Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:45

Миргород, Великие Сорочинцы, Лубны — Украина Август 2019

Август…

Лето пролетело как один миг! Почему так быстро заканчивается все хорошее? И на холодные времена, которые вскоре неминуемо наступят, нам останутся только воспоминания о быстро пролетевшем летнем времени и тех местах где удалось побывать — в нескольких европейских городах и Скандинавии.

В Украине, как всегда, в августе еще жарко и на последнюю декаду месяца хочется куда-то выехать к ее славной Природе и Истории. В начале месяца мы нашей дружеской компанией сплавлялись по Зеркальной Десне, а сейчас решили совершить автомобильную поездку на Полтавшину — там мы встретились с историей этого края и с веселым мероприятием, которое существует вот уже почти два века — Сорочинской Ярмаркой.

Наш трехдневный маршрут включал в себя несколько интересных мест, которые мы посетили в Киевской и Полтавской областях. Помнится, наша первая встреча с Полтавщиной была ровно три года назад, когда мы сначала спустились на плотах-катамаранах по реке Ворскла, а потом побывали в гоголевской Диканьке.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Первой была встреча с творчеством народной художницы Катериной Белокур. Далее было посещение Мгарского мужского монастыря и дорога к месту наших двух ночевок в селе Великая Багачка. Затем — Сорочинская Ярмарка и курортный город Миргород. Итого расстояние в один конец составило около 345 км.

Музей Катерины Белокур

В сторону Полтавщины от Киева ведет хорошая автомобильная трасса М03 с двумя полосами в каждом направлении. Движение было не очень напряженным, поэтому, почти постоянно держа скорость около 120–130 км/час, мы довольно быстро тремя машинами доехали до поворота на село Богдановка, находящегося на 121-м километре на границе Киевской и Полтавской областей. В этом селе есть уникальный Музей-усадьба не менее уникальной и поистине народной художницы Катерины Билокур.

У входа в фамильный дом, который построил к рождению художницы ее отец, стоит гранитный камень, на котором выгравированы слова:«Поклонимся земле, где жила и работала Екатерина Белокур. Отсюда, с белой селянской хаты вышла в большой мир творчества народная художница и пошла до людей ее художественная поэзия». Давайте беречь святыню!». Здесь же растет дерево, посаженное ее отцом в честь рождения дочери на самой заре 20 века — в 1900 году.

Как у художницы, у нее была очень трудная судьба. Родители не приветствовали ее увлечение рисованием, которое проявилось у нее еще в детстве. Научив ее дома в 6 лет читать и писать, они больше не отдавали ее в школу, а только заставляли работать по дому и заниматься в основном шитьем. В этом деле она тоже стала настоящим профи. Ее рушники с вышитыми цветами были, как говорится, нарасхват.

Рушники, которые вышивала молодая Катерина

Но, несмотря на запреты отца, часто уничтожавшего ее рисунки, сделанные на бумаге, она продолжала рисовать на фанере и досочках, которые тайком брала у своего отца. А чем рисовала? Сама делала кисточки из волос гривы и хвостов лошадей. Где-то тайком добывала краски, но чаще всего делала их из цветов и трав. И — рисовала. В основном цветы и то, что ее окружало…

Картина "Воробушки"

Занятая домашней работой, она не получила совершенно никакого образования. Да еще и эпоха наступила, как говорится — «Не приведи, Господь!» — Первая Мировая, революция, Гражданская война, разруха, коллективизация…

Но, несмотря на наличие таких жестких родителей и такие условия, в которые попало ее село в первой половине 20-го века, она продолжала заниматься своим любимым делом. Это ее творчество не позволило ей завести и семью — ее трижды звали замуж, но ставя при этом жесткие условия — никаких рисунков! Только муж, огород, борщи и дети! Добавляло ей тяжести и то, что в селе у нее не было ни одной близкой души — деревенские нравы были тяжелы и грубы и никто из ее ровесниц ее не понимал.

Портрет Е. Белокур. Работа худ. Коновой Г. 2007 г.

Юность и зрелые годы Катерины так и прошли в этом доме. Из-за отсутствия начального образования ее не приняли ни в Миргородский техникум художественной керамики, ни в Киевский театральный техникум. В колхоз она также не вступила, чем навлекла на себя гнев его руководства. Ей было отказано во всякого рода трудоднях и провизии и она была вынуждена жить на собственных хлебах вместе с родителями. Но, продолжая рисовать. Как-то в конце 30-х годов она пыталась даже покончить с собой. Однако, бросившись зимой в ледяную реку, только получила сильнейший радикулит и осложнения на ноги, чем и страдала всю оставшуюся жизнь…

Красоты и достопримечательности Полтавщины

И вот в конце 30-х годов случай свел ее со знаменитыми в те годы певицей Оксаной Петрусенко и поэтом Павло Тычиной (тот самый, который: «Трактор в поле дыр-дыр-дыр! Мы за Мир, мы за Мир!»). Они оценили ее рисунки и организовали в 1940 году в Полтавском доме народного творчества Персональную выставку, состоявшую всего из 11 картин. Выставка имела огромный успех и художницу премировали поездкой в Москву. И уже там она, посетив Третьяковскую галерею и Пушкинский музей, вплотную познакомилась с миром профессиональных художников.

В Доме художников Украины

В основном Екатерина Белокур рисовала цветы. Нередко в одной картине сочетала весенние и осенние — такая картина рисовалась ей — с весны до осени.

Вот одна из ее самых знаменитых картин — «Колхозное поле». На переднем плане на ней изображены 6 георгин и где-то там вдали на поле — трактор. Председатель колхоза и секретарь местного райкома партии раскритиковали ее — а где же рабочий и крестьянин? Где виден их доблестный труд по строительству коммунизма? Но она оставила картину в своем первоначальном виде — я так вижу это поле…

Картина Колхозное поле
Картина "Колхозное поле"

Кроме цветов Екатерина Белокур рисовала также пейзажи и портреты. Отношение к ее «малеванью» изменилось только тогда, когда за ее работами стали гоняться столичные искусствоведы и галереи, а увидевший их Пабло Пикассо сказал: «Если бы у нас была такая художница — о ней говорил бы весь мир».

К. Белокур. Декабрь 1960 г.

И, если отец и смирился с ее творчеством, то мать, прожившая очень долгую жизнь, так и оставалась строгой и безразличной к ней. Судьба распорядилась так, что мать и дочь скончались почти одновременно в июне 1961 года. Мать от старости в 94 года, а дочь от рака…

Заканчивая нашу экскурсию по дому, которую нам провела сотрудница этого музея, мы вышли во двор и в глубине его увидели памятник этой народной художнице и представительнице т.н. «наивного искусства». Здесь она спокойно сидит в лучах заходящего солнца и держит в руках букет цветов…

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Покинув музей, вырулили на полтавскую трассу и через 90 километров свернули к еще одному известному в определенных кругах месту — Мгарскому мужскому монастырю.

Мгарский (Лубенский) Спасо-Преображенский монастырь

Этот мужской монастырь, относящийся к Полтавской епархии, имеет очень давнюю и славную историю. Согласно легендам, монастырь на этом месте существовал ещё до татарского нашествия XIII века. Он находится в Мгарском лесу в 6 км от города Лубны. В наши дни в этом монастыре обитают 25 монахов и один из них провел с нами короткую экскурсию.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Поначалу монастырь был деревянным, но в 1692 году на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы был построен каменный Спасо-Преображенский собор, который мы и видим перед собой.

Святыней монастыря до 1922 года были нетленные мощи Константинопольского патриарха Афанасия III Пателлария (Сидящего), погребённого в 1654 году, которые впоследствии были перенесены в Харьков.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Видно, что иконостас и все другие образа и картины так и блещут новенькой позолотой и сияют свежими красками. Так оно и есть! Все они восстановлены в последнее десятилетие и монастырь поднят из разрухи, в которую его опустила Советская власть.

После Гражданской войны и той неразберихи, которая была на этих территориях, переходивших из рук в руки, все стены главного храма монастыря были вот в таком состоянии — со следами пуль в головах святых на настенных фресках, разломанными и сожженными картинами и разграбленным уникальным и богатым алтарем. Эта побитая пулями фреска оставлена единственной в таком виде в назидание потомкам.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Что только не пережил этот монастырь в советские годы! В 1919 году в нем были расстреляны большевиками игумен Амвросий и шестнадцать монахов. В начале 1930-х годов на его территории был создан лагерь для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946-го — войсковые склады. В 1985 году монастырь был передан под пионерский лагерь. И только в 1993 году началось его возрождение.

В полукилометре от храма находится Скит Мгарского монастыря. Скит при монастырях обычно находится на некотором удалении от места монашеского общежития и там проживают состарившиеся монахи. Это место уединения и молитвы и туристов допускают туда только на пару часов после 16:00. Всё здесь обустроено с любовью, начиная от скамеек и дорожек и заканчивая цветниками и литыми из металла причудливыми украшениями.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

А чего только стоят эти белоснежные лебеди перед воротами скита! Какая богатая фантазия была у этого мастера! Ведь он вырезал всех этих изящных птиц из старых автомобильных покрышек!

В километре от скита на высоком берегу небольшого озера в память о жертвах Голодомора, который был в Украине в начале 30-х годов, установлен большой колокол диаметром метров пять-шесть.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Спустившись с этого холма, вырулили по направлению к Миргороду, до которого оставалось еще километров пятьдесят. Там мы решили пообедать в неплохом этническом кафе-ресторане «Хуторок», экстерьеры и интерьеры которого навеяны украинской тематикой и гоголевскими произведениями.

Кафе-ресторан «Хуторок»

Это заведение расположено возле территории санатория МВД «Миргород» и имеет небольшие расписные домики под соломенными крышами и основной зал на 50 мест. В меню — традиционная украинская кухня со всякими там варениками и галушками. А на территории, выходящей на реку Хорол, есть большая зеленая площадка для игр детей и пляжная зона с возможностью купания в реке.

Единственный минус этого места — здесь никто никуда не спешит…

Село Великая Багачка

Пообедав, вырулили к селу Великая Багачка (25 км). Там мы забронировали комнаты в санатории «Псел», специализирующегося еще с советских времен на профилактике и лечении различных органов брюшной полости — всяких там печенок и селезенок. Санаторий был основан в 1976 году на базе дома отдыха и по сей день там работают эти корпуса (проживание 300 грн/чел/день с завтраком=$12). Правда, помимо комнат в таком корпусе, в санатории есть еще и очень комфортные коттеджи.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Главное богатство санатория — хлоридно-натриевая слабощелочная минеральная вода «Великобагачанская», которую используют для питьевого лечения и наружного применения. Эту воду санаторий получает из собственных скважин глубиной 300 м, расположенных на его территории. Ну, а для тех, кто не нуждается в лечении или профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, есть другая вода — чистая и теплая, да еще и с песчаными пляжами на реке Псел.

Великие Сорочинцы

Переночевав, после завтрака выезжаем в село Великие Сорочинцы. До него 35 километров на север. Дорога асфальтированная с залатанными весной участками. Кое-где, видно — они были довольно большими. Свернув с трассы, подъехали прямо к въезду на территорию Ярмарки. Местные жители сразу зазывают к себе на придомовые участки для парковки. Такий сервис стоит 40 гривен ($1,5) на весь день. Есть и бесплатная парковка. Но она находится в чистом поле и от нее до выставки нужно потом идти около полукилометра пешком. Поставив вот так удачно машину, мы сразу выходим к главной аллее Ярмарки.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

На входе видим информацию о мероприятиях, которые будут сегодня 24 августа — в День Независимости Украины. Из главных артистов, которые выступят сегодня, мы видим на афише Вахтанга Кикабидзе! Но это будет уже поздно вечером.

А вот и главная Арка Ярмарки. Забравшись на нее за 10 гривен, мы видим громадное поле, в котором, куда не кинь взгляд — палатки, палатки, палатки. И в каждой из них есть что-нибудь вкусное, интересное или нужное для гостей Ярмарки.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Если бы не жара за +30, можно было бы напробоваться бесплатно всяких разных напитков, начиная от закарпатских вин до крепких медовых и травяных настоек.

Конечно, не нужно пропускать и ряды, в которых продают мед самых разных сортов и из самых разных областей Украины. Порой многие такие места оформлены очень оригинально.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

А как же обойтись без самой знАковой части украинской диеты — Сала? О! Его здесь тоже немало. Вот перед нами выставлен целый поднос для дегустации — ешь! Не хочу-у-у…

Очень много всякой одежды — от обыденной до модной с богатой вышивкой.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Можно купить футболки с разными юморными надписями типа: «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать!»

Такие ряды перемежаются площадками, на которых выступают народные артисты из разных областей страны.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Ну, и конечно, кругом селфи и фотосессии. И на телегах с сеном, и с арбузами в обнимку. Можно было даже и прокатиться на телеге, запряженной настоящими здоровенными быками, которых ведет справжний селянин.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Здесь же мы увидели и настоящего мастера, который на наших глазах простым лобзиком и пилкой делал из бревен настоящие скульптурные шедевры. Вот на этом снимке мастер заканчивает фигуру писателя Гоголя, мотивы произведений которого здесь встречаются повсюду.

О! Не прошли и десяти метров от этого мастера, как встретили настоящего живого писателя! Самого Николая Васильевича Гоголя — ведь как известно, он был уроженцем села Сорочинцы. В XIX веке такая ярмарка была одной из многих на территории Украины, но свою известность она приобрела после выхода в свет его повести «Сорочинская ярмарка».

Красоты и достопримечательности Полтавщины

После установления Советской власти такие ярмарки не проводились и только в 60-х годах XX века эта традиция была возрождена вновь. В настоящее время этому мероприятию присвоен статус «Национальной Сорочинской ярмарки» и обычно она проходит во второй половине августа. В этом году — с 20 по 25 августа.

В стороне от главной торговой аллеи находится большая концертная площадка и множество ресторанов с блюдами традиционной украинской кухни. Повсюду особый колорит ярмарке придают одетые в национальную одежду продавцы, ремесленники и актеры.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Полдень. Солнце разогрелось не на шутку — надо ехать к себе в село Великая Багачка и остудиться в прохладных и чистых водах реки Хорол. Здесь мы проведем вторую ночь и завтра выедем домой в сторону Киева. Но по пути заедем в славный город Миргород.

Миргород

Этот районный центр представляет собой эдакую смесь старинных особняков начала 20 века и советской архитектурной безликости хрущевок. Отдельно в этом ряду занимают места санатории, которые возникли здесь благодаря открытию целебных минеральных источников. И основным местом притяжения, где находятся такие санатории и места отдыха горожан является Миргородский Курортный Парк.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Слева от парадных ворот парка стоит памятник писателю Н. В. Гоголю. Также на территории парка расположен Свято-Успенский храм, в который верующие приходят помолиться и набрать целительной воды.

Памятник Н.В. Гоголю

Неподалеку от входа стоят интересные цветочные инсталляции портретов Гоголя и Шевченко, а чуть поодаль — макета церкви.

Первые водолечебницы, в которых использовались целебные свойства знаменитой минеральной воды, появились здесь в 1915 году. И считается, что лечебный потенциал местной минеральной воды хорошо зарекомендовал себя в борьбе с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и органов пищеварения.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

В настоящее время на территории Курортного парка расположены лучшие городские бальнеологические санатории. Через реку Хорол, протекающую через город, перекинут большой пешеходный мост и по обе стороны реки располагаются корпуса различных санаториев.

По обоим берегам Хорола оборудованы пляжи и стоянки лодок с возможностью брать их напрокат. В самом парке также действует музей города-курорта Миргород. Имеется здесь также бювет с минеральной водой, а неподалеку находится городской дом культуры.

Изюминкой Курортного парка является озеро с фонтаном, на котором круглый год обитают птицы — лебеди и утки. Оно интересно тем, что не пересыхает даже летом, поскольку имеет подпитку подземными источниками. Это место было увековечено Гоголем в повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» как «Миргородская лужа». И это название закрепилось и держится в обиходе местных жителей до сих пор.

Миргородская лужа, украшавшая город в 19 ст., жива и поныне. К сожалению, от нее осталась лишь десятая часть, но, благодаря Н. В. Гоголю, на сегодняшний день она является хорошо узнаваемой местной достопримечательностью.

Красоты и достопримечательности Полтавщины

Все парковая территория «заселена» скульптурами, изображающими знаменитых персонажей бессмертных гоголевских произведений.

Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Ну, вот! На этом наше полтавское путешествие закончено! Выруливаем из Миргорода на трассу М03 и держим курс на Киев! До новых встреч на дорогах Украины и всех других близлежащих стран!