановка по дороге, когда увидели прикольный крошечный остров с соснами

Мы добрались до места ночевки, когда уже почти стемнело. Навигатор что-то сбился, заставив нас немного поплутать, а людей, чтобы спросить дорогу, вокруг не было. Вскоре мы обнаружили нужный дом в крошечной деревушке. Старинный домик, покрытый белой известью и с крышей из черных каменных плит. А вокруг фермерское хозяйство. Место абсолютно пустынное, никакой «цивилизации» поблизости. Я выбрала его не случайно. Гленанкросс расположен рядом с поселком Маллай, откуда отплывают паромы на остров Скай (Isle of Skye), куда мы и собирась отправиться на следующий день.

Приветливые хозяева — пожилая супружеская чета, встретили нас радушно, все показали и обещали накормить завтраком наутро. А также они дали нам советы по поводу парома. Наш номер представлял собой маленькую сельскую комнатку, с маленьким окошком, внутри было тепло, кровати были мягкими, душ и туалет современными. Смыв с себя пыль шотландских дорог, мы уснули младенческим сном.

***

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия