Турист Daria In Tourism (Daria2019)
Daria In Tourism
была 19 марта 2023 9:43

Тишина и благодать — Никандрова пустынь (Псковская область)

Псковская область — Россия Январь 2019

В Псковской области Порховского района есть место тихое и спокойное, куда мы ездим на крещение уже не первый год — это Свято-Благовещенская Никандрова пустынь (мужской монастырь), основанная в 1585 году. Её история неразрывно связана со святым угодником Божиим — преподобным Никандром.

От деревни Загоска до обители ведёт грунтовая дорога, проехать можно — не бойтесь.

Преподобный Никандр (в святом крещении Никон) родился 24 июля в 1507 году в семье глубоко верующих крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковской земле. С детства Никон отличался непохожестью на других детей — не любил игр, но любил ходить в церковь. После смерти отца, мать Никона по совету своего духовного сына, пожертвовав своё имение бедным и храмам уходит в монастырь. Никон же начинает ходить по монастырям земли Псковской, живёт монастырской жизнью, общается с монахами и всё больше и больше убеждается в своём желании уйти от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Богу. Через некоторое время Никон решает стать пустынножителем и поселяется в дремучих и непроходимых лесах между Псковом и Порховым, ведя аскетический образ жизни. Через некоторое время Никон принимает постриг в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре (Псковская область, урочище Крыпецкой монастырь) с именем Никандр. Жизнь преподобного Никандра неразрывно связана с церковью, пустынью и монастырями. В общей сложности, в пустыни преподобный Никандр пробыл 40 лет, в монастырях около 18 лет, показывая нам пример благочестия, строгого отношения к себе и глубокую веру в Бога. Скончался преподобный Никандр 24 сентября в 1581 году. А через несколько лет, в 1585 году мирянин, принявший в последствии постриг с именем Исаия основал в пустыни, на месте жизни и подвигов преподобного Никандра монастырь.

Свято-Благовещенская Никандрова Пустынь.

В данном посте будут собраны фотографии с разных годов нашей поездки в пустынь. Фотография ниже сделана в нашу последнюю поездку в 2019 году. Как мы видим, почти закончено строительство какого-то строения в виде башни. Что это такое и что здесь будет нам пока неизвестно. Возможно, будущая церковь или просто башенка.

Наибольший расцвет Никандрова пустынь имела в конце 17, 18–19 веках. Особое благоволение ей оказывал Российский император Павел I (правил c 1796 года по 1801 год).

Никандрова Пустынь в период расцвета.

Раньше на территории пустыни было больше церквей и была высокая колокольня.

Открытка начала 20 века - Троицкий и Благовещенский соборы.

В годы советской власти Никандрова пустынь очень сильно пострадала, в 1928 году она была продана танковой бригаде и разрушена. Мощи преподобного Никандра в 1919 году были увезены так и не ясно кем — то ли «белыми» солдатами, то ли «красными». Они до сих пор, к сожалению, не найдены.

Слева - храм в честь святых Царственных мучеников (2005 год), справа - Благовещенский собор (1673 год, восстановлен в 2010 году).
Справа - деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (2002 года постройки).
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь зимой.

Благовещенский собор первоначально был построен в 1673 году, возведен из руин в 2010 году.

Благовещенский собор (1673 году, восстановлен в 2010 году).

Во время нашего приезда в монастырь собор был закрыт, но он является действующим, как и все остальные храмы обители.

Благовещенский собор  Свято-Благовещенской Никандровой пустыни.
Благовещенский собор Свято-Благовещенской Никандровой пустыни.
Пятикупольный Благовещенский собор Никандровой пустыни.
Икона на храме - Архангел Гавриил и Пресвятая Богородица, матерь Божия Мария.
Часовня за Благовещенским собором.

Остатки каменной ограды монастыря.

В Никандровой пустыни находится 4 целебных источника. При въезде в Никандрову пустынь находится источник в честь иконы Казанской Божией матери или «Глазной».

Источник в честь иконы Казанской Божией матери или Глазной.
Источник в честь иконы Казанской Божией матери или "Глазной".
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь (1585 год).
Благовещенский собор. Никандрова пустынь. Псковская область.
Благовещенский собор.

На юг от монастыря расположен источник святого преподобного Никандра. Одним из дней памяти святого является дата — 24 сентября — день кончины преподобного.

Указатель к источнику святого преподобного Никандра.

К источнику ведёт очень живописная и тихая-тихая дорога. Дорога с благодатной тишиной, идя по которой можно подумать о чём-то своём больном или личном…

Живописная дорога до источника.
Источник с часовней святого преподобного Никандра.

На юго-запад от монастыря идёт дорога до источника с часовней в честь святых апостолов Петра и Павла. Дорога до источника также тиха и благодатна, обладает оздоравливающим эффектом.

Идём к источнику.

Природа вокруг нас, но как бывает сложно найти среди ветвей деревьев какую-нибудь птичку. В этот раз нам попался на глаза дятел.

Прогулка до источника святых апостолов Петра и Павла.

На источнике святых апостолов Петра и Павла есть «живая» и «мёртвая» (она замерзает в холода) вода.

Источник святых апостолов Петра и Павла. Никандрова пустынь.

В Никандровой пустыни, примерно в километре на запад от обители есть также купальня — радоновый источник Александра Свирского, где можно окунуться в целебную воду.

Святые врата при входе к  радоновому источнику Александра Свирского.
Святые врата при входе к радоновому источнику Александра Свирского.

Здесь есть раздевалка для мужчин и для женщин.

Купальня на источнике Александра Свирского.

Мне, например, сначала, когда я окунаюсь очень холодно, прям «бррр», а потом так хорошо, тепло начинает разливаться по всему телу и ты говоришь «Слава Богу!».

Источник Александра Свирского.

Я счастлива, что у нас в России есть такие тихие и уединённые святые места. Поедем сюда и в следующем году. :)

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия