Максим Ершов — был сегодня 9:43
Убедительная просьба - не выдвигать меня на звёздочки!

Эль Джем — Тунис Июль 2016

Если вы хотите посмотреть Тунис, на мой взгляд самой интересной и самой насыщенной экскурсией является экскурсия в Сахару. В прежние времена подобное путешествие занимало 3 дня. В настоящем, дабы удешевить и этим набирать туристов, принимающая сторона ужала экскурсию в 2 дня. Не скажу точно, сколько мы в 2016 г. платили за этот мини-тур. В голове застряла цифра 120 долларов с человека. Впрочем, обо всём по порядку.

Телефонный звонок с ресепшена разбудил нас посреди ночи. Через 20 минут мы с женой уже сидели в автобусе, который далее, собирая туристов, более часа кружил по Хаммамету. С первыми лучами солнца мы встали на скоростное шоссе.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

За окном замелькали скучные и довольно однообразные виды полупустыни,

иногда разбавленные оливковыми плантациями. Гид, местный молодой парень, отучившийся в Питере, пытался что-то нам рассказать про Тунис, но народ, под его монотонный бубнёж, как-то вдруг уснул. Закимарил и я. Проснувшись, увидел, что мы свернули с основной трассы и движемся по какому-то неприметному городу. Впереди мощной глыбой маячила какая-то постройка.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Мы приехали в город Эль-Джем. И если все дороги ведут в Рим, то наша прямиком направлялась в знаменитый на весь мир Колизей Эль-Джем.

Водитель высаживает нас на стоянке.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Движемся ведомые гидом, изучая по пути ассортимент магазинов,

сувенирных развалов

и самих торговцев.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Город Эль-Джем от побережья в стороне. Он расположен между Сафаксом и Суссом. В центре город ухожен.

Раскрепощённых тунисок уже не встретишь. Женщины в одежде соблюдают строгий мусульманский дресс-код.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Перед входом в колизей Эль-Джем римский амфитеатр.

На входе, как законопослушный турист, я оплачиваю фотосъёмку, отдавая за разрешение 1 динар (теоретически можно было и не платить).

Июльское солнце начинает припекать, и потому приятно занырнуть в прохладное нутро колизея. У входа торговцы развернули кафешку.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Поднимаясь по лестнице, можно видеть множество надписей, как нашего времени, так и столетней давности.

Изучая проходы и пролёты,

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

невольно возникает чувство, что ты никак не в древнеримском колизее, а на современном не очень ухоженном стадионе,

тем более что находясь внутри, ты видишь за его пределами современную жизнь, для русского человека чужую, но интересную.

* * * * *

Город Эль-Джем построен на фундаменте древнеримского Тиздра (46 г. до н. э.), а тот, в свою очередь, появился на месте бывшего финикийского поселения.

Пик процветания Тиздра пришёлся на II век. Основой экономики города было производство оливкового масла, которое в Риме использовалось не только в пищу, но и для производства мыла и для освещения.

В начале III века Тиздр был одним из важнейших городов римской Северной Африки, вторым по значению после Карфагена и примерно равным Гадрумету (Сусс). Город предположительно насчитывал от 20 до 30 тысяч жителей.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Климат в то время был не столь засушливым. Вокруг города росли кипарисы. Одним словом, всё шло хорошо, но к власти в Римской империи в 235 г. пришёл Максимин Фракиец, человек огромного роста и не дюжей силы. Будучи изначально простым солдатом, он стал первым варваром поднявшимся на трон. Римская знать Максимина презирала, и тот, дабы удержать власть, применял крайнюю жестокость ко всем подданным без разбора.

Максимин всё своё время проводил в походах и битвах, воюя против германцев на Рейне и на Дунае. В Риме император практически не бывал, но для своих войн требовал всё больше и больше денег, что выливалось в новые и новые налоги.

В 238 году местные землевладельцы подняли в провинции крупномасштабное восстание, причиной которого послужили финансовые вымогательства римских чиновников.

Восставшие вошли в Тисдр (современный Эль-Джем), где убили ненавистного прокуратора, а затем и провозглашённых императорами престарелого Гордиана I и его сына, Гордиана II, царствовавших всего 38 дней. В итоге восстание было подавлено силами, лояльными императору Максимину Фракийцу.

В результате короткой, но кровопролитной войны город Тиздр оказался разрушен. В последующем он никогда более не имел прежнего значения.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Удивительно, но столь ненавистного императора убили на территории современной Италии, едва ли не одновременно с поднявшимся против него восстанием в Северной Африке.

Таким образом, колизей Эль-Джем строился с 230 по 238 годы и был закончен в год разрушения города. Высота его стен изначально достигала 38 метров, диаметр 430 метров.

В 240 году римляне построили амфитеатр (14,5 м. в длину, 12,5 в ширину и около 4 м. в высоту), для того чтобы убедить берберов, что Рим не пришел в упадок.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

В любом случае, зрелища здесь показывали совсем не долго. Этим и объясняется тот факт, что исторический объект довольно неплохо сохранился.

До середины VII века здешний колизей оставался никому не нужной громадиной, пока не началось строительство мечети в городе Кайруане. Мусульмане брали блоки с одной стороны колизея, не трогая сторону противоположную.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

К этому моменту никаких римлян в Северной Африке уже не было. Плебеи и патриции растворилась среди берберов.

В 699 году обновлённый Тиздр стал центром восстания их правительницы Аль-Кахины против арабского завоевания. Мусульмане мятеж жестоко подавили, после чего Тиздр был его жителями покинут.

Поселение под названием Эль-Джем возникло на этом месте уже в колониальную эпоху.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Добавим к этому, что колизей Эль-Джем подвергся бомбардировкам во время Второй мировой войны.

* * * * *

Спускаемся вниз, дабы осмотреть колизей с других точек.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

В настоящее время в амфитеатре колизея периодически проходят концерты классической музыки.

Пока я фотографировал, я потерял свою группу. Хорошо полицейский,

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

завидев мои метания, направил меня в неприметный проход, которым я спустился в катакомбы.

Надо сказать, что подземная часть строений дошла до нас великолепно. Вроде как в подвалах всегда должно быть темно? Однако, нет, римские архитекторы понаделали верхних отверстий, через которые проникает свет.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Сохранились отсеки, где содержали хищных животных, которые должны были выступать на арене.

Сохранился и римский колодец. Он до сих пор полон воды, но для безопасности огорожен решёткой.

Можно представить, как по этим коридорам шли на бой гладиаторы, как дрожали у новичков ноги, и как ревущая публика требовала зрелищ…

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Гид даёт нам 20 минут на самостоятельный осмотр колизея.

Отправляемся посидеть на тех местах, где когда-то располагалась римская знать.

Реконструкция плит конечно же проводилась, но исторические реалии в моём понимании соблюдены.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Белый мраморный камень ещё не раскалился на солнце, а сам солнечный диск, ещё не достигнув зенита, оставлял шанс для фотографа.

Именно здесь проходили съемки фильмов «Житие Брайана по Монти Пайтону» и «Гладиатор». Когда я путешествую с туристической группой, то часто приходят мысли: это не успел посмотреть, тут быстро пробежал, а вот это и то не увидел…. Эль-Джем подобного послевкусия не оставил.

Экскурсия в Сахару. Ч - 1. Эль-Джем

Наша экскурсия была недолгой, но вполне насыщенной.

Садимся в автобус и едем дальше. Друзья, попадёте в Тунис — Эль-Джем для посещения обязателен. В 1979 году ЮНЕСКО внесла Эль-Джем в список всемирного наследия. Поэтому, будете составлять список экскурсий, Эль-Джем — объект № 1.