Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Зальцбург — Австрия Май 2019

Продолжаем путешествие по майскому Зальцбургу — 2019. Начало https://www.tourister.ru/responses/id_28456

Попрощавшись с комплексом Мирабель, полюбопытствуем, на чём в Зальцбурге передвигаются.

Транспорт

Никаким транспортом в Зальцбурге, кроме своих двоих, мы не воспользовались. Но кое-что заметили. Например, Зальцбургский троллейбус — большой, как будто неповоротливый, но как-то ухитряющийся бегать по нешироким улицам города. Интересная особенность: чтобы открыть двери, пассажир сам нажимает какую-то кнопку на двери — хоть изнутри, хоть снаружи.

Зальцбург майский. Часть 2

Видели, впрочем, и автобусы…

Но после прогулки по городу у нас создалось впечатление, что в Зальцбурге транспорт № 1 — велосипед. Нас даже в шутку предупредили, что здесь бояться надо не автомобилей, а велосипедов, ибо они шныряют повсюду. Вот, смотрите, это выезд с пешеходно-велосипедного моста Мюльнштег на правом берегу.

Зальцбург майский. Часть 2

В парке на набережной Франц-Йозеф-Кай под горой Мёнхсберг оборудованы велосипедные дорожки, но таких пока немного — ездят, в общем, там же, где и пешеходы ходят. Так что никаких резких движений на тротуаре или на мосту. Шаг влево, шаг вправо — и рискуешь оказаться под велосипедом.

Мало того, ещё и памятник велосипедисту соорудили (австрийский скульптор Лотте Ранфт, 1992).

Зальцбург майский. Часть 2

Впрочем, и у велосипеда есть сильный конкурент: лошадка, точнее, пара, да ещё с кучером (или с возницей, не знаю, как в этом случае правильнее). Повозки с лошадками разной масти — выбирай любую! Впрочем, и возницы разные, если присмотреться, тоже выбор есть.

Это, конечно, не конкуренция городскому транспорту, но доходное дополнение. Находятся туристы, готовые выложить немалые суммы за несколько минут раритетной прогулки «с ветерком».

Улицы и площади

С самой большой и красивой городской магистралью — рекой Зальцах — мы уже познакомились в первой части, когда обследовали мосты. А теперь бросим взгляд просто на город, как он воспринимается с обыкновенного тротуара или мостовой.

Начнём с улицы, на которой расположился наш отель (слева, розовая шестиэтажка). Забитая транспортом, шумная магистральная улица, по которой, кажется, катится весь транзит Зальцбурга. Зато ж.д. вокзал почти рядом, в пределах пешей доступности, да и до набережной от силы 100 м.

Зальцбург майский. Часть 2

Застройка, как видим, совсем не средневековая. Современный средний, не слишком интересный город.

На набережной в этом районе тоже всё достаточно типично.

А это перекрёсток у самого уголка комплекса Мирабель, под садом скульптур. Как водится — велосипеды, но ещё обратил внимание на стиль застройки. Так похоже на какой-нибудь уездный российский город, не претендующий ни на брендовую старину, ни на хай-тэк.

Зальцбург майский. Часть 2

Рядом с комплексом Мирабель на площади Макартплац расположен Зальцбургский государственный театр. Прекрасное здание на 700 мест было построено в качестве «придворного» театра в 1775 году в изысканном стиле классицизм. Однако функционировать он стал как полноценный художественный театр только в 1893 году.

Это, можно сказать, тоже некий типаж, но всё-таки более исторический, принадлежащий эпохе Нового времени. Это — Новый город.

Перейдя по Мосту Макартштег реку Зальцах, мы оказались в другой эпохе, в Старом городе. Узкие, в основном пешеходные улицы, выложенные брусчаткой и плиткой, здания, как мне показалось, в основном XVI–XVIII веков. Тоже не бог весть какая древность, но всё же это — полноценный Старый город. Статус ему придают не жилые дома, а средневековые церкви и монастыри. С них здесь всё начиналось, а местное (кроме монахов) население с их жильём, торговлей и пр. — это сопутствующее, наносное…

Самая ближняя от реки улица Старого города Griesgasse (Грисгассе) отходит от набережной Франц-Йозеф-Кай у моста Макартстег под острым углом к руслу реки. Снято было пасмурным утром 3 мая, может быть, поэтому здесь так пустовато, а может быть, и потому, что не самая она брендовая, тем более не пешеходная. В перспективе — гора Мёнхсберг с Музеем современного искусства наверху.

Зальцбург майский. Часть 2

Следующая улица, почти параллельная Грисгассе и также постепенно удаляющаяся от набережной, называется Getreidegasse (Гетрайдегассе, «зерновой переулок») и считается главной торговой улицей Старого города. Она тоже упирается в гору Мёнхсберг, где в перспективе усматривается фрагмент старой крепостной стены с башней. Потом мы оттуда город снимали.

Считается, что на Гетрайдегассе находится самый старый дом Зальцбурга, первое упоминание о нём относится к 1362 году. В конце Гетрайдегассе, под обрывом горы Мёнхсберг, расположена церковь Святого Власия, существующая с 1330 года (впоследствии, правда, неоднократно перестраивавшаяся). Можно сказать, что это старейшие из существующих построек Старого города.

На Гетрайдегассе издалека заметна Часовая башня Старой ратуши. Здание, в котором с XV века размещалась ратуша — исторический раритет, считается, что оно появилось «приблизительно в XII веке». Ратуши здесь давно нет, резиденция мэра (бургомистра) в 1948 году переведена во дворец Мирабель. Но Часовая башня осталась одним из самых приметных маячков Старого города, видимым чуть ли не из любой точки Зальцбурга.

У Часовой башни от Гетрайдегассе отходит средневековая улочка Sigmund-Haffner-Gasse (имени Зигмунда Хаффнера, богатого купца и мецената, бывшего главы города). В средние века эта улица считалась самой дорогой и богатой в городе. Слева (к сожалению, вывеску не видно) — отель Элефант, расположенный в старинном здании, подаренном в XVI веке королём Португалии на свадьбу австрийского эрцгерцога Максимилиана.

Зальцбург майский. Часть 2

К Гетрайдегассе с речной стороны примыкает небольшая уютная площадь Хагенауэрплац, заполненная уличными кафешками (так и хочется почему-то её назвать Зальцбургским двориком). А у нас за спиной, между прочим — дом на Гетрайдегассе, 9, в котором в 1756 году родился и до 17 лет прожил Вольфганг Амадей Моцарт. Но вот как-то не попал дом в объектив в этот раз.

В примыкающих к Гетрайдегассе двориках можно обнаружить небольшие рыночки, торгующие в основном сувенирами и изделиями местных мастериц.

Зальцбург майский. Часть 2

Постепенно перемещаемся с Гетрайдегассе к историческому центру Старого города. Улица с названием, кажется, более длинным, чем она сама: Винер-Фильхармоникер-Гассе. Слева из-за дерева выглядывает Коллегиенкирхе — Университетская (точнее, Монастырская) церковь. Здание справа напротив церкви — Katholische Hochschulgemeinde (приблизительно: сообщество высших католических школ).

Обратили внимание на магазин Salzburg Salz, расположенный на первом этаже этого здания. Здесь торгуют сувенирами, изготовленными из соли, добытой в старых Зальцбургских шахтах (видимо, некоторые ещё функционируют). Не будем забывать, что соляным промыслам Зальцбург обязан не только своим именем, но во многом и своей уникальной многовековой историей.

Зальцбург майский. Часть 2

Что касается самих сувениров, для себя мы не обнаружили ничего оригинального. Прикамье, Пермский край — тоже соляная страна, а мы пермяки — солёны уши…

Выходим на площадь Max-Reinhardt-Platz (Макс-Рейнхардт-плац), в продолжении которой — улица Хофштальгассе. Интересное место. Справа видим торец здания университетской библиотеки, слева — комплекс зданий, в которых ежегодно проводятся знаменитые международные Зальцбургские музыкальные фестивали. Когда-то здесь были архиепископские конюшни и купальни для лошадей, в 1956—1960 гг. помещения перестроили и расширили, для чего даже подрезали взрывами скальный обрыв Мёнхсберга. Сейчас здесь расположена одна из лучших мировых музыкальных площадок — Большой фестивальный зал (слева, в дальнем конце здания).

Но мы с этого места пошли не вперёд к Хофштальгассе, а в противоположную сторону, по Францисканергассе, узкой улочке, ведущей мимо Францисканской церкви к Кафедральному собору. Над арочным проходом к Домплац нависает высокая башня Францисканской церкви, сейчас затянутая строительной сеткой.

Зальцбург майский. Часть 2

На самой площади у Кафедрального собора мы уже были (ч. 1), переместимся сейчас на соседние площади — Резиденцплац (под боком у Кафедрального собора, в центре — фонтан, слева, ближе к порталу собора — Старая Резиденция, в которой сейчас художественная галерея, справа Новая Резиденция с городским музеем) и Моцартплац (памятник Моцарту).

Попали мы на Резиденцплац и Моцартплац только 3 мая, было пасмурно и как-то нерадостно. Но погода к этой нерадостности только так, по касательной. Вот, полюбуйтесь, это Новая Резиденция — площадь перед ней вся заставлена торговыми палатками.

Зальцбург майский. Часть 2

Вид в сторону Старой Резиденции — не лучше, знаменитого фонтана Резиденцбруннен почти не видно, даже его струи как-то обмякли и беспомощно обвисли.

На Моцарт-плац ситуация такая же, всё загромождено балаганно-палаточной торговлей, к памятнику едва подойдёшь. Короче, полное расстройство.

На выходе с площади обнаружили импровизированный семейный ансамбль, что-то вдохновенно исполнявший под гитару и барабан перед партером, заполненным десятком слушателей.

Зальцбург майский. Часть 2

Не знаю, много ли монет осталось в этой «шляпе», но для исполнителей, похоже, это было не главным.

Рядом заметили украшенный фреской дом. Такие настенные росписи характерны для Баварии (Берхтесгаден, например), но в Зальцбурге нам попала на глаза только одна эта. Надпись Anker и сцены из трудовой и семейной жизни. Вероятно, что-то символизирует.

Зальцбург майский. Часть 2

В витринах всех кондитерских магазинов Зальцбурга (и Вены, и всей Австрии, кажется) — подобная реклама: Моцарт. Конфеты Моцарт. Как правило — конфеты Моцарт Кугель (моцартовский шарик). Реклама, как и другие ей подобные — так себе, пошловатая, а вот конфетки (если настоящие) — действительно хороши.

Говорят, что настоящие Моцарт Кугель, придуманные кондитером Фюрстом, делают по глубоко засекреченному рецепту и продают только в Зальцбурге. Может быть. Во всяком случае из прошлой поездки мы их привозили, и все, кого угощали (да и сами тоже), были впечатлены. Признаться, и в этот раз дошли мы до этих мест не совсем для того, чтобы разочаровываться видом изуродованных площадей. Нет, снова захотелось вкусненького сладенького. И ноги сами собой принесли нас ко входу в фирменную кондитерскую Фюрст, расположенную рядом с Резиденцплац.

Зальцбург майский. Часть 2

Конечно же, мы прихватили из неё желанную коробочку, ну, а для текущего удовольствия да с устатку побаловали себя прекрасным кофе с вкуснейшими пирожными.

Ну и под конец этой темы — ещё два кадра из грустного утра 3 мая. Впрочем, глядя на них, могу добавить, что у меня они вызывают настроение скорее тихой ностальгической грусти, чем тоски и уныния.

Здесь рядом, слева — набережная.

Зальцбург майский. Часть 2

А это один из домов на набережной

Погрустив, переходим к новой странице нашего путешествия по Зальцбургу 2 мая 2019.

Зальцбургская Кругосветка

Не подумайте, что это вроде как «вокруг Светки» то есть моей дражайшей Светланы Ивановны… Нет, просто мы обзавелись неким панорамным зрением и совершили небольшое, но кругосветное путешествие вокруг славного города Зальцбурга. Даже два.

Первая кругосветка — малая по площади, истоптанной нашими подошвами, но неохватная по размаху горизонта. Конечно же, это виды из крепости Хоэнзальцбург, куда мы вознеслись буквально за несколько секунд на фуникулёре из Старого города. Вторая кругосветка добросовестно протоптана по дорожкам и тропинкам парка горы Мёнхсберг, она, возможно, не такая всеохватная, как первая, но и там мы сделали несколько панорам, а главное — несколько неожиданных и потому приятных открытий.

Признаюсь, что панорамные кадры сделаны из разных точек крепости и смотровых площадок Мёнхсберга, с разбегом по времени до трёх часов, но чтобы удобнее было смотреть, я их здесь разместил в общей последовательности по часовой стрелке. К сожалению, северо-восточный сектор оказался вне кадра — не удалось с той стороны найти площадку для съёмки. Поэтому полной круговой панорамы не получилось.

Итак, поехали.

Оказалось, что за горами Фестунг и Мёнхсберг существует, в дополнение к Старому и Новому городу, ещё один, «забугорный» Зальцбург. И выглядит он вполне современно.

Зальцбург майский. Часть 2

За обширной предгорной равниной вздыбились горные хребты и пики. Это — Альпы. Ближайшая к нам вершина — гора Унтерсберг высотой 1880 м над уровнем моря. Будь у нас ещё 2–3 дня в Зальцбурге — обязательно бы туда наведались, благо и подъёмник есть (правда, в этот раз всё равно с погодой бы не повезло). А на предгорной равнине, между прочим, аэропорт Зальцбурга и знаменитый Ангар-7, в котором фирмой Ред Булл, одним из брендов Формулы-1, собрана обширная коллекция раритетной авиационной техники и гоночных машин — есть что посмотреть.

Парк плато Мёнхсберг зримо прорезает старинная крепостная стена XVII века. — это стена бывшего здесь когда-то замка. Вдоль крепостной стены, а кое-где прямо по ней проходит дорога, затем тропа, по которым мы потом и отправимся в следующую кругосветку.

Интересное сочетание: в одном кадре — и горы, и монастырский парк, и излучина реки Зальцах с несколькими мостами, и уже узнаваемый Старый город с его церквями и дворцами.

Зальцбург майский. Часть 2

Следующая панорама сделана со смотровой площадки Мёнхсберга. Охвачено почти всё течение реки Зальцах в пределах города, Новый город и значительная часть Старого. Здесь видны улицы Старого города, с которых мы ещё недавно всматривались: а что там, наверху? Ближе к набережной, довольно просторная и неплохо освещённая — это Грисгассе. Ближе к центру Старого города, удаляясь от набережной чёрной змейкой — Гетрайдегассе. Узкая она, не хватает ей солнца.

За рекой на правом берегу тёмно-зелёной кучкой шлёпнулась гора Капуцинерберг, самая высокая из трёх городских гор Зальцбурга (при этом все туристические подъёмы на неё — только пешеходные). Названа по имени монастыря ордена Капуцинов, расположившегося на её склоне. Монастырь Капуцинов был построен в начале ХVII века, хотя предыстория его возникновения уходит глубоко в Средневековье.

В Средние века здесь стояла башня, предназначенная для защиты Зальцбурга. С её высоты хорошо просматривается город. Затем башня превратилась в крепость под названием Trompeter (Замок-Трубач). В 1596 архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау пригласил сюда орден Капуцинов, считая, что скромные монахи смогут вернуть прихожан в католическую церковь. Через 6 лет рядом с замком выросла церковь, но и сам замок Trompeter дожил до наших дней рядом с действующим монастырём (на фото — левее монастыря). Где-то там же, рядом, располагалась и вилла знаменитого писателя Стефана Цвейга, во всяком случае, на карте сохранилась Stefan-Zweig-Weg (тропа Стефана Цвейга).

В центре кадра виден пешеходный мост Макартштег, правее него — городской автодорожный мост Штаатсбрюкке.

Зальцбург майский. Часть 2

На следующем кадре охват горизонта не так велик. Появился соборный комплекс Старого города, а Гетрайдегассе вдруг заиграла солнечными боками (просто снимок был сделан на час раньше, чем предыдущий).

На последней панораме этой кругосветки — Старый город со старой крепостью Хоэнзальцбург

Зальцбург майский. Часть 2

Из крепости Хоэнзальцбург мы спустились без фуникулёра, по пешеходной дорожке. Спустившись из крепости, мы не вернулись в город, а подались в новую кругосветку — по парку и тропам Мёнхсберга. И увидели мы из парка крепость как-то по-новому. Из города она мрачновато-грозная, а здесь такая укромная, тихая и загадочная…

Вышли к старой крепостной стене, но не стали на неё подниматься, обошли.

Зальцбург майский. Часть 2

И встретили нежданно ещё один городок, так уютно спрятавшийся в распадках горы Мёнхсберг. Тишина, покой, и нет саранчовых туч туристов.

Дополнительные подробности об этой части нашего путешествия даю в фотоальбоме.

С Мёнхсберга мы спустились на лифте, вырубленном в скале под зданием Музея современных искусств. и прогулялись по набережной левого берега. Об этом подробнее тоже в фотоальбоме, а здесь хочу показать только одно интересное местечко. Дом, прилепившийся прямо к скале, со сквозной аркой в цоколе, пропускающей городской транспорт. Оказывается, прямо через этот дом проходит городская магистраль левого берега. Весело, наверное, жить в таком доме!

Зальцбург майский. Часть 2

Но опять же: не будем о грустном. Обратим прощальный взгляд на сказочную красоту прекрасного города на вечерней зорьке и сохраним его таким в душе и памяти.