была вчера 20:49

Вдоль берега Баренцева моря

Териберка — Россия Сентябрь 2019

Опережая осень-Санкт-Петербург и Кольский полуостров.

Мурманск-столица Заполярья и горот-порт.

Практически пустой комфортабельный автобус минут 20 проезжал по знакомым уже улицам Мурманска, по которым я ехала утром с аэропорта. За окном мелькали виденные мной здания, перед городом, с интересным названием Кола, через широкую реку Тулому протянулся огромный мост, находящийся в стадии строительства -ах, опять не успела запечатлеть его мощь! А затем дорога повернула налево и автобус повез свою малочисленную поклажу в сторону Баренцева моря.

Из туристов нас было всего трое: парень и девушка с огромными рюкзаками, стоя на автовокзале в ожидании автобуса нервно оглядывались-отсутствие пассажиров их явно смутило и увидев меня, тоже с рюкзаком, хоть и малньким, спросили- куда направляюсь и услышав ответ облегченно выдохнули. Сейчас они мирно дремали, расположившись на заднем сиденье.

Я же и не думала закрывать глаза, скорее наоборот- открывала их шире, настолько были живописны и приятны взору проплывающие за окном осенние северные пейзажи. Плавно струящиеся и уходящие вдаль холмы разнообразной высоты, все сплошь покрытые разными оттенками от желтого до оранжевого, многочисленные водоемы с зеркальной застывшей поверхностью и невероятно красивыми отражениями. Равнодушно проезжать мимо этих потрясающих пейзажей было равносильно кощунству, дразнилке, выше моих сил и хотелось крикнуть водителю-да остановите хоть на мгновение!

Единственное фото, которое более-менее получилось при съемки в движущемся автобусе.

Вместо этого я ловила глазами кадры, словно примеряясь камерой-вот так было бы изумительно, а вот этот ракурс еще лучше, ой, а вот с этого берега даже не понять где реальность, а где отражения! На обочинах часто встречались припаркованные автомобили, их хозяева с ведрами, корзинками при полном обмундировании-грибники да ягодники. А у одного мужчины в руках я заметила ружье. Как я завидовала им, они могут вдоволь насладиться этой не броской, но весьма притягательной природой, хотя понимала-перед ними стояли более серьезные и обыденные житейские цели и задачи. Примерно через полчаса автобус повернул направо и через пару минут остановился перед погранзаставой-поселок Североморск-3. Нас пропустили, но на ступеньках автобуса по поселку с нами прокатился пограничник. Поселок крошечный и какой-то хмурый, чуть больше 2,5 тысячи жителей, невзрачные 4–5 этажные дома, в центре все дороги и тротуары перерыты-ремонт. Редко встречающиеся люди, в основном военные, показались мне заложниками. Начало поселку положила Великая Отечественная война-на этой территории был запасной военный аэродром, который действует и в настоящее время. Еще здесь базируется корабельный истребительный авиационный полк.

Никого не высадив и не пополнив количество пассажиров, по асфальтовой дороге с красивым названием- Серебрянская, автобус отправился далее по своему курсу. Меж тем медленно и как-то очень неохотно вечерело, диск солнца словно кто-то огромный затащил за очередную сопку и оно сопротивляясь своими угасающими лучами цеплялось за вершины деревьев.

Картинки за окном слегка поубавили яркости, будто бы просматривались сквозь запотевшее окно. Ближе к горизонту активизировались тучи, сгруппировавшись в непонятные формы и не пропуская вперед посланника уходящего солнца-Закат. Ему так и пришлось маячить где-то далеко вдали, лишь изредка выпуская вперед миниатюрные ярко-багровые всполохи, словно сигнальный призыв или флаг-я здесь!

На середине трехчасового пути до Териберки была предусмотрена санитарная остановка. Минут за 10 до этого водитель разговаривал с местным жителем и кем-то из них была произнесена фраза:

-Стоял нормальный туалет, зачем его убрали?- смысл которой я поняла, когда водитель объявил:

-Мальчики по одну сторону дороги, девочки по другую!

Наша русская действительность, от которой просто тошно-думала я, примеряясь к окрестностям в поисках кадра и сетуя на то, что остановка эта, как назло, на одном из самых неприглядных участков пути.

Размялись, расселись и едем дальше, а меж тем на смену скромной северной лесотундре пришла настоящая тундра-она простиралась всюду, куда хватало взгляда, пересыпанная камнями, словно разбросанными кем-то с высоты.

Возможно именно этот участок пути многие путешественники считают скучным и не интересным, но мне так не показалось.

Темнело, ну так и пора-время приближалось к восьми вечера. Асфальт в сторону Териберки закончился, серая гладкая полоска побежала в направлении поселка Туманный, находящего в 30 км от поворота, а наш автобус затрясло по грунтовке. Через час, устав от тряски и вновь заехав на асфальт, автобус проехал через мост и притормозил на остановке-в кромешной тьме ничего не было видно, но я поняла-это Териберка. Автобус развернулся и покатил в обратном направлении через мост и затем повернул направо, через несколько минут вдали показались огни небольшого поселка-Лодейное.

Еще в Мурманске я созвонилась с хозяйкой и знала, как мне действовать, поэтому сразу пошла в нужном направлении-пятиэтажный дом старой постройки. Подъезды и двери в них ужасные, запах-беее, но лампочки зажигались при моем продвижении вверх, на каждой площадке висели объявления о просьбе-не курить и во всех квартирах были новые современные двери! Во как, каждая квартира-это свой обособленный мирок, в котором хозяева стараются создать уют и комфорт! А что же меня ждет за этой дверью, ключ от которой преподнесла соседка? На первый взгляд вроде все нормально- двухкомнатная квартира перепрофилирована под туристов, тепло, есть горячая вода, большой холодильник, стиралка, печь и все прочее, что необходимо, но запах! На этот раз это был кошачий, въевшийся намертво! И тут я вспомнила, что читала об этом в отзывах на Букинге, но хозяин обещал сделать ремонт, об этом сказала и соседка-собирается на то лето менять полы.

По праву местной жительницы дав мне пару дельных советов, соседка исчезла, а я, морща нос и стараясь дышать через раз, выбрала себе спальное место из пяти возможных, быстро проделала необходимые вечерние манипуляции и в предвкушении следующего дня рухнула в чужую постель.

Первое утреннее движение-к окну и о радость: погода прекрасная, небо голубое! Быстрый завтрак, утренний кофе, сбор рюкзака и вот я уже шагаю в том направлении, которое накануне посоветовала соседка-т. е. если стоять к поселку спиной (а мой дом на окраине),

Поселок Лоджейное, дом, где я ночевала-слева.

надо повернуть налево, пройти через многочисленные гаражи и обойдя 2-х этажный многоквартирный дом, придерживаться далее тропинки, убегающей вправо. Надеюсь понятно?

Пара-тройка десятков шагов и мне уже жарко-куртка отправилась в рюкзак и я налегке, невероятно довольная всем, в предвкушении удивительного дня сопровождаемая ласково щекочущим солнышком буквально парила над землей.

Позади осталось Лодейное, справа мелкое озеро Лодейное-первое в моем сегодняшнем дне, слева небольшие горы, впереди живописные разноцветные багряно-охристые холмы и где-там за ними водопад, но вдруг взгляд упал на крошечный импровизированный деревянный мостик, а за ним едва различимая тропинка, петляющая между кустов и увлекающая меня налево, ой, нет-направо!

В тот момент я до дрожи во всем теле ощутила невероятное счастье, оно словно обволокло меня, придавило, душа ликовала, мне хотелось петь и танцевать-полная свобода действий вскружила голову, сегодняшний день я живу без правил, без карт maps.me и спасибо тебе мостик, спасибо тропинка, что позвала меня! Помните песенку Трубадура из «Бременских музыкантов»: Куда ты тропинка меня завела?»

И я пошла, продираясь через кустики, переступая через камни, полной грудью вдыхая вольный северный ветер, останавливаясь, оглядываясь на удаляющийся поселок и словно смакую свое одиночество и полную свободу!

Тропинка сделала свое дело-вывела меня на верх холма к дороге и площадке с мусорными баками-видимо сюда привозят организованных туристов.

Слева находится метеостанция Териберки, которой в августе исполнилось 130 лет! Работающие на самом краю Земли пятеро сотрудников круглосуточно исследуют климатические особенности Крайнего Севера и передают данные в главный гидрометеоцентр города Мурманска.

А я тороплюсь дальше, осторожно ступая на мох, покрывающий прибрежные каменные глыбы,

я спешу увидеть его, уже слышу его голос, чувствую его запах и вот наконец-то оно передо мной, ну здравствуй Беренцево море!

Я как могла спешила к тебе, надеюсь ты радуешься мне? Ни дикого восторга в ответ, ни восторженных плясок волн и зашкаливающей экспрессии, ни всепоглощающей мощи, а лишь равномерное, какое-то даже торжественное покачивание и спокойное, легкое проявление чувств!

Когда я училась в школе, то не любила писать сочинения на заданную тему: ни простора мыслей, ни фантазии, но обожала писать на свободные темы-вот где можно было разгуляться! И сейчас мне больше нравится рассказывать о посещении природных мест, нежели городов. В таких отзывах можно более реалистично, а используя весь спектр полученных эмоций и достоверно охарактеризовать то или иное чудо природы. В нашем случае на сайте для лучшего восприятия помогают фотографии и ролики.

От величественного моря повеяло прохладой-я снова одела куртку и прыгая вдоль берега по камням занялась исследованием весьма живописной береговой линии.

А удивляться здесь было чему: на смену небольшим бухточкам с совершенно ровными, словно обработанными на станке круглыми голышами приходили разноцветные многоярусные пласты с редкими углублениями, наполненными водой.

Видите вдали домик? Дом и камни!

Далее путь мне преградили огромные глыбы и разломы-а ведь издали берег казался более безобидным.

Часам к 11 я допрыгала до самой крайней точки одного из уступов, врезавшихся в море, напугав своим близким присутствием местное население

и уселась на камни: пора было вторично позавтракать и привести в порядок полученные эмоции.

В прошлом море как только не называли: оно было Печерское, Северное, Русское, Ледовитое, Мурманское и даже Московское, но в 1853 году ему дали новое название-Баренцево море, в честь покорителя морских просторов, мореплавателя и первооткрывателя многих новых земель голландца Виллема Баренца. При чем Баренц это не фамилия Виллема, а имя его отца Барента-простого рыбака.

Меня всегда привлекали судьбы увлеченных людей, подобных Баренцу- мореплавателей, путешественников и покорителей Севера.

Середина 16 века, Европе необходим новый путь в Вест-Индию и ради этого Баренц совершил три морские экспедиции в Арктику: в двух первых он был капитаном и руководителем, а в третью смог отправиться только в качестве штурмана. Третья и последняя экспедиция оказалась чрезмерно сложной, легендарный «Меркурий» был зажат льдами, но отчаянные путешественники на двух небольших шлюпках достигли Кольского полуострова.

Но Виллем Баренц уже не знал об этом-заботившийся о здоровье своих экипажей он не уберег себя-прямо в дороге в июне 1557 года от тяжелой болезни он скончался.

Передо мной до самого горизонта простирался бесконечный водный простор и уже не такой спокойный, каким был раньше-море ожило, оно глубоко дышало,

отправляя на берег посланцев, а они по несколько раз будто примеряясь, отталкивая друг друга с разбега набрасывались на прибрежные камни, словно хотели заскочить на них как можно дальше.

Это трудная, но увлекательная работа и за ней я была готова наблюдать еще долго, но подкрепившийся и отдохнувший организм требовал продолжения банкета прогулки. Я позабыла про водопад, еще про какие-то места, отмеченные на карте и просто шла, наслаждаясь моментом, разглядывая детали и все время находя что-то новое и для меня весьма интересное.

Не забывайте, что все это время я гуляла в полном одиночестве, лишь чайки нарушали (или дополняли) идиллию моря и мою, но к полудню на машинах и на УАЗах появились первые туристы-возможно приехавшие одним днем из Мурманска.

Вдоволь наслушавшись шума прибоя, я вдруг захотела тишины и направилась ко второму за сегодняшний день озеру со странным названием-Секретарскому, воды которого тихо, без суеты, размеренно и спокойно плескались о прибрежные камни.

Перезагрузившись опять пошла к морю, я уже скучала без него, без шума его волн, без вида прибрежных бухточек и камней, без крика чаек. Подойдя поближе к последней бухте, расположившейся у склона горы,

я увидела следы пребывания человека-видимо здесь излюбленное место палаточных туристов.

Удивил дымок из костра-признаков людей нигде не обнаружила..

Внимание привлек длинный, узкий изрезанный полуостров из темно-красного камня, врезающийся в море и конечно же он был длиннее того, где я отдыхала и пила кофе. А значит стоя на его конце можно реальнее почувствовать край Кольского полуострова и Земли русской? Добираться до места тестирования было сложно-путь опять преградил разлом, при чем он насквозь разрезал эту каменную глыбу, словно шоколадное масло ножом!

Напуганные нежеланным вторжением птицы с громкими возмущенными криками разлетелись с насиженного места в разные стороны.

Зафиксировав край Земли, я отправилась покорять гору, разглядев на ней тонкими ниточками петляющие тропинки.

Чем выше поднималась, тем интереснее, красивее и масштабнее вырисовывались только что пройденные мною пути.

Гора, как и все на краю Земли, оказалась невероятно живописной, каждый уголок, изгиб, камень были мне интересны. Излазив все спуски-подъемы и наконец поднявшись на вершину, вдали я увидела новую бухточку,

а совсем рядом со мной небольшое озерце без названия, поверхность которого переливалась на солнышке.

В центре фото крошечное озеро, которое без названия.

Вот именно здесь, на высоте, на уступе, словно на веранде или карнизе я и устрою пикник-подошло время обеда! Сверху донеслись голоса, а впереди у четвертого на сегодня озера-малого Батарейского остановился УАЗ- одиночество нарушено.

Откушав я спустилась к водопаду-ну-ка, ну-ка покажись, правда ли ты такой мощный, как о тебе ходят слухи? Водопад выливался из озера, мощный поток красивым веером из воды падал в разлом красной скалы,

как будто специально раздвинувшейся пропуская его к морю. Необычно, красиво!

Автомобильная дорога у озера заканчивается, поэтому далее для всех желающих только пеший вариант прогулок и я с удовольствием погружаюсь в исследование местности.

Озеро первое Батарейское.

Оказывается в озеро небольшим каскадом впадает горная речушка, которая в свою очередь течет из еще одного озера- Батарейского!

Забравшись на покрытую мхом небольшую сопку я огляделась окрест-красотища, озеро малое Батарейское как на ладони

Большое Батарейское озеро с изрезанными берегами петляя среди сопок прячется вдали-да, чудесный край озер и вокруг опять никого! Проваливаясь в мягкий воздушный мох я побродила по сопке,

понаблюдала за облаками, неумелыми мазками размазанными по небу, за парящими в воздухе птицами, громко обсуждающими что-то,

потом прислушиваясь к переливам миниатюрных волн, прошлась по берегу, затем перейдя по камешкам речушку в самом узком месте

решила подняться на гору и с высоты обозреть так понравившиеся мне окрестности и конечно же Баренцево море.

Обилие разнообразной северной растительности, ее ярких расцветок поражало и не могло не удивлять ее стремление к жизни-даже на камнях росли крошечные кустики, стелился ковер из ягод, а деревья-они распластались изящными стволами прямо по камням.

Среди небольших полянок я наткнулась на влажную почву-болото здесь на верху? Как же все это необычно интересно!

Поднявшись на верх сопки я оказалась на самом краю Кольского полуострова и в который раз за этот удивительный день словно задохнулась от восторга-открывшийся глазам простор вызвал шквал эмоций, а осознание моего нахождения здесь и сейчас представилось невероятным! Оглянувшись в противоположную сторону от той, где я гуляла с утра, вдали увидела заброшенную артиллерийскую батарею и порадовалась, что поднялась на верх, а то ведь я совсем о ней забыла.

Батарея береговой охраны и обороны № 199 состоящая из четырех поржавевших от времени орудий, разработанных в далекие 30-е годы, защищала берега Кольского полуострова с 30-х по 50-е годы. Во время Великой Отечественной войны хоть и находился этот регион в тылу, далеко за линией фронта, но покоя немцам не давал и они неоднократно бомбили рыболовецкие суда стоящие на рейде в губе Лодейная. В самом начале войны, в августе 1941, охрана мыса Териберский, что находится напротив батареи, заметила в водах Баренцева моря немецкую подводную лодку, немедленно был открыт огонь и третий залп дал полное накрытие субмарины.

Чуть вдалеке от орудий сохранились полуразвалившиеся каменные укрытия.

Долгие годы, вплоть до 2008 года территория Териберки была закрытой пограничной зоной, поэтому батарея чудом сохранилась от мародеров.

Мне казалось совершенно невероятным, что простояв так много лет под открытым небом, обдуваемые суровыми морскими ветрами и поливаемые безжалостными дождями пушки выглядят вполне по-боевому, но смотрятся как-то очень дико среди неброской красоты северной природы.

Идти дальше не было смысла, поэтому я нехотя отправилась назад, проходя мимо знакомых мест почти не задерживаясь, но дойдя до водопада и озера малое Батарейское решила изменить маршрут- не скакать через гору, а обойти ее по дороге.

За горой оказалось еще одно маленькое озеро-Песчаное, шестое, на берегу несколько машин с отдыхающими. К тому времени я порядком выдохлась, ноги отказывались идти и мне хотелось одного-уединиться где-нибудь на бережочке.

Но к берегу озера Секретарского так просто не подойти-каменные глыбы, поросшие многолетним мхом, плотными рядами преграждали путь, но я нашла лазейку и по едва заметной тропинке через небольшой лесочек вышла к берегу и в наслаждении опустилась на туристическую подстилку-хобу. Попивая остатки остывшего уже кофе, в полном релаксе целый час я просидела на камнях, блаженно слушая хрустальные переливы воды, нежно касающейся прибрежных камней. В полной тишине только и было слышно это бесконечное ласковое журчание, я даже записала его, чтобы иметь под рукой на случай плохого настроения.

Восстановив силы, опять продолжила путь, но идти в не особо приятную мне квартиру, поэтому я опять пошла к морю, на этот раз правее того места, где вышла к нему. Гуляла, опять прыгала по камням, долго сидела глядя на море и все это в ожидании заката, а он все не наступал…

Не дождавшись природного аттракциона, отправилась домой.

Териберка. На самом на краю земли.

Да! Безусловно нравиться! Наташ, ты здорово написала. В рассказе очень хорошо чувствуется величие и мощь северной природы. Очень красиво!
Спасибо, Миша, мне сильно не пришлось выуживать из своих закромов какие-то ассоциации, аналогии-все шло от души и как-то само собой-вообще этот край очень затронул. Думаю этот день будет одним из самых значимых в моих поездках.
Нет слов, какая красота!!! Вот вроде и не ярко, и сдержанно, а завораживает сильнее, чем все эти пальмы-пляжи.
Сервис наш, конечно, оставляет желать лучшего. Но на редкость вонючее жилище у нас было в сицилийской Катании - крепкий дух бомжатины заставлял нас гулять по городу до последних сил, чтобы свести к минимуму вдыхание не самых приятных ароматов. Так что на такое можно везде напороться.
onegina17 писала 19 октября 7:31
-ты права, Таня, Все удивительно разнообразно и притягательно!
в сицилийской Катании - крепкий дух бомжатины
-кажется в Италии был номер в отел жутко прокуренный!
Marsik
Баренцево море - какое же оно красивое! Суровое, но красивое!!! Природа севера завораживает.
Marsik писала 19 октября 7:50
Баренцево море - какое же оно красивое! Суровое, но красивое!
-да, Мари, море не показалось мне слишком суровым, как я ожидала, но оно было очень красивым!
sany4
Наташа! Классная у тебя вышла Териберка! Вот за этой суровой северной красотой и надо в эти края ехать!
sany4 писал 19 октября 7:55
Классная у тебя вышла Териберка!
-про конкретную Териберку еще будет рассказ, это было только Лодейное и берег.
Вот за этой суровой северной красотой и надо в эти края ехать!
-я очень рада, что поехала, Валера, невероятный заряд эмоций от удивительной неброской красоты!
Красота этих мест безусловно, но меня ещё удивило спокойствие воды. Море настолько гладкое, как озеро
borisnov писал 19 октября 9:46
меня ещё удивило спокойствие воды. Море настолько гладкое, как озеро
-да, Борис, меня это тоже удивило, я ожидала волнения, мощи, огромных волн! Тот день был спокойный.
Какая же суровая и лаконичная северная природа, Наташа! Вот вряд ли я бы применила здесь слово "красота", нужно какое-то другое, более энергетически мощное слово. Безусловно интересный день удивительных открытий и всплеска эмоций был у тебя! Ты самая бесстрашная и авантюрная туристка- в полном одиночестве скакать по берегу Баренцева моря, с разломами, скалами, болотами
FMarina писала 19 октября 10:59
суровая и лаконичная северная природа,
-да, да, Марина, правильные слова ты подобрала.
интересный день удивительных открытий и всплеска эмоций был у тебя!
-этот день будет постоянно всплывать в моей памяти, ничего подобного ранее со мной не было!
FMarina писала 19 октября 10:59
-спасибо, дорогая, любопытство и желание увидеть что-то необычное и зародило во мне авантюризм!
Elena0604
Наташа, а маленькое озерцо без названия предлагаю назвать "Наташино" А черные и красные ягодки - это что?
маленькое озерцо без названия предлагаю назвать "Наташин
А черные и красные ягодки - это что?
-если бы я знала, Лена, я бы их ела, а так пришлось только сожалеть и проходить мимо. В тех местах узнала только бруснику, но она на фото в другом рассказе
sbasman
Наташа! Дух захватывает от твоих приключений!
Спасибо, Света! Да, бывают такие поездки от которых у меня и у самой дух захватывает! Я очень рада, что организовала себе это маленькое путешествие.
Olga-Valeriia2017
Наташ , ты такая разноплановая и отважная туристка, одни восхищения. Фото суровой природы
Наташ , ты такая разноплановая и отважная туристка, одни восхищения.
-спасибо Оля, и еще я очень любопытная!
Фото суровой природы
-мне очень понравилась природы, одни роскошные ковры из разноцветного мха чего стоят!
Marina2506
Ни за что бы не подумала, что не смогу оторваться от суровых лаконичных пейзажей. Наташа, тебе удалось мастерски передать уникальность северной природы! Искреннее браво твоему фотомастерству
-спасибо, Марина, очень хотелось и вам показать то, что видела сама, что поразило, удивило. Ведь мало кто посетит эти далекие места.
Ух ты, Наташ, до Баренцева моря добралась! Поздравляю! Суровые ландшафты, завораживающие! А озер то там сколько! И все очень фактурные! Фотографии получились отличные!
Ух ты, Наташ, до Баренцева моря добралась!
-из Петербурга это ближе,Ира, чем из Краснодара.
Поздравляю!
-спасибо.
Суровые ландшафты, завораживающие!
-невероятные, я даже не ожидала и была приятно поражена!
А озер то там сколько!
-озеро за озером, хотелось гулять по берегам, но время!
Фотографии получились отличные!
-спасибо!!
NataliaC писала 20 октября 17:48
Петербурга это ближе,Ира, чем из Краснодара.
Ну да, конечно! Совместила в общем .
Наташа! Пейзажи северной суровой природы культивируют свежесть и мощь, и твои фотографии замечательно передают неброскую, но потрясающе глубокую красоту Севера.
Я заприметила Териберку, посмотрев Левиафан, как только этот фильм стал доступен для просмотра. Природная фактура, холодно-бесстрастная , на фоне которой разворачивается история трагической безысходности, такой же участник действия, как и герои картины. Для меня этот фильм, как и все, что снял Звягинцев, является уникальным, выворачивающим наизнанку. Понимаю, что не всем это понятно, или, скажем, созвучно, поэтому не навязываю свою точку зрения. Но именно благодаря фильму этот поселок стал объектом туристического прицельного взгляда. Интересный материал.
elsarieva писала 19 октября 18:46
-Лена, я была глубоко тронута этой красотой, я реально чувствовала, как природа старается выжить и быть при этом привлекательной и я это оценила!!
Я заприметила Териберку, посмотрев Левиафан,
-я только сегодня посмотрела этот фильм. Конечно я о нем слышала, конечно знала, что
-и смотреть сейчас это намного интереснее, я узнавала места. Например пикник со стрельбой был у Малого Батарейского озера рядом с водопадом. А от домика Николая не осталось и следа. Мой рассказ именно о Териберке будет следующим., завершающим мою поездку. Спасибо тебе.
NataliaC писала 20 октября 17:44
Мой рассказ именно о Териберке будет следующим., завершающим мою поездку.
Посмотрим твоими глазами. которые все все видят, все замечают.
словно примеряясь камерой-вот так было бы изумительно
Ой не говори, Натуся. Иногда так пролетаешь на скорости, аж плакать хочется.
Я позабыла про водопад
Ой, ну вот не поверю я тебе!
Ой, ну какая же красота оказаться на краю Земли. А еще и озеро, мох мягки и водопад какой-никакой. Очень красиво. По-своему, по-северному, но красиво.
-и правильно, что не веришь, Ленусик, где-то в подсознании был. Но про батарею реально забыла.
какая же красота оказаться на краю Земли.
-это точно, а ощущения от этого были потрясающими!
-все такое маленькое, миленькое и очень симпатичное, не считая конечно моря и разломов!
Наташенька, замечательный рассказ! Я как-будто была рядом с тобой и почти почувствовала морской воздух с далекого Баренцева моря.
Наташенька, замечательный рассказ!
-спасибо, моя дорогая Леночка, я знаю-ты ждала рассказ о Териберке, но о ней я расскажу в следующем.
-значит мне удалось передать свои эмоции!
NataliaC писала 20 октября 17:49
о ней я расскажу в следующем.
Натусик, какие яркие и харАктерные пейзажи! Отличный рассказ, дорогая ты как обычно умеешь удивить читателя))
Спасибо, дорогая, рада, что ты нашла время на меня!
ты как обычно умеешь удивить читателя))
-рада, если это удается и получается!
AMour
Вот такая северная природа - величественная, неукротимая и суровая
И очень притягательная!
Время в этих краях как-будто остановилось... дикая суровая природа. И ты в одиночестве там гуляла, смелая .
ты в одиночестве там гуляла, смелая
-невероятные ощущения, Света, от осознания того, что вокруг никого, только камни, шум волн и конец Земли!
aprel2011
И для меня теперь Териберка - место знакомое, полюбившееся. Рассматривала фотографии и казалось, что узнаю эти монументальные прибрежные глыбы, ощущаю мощь Баренцева моря... Спасибо за рассказ!
И для меня теперь Териберка - место знакомое, полюбившееся.
-я помню твои зимние суровые фото, теперь и я буду вспоминать эти места с особым чувством.
-я думаю что тебе было очень интересно увидеть их в другое время года, открытыми от снежного покрова.
aprel2011

С удовольствием увидела бы Териберку и в другое время года!
А я опять посмотрела твой зимний вариант, тоже очень красиво!!
larabi
Красиво и умиротворяюще
Да и с погодой очень повезло. Не представляю, как бы я гуляла там в дождь.
pervuhinsergey1961
Замечательная прогулка Наташа! Живописные берега Баренцево моря не хуже некоторых Охотского!
Замечательная прогулка Наташа!
-спасибо, Сережа, прогулка была чудесная, незабываемая!
Darius7
прекрасно!

зы. очепятку поправьте в названии..
Darius7 писал 20 октября 11:16
-спасибо, исправила!!
Видите вдали домик? Дом и камни!
Вот это да! Вот это масштаб камней!!! 👍
Шикарное побережье!!!
Когда-то я в Баренцевом море купался)
Вот это да! Вот это масштаб камней!!!
-сама была в шоке, Витя, совершенно не ожидала таких камней, целые поля!
Когда-то я в Баренцевом море купался)
-ого, я не рискнула!
Ты настоящий путешественник. (Специально использую муж. род. - в знак уважения)
Ахматова, Цветаева, отвергали название "поэтесса". Бывают только поэты. Так и с путешествиями)) Да или нет.
Спасибо, Лена! Когда у меня есть цель, поставленная мною же, я непременно должна ее исполнить в лучшем виде, чтобы быть удовлетворенной самой!
Ты настоящий путешественник.
Nasten_ka_Pavlik
Потрясающая прогулка в уединенных и даже диких местах!
Описание инфраструктуры (точнее ее отсутствия) - полный капец(
Надеюсь, ситуация исправится. Фототуры в те места уже активно возят, иногда даже иностранцы приезжают.
Недавно видела, как в районе Териберки построили иглу для наблюдения за северным сиянием. Примерно такие, как в Финляндии, зато дешевле. Посмотрим, может и превратится со временем в конфетку)
Описание инфраструктуры (точнее ее отсутствия) - полный капец(
-люди практически брошены на произвол-выживайте как хотите.
-иностранцы едут везде по нашей стране, их не пугает отсутствие каких-то благ . Место это далеко от цивилизации, сомневаюсь что оно будет мега популярно.
Ах вот ты какое-Баренцево море! Очень красиво Наташа!Ты и море-больше никого...И обед в таком месте-просто подарок судьбы
Ты и море-больше никого..
-это было невероятно, Лина, хотя с первых шагов оглядывалась-люди, ау, ну где же вы? Было неуютно в полном одиночестве, но потом даже понравилось. А после обеда чуть-чуть народ появился.
И обед в таком месте-просто подарок судьбы
-да, было супер!
custodian
Очень красиво! И сразу захотелось самой провести день вот так чудесно гуляя!
custodian писала 21 октября 6:58
И сразу захотелось самой провести день вот так чудесно гуляя!
-одиночество в таком месте было непривычно только в самом начале, а потом я была даже рада этому!
custodian
потому-что человек должен иногда оставаться один! и на природе - так душевное здоровье восстанавливается!
Да, да, именно и восприятие совершенно иное.
AnnaPoro
Прекрасная, небанальная поездка, Наташа, спасибо!
Муж был в командировке в Североморске - полон впечатлений...
-в этот раз даже раздумий не было-куда рвануть из Петербурга ненадолго.
-охотно верю, Аня!
Как далеко ты забралась, дорогая! Ландшафты конечно нереально крутые!
AsiaGate писала 21 октября 14:25
Как далеко ты забралась, дорогая!
-Далеко, Оксаночка, глядя на карту, то вообще
Ландшафты конечно нереально крутые!
-хорошо, что с погодой повезло, подарок Севера!
MariaPenina
Наташенька, за сочинение ставим пятерку с большим плюсом. Отличный и красочный рассказ. Я вот читала и думала, а ведь быть может в прошлом ты и была мореплавателем и исследователем, ведь если бы сейчас ты была первопроходцем, то море могло иметь совсем другое название "море Семчиной".
-спасибо, Машенька, очень хотелось описать свои эмоции, чтобы вы поняли-какой это удивительный край!!
- Я вспомнила-в поселке Рожкао, что в горах Карачаево-Черкессии жили мои предки, уехали туда во время войны. Так там до сих пор есть Балка Семчиных. Не море конечно....
Интересно, на каком этапе завернут машину с эстонскими номерами? Ставлю на военный городок, где автобус сопровождал солдат :)
Как я понимаю, другой дороги, кроме как через городок, там нет.
Maksim_Starostin писал 21 октября 16:06
-он сбоку от основной автострады-км 1,5. Т.е. проезжаете мимо и все!
А, точно, наверно автобус просто остановку там делает.
Да-да, завести пассажиров-забрать.
Сурово, но очень красиво! Я одна только по городам могу, здесь мне одной страшно
Anna_08 писала 22 октября 18:10
Сурово, но очень красиво!
-да, Аня, вроде не броско, но взгляд цепляет.
Я одна только по городам могу, здесь мне одной страшно
-да мне тоже было как-то не по себе, а потом втянулась! Там я видео выложила, глянь.
Так сурово и величественно. Иногда кажется, что Мурманская область так далеко от нас!
YaroslavGlukhov писал 22 октября 19:05
Иногда кажется, что Мурманская область так далеко от нас!
-мне тоже так казалось, но если лететь из центра России, то всего 2-3 часа.
Полярного сияния не видела? Именно за ним едут в Териберку толпами. Благодаря ему и про Териберку мир узнал. А то совсем дело плохо было.
А места красивые, особенно осенью. Все так ярко и прозрачно! И камешки знатные. Не мудрено, что на них залипла! такая фактура!!
Galina_Gorshenina писала 22 октября 21:19
места красивые, особенно осенью. Все так ярко и прозрачно!
-именно осенью и хотела туда поехать и очень повезло с погодой.
Именно за ним едут в Териберку толпами.
-никаких толп не было, видимо за сиянием ехать еще рановато.
И камешки знатные.
-удивительные формы и очень разнообразные.
MLevchenkova
Какая вы молодец! Одна и в такую даль, прекрасную даль...Места, конечно, необыкновенной красоты! Я как будто опять там побывала.
MLevchenkova писала 25 октября 19:09
Одна и в такую даль, прекрасную даль..
-очень-очень хотелось и не могла отказать себе в такой малости! Но зато путешествие было действительно незабываемым! Я знаю, на каком берегу вы сидите, об этом у меня будет следующий отзыв, заходите!
MLevchenkova
С удовольствием посмотрю ваш следующий отзыв)
Наташа, не удивлюсь, если следующая твоя поездка будет с Северного Полюса, например)