Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:59

Териберка — Россия Сентябрь 2019

Опережая осень-Санкт-Петербург и Кольский полуостров.

Мурманск-столица Заполярья и горот-порт.

Практически пустой комфортабельный автобус минут 20 проезжал по знакомым уже улицам Мурманска, по которым я ехала утром с аэропорта. За окном мелькали виденные мной здания, перед городом, с интересным названием Кола, через широкую реку Тулому протянулся огромный мост, находящийся в стадии строительства -ах, опять не успела запечатлеть его мощь! А затем дорога повернула налево и автобус повез свою малочисленную поклажу в сторону Баренцева моря.

Из туристов нас было всего трое: парень и девушка с огромными рюкзаками, стоя на автовокзале в ожидании автобуса нервно оглядывались-отсутствие пассажиров их явно смутило и увидев меня, тоже с рюкзаком, хоть и маленьким, спросили- куда направляюсь и услышав ответ облегченно выдохнули. Сейчас они мирно дремали, расположившись на заднем сиденье.

Я же и не думала закрывать глаза, скорее наоборот- открывала их шире, настолько были живописны и приятны взору проплывающие за окном осенние северные пейзажи. Плавно струящиеся и уходящие вдаль холмы разнообразной высоты, все сплошь покрытые разными оттенками от желтого до оранжевого, многочисленные водоемы с зеркальной застывшей поверхностью и невероятно красивыми отражениями. Равнодушно проезжать мимо этих потрясающих пейзажей было равносильно кощунству, дразнилке, выше моих сил и хотелось крикнуть водителю-да остановите хоть на мгновение!

Единственное фото, которое более-менее получилось при съемки в движущемся автобусе.

Вместо этого я ловила глазами кадры, словно примеряясь камерой-вот так было бы изумительно, а вот этот ракурс еще лучше, ой, а вот с этого берега даже не понять где реальность, а где отражения! На обочинах часто встречались припаркованные автомобили, их хозяева с ведрами, корзинками при полном обмундировании-грибники да ягодники. А у одного мужчины в руках я заметила ружье. Как я завидовала им, они могут вдоволь насладиться этой не броской, но весьма притягательной природой, хотя понимала-перед ними стояли более серьезные и обыденные житейские цели и задачи. Примерно через полчаса автобус повернул направо и через пару минут остановился перед погранзаставой-поселок Североморск-3. Нас пропустили, но на ступеньках автобуса по поселку с нами прокатился пограничник. Поселок крошечный и какой-то хмурый, чуть больше 2,5 тысячи жителей, невзрачные 4–5 этажные дома, в центре все дороги и тротуары перерыты-ремонт. Редко встречающиеся люди, в основном военные, показались мне заложниками. Начало поселку положила Великая Отечественная война-на этой территории был запасной военный аэродром, который действует и в настоящее время. Еще здесь базируется корабельный истребительный авиационный полк.

Никого не высадив и не пополнив количество пассажиров, по асфальтовой дороге с красивым названием- Серебрянская, автобус отправился далее по своему курсу. Меж тем медленно и как-то очень неохотно вечерело, диск солнца словно кто-то огромный затащил за очередную сопку и оно сопротивляясь своими угасающими лучами цеплялось за вершины деревьев.

Картинки за окном слегка поубавили яркости, будто бы просматривались сквозь запотевшее окно. Ближе к горизонту активизировались тучи, сгруппировавшись в непонятные формы и не пропуская вперед посланника уходящего солнца-Закат. Ему так и пришлось маячить где-то далеко вдали, лишь изредка выпуская вперед миниатюрные ярко-багровые всполохи, словно сигнальный призыв или флаг-я здесь!

На середине трехчасового пути до Териберки была предусмотрена санитарная остановка. Минут за 10 до этого водитель разговаривал с местным жителем и кем-то из них была произнесена фраза:

-Стоял нормальный туалет, зачем его убрали?- смысл которой я поняла, когда водитель объявил:

-Мальчики по одну сторону дороги, девочки по другую!

Наша русская действительность, от которой просто тошно-думала я, примеряясь к окрестностям в поисках кадра и сетуя на то, что остановка эта, как назло, на одном из самых неприглядных участков пути.

Вдоль берега Баренцева моря

Размялись, расселись и едем дальше, а меж тем на смену скромной северной лесотундре пришла настоящая тундра-она простиралась всюду, куда хватало взгляда, пересыпанная камнями, словно разбросанными кем-то с высоты.

Возможно именно этот участок пути многие путешественники считают скучным и не интересным, но мне так не показалось.

Темнело, ну так и пора-время приближалось к восьми вечера. Асфальт в сторону Териберки закончился, серая гладкая полоска побежала в направлении поселка Туманный, находящего в 30 км от поворота, а наш автобус затрясло по грунтовке. Через час, устав от тряски и вновь заехав на асфальт, автобус проехал через мост и притормозил на остановке-в кромешной тьме ничего не было видно, но я поняла-это Териберка. Автобус развернулся и покатил в обратном направлении через мост и затем повернул направо, через несколько минут вдали показались огни небольшого поселка-Лодейное.

Вдоль берега Баренцева моря

Еще в Мурманске я созвонилась с хозяйкой и знала, как мне действовать, поэтому сразу пошла в нужном направлении-пятиэтажный дом старой постройки. Подъезды и двери в них ужасные, запах-беее, но лампочки зажигались при моем продвижении вверх, на каждой площадке висели объявления о просьбе-не курить и во всех квартирах были новые современные двери! Во как, каждая квартира-это свой обособленный мирок, в котором хозяева стараются создать уют и комфорт! А что же меня ждет за этой дверью, ключ от которой преподнесла соседка? На первый взгляд вроде все нормально- двухкомнатная квартира перепрофилирована под туристов, тепло, есть горячая вода, большой холодильник, стиралка, печь и все прочее, что необходимо, но запах! На этот раз это был кошачий, въевшийся намертво! И тут я вспомнила, что читала об этом в отзывах на Букинге, но хозяин обещал сделать ремонт, об этом сказала и соседка-собирается на то лето менять полы.

По праву местной жительницы дав мне пару дельных советов, соседка исчезла, а я, морща нос и стараясь дышать через раз, выбрала себе спальное место из пяти возможных, быстро проделала необходимые вечерние манипуляции и в предвкушении следующего дня рухнула в чужую постель.

Первое утреннее движение-к окну и о радость: погода прекрасная, небо голубое! Быстрый завтрак, утренний кофе, сбор рюкзака и вот я уже шагаю в том направлении, которое накануне посоветовала соседка-т. е. если стоять к поселку спиной (а мой дом на окраине),

Поселок Лоджейное, дом, где я ночевала-слева.

надо повернуть налево, пройти через многочисленные гаражи и обойдя 2-х этажный многоквартирный дом, придерживаться далее тропинки, убегающей вправо. Надеюсь понятно?

Пара-тройка десятков шагов и мне уже жарко-куртка отправилась в рюкзак и я налегке, невероятно довольная всем, в предвкушении удивительного дня сопровождаемая ласково щекочущим солнышком буквально парила над землей.

Вдоль берега Баренцева моря

Позади осталось Лодейное, справа мелкое озеро Лодейное-первое в моем сегодняшнем дне, слева небольшие горы, впереди живописные разноцветные багряно-охристые холмы и где-там за ними водопад, но вдруг взгляд упал на крошечный импровизированный деревянный мостик, а за ним едва различимая тропинка, петляющая между кустов и увлекающая меня налево, ой, нет-направо!

В тот момент я до дрожи во всем теле ощутила невероятное счастье, оно словно обволокло меня, придавило, душа ликовала, мне хотелось петь и танцевать-полная свобода действий вскружила голову, сегодняшний день я живу без правил, без карт maps.me и спасибо тебе мостик, спасибо тропинка, что позвала меня! Помните песенку Трубадура из «Бременских музыкантов»: Куда ты тропинка меня завела?»

И я пошла, продираясь через кустики, переступая через камни, полной грудью вдыхая вольный северный ветер, останавливаясь, оглядываясь на удаляющийся поселок и словно смакую свое одиночество и полную свободу!

Вдоль берега Баренцева моря

Тропинка сделала свое дело-вывела меня на верх холма к дороге и площадке с мусорными баками-видимо сюда привозят организованных туристов.

Слева находится метеостанция Териберки, которой в августе исполнилось 130 лет! Работающие на самом краю Земли пятеро сотрудников круглосуточно исследуют климатические особенности Крайнего Севера и передают данные в главный гидрометеоцентр города Мурманска.

А я тороплюсь дальше, осторожно ступая на мох, покрывающий прибрежные каменные глыбы,

Вдоль берега Баренцева моря

я спешу увидеть его, уже слышу его голос, чувствую его запах и вот наконец-то оно передо мной, ну здравствуй Беренцево море!

Я как могла спешила к тебе, надеюсь ты радуешься мне? Ни дикого восторга в ответ, ни восторженных плясок волн и зашкаливающей экспрессии, ни всепоглощающей мощи, а лишь равномерное, какое-то даже торжественное покачивание и спокойное, легкое проявление чувств!

Вдоль берега Баренцева моря

Когда я училась в школе, то не любила писать сочинения на заданную тему: ни простора мыслей, ни фантазии, но обожала писать на свободные темы-вот где можно было разгуляться! И сейчас мне больше нравится рассказывать о посещении природных мест, нежели городов. В таких отзывах можно более реалистично, а используя весь спектр полученных эмоций и достоверно охарактеризовать то или иное чудо природы. В нашем случае на сайте для лучшего восприятия помогают фотографии и ролики.

От величественного моря повеяло прохладой-я снова одела куртку и прыгая вдоль берега по камням занялась исследованием весьма живописной береговой линии.

Вдоль берега Баренцева моря

А удивляться здесь было чему: на смену небольшим бухточкам с совершенно ровными, словно обработанными на станке круглыми голышами приходили разноцветные многоярусные пласты с редкими углублениями, наполненными водой.

Видите вдали домик? Дом и камни!

Далее путь мне преградили огромные глыбы и разломы-а ведь издали берег казался более безобидным.

Вдоль берега Баренцева моря

Часам к 11 я допрыгала до самой крайней точки одного из уступов, врезавшихся в море, напугав своим близким присутствием местное население

Вдоль берега Баренцева моря

и уселась на камни: пора было вторично позавтракать и привести в порядок полученные эмоции.

В прошлом море как только не называли: оно было Печерское, Северное, Русское, Ледовитое, Мурманское и даже Московское, но в 1853 году ему дали новое название-Баренцево море, в честь покорителя морских просторов, мореплавателя и первооткрывателя многих новых земель голландца Виллема Баренца. При чем Баренц это не фамилия Виллема, а имя его отца Барента-простого рыбака.

Меня всегда привлекали судьбы увлеченных людей, подобных Баренцу- мореплавателей, путешественников и покорителей Севера.

Середина 16 века, Европе необходим новый путь в Вест-Индию и ради этого Баренц совершил три морские экспедиции в Арктику: в двух первых он был капитаном и руководителем, а в третью смог отправиться только в качестве штурмана. Третья и последняя экспедиция оказалась чрезмерно сложной, легендарный «Меркурий» был зажат льдами, но отчаянные путешественники на двух небольших шлюпках достигли Кольского полуострова.

Но Виллем Баренц уже не знал об этом-заботившийся о здоровье своих экипажей он не уберег себя-прямо в дороге в июне 1557 года от тяжелой болезни он скончался.

Передо мной до самого горизонта простирался бесконечный водный простор и уже не такой спокойный, каким был раньше-море ожило, оно глубоко дышало,

Вдоль берега Баренцева моря

отправляя на берег посланцев, а они по несколько раз будто примеряясь, отталкивая друг друга с разбега набрасывались на прибрежные камни, словно хотели заскочить на них как можно дальше.

Это трудная, но увлекательная работа и за ней я была готова наблюдать еще долго, но подкрепившийся и отдохнувший организм требовал продолжения банкета прогулки. Я позабыла про водопад, еще про какие-то места, отмеченные на карте и просто шла, наслаждаясь моментом, разглядывая детали и все время находя что-то новое и для меня весьма интересное.

Вдоль берега Баренцева моря

Не забывайте, что все это время я гуляла в полном одиночестве, лишь чайки нарушали (или дополняли) идиллию моря и мою, но к полудню на машинах и на УАЗах появились первые туристы-возможно приехавшие одним днем из Мурманска.

Вдоволь наслушавшись шума прибоя, я вдруг захотела тишины и направилась ко второму за сегодняшний день озеру со странным названием-Секретарскому, воды которого тихо, без суеты, размеренно и спокойно плескались о прибрежные камни.

Перезагрузившись опять пошла к морю, я уже скучала без него, без шума его волн, без вида прибрежных бухточек и камней, без крика чаек. Подойдя поближе к последней бухте, расположившейся у склона горы,

Вдоль берега Баренцева моря

я увидела следы пребывания человека-видимо здесь излюбленное место палаточных туристов.

Удивил дымок из костра-признаков людей нигде не обнаружила..

Внимание привлек длинный, узкий изрезанный полуостров из темно-красного камня, врезающийся в море и конечно же он был длиннее того, где я отдыхала и пила кофе. А значит стоя на его конце можно реальнее почувствовать край Кольского полуострова и Земли русской? Добираться до места тестирования было сложно-путь опять преградил разлом, при чем он насквозь разрезал эту каменную глыбу, словно шоколадное масло ножом!

Напуганные нежеланным вторжением птицы с громкими возмущенными криками разлетелись с насиженного места в разные стороны.

Зафиксировав край Земли, я отправилась покорять гору, разглядев на ней тонкими ниточками петляющие тропинки.

Вдоль берега Баренцева моря

Чем выше поднималась, тем интереснее, красивее и масштабнее вырисовывались только что пройденные мною пути.

Гора, как и все на краю Земли, оказалась невероятно живописной, каждый уголок, изгиб, камень были мне интересны. Излазив все спуски-подъемы и наконец поднявшись на вершину, вдали я увидела новую бухточку,

Вдоль берега Баренцева моря

а совсем рядом со мной небольшое озерце без названия, поверхность которого переливалась на солнышке.

В центре фото крошечное озеро, которое без названия.

Вот именно здесь, на высоте, на уступе, словно на веранде или карнизе я и устрою пикник-подошло время обеда! Сверху донеслись голоса, а впереди у четвертого на сегодня озера-малого Батарейского остановился УАЗ- одиночество нарушено.

Откушав я спустилась к водопаду-ну-ка, ну-ка покажись, правда ли ты такой мощный, как о тебе ходят слухи? Водопад выливался из озера, мощный поток красивым веером из воды падал в разлом красной скалы,

Вдоль берега Баренцева моря

как будто специально раздвинувшейся пропуская его к морю. Необычно, красиво!

Вдоль берега Баренцева моря

Автомобильная дорога у озера заканчивается, поэтому далее для всех желающих только пеший вариант прогулок и я с удовольствием погружаюсь в исследование местности.

Озеро первое Батарейское.

Оказывается в озеро небольшим каскадом впадает горная речушка, которая в свою очередь течет из еще одного озера- Батарейского!

Вдоль берега Баренцева моря

Забравшись на покрытую мхом небольшую сопку я огляделась окрест-красотища, озеро малое Батарейское как на ладони

Большое Батарейское озеро с изрезанными берегами петляя среди сопок прячется вдали-да, чудесный край озер и вокруг опять никого! Проваливаясь в мягкий воздушный мох я побродила по сопке,

Вдоль берега Баренцева моря

понаблюдала за облаками, неумелыми мазками размазанными по небу, за парящими в воздухе птицами, громко обсуждающими что-то,

потом прислушиваясь к переливам миниатюрных волн, прошлась по берегу, затем перейдя по камешкам речушку в самом узком месте

Вдоль берега Баренцева моря

решила подняться на гору и с высоты обозреть так понравившиеся мне окрестности и конечно же Баренцево море.

Вдоль берега Баренцева моря

Обилие разнообразной северной растительности, ее ярких расцветок поражало и не могло не удивлять ее стремление к жизни-даже на камнях росли крошечные кустики, стелился ковер из ягод, а деревья-они распластались изящными стволами прямо по камням.

Среди небольших полянок я наткнулась на влажную почву-болото здесь на верху? Как же все это необычно интересно!

Вдоль берега Баренцева моря

Поднявшись на верх сопки я оказалась на самом краю Кольского полуострова и в который раз за этот удивительный день словно задохнулась от восторга-открывшийся глазам простор вызвал шквал эмоций, а осознание моего нахождения здесь и сейчас представилось невероятным! Оглянувшись в противоположную сторону от той, где я гуляла с утра, вдали увидела заброшенную артиллерийскую батарею и порадовалась, что поднялась на верх, а то ведь я совсем о ней забыла.

Батарея береговой охраны и обороны № 199 состоящая из четырех поржавевших от времени орудий, разработанных в далекие 30-е годы, защищала берега Кольского полуострова с 30-х по 50-е годы. Во время Великой Отечественной войны хоть и находился этот регион в тылу, далеко за линией фронта, но покоя немцам не давал и они неоднократно бомбили рыболовецкие суда стоящие на рейде в губе Лодейная. В самом начале войны, в августе 1941, охрана мыса Териберский, что находится напротив батареи, заметила в водах Баренцева моря немецкую подводную лодку, немедленно был открыт огонь и третий залп дал полное накрытие субмарины.

Чуть вдалеке от орудий сохранились полуразвалившиеся каменные укрытия.

Долгие годы, вплоть до 2008 года территория Териберки была закрытой пограничной зоной, поэтому батарея чудом сохранилась от мародеров.

Мне казалось совершенно невероятным, что простояв так много лет под открытым небом, обдуваемые суровыми морскими ветрами и поливаемые безжалостными дождями пушки выглядят вполне по-боевому, но смотрятся как-то очень дико среди неброской красоты северной природы.

Идти дальше не было смысла, поэтому я нехотя отправилась назад, проходя мимо знакомых мест почти не задерживаясь, но дойдя до водопада и озера малое Батарейское решила изменить маршрут- не скакать через гору, а обойти ее по дороге.

Вдоль берега Баренцева моря

За горой оказалось еще одно маленькое озеро-Песчаное, шестое, на берегу несколько машин с отдыхающими. К тому времени я порядком выдохлась, ноги отказывались идти и мне хотелось одного-уединиться где-нибудь на бережочке.

Но к берегу озера Секретарского так просто не подойти-каменные глыбы, поросшие многолетним мхом, плотными рядами преграждали путь, но я нашла лазейку и по едва заметной тропинке через небольшой лесочек вышла к берегу и в наслаждении опустилась на туристическую подстилку-хобу. Попивая остатки остывшего уже кофе, в полном релаксе целый час я просидела на камнях, блаженно слушая хрустальные переливы воды, нежно касающейся прибрежных камней. В полной тишине только и было слышно это бесконечное ласковое журчание, я даже записала его, чтобы иметь под рукой на случай плохого настроения.

Вдоль берега Баренцева моря

Восстановив силы, опять продолжила путь, но идти в не особо приятную мне квартиру, поэтому я опять пошла к морю, на этот раз правее того места, где вышла к нему. Гуляла, опять прыгала по камням, долго сидела глядя на море и все это в ожидании заката, а он все не наступал…

Не дождавшись природного аттракциона, отправилась домой.