Турист Ольга Суслова (Olga_Sirena)
Ольга Суслова
была 18 июня 2023 13:06

Стерлинг, Шотландия — Великобритания Апрель 2017
Озеро Лох Ломонд

30/04/17 Стерлинг и Лох Ломонд. Пробег 75 миль

Новые приключения не заставили себя долго ждать.

Утром, наскоро перекусив и попрощавшись с хозяином, мы вызвали такси и поехали в аэропорт. Нет, мы не собирались улетать, мы собирались забрать машину, которую я арендовала на весь оставшийся срок путешествия.

Настроение нам поднял водитель такси, с которым брат говорил на тему политики и референдума, который прошел в Шотландии в 2014 году. Водитель — дядечка лет 60-ти, голосовал за независимость своей страны, но оказался в меньшинстве. Как видно, до сих пор горцы не могут успокоиться, и все еще пытаются отсоединиться от своих захватчиков — англичан. Видимо, это у них в крови. Мы выказали свою солидарность с шофером, на прощание воскликнув «Freedoоооm!», как Уильям Уоллес.

В офисе проката мы прождали часа два, потому что по непонятной причине работники все делали крайне медленно, и у дверей образовалась изрядная очередь. Это ожидание стоило нам отчасти порушенных планов, так как у меня все было четко распланировано по часам, и такие задержки в планы не входили. К счастью, этот момент стал единственной неприятностью на нашем пути.

В итоге нам выдали «нулевую», с пробегом всего 6 миль, машину со странным назвнием Vauxhall. Оказывается, так в Британии называют Опель. Машина была довольно удобная, компактная и вместительная одновременно. Наши вещи все поместились в багажник. Было волнительно впервые в жизни сесть за правый руль и ехать по левой стороне. Очень волнительно. Особенно, когда въезжаешь на круговое движение, а оно у них там повсюду на перекрестках.

Первое время я ехала с выпученными глазами, не совсем понимая, кто кого и откуда пропускает, но понемногу освоилсь. К счастью, на шоссе движение было не очень оживленное, а на второстепенных дорогах и совсем спокойное. Было не привычно, что дорожные полосы очень узкие, и нет такого понятия, как обочина. Но главный сюрприз шотландского дорожного движения ждал нас впереди.

Наш путь лежал в город Стерлинг, где мы собирались посетить одноименный замок. Приехали быстро, примерно за час, наскоро пообедали и направились в замок.

Крепость Стерлинг, как и Эдинбургский замок, стоит на неприступной, почти отвесной вулканической скале. И она также имела очень важное стратегическое значение для Шотландии. Стерлинг пережил множество осад, вокруг него происходили крупнейшие кровопролитные битвы, особенно в войнах за независимость, в ходе которых он переходил от шотландцев к англичанам и обратно.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 5й
Неприступный замок Стерлинг стоит на отвесной скале
Со стен замка Стерлинг видны далекие холмы и монумент Уоллесу
Виды со стен замка Стерлинг
Старые вязы в замке Стерлинг еще не пробудились

В отличие от Эдинбургского, замок Стерлинг не такой темный и гнетущий, он очень элегантен, богато украшен и создает впечатление скорее королевской резиденции, чем оборонительного сооружения. Гулять по нему, рассматривая средневековую архитектуру, любоваться потрясающими видами с крепостных стен — чистое удовольствие. От интерьеров вообще зазватывает дух! Красочная роспись и драпировки на стенах просторных залов, причудливые камины, резная мебель, витражи, гобелены и ковры, и на этом фоне костюмированные персонажи, рассказывающие в лицах истории о замке. Повсюду единороги — символы королевской власти Шотландии, гербы знатных домов и союзников короны. По моим представлениям, именно так и должны были жить средневековые короли — ярко и с размахом. Они устраивали пиры в главном зале под высоченными сводами, в каминах трещали гигантские бревна, слуги разносили яства, барды услаждали слух балладами о подвигах под аккомпанемент лютней и свирелей.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 5й
В замке Стерлинг можно полюбоваться разнообразной архитектурой
Внутренний двор замка Стерлинг
Волшебное путешествие по Шотландии. День 5й
Королевский трон (хотя причем тут лютня?)
Прекрасные интерьеры Стерлингского замка с символом Шотландии
Волшебное путешествие по Шотландии. День 5й
Обитатели замка - живые актеры, представляющие исторические персонажи. Перед нами, скорее всего, Мария Шотландская
Символ Шотландии - Единорог - сказочное животное, либо давно вымершее, как и дракон.
Волшебное путешествие по Шотландии. День 5й
Потолок замка Стерлинг, украшенный королевскими гербами и вензелями
Еще один обитатель замка Стерлинг - знатный господин
Волшебное путешествие по Шотландии. День 5й
Единороги, хотя и в коронах, но и в цепях... символично
Главный парадный зал в королевском замке Стерлинг
Гаргульи Стерлингского замка
Не смогла побороть искушение присесть на королевский трон
На территории замка Стерлинг

Посещение замка Стерлинг было похоже на погружение в прошлое. Там хотелось задержаться подольше, побродить по залам, посидеть на скамьях, помечтать… Но время неумолимо, приближался вечер, а нам нужно было заехать еще в одно значимое место, прежде чем остановиться на ночлег.

Не без сожаления покинув сказочный замок, мы сделали совсем короткий переезд к монументу легендарного Уильяма Уоллеса. Побывать там было очень важно для меня, потому что именно этот человек вдохновил меня на путешествие, именно благодаря ему я прониклась уважением к свободолюбивым горцам. Изначально узнав об этом герое из фильма «Храброе сердце», я захотела глубже изучить историю борьбы за независимость Шотландии. Эта борьба не прекращалась на протяжении многих столетий. Страна почти не знала мира. Кровавые войны, варварские, зачастую бессмысленные, велись не только с внешними врагами, но и между кланами за власть, за титулы, за земли…

Художественный фильм, снятый Гибсоном, имеет не слишком много общего с реальными событиями. Например, происхождение Уильяма, его общение с французской принцессой, предательство Брюса — все это вымысел, но большинство фактов все же имели место. Такие, как казнь жены Уильяма Марион, его месть, положившая начало массовым выступлениям против англичан, битва при Стерлинге, вернее сказать, битва на Стерлингском мосту, годы сражений и набегов на английские гарнизоны, последняя битва при Фолкирке, плен и мучительная казнь в Лондоне. Его обвинили в измене, но Уильям не признался, и хочется верить, что его последним словом было «Freedom», которое он прокричал, или скорее прошептал, истерзанный на плахе.

Уоллес был далеко не тем идеальным героем и мучеником, каким его воспевают в легендах, он был истинным порождением своего времени — жестоким и кровожадным, не знающим пощады и не ждущим ее от врагов. Он был настоящим пассионарием, если верить теории этногенеза, он вершил историю страны.

Как бы то ни было на самом деле, но такой человек реально существовал, и благодарные потомки возвели в память о нем огромную башню под Стерлингом. Чтобы до нее добраться, нужно вскарабкаться на крутой холм. Мы очень торопились, продирались сквозь кусты, в обход дорожек, чтобы срезать путь, но все-таки чуть-чуть опоздали. Монумент уже закрывался, и мы не смогли подняться на башню. Мы не успели из-за утренней задержки с оформлением машины, и вот чего нам это стоило. Я была расстроена, чего уж говорить. Это было одно из самых важных для меня мест, которое я была просто обязана посетить. Но — не судьба. Чтобы хоть как-то утешиться, мы купили футболки «Braveheart» в сувенирной лавке при музее, а я еще прикупила на память витражик с единорогом.

Конечно, мы еще погуляли по холму, обошли башню кругом и сделали кучу фоток со всех сторон. Светило яркое солнце, с высоты открывались грандиозные виды, в том числе и на замок Стерлинг.

Монумент Уильяму Уоллесу
Скульптура Уоллеса с мечом в руке
Волшебное путешествие по Шотландии. День 5й
Гигантский монумент в виде высокой башни, пожалуй, даже круче памятника Вальтеру Скотту в Эдинбурге
Монумент Уоллесу
Волшебное путешествие по Шотландии. День 5й
Ворота, ведущие внутрь монумента, венчает легендарный чертополох

Вечерело, и мы выдвинулись в сторону озера Лох Ломонд, где у нас был забронирован номер в небольшом частном отельчике.

Домик был очарователен и стоял прямо на берегу озера, посреди серого галечного пляжа. Перед нами предстала ухоженная территория, цветы и скульптуры, аккуратная пристань и неспокойное озеро с волнами стального цвета. Уютный номер с видом на воду тоже порадовал.

Маленький уютный гест-хаус на берегу озера Лох Ломонд
Старинные амбары, оборудованные под гостевые дома, на берегу озера Лох Ломонд
Симпатичный ухоженный берег Лох Ломонда возле гостиницы
Лаконичный и графичный пирс на озере Лох Ломонд

Мы поняли, что сильно проголодались, и отправились искать пропитание. Наш отельчик был расположен в уединенном месте, а до ближайшего населенного пункта было примерно мили полторы, и мы решили прогуляться пешком. Наш путь проходил вдоль берега озера. Мы шли по асфальтовой дорожке среди зарослей колючих кустов и цветущих рододендронов, а рядом плескались волны.

Выйдя на пляж из серого песка, мы изрядно удивились, увидев купающуюся группу молодежи. Парни и девчонки с криками забегали в ледяную воду и плескались там. Скорее всего, они были подогреты изнутри, но все равно, купаться в такой ветренный день, когда на дворе 30 апреля, и мы мерзли в куртках и шапках, было настоящим подвигом.

Одно из самых красивых озер Шотландии - Лох Ломонд
Пляж на Лох Ломонде из светло-серого крупного песка
Волшебное путешествие по Шотландии. День 5й
Настоящие шотландцы купаются уже в апреле

Вскоре мы пришли в деревню Ласс (Luss), которая оказалась старинной и очень атмосферной, прогулялись по безлюдным улочкам, заглянули на причал, отыскали колоритный ресторанчик, где поужинали простой и вкусной едой под традиционный бокал местного пива, завершив очередной день нашего путешествия.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 5й
Колоритный деревенский ресторанчик в местечке Ласс

Хотя нет, день на этом не закончился. После ужина нас ждало еще одно маленькое происшествие. Обратно мы возвращались в глубоких сумерках. На небо взошел яркий полумесяц, вокруг темнел лес, а дорожка превратилась в таинственную тропу… Вдруг рядом с нами замелькали какие-то тени. По характерному ультра-звуковому писку стало ясно, что это летучие мыши. Сначала они летали высоко над нашими головами, и нам было прикольно. А когда мыши стали порхать совсем близко, и я даже почувствовала ветерок от их крыльев на своем лице, стало как-то не по себе. Мы ускорили шаг, испугавшись, что вот-вот подвергнемся нападению крылатых маленьких вампирчиков. Кто знает, что за нечисть может обитать в этой пока малознакомой волшебной стране, и подстерегает запоздалых путников на дороге…

***

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия