Турист Наталья Алексеева (NatalyBodler)
Наталья Алексеева
была вчера 18:59

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Провинция Краби, Провинция Пхангнга, Ао Нанг Бич + 1 город — Таиланд Август 2019
Озеро Чео Лан

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 1. Какие они, тайцы?

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 2. По острову Пхукет

Легенда об образовании Таиланда гласит, что бог Индра и демон Вритра сразились в поединке. Демон был побежден, а его оружие — золотой топор, упал где-то между Китаем и Индией.

«И сразу же, будто застеснявшись исходящего от нее ослепительного блеска, земля здесь торопливо натянула на себя плотное покрывало тропической растительности; с трех сторон выросли высокие горы; быстрые реки, словно капиллярами прорезав вечнозеленые массивы лесов, понесли прозрачные воды к синему океану. Индра направил в Суварнабхуми своих приверженцев из Декана, приказав им заселить Золотую страну…»

«Золотой топор Вритры», Кочетов Андрей

И действительно, очертания Таиланда на карте напоминают топор, а мы путешествуем по его рукояти — с Пхукета в провинцию Пхангнга, затем в Краби и Сураттани. Последние несколько дней были наполненными до краев. С утра до позднего вечера переезды, достопримечательности, фермы, бамбуковые плоты.

Из Пхукета по мосту Сарасин добрались до города Као Лак (или Кхаулак) в провинции Пхангнга. Ехать примерно 100 километров. Полтора часа времени.

На Као Лак в основном приезжают европейцы. Если сравнивать, например, с Патонгом, Краби и Ао Нангом, то туристов здесь меньше, в том числе и русских.

Отель вообще находился в уединенном месте. Сложилось впечатление, что здесь свой отдельный мир. На Патонге мы уже жили в отеле сети Graceland, и он мне очень понравился. На Као Лаке SENTIDO Graceland Khao Lak Resort & Spa ничем не уступает первому. Трехэтажные корпуса стоят среди пальм, первые этажи с бассейном, остальные с балконами. Пляж чистый, немноголюдный.

Территория отеля

Что стоит посетить в провинции Пхангнга?

Во-первых, национальный парк с тропическими лесами и пляжами Као Лак — Лам Ру (Khao Lak-Lam Ru). Это 66-ой национальный парк Таиланда. Здесь несколько водопадов — круглогодичный пятиуровневый водопад Лам Ру, Хин Лат, Тон Чонг Фа, Тон Плинг. В тропическом вечнозеленом лесу растет такиан, диптерокарпус, бамбук, эвкалипт, пальмы, орхидеи и множество других растений и деревьев. Парк является домом и для многих животных. Здесь обитает суматранский серау, малайский тапир, многие виды рептилий и мелких млекопитающих, например, шерстокрылы и ласки. А еще на территории парка есть слоновья ферма Asia Safari Khaolak.

Ждут туристов для катания

На ферме живут слоны, крокодилы, японские карпы, попугаи — мальчик и девочка. Оказалось, что слоны дрессированные. Я случайно заметила, как два слоника, глядя на меня, стали в унисон раскачивать хоботами и поднимать ноги. Милое и забавное представление.

Очень шустрый и ревнивый попугай

У слонов, живущих на фермах, есть медицинская страховка, им ставят прививки. Есть также госпитали для слонов. Если слон плохо себя чувствует, то на работу его не выпускают до полного выздоровления. Рабочий день у слонов не больше 8 часов, часто бывает меньше. У каждого животного свой погонщик, если по какой-то причине погонщик не может больше быть со своим слоном, ему ищут нового.

Кормят слонов специально выращенными бананами. Те, что продаются в магазинах и фруктовых киосках, им не подходят, так как в них больше сахара. Слоны едят ананасовую ботву, любят сахарный тростник.

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

В провинции Сурин слонов держат в качестве домашних животных. Случается, что в некоторых семьях рождается слоненок-альбинос. В этому случае его дарят королю. В ответ на дар, король берет семью на обеспечение. У короля Рамы X сейчас 11 слонов-альбиносов.

13 марта считается Днем слона, но тайцы не отмечают этот праздник, как и слоны, которых выводят на работу и в этот день.

Стоимость билета: посмотреть на обитателей — 50 бат, катание на слонах только с экскурсионной группой — 500 бат.

Координаты: 8.614037, 98.244806

От фермы слонов буквально 5 минут до небольшого водопада Тон Плинг. Нужно свернуть с главной дороги и спуститься по лесенкам к воде. Самые отважные отправились купаться под водяной поток. Вода прохладная, но окунуться можно вполне.

Координаты: 8.615638, 98.245378

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Прокатиться на бамбуковых плотах по реке Лам Ру однозначно стоит. Река прозрачная, неглубока, но бурная, с перекатами и выступами в виде огромных валунов. Плот на первый взгляд кажется таким хлипким и ненадежным, что я начинаю чувствовать неуверенность в успехе нашего предприятия. Гид подлил масла в огонь, сообщив, что здесь частенько плоты переворачиваются, особенно при сильном течении. И вот, с некоторой опаской я уселась на длинный бамбуковый плот, и «гондольер», взмахнув шестом, оттолкнулся от берега.

Плыли, смотрели по сторонам, наверх на змей, свернувшихся на ветках деревьев, вниз на дно реки.

Лавировали плоты, лавировали и, слава богу, долавировали до причала. Приключение получилось экстремальным. Нисколько не хуже прогулки по реке Сок на таких же бамбуковых плотах, но уже в другом национальном парке.

Координаты: 8.609683, 98.277173

Итак, будучи на Као Лаке посетите национальный парк Као Лак — Лам Ру и храм Wat Suwan Kuha, о котором я рассказывала ранее: «Пещерный храм Ват Суван Куха и обезьяны». А мы отправляемся в провинцию Сураттани.

Что посмотреть в провинции Сураттани?

Местные жители в этом уголке Таиланда занимаются сельским хозяйством. Здесь выращивают бразильскую гевею, из сока которой производится латекс. Чтобы собрать сок, к стволу привязывают специальные чаши. За сутки набирается примерно 50г сока. Пока сок не загустел, его доставляют на фабрику для производства латекса.

Чаша для сбора сока гевеи

Из латекса тайцы делают подушки, одеяла и матрасы. Это экологически чистый продукт и, к тому же, природный антистатик. Пористая структура отталкивает неприятный запах, пыль, здесь не заводится клещ. Поэтому продукция из латекса подходит для аллергиков. Говорят, что срок службы латексных вещей до 15 лет, но при условии правильного хранение и использования. Стирать его можно и в машинке, только вот на открытом воздухе и солнце лучше не сушить, латекс просто раскрошится. Цена за 1 подушку на фабрике составляет около 4000 бат, за матрас 30 тыс. бат.

Еще здесь растет кокос, который используют не только для продажи на рынках, но и для производства масла или мороженого. Из листьев бетелевой пальмы делают настойку. Листья бетеля содержат кофеин, поэтому их используют в качестве тонизирующего средства. Листья смешивают с гашёной известью и фруктами и жуют. Эта смесь обладает расслабляющим эффектом. Из пальмы рода Нипа делают бумагу для самокруток. Пачка такой бумаги стоит 40 бат на 50 сигарет. Фарангам могут продать и за 100 бат.

Здесь растет Анчан — высокогорный синий чай. Очень полезный. А также много фруктов — мангостины, бананы, рамбутаны, лонганы и т. д.

Джекфрут

На территории национального парка Као Сок (Khao Sok) находится изумрудное озеро Чео Лан, над которым очень часто идут дожди. Если смотреть на карте, то очертания озера напоминают фьорд. Это рукотворный водоем, созданный по королевскому проекту.

До 1987 года на месте озера была деревня Бан Чив Лан. Около 400 семей пришлось переселить с этих мест, чтобы осуществить строительcтво плотины Раджапрабха на реке Клонг Саенг. Ушел год, чтобы затопить бассейн площадью 185 кв.км. Глубина озера достигает 150 метров. В незнакомых местах нырять не следует, так как могут попадаться островки и холмы. Озеро очень красивое. Вода на самом деле изумрудного оттенка, но непрозрачная.

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Для туристов в рукавах Чео Лана организованы базы, которые разрешается строить только тайцам. В качестве обслуживающего персонала здесь работают лаосцы и бирманцы, в основном вахтовым методом. На таких базах можно арендовать домик, покупаться в озере или покататься на каяках, оставив депозит за весла в размере 200 бат. Здесь есть кухня, чай, кофе и прохладительные напитки. Стоимость ночи в отеле на воде — 6000 бат. Кто-то останавливается на одну ночь, кто-то и на неделю приезжает, живет на базе и исследует национальный заповедник Као Сок.

Берег озера тоже относится к территории Као Сока. Там водятся дикие слоны, лающие быки замбары, гиббоны, змеи, скорпионы, пауки, дикие быки гауры, изображение которых можно встретить на Ред Буле и тайских энергетиках. Раньше здесь водились тигры, сейчас неизвестно.

Отправление в отели и прогулки по озеру Чео Лан на лонгтейлах начинаются с 6 утра. Двухчасовая прогулка на лодке обойдется в 4000 бат. После 18 часов пирс закрывается, и на базу уже никак не попасть. Поэтому, если вы остановились на Чео Лане, успевайте до этого времени. Также и купаться после 18 не разрешается.

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Посетить озеро и добраться до отелей дешевле с экскурсией. Если вы решили отправится сюда самостоятельно, то будьте готовы заплатить за такси до пирса, за вход в национальный заповедник — 300 бат, детский билет — 150 бат, за лонгтейл — 2000–4000 бат (зависит от вместительности лодки) и обед. До ближайшей базы плыть около 30 минут.

Стоимость билета: взрослые — 300 бат, дети — 150 бат.

Режим работы: 6:00—18:00.

Координаты: 8.977717, 98.820465

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Новые впечатления нас ждали на реке Сок. Так случилось, что приехали на место мы с наступлением сумерек. Получилось самое настоящее ночное сафари на бамбуковых плотах. Если сравнивать с плаванием на Лам Ру, то здесь было спокойнее, течение не сильное, но Сок очень мутная. Казалось, что я плыву по Амазонке, и сейчас неожиданно вынырнет кайман и перевернет мой маленький тонкий плот. Воображение разыгралось не на шутки, и было от чего. С наступлением сумерек река выглядит необыкновенно таинственно. Плеск воды, кваканье лягушек, пение сверчков, светлячки. Дикая природа. Нужно просто закрыть глаза и слушать. Отдыхать от дневной суматохи.

Координаты: 8.915508, 98.528380

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Ночь перед переездом в провинцию Краби провели в небольшом отеле Hive Khaolak Beach Resort. На пляже был жуткий ветер, и волны сильнее, чем на пляжах до этого. Купаться в такую погоду не советую, а сам пляж длинный и ровный с белым песком. И чистый, что порадовало.

Что посмотреть в провинции Краби?

Недалеко от границы двух провинций — Пхангнга и Краби, в районе Au Luek, заслуживает внимания храмовый комплекс, подаренный королю Раме X на 50-летие в 2002 году — Wat Mahathat Watchiramongkhon. До этого события храм носил название Wat Bang Thong. Это единственный храм на территории Таиланда, который носит имя уже нынешнего короля.

Wat Mahathat Watchiramongkhon строился полностью на пожертвования тайцев. Общая стоимость храма оценивается в 100 миллионов бат.

Храм выполнен в индуистском стиле и напоминает пагоду Путтакая. Золотая башня, достигающая 70 метров в высоту, является одной из самых высоких в Азии.

На входе в храм обязательно нужно снять обувь, мужчинам — головные уборы. Здесь же есть платки для прикрытия плечей и колен. Внутри стены украшены картинами местных художников с изображением сцен из жизни Будды.

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

В молельном зале у подножия статуи Будды расположился монах, ведущий церемонию. На столбах можно увидеть изображения животных, расставленные по Восточному календарю, а также индуистских божеств — Брахма, Вишну, птица Гаруда, Эраван.

По периметру храма размещены изображения 168 монахов. Под каждым есть табличка с именем. Говорят, что это те монахи, которые достигли просветления, стали Буддами. Но один монах находится отдельно от всех. Сидит в позе лотоса, голова чуть повернута наверх. Это Ананда, двоюродный брат Будды Шакьямуни.

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Справа от золотой пагоды есть небольшое строение, где находятся статуи Будды в разных позах по дням недели. В металические чаши у этих изображений можно кинуть монетку, чтобы Будда вашего дня молился за вас.

Рядом с главной площадью установлена 30-метровая статуя монаха Луанг Пу Туада (Luang Pu Thuad). Монах сидит на кобре и держит в руках прозрачный шар. Легенда гласит, что будучи ребенком, Луанг Пу Туад был укушен в предплечье королевской коброй, которая заползла в дом. Ребенок должен был умереть, но, как по волшебству, яд вышел из предплечья и превратился в прозрачный шар. После этого события мальчик стал предвидеть будущее. Он чувствовал боль каждого и помогал людям, лечил от недугов. Луанг Пу Туад родился в Малайзии в бедной семье, а когда решил стать монахом, приехал в Таиланд. Его очень почитают приверженцы буддизма по всей Азии. Считается, что амулеты с изображением монаха обладают защитной силой.

Стоимость билета: 50 бат

Режим работы: 8:00—18:00

Координаты: 8.526578, 98.720069

Здесь же в районе Au Luek можно посетить слоновью ферму Khao Wongkot Safari. Слоники втречают, протягивая хобот в поисках вкусностей. Несколько слонов уже готовы к катанию туристов по джунглям, а остальные, чуть дальше от места встречи гостей, хрустят листьями. Перед тем, как оседлать слоника, возьмите корзинку с тростником (100 бат), чтобы угощать его по дороге. Маршрут недолгий и несложный. Слоны прокатят по джунглям, пройдут мимо пещер, погощики угостят только что сорванными с дерева мангостинами и лонганами.

Погонщик то и дело предлагает сфотографировать нас за 100 бат. Потом эту фотографию можно выкупить за 250 бат в рамочке из переработанного слоновьего навоза. Экологический сувенир, так сказать.

Координаты: 8.393702, 98.696311

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Наш путь лежит в туристический город Ао Нанг, расположенный в 30 минутах от аэропорта Краби. Купаться здесь можно на двух пляжах — Ноппарат Тара и Ао Нанг, расположенных у залива Пхангнга. Вокруг множество магазинов, пунктов обмена, массажных салонов. Волн здесь в зимнее время почти нет, но бывают отливы до 300 метров.

С главного пляжа на лонгтейлах за 100–150 бат можно сплавать на соседние пляжи Хат-Рей-Ле, Тон-Сай и Лонг Бич. Лодки стоит искать у восточной части пляжа Ао Нанг. А еще с Ао Нанга возят на экскурсии к островам Пхи-Пхи и Ланта.

Ао Нанг запомнился невероятно красивыми скалами. Отель Sea Seeker Krabi, где мы останавливались в последний день путешествия, как раз находился в окружении скал. До пляжа отсюда идти около 15 минут.

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Чем еще можно заняться в Ао Нанге? Конечно же, сходить на тайский массаж. Массажные салоны здесь на каждом шагу. Если сомневаетесь, в какой зайти, обратите внимание на количество посетителей. Стоимость везде примерно одинаковая: foot-массаж и традиционный тайский — 250–300 бат за час, oil-массаж — 400–500 бат. В новых «мажорных» салонах цены могут достигать 450 бат за foot-массаж. В спа-салонах при отелях услуги массажа в разы выше. Обычно предлагают пакеты — от 1500 бат.

Что привезти из Таиланда

О том, что можно привезти с собой из Таиланда, я писала в этом совете. Но не только вещи и эмоции везут туристы из королевства Сиам. Немногие решаются на такой шаг, а те, кто все-таки созрел и сделал себе Сак-Янт, отмечают, что это изменило их жизнь. Сак-Янт или «магическое тату» делают монахи Аджаны в храмах. Прежде чем приступить к выбору рисунка, расскажите монаху о себе, что вас беспокоит, чего хотите добиться в жизни, что конкретно изменить. Аджан, выслушав, выберет несколько вариантов тату и предложит их вам, разъяснив значение каждого. Сак-Янт выполняется специальной палочкой со стальной иглой «Кхем сак». Нанося рисунок, монах дает наставления, чего вам следует остерегаться, чего ждать в будущем. В качестве благодарности мастеру Аджану оставьте пожертвование для храма.

Какие фестивали и праздники посетить?

28 июля в Таиланде отмечают день рождения короля Рамы X — Махи Вачиралонгкорна. В этот день улицы городов Таиланда украшают национальные флаги, повсеместно проходят праздничные церемонии и буддийские ритуалы. 28 июля — это государственный праздник и общенациональный выходной день.

Цвет флага короля зависит от дня недели, в который он родился. Нынешний король родился в понедельник, поэтому флаг желтого цвета.

Важные праздники для тайцев — встреча и проводы сезона дождей.

Фестиваль воды или Сонгкран проходит ежегодно в середине апреля. Тайцы говорят в этот день — «Савади Пи Май» — с Новым годом. Дело в том, что привычный для европейцев Новый год с 31 декабря на 1 января, тайцы не празднуют. И вообще в Таиланде сейчас 2562 год. Но, несмотря на это, наступление нового года, как временного промежутка, у них происходит именно с 31 на 1.

Сонгкран — это священный праздник для буддистов. Отмечают его не только в Таиланде, но и в Лаосе, и Мьянме. После самых жарких засушливых месяцев, марта и апреля, тайцы вызывают сезон дождей. Подготовка к празднику происходит следующим образом — тайцы начинают понемногу экономить воду. Перед домом устанавливают небольшие бочки с водой, специальную бочку с водой для благовоний и статуэтку Будды в субботней позе — позе лотоса, а сверху его капюшончиком накрывает Наг — король нагов, всех змей.

13 апреля все должны быть мокрые. Обливая друг друга водой, тайцы желают друг другу счастья, здоровья и удачи. Стреляют из водяных пистолетов, обливают из бочек, поставленных у дороги, мотобайки, машины, полицейский патруль. В этот день можно все. Есть даже такая шалость — положить в пистолет с водой лед и стрелять в прохожих. Еще используют детскую охлаждающую присыпку — смешивают ее с водой, чтобы получилась смесь, похожая на известь, и мажут всем лицо.

В Сонгкран веселяться все, от мала до велика, даже буддисты присоединяются к празднованию. Местные жители выходят на улицы, танцуют, устраивают концерты.

В этот день рестораны, кафе и магазины работают, но могут чуть раньше закрыться. Экскурсии также проводятся. В небольших регионах Сонгкран отмечают более спокойно, но в туристических местах это шумный праздник. Участвуют все — и тайцы, и фаранги. И после фестиваля воды считается, что тайцы официально встретили сезон дождей.

Дату Сонгкрана не высчитывают по лунному календарю, она одинаковая из года в год. В этом году его немного сдвинули, чтобы местные побольше отдохнули. В 2019 году Сонгкран проходил 13—15 апреля.

В праздник Лой Кратонг в Таиланде, Лаосе и Мьянме провожают сезон дождей. В ночь ноябрьского полнолуния нужно отпускать все плохое, что накопилось за все время. Чтобы все болезни и невзгоды ушли вместе с дождями, и осталось только хорошее. В эту ночь тайцы отправляют кораблики — кратонги — в плавание.

Кратонг — это фантазия художника. Из среза бамбукового стебля делается основа кораблика, которая украшается банановыми листьями, цветами, фруктами. В центр ставится свеча, как символ учения Будды, палочка благовония, а в самую середину кладутся обрезки ногтей и волос (так избавляются от скопившейся негативной энергии).

Фото © <a href=https://rona.tourister.ru/target=blank>Rona</a>
Фото © Rona

Отпустить этот кратонг нужно обязательно в ночь полнолуния либо в море, либо в реку. Кратонг должен отплывать, унося все плохое. Если кораблик возвращается к тебе, то это нехороший знак.

Иногда в отелях проводят ритуал Лои Кратонга. Туристы отправляют свои кораблики в плавание по бассейну. Но это не настоящая церемония. Кратонги должны обязательно уплывать по течению.

Дату проведения праздника высчитывают по лунному календарю. В 2019 году Лой Кратонг состоится в ночь с 13 на 14 ноября.

Напоследок хочется сказать пару слов о некоторых особенностях поведения на дорогах и пляжах Таиланда.

В Таиланде нельзя пользоваться квадрокоптером. Если застукают, то грозит штраф, как минимум. Можно и в тюрьму загреметь.

За непристегнутый ремень штраф около 2000 бат. Если вы передвигаетесь на туристическом автобусе, и его останавливает полиция, а вы не пристегнуты, штраф придется платить именно вам, а не водителю. Часто полицейские заходят в салон автобуса и проверяют все ремни безопасности.

За езду на мотобайке без шлема — штраф 500 бат.

За распространения наркотиков — большой денежный штраф и тюремное заключение, а вот за контрабанду или выращивание наркотических растений тайцу грозит смертная казнь (введение в организм яда).

С недавнего времени введен штраф за курение на тайских пляжах — 100 000 бат. Если местные увидят, могут сдать вас полиции, еще и денег за это получить. Также нельзя пользоваться электронными сигаретами и IQOS. Для курения возле пляжей, ресторанов и всех туристических мест выделены специальные зоны. В отелях также нельзя курить, в некоторых это запрещено на всей территории. Штраф — 1000 бат. Поэтому, если вопрос курения для вас актуален, уточните все нюансы на ресепшене, чтобы избежать ненужных проблем.

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Многие остаются на тайских курортах на зимовку или приезжают на неопределенный срок. Кому-то подходит местная еда, кому-то совсем нет. В магазинах и на рынках хороший выбор продуктов, поэтому можно приготовить привычную еду самим. Главное разведать, что и где покупать.

Например, местная говядина достаточно жесткая на вкус, поэтому лучше покупать австралийскую. Но она, соответственно, дороже стоит. Килограмм обойдется около 600 бат. Куриное мясо в принципе стоит как в России.

Есть местные фермы, где производят молочную продукцию. Но русские предпочитают покупать австралийскую молочку. Она более качественная и не содержит добавок.

Оказалось, что хлеб в таком виде, в каком мы привыкли видеть в наших магазинах, почти не найти, так как тайцы не едят его. Есть булочки, сэндвичи, рисовые лепешки.

Привычную нам картошку здесь заменяет мякоть кокоса. Прикольный десерт получается из кокосового молока с кусочками мякоти и водяным каштаном, который подкрашивают в красный цвет.

Из-под крана ни в коем случае воду не пить!!! Вода поступает в водопровод после очистки. То есть после того, как мы помылись, вода, уходящая в слив, проходит повторную очистку и подается в краны вновь. Местные пьют только магазинную воду. Бутилированная вода тоже не вся качественная. Смотрите на производителя. Хорошая вода марки Crystal, Nestle и Chang. На улице можно встретить автоматы с водой, но там тоже может быть после очистки, лучше не брать.

Очаровательная улыбка Таиланда. Часть 3.  Пхангнга, Краби и Сураттани

Впечатления от страны безусловно зависят от сопровождающего. Тут мне повезло. Наш гид с невероятной теплотой и уважением рассказывала о тайской культуре, истории и традициях. Ни один переезд между намеченными локациями не обходился без интересных историй, были то факты о строительстве храмов или экскурс в историческое прошлое Сиама. Я возвращалась домой с целым багажом новой информации и впечатлений.

Шум моря, особенно по вечерам, когда спускаются сумерки, околдовывает. Просто сидишь на песке, закрыв глаза, и погружаешься в этот ласковый шепот. Мысли разлетаются. Ничего не существует, кроме ветра и всплеска воды. Свобода. Эти ощущения остаются и после того, как покидаешь улыбчивый мир Таиланда. Вернуться хочется бесспорно. И надо вернуться непременно, потому что многого еще не узнала, многого не попробовала и не ощутила. Я надеюсь что следующая встреча с Андаманским морем и Королевством Сиам не за горами.

За организацию экскурсий благодарю Anex Tour и московский офис Туристического Управления Таиланда.