Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 18:23
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Талас, Таласская область — Киргизия Октябрь 2019

Талас — последний город посещённый мной в рамках двухнедельного путешествия по северной Киргизии и южному Казахстану. Сюда я попал после обеда прямо с Кировского водохранилища. И первым делом сразу перекусить.

Талас — медвежий угол северо-запада Киргизии

Цены в сомах, которые к рублю практически 1:1.

Вот на такой натуральной дровяной печи готовятся блюда в кафе. Сразу видно что я в глубокой провинции в небогатой Киргизии. В кафешке я был единственным посетителем. Да…

Город явно не туристический…Талас — город областного значения, административный центр одноименной области и района. Отобедав я двинулся по центральной улице им. Чингиза Айтматова по направлению от автовокзала в центр. По дороге искал ночлег.

Талас — медвежий угол северо-запада Киргизии

Остановился в этом доме № 72 по той же улице, сторговавшись за 300 сом. Изначально запрашивали 500, но торговаться легко потому что не сезон. Прогуливаясь по городу я не видел туристов вообще.

А теперь прогуляемся по городу, а я Вам пока расскажу о его истории…В 751 г. недалеко от этих мест произошло сражение между арабами и китайцами. К 751 году арабы уже завоевали Иран, Ирак, Сирию, Палестину. Несмотря на сопротивление Западно-Тюрского каганата, им удалось захватить его южную часть и включить в состав халифата.

С проникновением арабов в регионе постепенно начал распространяться ислам.

В 749 г. китайский полководец Гао Сяньчжи взял Ташкент, казнив его тюркского правителя Мохэду. По жалобе его сына и для того, чтобы защитить арабский гарнизон в осаждённом Таразе, наместник халифа Абу Муслим послал навстречу китайцам отряд йеменской конницы под командованием Зияда Ибн Салеха, к которому присоединилось ополчение тюркских племён, прежде воевавших с арабами.

К моменту сражения с обеих сторон собралось по 20–30 тысяч воинов, которые и выстроились на предстоящем поле битвы.

Сражение продолжалось целых пять дней. На пятый день в тыл китайцам неожиданно ударили силы карлуков. В разгар битвы карлуки (предположительно это предки туркменов), позабыв о внутренних противоречиях с тюргешами и другими родами, вступили в бой против древнего врага степняков. Это и решило исход битвы.

Китайская армия дрогнула и обратилась в бегство. Конвой Гао Сяньчжи с трудом проложил полководцу дорогу среди охваченных паникой воинов.

Битва положила конец продвижению на запад границ Танской империи. В то же время китайским военачальникам удалось нанести значительный ущерб арабским силам, что приостановило их продвижение на восток, в Семиречье, на земли Тюршегского каганата.

Разразившееся через несколько лет после битвы восстание Ань Лушаня подорвало мощь танского Китая и заставило императора отозвать свои пограничные гарнизоны на восток. Арабы тоже не смогли удержаться в Таласской долине и отступили в Шаш.

Советские и среднеазиатские учёные настаивают на всемирно-историческом значении Таласского сражения как грандиозного столкновения цивилизаций, однако китайские и некоторые западные учёные видят в битве не более чем рядовую пограничную стычку.

В числе последствий битвы называют следующие:

• Был положен предел продвижению арабов на восток.
  • Ислам начал распространяться среди тюркских народов.
  • Карлуки создали независимое государство.
  • Технология производства бумаги через китайских военнопленных проникла на Запад.
  • Уйгуры восстановили своё государство в Восточном Туркестане.
  • Танская империя начала приходить в упадок и китайское распространение на запад было остановлено почти на 1000 лет.
  • Китайская экспансия в Среднюю Азию остановилась.

Центральный рынок Таласа.

Национальный состав населения города:

• киргизы — 29 288 чел. (88,9%),
  • русские — 2127 чел. (6,6%),
  • узбеки — 435 чел. (1,3%),
  • украинцы — 239 чел. (0,7%),
  • немцы — 214 чел. (0,6%),
  • турки — 158 чел. (0,5%),
  • казахи — 155 чел. (0,5%).

Талас — медвежий угол северо-запада Киргизии

А вот с этого «Автобекета» отправляются маршрутки в Бишкек и соседние города. Отсюда дешевле (300 сом) чем с автовокзала (400–500) и маршрутки теперь в летний период с «Автобекета» идут напрямую через перевал в Бишкек. А с автовокзала следуют в Бишкек через Казахстан и в пути они дольше (9 часов).Перевал зимой закрыт и дорога открыта только через Казахстан.

Цены на курут в Таласе. Здесь же можно отведать кумыса.

Местная церковь Свидетелей Иеговы.

Местный кинотеатр.

Любопытные фильмы крутят в современной независимой Киргизии.

Узнаёте?

Суймонкул Чокмо́ров (1939—1992 гг.) — советский киргизский актер, художник.

Народный артист СССР, 1981 г. Первой и сразу главной ролью стала роль в фильме 1967 г. «Выстрел на перевале Караш». Играл как в исторических и приключенческих фильмах («Седьмая пуля», «Дерсу Узала», «Алые маки Иссык-Куля»), так и в драмах на современные темы («Красные яблоки»).В 1970-80-е годы был одним из самых узнаваемых актёров в советских среднеазиатских «истернах» на историко-революционные темы.

Талас — медвежий угол северо-запада Киргизии

Много снимался в экранизациях произведений киргизского писателя Ч. Айтматова.

Правда современные фильмы тут также демонстрируют.

К юбилею Чингиза Айтматова. Именно с этим «медвежьим углом» Киргизии связаны два её главных культурных символа — эпос «Манас» и Чингиз Айтматов, родившийся в таласском аиле Шекер. Особенность Таласской области — обилие глиняных гумбезов (мавзолеев), где покоятся местные святые. Это самая титульная (киргизская) область страны.

Отсюда есть пошла земля киргизская…

Талас — медвежий угол северо-запада Киргизии

Памятник степному герою Бердике Баатыру, прославившемуся в войне с джунгарами. Войны с джунгарами, уйгурами не так были актуальны как в Казахстане, но они затронули и киргизов.

Проезд на такси по городу здесь стоит 15 сом (это если по прямой, за отклонение от маршрута ещё 10).Тема борцов с Советской властью в Киргизии непопулярна, в отличие от соседнего Казахстана (1986 г.)

Что за памятник у «Белого Дома»?

Талас — медвежий угол северо-запада Киргизии

Жертвам «революции» 2010 года — ведь она началась именно в Таласе, именно на этом месте 6 апреля 2010 года митинг оппозиции перерос в штурм Белого дома, который бунтовщики удерживали до утра, отбиваясь камнями и палками от спецназа, а на утро взбунтовались Нарын и Бишкек.

Попытки спецназа вернуть контроль над ситуацией не имели успеха.

Протестующие также попытались захватить здание Таласского УВД.

В соседнем парке памятники погибшим в том апреле 2010 г.

Талас — медвежий угол северо-запада Киргизии

В ночь на 7 апреля посланный в Талас министр внутренних дел Конгатиев был захвачен оппозиционерами и избит. Появлялись слухи о его линчевании толпой или смерти от полученных ранений по дороге в больницу. Позже было получено подтверждение о том, что Конгантиев находится на территории Киргизии и готов предстать перед судом. Правда, через несколько дней был выкуплен женой за 40 000 долларов США и тайно переправлен в соседний Казахстан.

Затем по городам Киргизии прокатилась волна мародерств и убийств на национальной почве.

памятник Итеш баатыру из рода «Кытай».

В том же парке памятники средневековым национальным героям.

Памятник афганцам.

Парк производит впечатление запустения.

Коровы в парке пасутся.

Мечеть.

Храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

Очень скромный. История возникновения Таласского прихода относится ко второй половине 19-го века. Первоначально местность, где ныне располагается город Талас, называлась Ак-Чий. Оседлых поселений здесь практически не было. Коренное население жило кочевьями.

В 1874 г. Сюда переехали из воронежской губернии первые 12 семей русских переселенцев.
В 1889 г. была открыта одноклассная Церковноприходская школа. В 1891 г. завершено строительство храма, освященного во имя святого великомученика Димитрия Солунского, и село Ак-Чий переименовано в село Дмитриевку. К 1914 г. здесь насчитывалось уже 200 дворов и 3 улицы.

Население — 1500 человек.

Но отобран и закрыт храм был в 1937—1938 гг. Купола и кресты сняты не были. В здании храма было зернохранилище, затем телеграф. Работавшие на телеграфе в ночные смены признавались, что слышат в здании какие-то голоса. Люди боялись заступать на смены. Это и послужило одной из причин открытия храма в 1945—1947 гг.

Храм восстанавливал отец Павел (фамалия не сохранилась).

Много для восстановления храма сделал священник Борис Злотолинский, служивший здесь в 1956 году (ныне — Архиепископ Василий Запорожский).В 2004 г. прошел праздник, была привезена из Каракола чудотворная икона Тихвинской божей матери, она находилась в церкви в течении нескольких дней.

Военная часть.

Военкомат

Стадион.

Кое-что прикупил на ужин и отправился ночевать в гостевой дом.

Вечером я услышал какой-то шум. Оказалось что хозяйка убиралась в ванной, затем туда к ней забежал какой-то мужчина наорал на неё, а затем женщина стала звать на помощь. Когда я забежал в ванную, то обнаружил как этот мужик со всей дури охаживает кулаками хозяйку. Её малолетняя дочь орала благим матом, испугался ребёнок.

Мне пришлось оттаскивать мужика от женщины. Как потом оказалось это был её муж. Вот так под конец путешествия я узнал нравы в киргизских семьях. Мужья тут со своей половиной не церемонятся. Восток…

Вот такое было «приключение» на ночь глядя.

Талас — медвежий угол северо-запада Киргизии

Туристический центр имеется. Правда, естественно, закрыт.

Для туристов город привлекателен тем, что предлагает увлекательный отдых в таких зонах как: «Бешташ», «Манас», «Кировское», «Чандылаш» и «Токтогул».В селах, приближенных к туристическим зонам, организованы семейные гостиничные комплексы: Коксай, Карабуура, Бакайыр, Чонкапка, Каинда, Караарча, Ташарык, Каракол, Талдыбулак.

В «Бешташе» создан спортивно-туристический комплекс с бассейном. Одна из достопримечательностей города — бывший лесопарк из тополево-ивового и березового леса с примыкающей к нему рекой Талас, раскинувшей свои рукава с северной стороны. В долинных ущельях организованы такие заповедники и заказники, как, например, Кировский государственный заказник, специализирующийся на диких птицах и зайцах, охотничье хозяйство; в ущелье Урмарал размещен специализированный Узунакматский государственный заповедник диких животных.

Особенно интересны уникальные ущелья, рыболовные реки, карстовые и обвальные высокогорные озера, лесные массивы, минеральные воды, лечебные грязи, природные пещеры и водопады.

Талас — медвежий угол северо-запада Киргизии

На утро я обнаружил вот такой неубранный снег на мостовой. В Таласе уже был снегопад в середине октября! Затем я оправился тем же утром в «Манас Ордо» и дальше в Бишкек. Но это уже совсем другая история…

В подготовке материала использованы сведения из Википедии и с сайта: http://www.foto.kg/galereya/page,1,163,1397-talas-hram-svyatogo-velikomuchenika-dimitriya-solunskogo.html