Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Матмата — Тунис Июль 2016

После Эль-Джема следующей остановкой стал Махрес. Она была чисто технической. Гид выделил 20 минут.

Народ пил кофе, закупаясь орешками и мороженым. Я же, стремясь что-то посмотреть и сфотографировать, отправился на набережную.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Махрес расположен на берегу моря. В том месте, где мы остановились, оно было крайне мелким. Пляж, как таковой, отсутствовал. Морской берег оказался полностью затянут тиной и водорослями.

По словам гида, в здешней мутной воде хорошо ловятся осьминоги. Соответственно, для рыбаков Махрес, наоборот, является райским местом. Где-то впереди действительно маячили лодки, выставленные на сушу.

Я же, наступив на казалось бы сухое пространство, провалился по щиколотку в болото и посему решил ретироваться.

Городские власти попытались украсить набережную, установив на ней футуристические фигуры. Как известно, на вкус и цвет товарища нет. В моём же понимании фигуры выполнены довольно примитивно.

Одним словом, смотреть в Махресе особо нечего. Во всех странах и местах меня более всего впечатляет этнография. Махрески колоритны, но снимать их приходилось тайком.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Гид же пообещал, что следующая остановка для меня окажется более интересной. Нам предстояло отправиться в гости к троглодитам, к людям живущим в пещерах.

Сказать по-правде, во времена моей молодости слово троглодит подразумевало для меня другое значение. Троглодитами обычно называли тех, кто водку в три горла жрал и с товарищами не делился. К одному такому троглодиту так и прицепилось это прозвище. Дело было зимой. Я проходил практику в Управлении Механизации.

Цех отапливался плохо, и народ, скидываясь, грелся на троих. Кто-то куда-то бегал и что-то приносил. Ну, а так как начальство за работниками присматривало, все трое одновременно отправиться в раздевалку не могли. Каждый ходил по очереди, передавая другому ключ от ящика. Свои 166 грамм выпивали за 2 ходки. Разлив осуществлялся на доверии.

Но если в раздевалку отправлялся Серёга, он высасывал сразу полбутылки, сокращая законную дозу сотоварищей. Один раз такое произошло, второй, третий, ну и дальше с троглодитом никто кооперироваться не стал….

До города Габес дорога шла вдоль моря. Далее мы повернули на юго-запад. За окном автобуса замелькали холмы, плавно перешедшие в Атласские горы.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

По греческим мифам, гигант Атлас обладал огромной силой и жил он за границами греческого мира. Атлас имел неосторожность отказать в гостеприимстве Персею. Тот показал титану голову медузы Горгоны, от взгляда на которую всё живое обращалось в камень. Вот и улёгся легендарный Атлас на землях: Марокко, Алжира и Туниса. На территории Туниса горы понижаются, медленно уходя под землю.

Атласские горы хотя и не высокие, но от морских туч и ветров внутренние районы страны закрывают. Дожди здесь бывают крайне редко, и летом всё изнывает от жары. Однако, люди нашли выход. Они стали строить дома в земле, уходя вниз на 5–8 метров.

Проезжая по дороге, мы несколько раз видели, как туристы осматривали какие-то ямы. Наш гид Хаким, сказал, что везёт нас к одной хорошей бабушке, которая живёт чуть-чуть в стороне от дороги, и что её дом не бутафорский, а настоящий.

Выходим из автобуса, минуя подземный троглодитский ресторан.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Чуть в стороне ещё одна подобная яма, правда уже не жилая.

Местность, куда завела нас туристическая судьба, называлась Матмата. Всего здесь около 300 подобных пещер, из которых жилых не более 70. Молодые троглодиты предпочитают обычные дома либо квартиры.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

В пещерах, как правило, остались одни старики. Уж больно суров окружающий ландшафт: ни тебе ручейка, ни деревца, ни кустика.

Движемся по холмистой пустыне, и вот среди этого абсолютного ничего вдруг натыкаемся на столбик с электрощётчиком.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Провод, как нить Ариадны, выводит нас к ещё одной пещере, где как раз и живёт, заявленная Хакимом бабушка. Чтобы попасть к ней, вовсе не следует прыгать в её яму.

Чуть в стороне в её жилище прорыт специальный вход, оборудованный дверью.

Рядом хозяйственные пещерки: кладовая для инструментов, подземный скотный двор,

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

а также что-то похожее на колодец.

Изучая троглодитский быт, я почти сразу наткнулся на металлическую бочку, времён Второй мировой войны.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Заходим в прорытый коридор.

Таковой, расширившись и превратившись в нечто похожее на зал, мягким светом приглашает двигаться дальше. Июльское солнце жарит по полной программе, и ощутить на себе подземный холодок весьма приятно. Галерея хорошо продувается, и потому я не удивился, увидев здесь оборудованную лежанку. На полу имелась специальная канавка для отвода воды, если таковая в виде дождя попадёт-таки в пещеру.

Бабушка нас заметила и пригласила войти. Я же, так и не понял, где в её жилище располагался туалет, ибо в предбаннике попахивало….

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

По телевизору и на фотографиях множество раз мне приходилось видеть подобные дома. Мне представлялось, что я всё об этом знаю. Однако, нет, действительность добавила новых впечатлений. Пещера, представлявшаяся сверху маленькой, таковой вовсе не оказалась. Мои попутчики заполнили собой открытое пространство и далее разбрелись по комнатам.

Таковых в пещере оказалось пять. Хозяйка разрешила заходить, смотреть и фотографировать всё что угодно. Сама же она, по просьбе Хакима, стала нам показывать, как с помощью большого камня, зерно превращается в муку.

После женщина вынесла нам лепёшки, которые были, пусть и свежие, но из соседнего ресторана.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Что поделать? Подобные места посмотреть интересно, и тем не менее, когда по ним идёт туристический поток, местные люди к нему приспосабливаются — первозданность ощущений теряется.

В любом случае, необычна сама идея и её исполнение. Трудно понять, сколько трудов потратили люди, дабы выкопать столь большую яму, прорыть по бокам комнатки-пещерки, убрать землю, укрепить стены и потолки, всё это как-то покрасить и приголубить, навесить двери, провести электричество, обставить мебелью, и, самое главное, — обжить. По словам женщины, этот дом построил её прадед.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Я начал детальный обзор с кухни.

Бабушка-троглодитка пользовалась вполне обычной посудой.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

А когда к ней приезжают внуки, для них обязательно есть что-то вкусненькое.

Запас дров и угля хранился в маленьком закутке, который располагался в верхней пещерке-подсобке.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

В каких-то комнатушках ничего интересного не было,

другие можно было осмотреть беглым взглядом.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Более всего меня заинтересовала хозяйственная пещерка. Теоретически, её можно назвать сараем.

Там были собраны предметы быта, которые в настоящем увидишь разве что в музее.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

При этом для молодёжи желательны пояснения экскурсовода, что и как применялось.

Здесь же подобная жизнь являлась настоящей, а предметы реально действующими.

Газа у хозяйки не было, и готовила она на открытом огне.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Ещё одна комнатка, которую я для себя определил гостевой спальней, поразила предметами повседневного быта, аккуратно расставленными и с любовью развешанными.

Было сразу понятно, что они дороги хозяйке.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Пока я всё это изучал, жена стала звать на выход.

Но я просто так уйти не могу, не осмотрев спальню.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Последняя по размерам оказалась такой же как другие комнатушки.

Наши деревенские бабушки всё самое ценное испокон веков складывали в сундук. У троглодитки я тоже увидел нечто похожее на сундук, на котором царствовал такой же древний чемодан.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Прикроватная тумбочка представляла собой вырезанный, или вернее не тронутый, квадрат грунта. На «тумбочке» стояли фотографии родственников.

У мусульман в прежние времена существовал строгий запрет на изображение человека. Мы не знаем, как выглядел, к примеру, пророк Мухаммед, а также другие исламские богословы и учёные. Насколько я понимаю, с появлением фотоаппаратов подобное табу стало исчезать. Бывая в разных странах, могу констатировать, что мусульмане фотографии своих родственников дома обязательно выставляют, также как и христиане.

Уходя, мои попутчики отблагодарили троглодитку монетками. Я же не прощание подарил ей ещё и значок, который она сразу прикрепила на платье.

Направляясь к автобусу, мы ещё раз посмотрели на увиденную нами пещеру, но уже сверху.

Экскурсия в Сахару. Ч - 2. В гостях у бабушки-троглодитки

Остаётся лишь удивляться, насколько же разнообразен наш мир! Люди, приспосабливаясь к природе и к климату, находят подчас самые неожиданные решения.