Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Зальцбург — Австрия Май 2019

Нечаянная радость — 2 мая, день чудесный, и мы с супругой Светланой Ивановной предоставлены на весь день сами себе — иди куда идётся, смотри что смотрится. Хотя мы уже тёртые калачи, заранее кое-что присмотрели, прикинули, как и что по времени, чтобы не упустить главного, а остальные хотелки оставить пока в запасе.

Тёртые, потому что в январе прошлого года уже побывали в Зальцбурге, но как-то получилось всё непродуманно (9 часов автобус из Вены и обратно, 3 часа в абсолютно незнакомом городе, из которых больше половины ушло на пешую экскурсию с гидом по Старому городу, из которой почти ничего не запомнилось).

Я потом с превеликим трудом, с картой и справочниками, восстанавливал географию нашего коротенького маршрута https://www.tourister.ru/responses/id_26481 , зато благодаря этому «потом» стал не просто «тёртым», но бывалым и мудрым, так что «мы посоветовались — и я решил»: едем снова в Австрию. Вена (теперь пожизненная любовь С.И.), Зальцбург и озёрный край Зальцкаммергут (моя заноза). Хотели погоду подходящую заказать, и в долгосрочных прогнозах нас обнадёживали, но в последний момент как начали всё обрезать… только 2 мая нам и оставили. Но и за то спасибо, никогда не забудем милость Всевышнего.

Разумеется, если «умный в гору не пойдёт», то бывалый и мудрый надумает первым делом эту гору одолеть. Гора Фестунг со средневековой крепостью Хоэнзальцбург на макушке. Рядом с ней и другая горка есть интересная, Мёнхсберг, так что можно их в один заход посетить, по-соседски. Кстати, можно ещё и по пути куда-нибудь заглянуть, например, проверить, правда ли, что летом в садах Мирабель лепота и прелесть, а то в прошлый приезд зимой мы там ничего не поняли, серость и скука.

Вот этому «по пути» и посвятим в основном первую часть описания нашего путешествия. Сначала коротко о самом городе.

Город и горы

Считается, что Зальцбург был основан около 700 г. Начинался он с катакомб — поселения монахов в толще скалы, которая так и стала называться: Мёнхсберг — скала (гора) монахов.

Позднее рядом с катакомбами возник действующий поныне мужской монастырь, аббатство Св. Петра с одним из старейших храмов Зальцбурга, вокруг которого постепенно сформировался город. Старый город, как он сейчас именуется.

Зальцбург в переводе означает «Соляная крепость», это неслучайно. В окрестностях издревле существовали соляные копи, где добывалась и расходилась по всей Европе соль. Цена и значение той соли во времена Римской империи и в средневековье были примерно такие же, как сейчас — у нефти и газа, это важнейший природный ресурс. Собственно, на основе этого ресурса в течение многих веков (до пришествия Наполеона) в Зальцбурге и существовало относительно самостоятельное государственное образование с объединённой светско-клерикальной властью, возглавляемой князем-архиепископом.

Желающие отобрать ресурс всегда были, поэтому в XII веке Зальцбург обзавёлся собственной крепостью, которую посадили на вершине одной из гор рядом с монастырём Св. Петра. Высота горы приблизительно 120 м над уровнем протекающей рядом реки Зальцах. Площадь макушки горы невелика (где-то 3,5 га), вся она крепостью и занята. В современном названии горы (Фестунг) присутствует некая тавтология, т. к. переводится оно как «крепость». Ну уж как есть. Крепость назвали Хоэнзальцбург — «высокая (или верхняя) крепость Зальцбург».

Так выглядит крепость Хоэнзальцбург на горе Фестунг со стороны горы Мёнхсберг.

Зальцбург майский. Часть 1

После основания крепость (первоначально замок) достраивали, перестраивали и благоустраивали ещё несколько веков. Сейчас это самая большая из сохранившихся средневековых крепостей Европы, находящаяся под охраной ЮНЕСКО, самый знаковый и посещаемый туристический объект Зальцбурга. Фуникулёр Фестунгсбан, поднимающий туристов из Старого города в крепость, считается старейшим в мире.

На том же левом берегу реки Зальцах, ниже по течению относительно горы Фестунг, расположилась гора Мёнхсберг. Правильнее сказать, это скалистое плато с плоской вершиной и крутым обрывистым склоном со стороны реки. Высота, по моей глазомерной оценке (других данных не нашёл) — до 30–40 м. Мы там ещё прогуляемся. Маршруты — преимущественно пешеходные, но имеется лифт под зданием Музея современного искусства, вырубленный в скале.

Наконец, третья известная гора в городской черте Зальцбурга — Капуцинерберг, названная по имени расположенного на ней монастыря ордена монахов-капуцинов. Расположена на правом берегу реки Зальцах напротив Старого города. Капуцинерберг самая высокая гора в Зальцбурге, её высота до 220 м над уровнем реки. Подъёмников и лифтов нет, все маршруты только пешеходные.

Зальцбург майский. Часть 1

Старый город расположился на неширокой террасе между левым берегом реки Зальцах, горами Фестунг и Мёнхсберг. Судя по дате основания, ему уже более 1300 лет. Места мало, застроен тесно, мы это ещё увидим. Новый город на правом берегу не стеснён так сильно недостатком площадей, но и застроен не так изобретательно, как Старый. Во всяком случае, архитектурными жемчужинами не особенно богат. Появился на несколько веков позднее Старого города, потому и именуется до сих пор как Новый.

Сейчас Зальцбург — четвёртый по величине город Австрии с населением более 150 тысяч человек, невероятно популярный у туристов.

Зальцах и мосты

Главная городская магистраль Зальцбурга, его ось — река Зальцах, разделяющая город на Новый и Старый и соединяющая их воедино многочисленными мостами.

Река Зальцах берёт своё начало в Тирольских Альпах западнее Зальцбурга и через 225 км впадает в реку Инн, правый приток Дуная, где-то на середине пути заскочив ненадолго (километров на 10–15) в Зальцбург, протекая здесь на северо-северо-запад почти прямо, с небольшими излучинами. Ширина русла в городской черте (на мой глаз) где-то 80–100 м, глубина, судя по всему, небольшая. Большие суда не ходят, мы видели только прогулочные катера. Течение быстрое, вода (по крайней мере, когда мы там были, 2–3 мая) довольно мутная, но, видимо, не такая уж грязная, т. к. видели плавающих уток.

В городской черте Зальцбурга через реку Зальцах перекинуты десятка полтора мостов, мы лично близко видели не более пяти. Попробую их показать и рассказать, что сумею.

Отель, в котором мы провели три ночи, расположен на улице Сен-Юлиен-штрассе. Улица проходит мимо ж.д. вокзала и выходит к мосту через реку Зальцах.

Вот этот мост, первый на нашем маршруте и один из самых нижних по течению реки Зальцах в городской черте Зальцбурга. Правда, я сообразил его заснять поздновато, когда уже прилично от него отошли (кстати, видите — в тени под берегом уточки плывут…). Мост — автодорожный, по нему, как я понял, проходит большой поток транзитного автотранспорта Зальцбурга. По истории (даже названию) моста ничего найти не удалось, видимо, подобные сооружения не очень афишируются.

Зальцбург майский. Часть 1

Следующий мост — железнодорожный, по нему как раз пробегала электричка. По части имени и исторической справки — то же самое, что с предыдущим мостом, т. е. ничего.

За мостом на возвышенности, называемой здесь горой Мёнхсберг (Гора Монахов), красуется церковь Mullner Kirche, а правее неё, с белой башенкой-колокольней — церковь Sankt Maria. Горный кряж на горизонте, до сих пор укрытый снежным покрывалом — это Альпы.

Красота, да и только. Но вот что с ней случилось утром 3 мая, как всё стало мрачно.

Зальцбург майский. Часть 1

Что ещё хотелось бы отметить. Проходя под железнодорожным мостом, обратили внимание, какой он аккуратный, опрятный «с изнанки» — ничего не отвисает, нигде не капает… И окружающую красоту не портит.

Дальше встретились с мостом велосипедно-пешеходным, называется Mullnersteg (Мюльнерштег). Первый деревянный мост был построен здесь в 1669 году, чрез 209 лет появился каменный, в XIX веке он был сильно повреждён и восстановлен только после Второй мировой войны. Последняя реконструкция проведена в 2000 году. Соединяет правобережный район Мюльн с левобережной застройкой у нижней (по течению реки Зальцах) оконечности горы Мёнхсберг.

На фото можно рассмотреть наклонные напластования скальных пород, слагающих обрывистый склон горы Мёнхсберг за мостом.

Зальцбург майский. Часть 1

Следующий пешеходный мост Makartsteg (Макартштег) выполняет в Зальцбурге особую миссию. Во-первых, он самый загруженный пешеходами, т. к. здесь удобный переход от дворцово-паркового комплекса Мирабель в Старый город. Практически — мост, соединяющий разные эпохи истории города. Построен в 2000 году, но это уже третий мост на этом месте с 1905 года. Мост имеет криволинейное очертание в вертикальной и горизонтальной плоскостях, поэтому промежуточная русловая опора моста слегка наклонена навстречу течению, что обеспечивает ему наиболее устойчивое положение.

А во-вторых, ограждения этого моста сплошь увешаны замочками, означающими, видимо, вечную верность, любовь и т. п. Издали этот мост кажется украшенным диковинными поблёскивающими камушками. Имя своё мост получил в честь земляка, австрийского художника XIX века Ганса Макарта. Но почему-то так и хочется его назвать «Мост влюблённых», больше соответствует современной сути.

Зальцбург майский. Часть 1

Но это он в хорошую погоду весь такой блескучий. А посмотрите, что с ним стало на следующее утро. Серость и уныние. Слёзы капают.

Следующие три снимка сделаны с моста Макартштег днём 2 мая.

На первом снимке слева — территория Нового города на правом берегу реки Зальцах. Вдали виден городской автодорожно-пешеходный мост — это государственный Staatsbrucke (Штаатсбрюкке), связывающий районы Старого и Нового города. «Государственный», потому что построен на бюджетные средства в отличие от многих других, которые строились за счёт частных инвестиций. Существующий мост строился в годы войны остарбайтерами и военнопленными, закончен в 1948, реконструирован в 2007, а вообще в истории Зальцбурга он уже десятый на этом месте (первый был упомянут ещё в 1090 г.).

Зальцбург майский. Часть 1

На следующем фото того же моста лучше видно его примыкание к левому берегу вблизи Часовой башни. Мы недалеко от этого моста проходили потом, гуляя по Старому городу, но к нему не выходили, поэтому крупнее снять не получилось.

На третьем снимке левый берег, где красуется над обрывом Мёнхсберга Музей современного искусства, а внизу, под набережной Франц-Йозеф-Кай, причал для прогулочных катеров. (Эх, прокатиться бы, да времени на всё не хватит; действуем, как наметили…)

Зальцбург майский. Часть 1

Остальные мосты не видели, поэтому ничего о них сказать не могу.

Церкви

Церковь симпатичную на краешке горы Мёнхсберг мы уже заметили, а зовут её Pfarrkirche Mulln (приходская церковь Мюльн), родом она аж из XV века (годы строительства 1439–1453), выполнена в позднеготическом стиле. В XVIII веке интерьеры церкви были оформлены в стиле барокко. Поставлена весьма удачно, почти из всего приречного Зальцбурга её видно. С воды церковь Мюльн смотрится величественно, даже несколько надменно.

Зальцбург майский. Часть 1

Недалеко от церкви Мюльн, ближе к ж.д. мосту, уютно устроилась среди домов церковь Sankt Maria с белой башенкой, пристроенная за женским монастырём Mutterhaus der Barmherzigen Schwestern (что-то вроде Приюта сестёр милосердия).

Пусть и не такая заметная, как её собратья-конкуренты, но очень недурно смотрится, особенно через бело-розовую виньетку цветущих каштанов.

Зальцбург майский. Часть 1

Вернёмся на Мост Макартштег, бросим взгляд вниз по течению реки Зальцах и обнаружим ещё одно незаурядное творение — теперь на правом берегу: симпатичная башенка в коричневатых тонах. Вот как нарисовавшийся ансамбль выглядел солнечным днём 2 мая.

И вот каким он стал утром 3 мая — грифельно-чёрные шпили, бессильные проколоть свинцовую тяжесть клочкастой небесной ваты.

Зальцбург майский. Часть 1

Но пусть всё же останется в памяти более радостная картинка, в лучах вечернего солнца

Когда проходили мимо, я заснял вход в церковь с прикреплённой рядом табличкой: Evangelische Christus — Kirche (Евангелическая церковь Христа).

Приходская церковь Христа в Зальцбурге принадлежит евангелической церкви Австрии. Приход был основан в 1863 году, сегодня в нем состоит около 4500 членов общины. Большинство верующих лютеранцы и реформаторы. Церковный приход организует мероприятия для людей всех возрастов и интересов: детские праздники и молодёжные фестивали, образовательные программы, различные мероприятия для пожилых людей.

На протяжении веков отношения между протестантами и католиками складывались напряженно, в 1731 году начались массовые гонения на протестантов в Австрии, где единственной официальной религией был признан католицизм. Сейчас протестантская и Римско-католическая церкви, демонстрирует хорошие отношения, Евангелическую церковь Христа в Зальцбурге посещал с поклонением Папа Иоанн Павел II.

Зальцбург майский. Часть 1

В Старом городе плотность церквей очень высока. Попробую перечислить те, которые попали на следующий снимок.

Ближе всех к нам — массивное с тёмным куполом здание Коллегиенкирхе — Монастырской (по расположению рядом с университетом её обычно называют Университетской) церкви, построенной в 1696—1707 вв. стиле барокко. Отличается белоснежным интерьером, обильно украшенным изящной лепниной. Мы там, к сожалению, не были.

Чуть дальше и правее — Францисканская церковь с характерной красной шатровой крышей и высокой башней, которая в этот наш приезд была затянута строительной сеткой. XV век, готика с элементами барокко и романского стиля.

Дальше просматривается двухбашенный портал и зелёный купол Кафедрального собора (о нём дальше отдельно), а за ним — белая башенка с медной шляпкой, это церковь Ноннбергского аббатства, женского монастыря.

Справа, ближе к горе — собор Св. Петра (с зелёными куполами), принадлежащий Бенедиктинскому аббатству (действующему мужскому монастырю). Основан в VII веке покровителем Зальцбурга Святым Рупертом, который здесь в монастыре и похоронен. Сейчас аббатство представляет собой комплекс зданий XVII–XVIII веков с тремя внутренними дворами и монастырской церковью. Это один из старейших монастырей в немецкоговорящих странах, а в его стенах находится старейшая библиотека Австрии.

Монастырь примыкает к отвесной скале Мёнхсберг, где ещё с раннехристианских времён сохранились катакомбы, вырубленные монахами-отшельниками. Монахи использовали их как жильё до того, как был основан монастырь.

Зальцбург майский. Часть 1

В Старом городе на Резиденцплац рядом с Кафедральным собором находится одна из старейших действующих церквей Зальцбурга — Michaelskirche (церковь св. Михаила), относящаяся к аббатству Святого Петра. Построена в начале IX века, последняя реконструкция относится к 1767—1778 гг., сохранились несколько алтарей XVII века. Название своё получила в честь архангела Михаила.

До XII века в здании располагались одновременно императорский дворец, часовня и приходская церковь. Верхний этаж предназначался для императора и его ближайшего окружения, нижний, с отдельным входом со стороны рынка — для жителей города.

На следующем снимке можно отметить две церкви рядом с дворцово-парковым комплексом Мирабель. Слева, чуть правее дворца Мирабель, выделяется и далеко виден двухбашенный портал церкви Sankt Andra Kirche (Св. Андрэ, или Андреевская церковь) со сложной судьбой. Изначально здание церкви было построено в неоготическом стиле архитектором Якобом Чекони в 1898 году, во время войны сильно разрушено. Новый вид церкви, после её реконструкции в 1949 в упрощённом виде, не был принят горожанами, поэтому в 1960-х она вновь подверглась реконструкции. Правее Андреевской церкви, тоже с двухбашенным порталом, но поменьше — церковь Святой Троицы на Макартплац (XVIII век, барокко).

Зальцбург майский. Часть 1

Из всех перечисленных мы успели навестить только Кафедральный собор, можно сказать — сердце Зальцбурга. Над массивными бронзовыми дверями главного портала собора обозначены три даты: 774, 1628, 1959. Это годы первого освящения по окончании строительства и последующих, после наиболее крупных реконструкций.

Построенный в VIII веке на месте существовавшего здесь ранее древнеримского форума, собор затем неоднократно горел (842, 1167, 1312, 1598, 1859), а в 1944 году его купол был разрушен американской авиабомбой. Каждый раз собор восстанавливался и перестраивался. Свой нынешний облик собор обрёл в 1959 году в результате послевоенной реконструкции и реставрации. В результате, если первоначально это была базилика в романском стиле, то в существующем решении собора преобладает архитектурный стиль эпохи Ренессанс, в интерьерах — барокко. Здесь в 1756 году крестили Моцарта.

Зальцбург майский. Часть 1

Размеры собора впечатляют, его длина 101 м, ширина 45 м, высота основного здания 32 м, высота купола достигает 79 м, башен 81 м. В соборе одновременно могут поместиться до 10000 человек. Хотя, когда я его потом заснял немного сверху и в профиль, собор не показался таким уж большим.

На небольшой площади Domplatz (Домплац) перед собором установлена скульптурная композиция «Колонна богоматери». Она была выполнена по заказу архиепископа Сигизмунда Шраттенбаха скульпторами Вольфгангом и Иоганном Хагенауэр в 1766–1771 годах. Колонна увенчана статуей Девы Марии, у её подножия находятся аллегорические фигуры ангелов, демонов, мудрости и церкви.

Внутреннее оформление собора не отличается пышностью, присущей стилю барокко. Всё выглядит торжественно, но достаточно просто. На алтарной картине художника Масканьи изображена сцена вознесения Христа.

Зальцбург майский. Часть 1

Потолочные плафоны украшены лепниной и росписью сцен жития святых из Ветхого Завета

Хорошо просвеченный витражами купол привлекает мягким сиянием

Перед алтарём группа туристов внемлет женщине-гиду. 1 мая в Австрии национальный праздник, по этому случаю местные гиды надевают праздничные национальные наряды — так здесь принято. Видимо, и 2 мая это правило действует.

Зальцбург майский. Часть 1

Разумеется, в Зальцбурге есть ещё немало других соборов и храмов. Но те, что не попали на фото, я не упоминаю.

Мирабель

Ознакомившись немного с духовным обликом Зальцбурга, переместимся в сферу земного. Прогуляемся по дворцово-парковому комплексу Мирабель, благо он оказался прямо-таки на нашем маршруте.

История дворца и всего комплекса любопытна, полна любви и трагизма.

В конце шестнадцатого века влюблённый принц Вольф Дитрих фон Райтенау построил для своей возлюбленной Саломеи Альт дворец, который назвал в её честь Альтенау. Но Зальцбург был не просто княжеством, но и архиепископством, светская и церковная власти в нём были совмещены. Принц также был архиепископом и по церковным правилам жениться не имел права. Несмотря на это, не признанная официально женой Саломея родила Вольфу 15 детей, из которых, правда, выжили только десять. Но у сказки печальный конец, в конечном итоге князя-архиепископа в 1612 году бросили в тюрьму в крепости Хоэнзальцбург (и кто — его не то кузен, не то племянник!), где он и умер после пяти лет заточения. Дворец отобрали и переименовали в Мирабель (по-французски — «очень красивый»), а судьба Саломеи и детей осталась неизвестна.

С тех пор дворец неоднократно менял хозяев, горел и отстраивался заново. Но одно оставалось неизменными — это клумбы, живые изгороди, фонтаны, мощёные дорожки и аккуратные ковры из цветов, которые и по сей день являются неотъемлемой составляющей садов Мирабель.

В 1721–1727 годах дворец был перестроен в барочном стиле, а все постройки в этом районе были объединены в дворцово-парковый ансамбль Мирабель. После разрушительного пожара 1818 года дворец был отстроен заново, на этот раз в стиле неоклассицизма.

С 1868 года дворец Мирабель считается собственностью города, а с 1948 года является официальной резиденцией мэра (бургомистра) Зальцбурга. В Мраморном зале дворца проводятся церемонии бракосочетания, которые считаются очень престижными. Сюда стремятся попасть пары со всего мира.

От набережной к комплексу проходим через небольшой парк с декоративными кустарниками и «падающими» соснами на склоне холма.

Зальцбург майский. Часть 1

Парадный выход ко дворцу Мирабель через решетчатые ворота, с открывающимся видом на крепость Хоэнзальцбург. Один из самых открыточных видов Зальцбурга.

Бронзовый Пегас работы Каспара Граса (1661) был предназначен для установки на площади Капительплац рядом с Кафедральным собором, ко дворцу Мирабель его перенесли в 1913 году.

А из скопления людей перед дворцом, далёкого от их интересов трудяги-дворника, крылатого Пегаса, никак не могущего улететь в свою высь, и блаженно развалившихся на майском солнышке львов как-то сама собой сложилась композиция «Люди и звери: каждому своё».

Зальцбург майский. Часть 1

Если подняться по лестнице между львами и пройти немного вперёд, то окажетесь перед входом в Мирабельгартен, сад скульптур, заселённый фактурными, каждый со своим характером, человечками-гномами. Первые 28 карликов были размещены в парке ещё в 1715 году. На вид фигуры были немного странными и даже страшными, что не понравилось тогдашнему королю Баварии и хозяину Зальцбурга Людвигу Первому Баварскому, и по его распоряжению в 1811 году их распродали. Впоследствии карликов удалось вернуть на родину, но не в полном составе, всего лишь 15. Все они продолжают выполнять своё предназначение — рассказывать о занятиях местных жителей.

Но мы сейчас в сад скульптур только заглянем, а отдельных представителей этого славного семейства можно посмотреть в фотоальбоме.

Зальцбург майский. Часть 1

Центральная парковая зона Мирабель украшена цветочными орнаментами на фоне ровного зелёного газона и называется Большой Партер. В прошлый наш приезд зимой она смотрелась весьма уныло, но в ясный майский день выглядит очень даже неплохо. Кстати, на этом снимке слева видны несколько зданий-коробочек, это — Моцартеум, современный концертный зал Зальцбурга. Мне как-то не показалась удачной идея всадить модерн в сложившийся исторический комплекс.

На следующем фото слева (за кадром) дворец Мирабель, направо от него уходит Большой партер и параллельно ему (ближе к нам) — небольшая аллея или линейный сад, только начавший зеленеть. Вдали видна макушка горы Капуцинерберг.

Аллея вдоль Большого партера смотрится пока пустовато, ещё не набрала полной мощи зелень, не укрылась лозой арочная галерея. Но скоро это всё будет…

Зальцбург майский. Часть 1

С противоположной от сада скульптур стороны Большого партера расположился Оранжерейный сад, отделённый от эспланады высоченной оградой с помпезными воротами. Впрочем, названия Оранжерейный сад я не встречал, просто этот садик упирается в застеклённое здание оранжереи, около которого сейчас чего-то ожидает группа туристов.

В самой оранжерее людей нет, неподвижно висит влажная духота.

В Оранжерейном саду газоны украшены не яркими вензелями, а ровными дугообразными гривками тёмных жёстких растений — то ли это трава, то ли цветы такие, то ли мини-кустарники, я не разбираюсь. А на стене примыкающего служебного здания — висячие сады из пышно цветущих в эту пору глициний.

Зальцбург майский. Часть 1

В центре Оранжерейного сада — оригинальный фонтан с сидящей девичьей фигуркой

А в центре Большого партера — главный фонтан комплекса, с чистейшей водой и утками

Зальцбург майский. Часть 1

По обе стороны от фонтана — мраморные скульптурные композиции, аллегорически представляющие четыре стихии: огонь, воду, воздух, землю. Созданы в 1690 году.

Аллегория Огня — Эней и его отец Анхизом, спасающиеся из горящей Трои.

Зальцбург майский. Часть 1

Аллегория Воды — Парис, похищающий Елену Прекрасную.

Не могу сказать, что скульптуры шедевральны, к тому же не мешало бы их почистить. Насколько помню, зимой в мокрую погоду они смотрелись просто ужасно от грязного налёта, сейчас на солнце это не так заметно.

Одна из скульптур попыталась спрятаться от любопытных глаз в густой зелени, но не тут-то было… Предполагаю, что это скульптура-фонтан «Сюзанна в купели», лицо и фигура которой скопированы с Саломеи Альт по заказу архиепископа Райтенау, но даже предположений не имею, почему она спрятана в кустах без всякого фонтана.

Зальцбург майский. Часть 1

На этом заканчивается первая часть рассказа. Но путешествие по майскому Зальцбургу продолжается https://www.tourister.ru/responses/id_28471 .