Турист Тимофей (utmvdv)
Тимофей
был 5 мая 20:02

Архипо-Осиповка — Россия Август 2019

Отпуск — это всегда праздник!

Целый год работаешь чтобы летом восстановить силы, которых запасешь еще на год вперед. Длинными зимними вечерами есть время определить место, где провести летние две недели.

В этом году решили поменять место отдыха. В 2018 году отдыхали в Архипо-Осиповке — милом, уютном поселке на реке Вулан, расположившемся между Геленджиком и Джугбой. Решили съездить в поселок Кабардинка, который расположен на другой стороне Цемеской бухты от Новороссийска, его нахваливали многие знакомые. Решили, забронировали номера и вперед!

Дорога к морю. Трасса М-4 — это путеводная нить, связывающая русского человека с морем. Она вызывает много вопросов, ее обсуждают, ругают, однако это главная артерия из сердца России на юг. Дорогу не выбирают, она выбирает и заставляет ехать по ее правилам. Мне понравилась эта дорога, с одной стороны много машин, с другой все-таки комфортнее, чем по М-5, где на большинстве трассы двух полосное движение и постоянно приходится обгонять.

Отпуск на море

Маршрут: Рязань — Липецк — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск — Кабардинка (1500 км). Расписал график движения, сомнения вызывал один участок — Лосево (Воронежской обл.), но решение по нем решил принимать в Воронеже, в зависимости от он-лайн пробок по факту. Моим штурманом стала как обычно любимая жена Светлана.

Выехал в 11 августа 2019 года 4.30 из Рязани. Дорога пустая, машин мало, асфальт неплохой, рассвет занимается. От Рязани до М-6 (Каспий) и поворота на Чаплыгин прошел быстро (167 км). Граница Липецкой и Рязанской обл. видна на дороге на Чаплыгин и не в нашу пользу. Дальше Липецк по объездной прошел без проблем, до Воронежа осталось 60 км. Важный вопрос — это как проходить платные участки, которые конечно напрягают и раздражают.

Много рассказов о том, как объехать. Весной на этой дороге решил поэкспериментировать и объехать платный участок на М-4 Липецк — Воронеж.

Отпуск на море

Обидно, когда за 3 км платной дороги платишь больше 100 руб. Бесплатная дорога через Хлевное — это треш. Узкая, на протяжении 10 км 5 знаков ограничения скорости 20 км, 12 лежачих полицейских и в каждой деревне светофор — платная дорога сохраняет нервы и время — альтернативы сейчас нет, поэтому спокойне, не переживая идем по платным участкам и только собираем чеки! В 9.30 уже был в Воронеже. Там встретился с родной сестричкой Татьяной, племянниками Егором и Викусей, свояком Сергеем. Поцеловались, выпили кофе, сфотографировались и вперед на юг, дорога не ждет.

Посмотрел навигатор и решил — еду через Лосево и не прогадал. Запрет на пропуск грузовых машин в выходные влияет, посты ДПС их отсекают, и они большими вереницами уходят в объезд в районе Лисок, или стоят вдоль трассы, а легковушки бегут вперед. Вокруг красота, местность изменяется на глазах, еще не чувствуется приближение осени деревья своей яркой зеленью радуют глаз. Вначале леса, потом перелески, потом лесополосы, а дальше бескрайние поля. Ехать легко, проезжаешь много населенных пунктов, смотришь на красивую, иногда вычурную архитектуру домов. Под Богучаром яндекс-навигатор повел нас в объезд ремонта моста по деревенским закоулкам.

Отпуск на море

Было интересно наблюдать жизнь русской деревни: покосившиеся домишки, дети, играющие возле домов, пасущаяся скотина, огороды, на которых в известной позе трудятся хозяева и дорога, которая не подлежит критике. Потеряли минут 40, но впечатления обновили. Возникали вопросы на пунктах оплаты, где приходилось постоять, но в целом все прошли на ура!

Ростов-на-Дону обошли стороной, лишь на дамбе немного потолкались, Аксай не вызвал вопросов. Посты ДПС попадались, однако ни один не остановил. Заправки, в основном известных брендов были заполнены, как заправляющимися, так и кормящимися. Мы не были исключением. Выбрали Роснефть и не вызывали вопросов возможность заправиться, сходить в туалет и выпить кофе. На улице комфортные 20℃ (пока ехали по средней полосе России), даже включать кондиционер не приходится. Немного напрягает, что на море будет так же и отпуск испортится, но доверяем прогнозу и ждем приближения тепла.

После Ростова-на-Дону опять пошли непонятные платные участки, которые заставляет злиться с одной стороны очередью, с другой 140 руб. за 10 км и невозможность проехать дальше по тому же чеку, как на М-4 в Воронежской обл., напрягает. Платные дороги без освещения и без возможности стать на обочине ночью — это круто, надеюсь это изменится.

Заранее через Booking.com заказал номер на двоих в небольшой станице Динской под Краснодаром в 3 км от трассы, тихом и спокойном месте. 1200 км прошли по графику и в 21.00, как рассчитывал прибыли в Динскую, гостиницу Моцарт.

В гостинице заказали горячую уху, разместились, через окно в крыше посмотрели на звезды и спать. Включенный завтрак принесли в 6.30, он большой и съесть его было нереально. Гостиница понравилась, номер с завтраком 1800 руб, до моря 200 км, приезжаешь отдохнувшим и готовым к приключениям.

Расстояние 1200 км прошли за 16 ч 30 мин. Заехали на час в гости в Воронеже, дважды перекусывали на заправках по полчаса своими продуктами и кофе из аппарата, на бензин потратил около 3 500 руб., средний расход 5,5 л на сотню.

В 6.45 уже в путь. Навигатор показывал разные варианты движения, но на маршруте Динская — Краснодар — Джугба — Кабарбинка, на проверенной трассе, показывал аварию и пробку на 2 часа за Горячим Ключом, все было не только красное, но бардовое. Поэтому решил ехать через Новороссийск: Динская — Славянск-на-Кубани — Крымск — Новороссийск — Кабардинка — 220 км (4 часа). Ушли с привычной дороги, загруженной машинами, перешли на внутреннюю дорогу Краснодарского края. Поехали через малые станицы, окруженные полями, виноградниками, бахчами. Цены в придорожных развалах на местные ягоды, овощи и фрукты дешевле, чем в средней полосе России (арбуз в Рязани — 23 руб., а здесь — 8 руб.). Хотелось конечно быстрее увидеть горы, а вокруг поля и поля, дорога постоянно клонилась к морю, и машина шла легче тоже в предвкушении отдыха.

Отпуск на море

Начали приближаться к Новороссийску, пошли небольшие поселки, начали появляться огромные заводы, заводы… Это конечно немного давило, но мы надеялись побыстрее увидеть море. Наконец-то наступил момент, когда закончился судоремонтный завод и кривые улочки Новороссийска вывели нас к морю. Долго плутали, стояли на светофорах, наконец вырвались на шоссе и остановились у стелы Новороссийск, сделали фото, записали видео, отметились, что отдых начался. Всем по мессенджерам разослали приветы с фото — радуйтесь и немного завидуйте.

По замысловатой дороге доехали до Кабардинки, нашли гостевой дом, который через Booking.com заказали. Не буду говорить название, но до моря не 800 м заявленных, а 1500 м, балкон есть, но курить нельзя, «Хозяйка» Екатерина вела себя не слишком гостеприимно, «Ваши деньги мне не принципиальны — ищите, что хотите».

Солнце жарит + 30 ℃, хотя выезжали, было +12℃, одежда по осеннему сезону соответствующая. Пошли искать море и пытаться найти место поближе. У супруги слезы наворачиваются. Плюнули, решили поехать в проверенное место — Архипо-Осиповку, где отдыхали в 2018 г. Телефон отозвался, Андрей, хозяин Гостевого Дома 5 ответил. Все решим, приезжайте!

Отпуск на море

Архипо-Осиповка. Навигатор показал 58 км, которые прошли быстро по живописным местам. К 13.00 были на месте. Отличный гостевой дом, 800 м от моря, на тихой литературной улочке Гоголя 1б, машину спрятали и на набережную в предвкушении Ходыженского пива и неповторимых местных чебуреков в 10 м от моря. Этого ждали целый год. Ура! Мы на море! Вот оно счастье!

Чем нравится мне Архипо-Осиповка — этот небольшой поселок у моря, постараюсь рассказать и перечислить все достопримечательности, которые успели посетить.

Исторически местность, в которой расположена Архипка, была заселена древними племенами около 2000 года до н. э. Именно с тех самых времен в районе Большого Геленджика и сохранились каменные дольмены. Примерно в VI веке до н. э. в районе современной Архипки расселились племена, которые считаются прямыми предками черкесов и адыгейцев. В ХV веке здешние земли попали под власть Османской империи. Лишь в 1828 году в ходе русско-турецкой войны Россия утвердила свою власть над северным побережьем Черного моря.

Своим рождением курортный поселок Архипо-Осиповка обязан Кавказской войне XIX века. Для успешной борьбы с горцами, населявшими здешние земли, военное министерство России создало на черноморском побережье 17 оборонных укреплений, одно из которых — Михайловское, было заложено на месте современной Архипо-Осиповки.

В 1889 году станица Вуланская была переименована в деревню Архипо-Осиповку, названную в честь героя Кавказской войны, крепостного крестьянина из Киевской губернии, Архипа Осипова. «Большая курортная история» села началась лишь в 1960 году, когда его преобразовали в курортный поселок.

Отдых. Мы в Архипо-Осиповке уже во второй раз. Я был сторонником путешествовать каждый раз в новом месте, но сегодня чувствуешь прелесть отдыхать там, где все знаешь.

Прошли вдоль моря, искупались, вышли на набережную, поели мороженного (шоколадного в шоколаде). Даже на центральном пляже можно вполне комфортно разместиться, хотя людей много. Здесь множество мелких развлечений: поездка на рыбалку, купание в открытом море, полет на парашюте, водный велосипед, банан: «Кто пришел на пляж в панаме, тот поедет на банане! Кто пришел сегодня в кепке, тот поедет на таблетке!» зазывалы на пляже виртуозы слова, способные впарить что угодно.

Отпуск на море

Еще одна особенность местной культуры, к которой захотелось приобщиться. Дороги узкие и проехать с ветерком мест мало. Часто на центральной улице Ленина стоит пробка, поворачиваешь со второстепенной дороги и тебя сразу пропускают, удивительно, но смотришь на номера — местный, приезжие не в обиду будут по-московски прижиматься к предыдущей машине, не поворачивая головы, хотя с ним будешь толкаться в пробке целый час вместе. Доброжелательное отношение у местных во всем: в магазинах, на машинах, просто с прохожими. В этом году обочечников стало в разы меньше, появляется культура.

На улице много палаток, где зазывают отдыхающих на активный отдых. Стояли, выбирали и наконец решились на экскурсию в Сталактитовый грот. Улыбчивая девушка Наталья объяснила достоинства так, что слюнки потеки.

Грот. Сталактитовый грот в Подколзином Яру. В 9.00 рычащий леопард (УАЗ-3151) с водителем Владимиром стоял у ворот нашего гостевого дома. Команда уже была в сборе, я был потеряшкой, так как на моем телефоне закончились деньги, и он был недоступен, пока сам не додумался позвонить. Рванули!!! Без разбега на восточной окраине поселка соскакиваем с асфальта на каменистую грунтовку. Скорость 60 км/ч, крыша открыта, ветер в лицо — красота! Водители формулы-1 нервно курят в сторонке.

Отпуск на море

Обещали форсирование 12 рек, первая же окатила нас водой с ног до головы, адреналин зашкаливал, впереди идущие машины с семейными отдыхающими, после короткого сигнала отскакивали в сторону и оставались позади. Мимо проплывали яблоневые сады, виноградники. Дальше мы свернули в русло реки, по дну которого бежал небольшой ручей. Однако стоящие деревья с ободранной корой показывали, что этот безобидный ручеек после хорошего ливня может превратиться в бурлящий поток, сносящий все на своем пути -деревья, дома, машины. Не верится, что такое происходит ежегодно!

Недалеко от ущелья Подколзин Яр для ленивых нас подвезли прямо к лестнице, и мы пошли на 43 м вверх к гроту, 200 с небольшим ступенек. Владимир объяснил, что раньше чуть выше по течению располагалась армянская деревня, которые спасаясь от турок, здесь основали свою общину. Это место считалось святым в Армянской церкви, здесь проходили службы и сюда приносили крестить детей. Грот небольшой туда запускают по пять человек, всюду сталактиты и сталагмиты, потоками воды промытые причудливые формы, по которым течет минеральная вода. Нужно не забыть прихватить с собой пустую бутылку, вода не просто минеральная, а с ионами серебра (стоит до их пор)!

Вокруг красивое ущелье, прохладно и завораживающе. Спустились вниз и подходим к очередному классному месту — бане! Спасибо тем, кто придумал после купания в горных речках, прохладном озере в гроте в мокрой одежде пришли к бане. За 100 руб. получаешь непередаваемое удовольствие, после парилки в горное озеро — красота и опять в парилку. За это время развешанные в предбаннике вещи успели подсохнуть. Рядом бочка (вода и вином 10:1). Мужики прошли мимо, а девчата окунулись за такие же 100 руб. вокруг красота, сели в УАЗы и через 5 минут мы подъехали на очередную поляну, где в загоне паслись лошади и стояли красивые деревянные бунгало, где нас покормили вкусным шашлыком и жаренной рыбой.

Отдельно остановлюсь на двух дегустациях: меда и вина. Мед взбитый миксером с разными добавками — это необычно, думаю нужно попробовать. Мне понравился мед с пицундской сосной и мед с мятой. Вина были разные, технология дегустации от низкого сахара к более высокому, мне понравилось Саперави, я взял с собой бутылочку.

Обратная дорога была более быстрая, уже знакомая. Мы стояли на заднем сиденье УАЗа, окатываемые водой горных рек, девчата визжали, машина ревела. Все это снимали на видео, чтобы было, что вспомнить. Своей шестеркой мы с дружились, обменялись телефонами и уже в тот же день написали положительные отзывы нашему водителю — гиду Владимиру! Кроме впечатлений, получил шесть новых знакомых с которыми обменялись информацией о лучших местах отдыха, фотографиями, телефонами и возможно знакомство продолжится.

Водопады. Хорошего не бывает много. Понравился джиппинг и сразу потянуло продолжить. На этот раз в направлении Геленджика — водопады на реке Обляго между Архипкой и Текосом. На этот раз компания была более культурная и дорога не пролегала через очень крутые реки, мы были сухими до прибытия.

Отпуск на море

Видимо водителями принимают ребят, у которых драйв в крови. Мы мчались по грунтовой дороге под 60 км/ч, уверенно объезжая ямы, пролетающие мимо сливовые сады, разбегающиеся в разные стороны попутные машины. Поднимались все выше и выше в горы по ущелью, вокруг сжимался лес, мы поехали по руслу реки. Говорят, что вокруг заповедник, кабаны, волки, косули — здесь обычное явление. Чистый воздух, красивые виды, река, меняющая свое русло — красота завораживает, никаких денег не жалко. Поднимаемся все выше, наш УАЗ ревет, камни выстреливают из-под колес, удивляешься, как здесь можно проехать?! Но, мы взбираемся все выше. Вдруг открывается небольшая площадка — мы на месте.

Дальше пешком по руслу реки — пять водопадов. Сюда дорогу пробили только в 2019 году, поэтому еще не обустроена инфраструктура, лишь небольшие бунгало, но это лучше — вокруг естественная природа, чуть-чуть подрехтованная человеком. Впереди 5 красивых водопадов, родник и 3 км драйва. Впереди нас идут с детьми, возвращаются бабушки — этот маршрут покоряется любым поколениям. Дорога петляет по руслу реки, иногда поднимается в лес. Чтобы обойти разломы и водопады. Каждый из них имеет свое название, каждый уникален, возле каждого есть купель, где можно окунуться в ледяной воде — кайф! Мы решаем совершить подвиг на обратном пути, чтобы понимать сколько останется идти, потому что в мокрой обуви не так удобно взбираться по камням. За каждым поворотом открывается уникальное зрелище. Несмотря на лето водопады питаются родниками и наполнение водой остается достаточным, попадаются буреломы, заботливо распиленные для прохода.

Понимаешь какая мощь воды бывает при ливнях и больших смерчах. Прохлада накрывает, вокруг разнообразные деревья: граб, дуб, клен, орешник, акация — красота!!! И большие разрезы скал, как будто специально положенные природой, открываются то с одной стороны, то с другой. Хочется не промочить ноги, но не получается, река причудливо изгибаясь заставляет изменять направление движения. Русло становится все уже, света добавляется, но круча поднимается — пришли!!! Из-под скалы выбивается родник с ключевой водой — самое время напиться.

Немного передохнули и вниз. Теперь уже сложнее спускаться по скользким камням. Но мы не проходим мимо купалок у каждого из пяти водопадов. Понимаем, осталось немного пройти и нас ждет баня, поэтому смело ныряем, девчата не решаются, а нам хорошо!!! Вспоминаются намоленные купалки в средней полосе России, температура такая же, но пока не обустроено, поэтому красиво и естественно. Внизу нас ждала баня. С виду неказистая, но поддав жару получаешь удовольствие. А рядом красивая купалка, дно которой покрывают огромные плиты, как будто выложенные человеком, но сделанные природой. Три захода самый раз и удовольствие и готовность к мероприятию.

Дальше, как обычно дегустация вина и чачи. Выбор бутылочки и под самый вкусный, сочный шашлык уже употребление вкуснейшего вина. Компания сплачивается, обменивается телефонами в готовности петь песни на обратной дороге. Фотография у нашего железного коня и прекрасным водителем Вячеславом и в обратный путь. Теперь мы не обременены длинной дорогой, поэтому реки форсируем с ветерком и визгом. Брызги разлетаются во все стороны — драйв зашкаливает, удивляешься профессионализму водителей, которые по три рейса в день (9, 13 , 16 ч) делают сюда и конечно отечественному автопрому, Ульяновской машине УАЗ-3154, который уверенно проглатывает любые дороги.

Еще одна достопримечательность Архипки — это конечно дельфинарий. Обычно жалко животных в дельфинариях, которые гастролируют по России. Мы лишь дважды с берега смогли увидеть дельфинов и конечно хотелось с ними пообщаться поближе.

Дельфинарий — это яркая жемчужина нашего летнего отдыха. Дельфинарий «Театр морских животных» расположен в устье реки Вулан, почти на берегу моря, открытый солнцу и ветру. Билеты с номерами и без позволяют комфортно расположиться на трибуне, чтобы посмотреть на представление братьев наших меньших, которые заряжают позитивом и незабываемыми яркими впечатлениями на год вперед. Цена в 2019 г. невысокая 900 руб на билеты с местами и 800 руб на деревянные лавочки, видно отовсюду хорошо. Нельзя стоять у бассейна, опускать руки в воду и кормить дельфинов. Каждый дельфин съедает по 20 кг рыбы ежедневно.

Отпуск на море

Кроме дельфинов свое мастерство показывал морской лев Рекс, он еще молодой (всего 250 кг из возможных 500 кг), любящий пошкодить. Четверо черноморских дельфинов-афалин показывали чудеса. Большие молодцы ребята, которые их тренируют. Прыжки, танцы, полеты через обруч, удары мячами, пение, рисование — все непередаваемо! Мы с супругой аплодировали каждому движению, видеокамера перегрелась, но нельзя было пропустить ни одного мгновенья выступлений, каждый номер уникален.

Океанариум. Когда солнце особо припекает хочется найти место, где можно было совместить отдых с интересной экскурсией. Океанариум в Геленджике нам понравился. Там есть акулы, огромные скаты и другие рыбы океанического происхождения. Архипский океанариум до него не дотягивает — три комнаты с небольшими аквариумами, начиная с гвоздя программы — горбатого запорожца с рыбками внутри. За 10 мин получаешь полное удовольствие или нет, получается, что даром потратил деньги (300 руб). Наверное, поэтому там не так многолюдно, как хотелось.

Отпуск на море

Прохоровский пляж. В любом поселке на берегу Черного моря главное — это море. В Архипке безусловно лучший пляж — это Прохоровский. На правом фланге черноморской бухты поселка за санаторием «Архипо-Осиповка» выдаются в море три пирса из камней, а между ними прекрасный галечный пляж. Дорога туда идет каменная с серпантином, но это еще круче.

Отпуск на море

В этом году нам повезло совпало все +30℃, тихая погода и немного народа. Первый раз мы приехали на пляж в 9 утра. Ласковое солнце, мягкий ветерок и чистейшее море. Я держу в кладовке ласты и маску, которые использую лишь дважды в год в отпуске: у родителей на маленькой речушке Тихая Сосна, притоке Дона и в отпуске на море. Заплываешь на глубину больше чем на 20 м, а видно, как в 1 метре. Кристально чистая вода. На камнях причудливо колышутся водоросли, стайки рыб мирно проплывают мимо, крабы игриво прячутся в камнях — красота.

Я, кроме первого заплыва до буйков, всегда одевал маску и ласты и вперед, еще с собой маленькая камера в водонепроницаемом чехле — фотоохота доставляет удовольствие. По возвращению запишем короткий фильм на память.

За короткие утренние часы успели почувствовать прилив, когда волны облизали наши ноги, хотя изначально мы легли в пяти метрах от кромки прибоя. На берегу есть вся инфраструктура: кабинки, душ, туалет, спасатели, горячая кукуруза, банан и красивые виды.

Большое преимущество, что машина стоит в двух шагах от лежака — все вещи под рукой, а цена символическая 50 руб в час за стоянку машины, а 300 руб за весь день. Все очень-очень хорошо. На третий раз на пляже попали, когда немного штормило, была волна и чистота моря была похуже, но здесь своя прелесть, купаться в набегающей волне. Сила такая, что сносит любого.

Поющие фонтаны. Еще одна фишка Архипки — это поющий фонтан. В прошлом году нас восхитил грузинский мастер скрипки, который заводил народ вместе с фонтанами. Музыка, цвета, игра водяных струй, ветер, который сносит центральный фонтан на стоящих зрителей и визжащих от восторга детей — это непередаваемые ощущения.

Отпуск на море

В 2019 году работали под фонограмму, но очарование осталось. В 21 час фонтан собирает своих гостей и мы нет-нет, да подкорректируем свой маршрут вечернего проминала, чтобы попасть на представление.

Еда. В ходе любого отдыха хочется получать удовольствие еще и от хорошей еды. На побережье есть множество кафешек и столовых на любой вкус и кошелек. Конечно все конкуренции пиво — свежее и колючее. Из всех видов Ходыженское и Чешкое у меня получают высший балл. Из закусок конечно шашлык. Мы прошли по нескольким заведениям и пришли к выводу, что по соотношению качества, обслуживания, культурной программы «Торнадо» вне конкуренции. На двоих 400 гр шашлыка, овощная тарелка, картошка фри, 3 кружки пива обходятся в 1800 руб. кроме этого приятные официантки, танцпол с живой музыкой хорошими исполнителями. Красиво прозвучал привет из уст ди-джея: «Светлане, из столицы ВДВ, Рязани!!!» Море в двух шагах, народ приветливый и заводной, наша полиция нас стережет.

Отпуск на море

Караоке. Какое море без песни. На пляже несколько точек исполнения караоке. Ребята везде профессиональные, а отдыхающие поют конечно, как могут и в этом огромная прелесть и непосредственность. Прикольно наблюдать за людьми, которые не публичны, но раскрываются по-новому. Пытался направить на подиум свою любимую жену Светлану, но она отказывается, ссылаясь на то, что голос уже не тот.

Застывшие фигуры. На набережной очень много развлечений, от простейших до самых вычурных, которые производят впечатление и заставляют включиться в игру местных артистов самоучек. Почти по центру набережной вечером стоят на постаментах ребята и девчата в гриме и костюмах, как застывшие восковые фигуры. Когда кто-то положит монетку или хрустящую бумажку в ведерко перед ними они милостиво делают реверанс и позволяют с собой сфотографироваться в выгодной позе, а остальное время стоят неподвижно. Это интересно и необычно, ребят жалко, их хлеб не легкий. Красивые лебеди, английские леди, фартовые ковбои, уличные музыканты — перевоплощения поражают.

Дождь. Какой же курорт без южного ливня. Только что сияло солнце, и мы нежились на берегу, как неожиданно появились тучи, вздохнул и закружил теплый морской ветер, потемнело, грянул гром, и стена дождя сорвалась вниз. Огромные капли гулко шлепались на мокрый асфальт, пузырясь и забрызгивая все вокруг. Мгновенно все стали мокрые, но улыбки не уходят с лиц, платья облепляют фигуры девчонок, а воображение дорисовывает что-то запретное, по улицам каскадом бегут ручьи, уличные торговцы спешно прячут товар, дети визжат и бегают по лужам — кайф!!! Проходит несколько минут и дождь обрывается так же неожиданно, как и начался и солнце играет зайчиками на посвежевшем асфальте. Море становится более теплым и более мутным, но это никого не останавливает — люди опять раскладываются на берегу и подставляют свои уставшие за российскую зиму тела под южное солнце.

Променад. Улица Пограничная, она рассекает поселок на две части и если хочешь посмотреть все самое лучшее, то это сюда. Здесь центровой променад, чем русские отличаются от иностранцев — это наши любимые и красивые женщины даже в соседний магазин выходят при полном параде, и действительно есть на что посмотреть. В родном мультфильме «Дядя Федор, пес и кот» есть хороший момент, когда мама говорит потерпеть дяде Федору еще немного, осталось три платья. Так и у нас на юге собираются люди, которые больше никогда друг друга не увидят, поэтому нет потребности перед кем-то выпендриваться, но надо перепробовать весь гардероб, который покупался в течение года.

Отпуск на море

Каждый раз возвращаясь с отдыха привозишь с собой много милых мелочей, которые напоминают о проведенном отпуске. Но если разобраться, то большинство из них никому не нужно и по интерьеру мало подходит к городской квартире, однако, каждый раз выбираешь новые красивые безделушки на память. Кроме сувениров конечно важное место занимают съестные запасы. С юга с собой увозишь вкусную аджику, чурчхелу, приправы, орехи, мед и многое, что будет долго храниться и напоминать своими запахами лето. Продавцы виртуозы и всучат даже не самые нужные товары, даже если дома цена на них точно такая.

Здесь фруктовый и ягодный рай, все растет практически на улице, закуска сама идет в руки, но куда она без напитков. Вино, чача — что выбрать, как угадать? Для этого придуманы дегустации. Может, конечно, пробовать дают одно, а продают другое, но все равно остаешься доволен — такого разнообразия дома нет. Я выбрал два вида вина: Изабеллу и Саперави, а чачу на инжире, но это все на любителя. После дегустации — только петь песни. Задушевные, лирические под рюмочку теплой чачи — фантастика. Нужно обязательно приезжать сюда с друзьями, чтобы вечерний чай имел продолжение в номерах. А дальше медовый месяц с любимой супругой.

Дольмены. Кроме водопадов фишкой ближних районов Архипки являются дольмены. В молодости много читал книг о мистических свойствах дольменов, они датируются более 2000 лет до н. э. Слово «дольмен» — производное от английского «стол из камня». Это исторические культовые памятники, гробницы, жертвенники, сооружения для астрономических наблюдений. Они принадлежат к мегалитам, выполнены из цельных каменных плит.

Отпуск на море

Самые известные дольмены на реке Жане. Добраться сюда без проблем самостоятельно на машине. Поселок Возрождение, мост через реку Жане. Здесь расположены три хорошо сохранившиеся дольмены: Царский (еще называют Год, центральный, самый крупный), круглый дольмен справа — Мин и чуть в стороне — дольмен Пол. В них прохладно, хочется молчать и думать о вечном, представляя древних людей, которые здесь молились о благоденствии своей семьи, готовясь уйти в мир иной. И жутко и интересно.

Черноморское побережье Краснодарского края. Даже находясь в отпуске нельзя каждый день лежать тюленем на берегу моря. Как бы ты не был подготовлен к яркому солнцу, все равно после первого загара чувствуешь, что уже подгорел. Терять время на восстановление никогда не хочется, поэтому мы решили использовать время с максимальной пользой.

Самым интересным является конечно поездка по соседним поселкам. Расстояния небольшие, можно составить впечатление, а если где-то понравится, то на следующий год туда приехать отдыхать.

Геленджик. Это самый большой город из окрестностей и именно туда для поиска приключений мы отправились. Город расположен в красивой бухте. Длинная, прекрасная набережная имеющая выделенную желтым цветом велосипедную дорожку. Множество бюджетных кафешек, много мест, где можно получить незабываемые впечатления. Мы искупались на центральном пляже, вполне не грязно, песчаный пляж, есть место, где можно помыться, переодеться.

Отпуск на море

Бетта. Из всех поселков, которые мы посетили — самое чистое море в Бетте. Конечно — это конечный поселок, через него не проходит транзит транспорта, там не так много развлечений, он подходит для тихого семейного, тюленьего отдыха.

Отпуск на море

Джугба. Когда от Краснодара вырываешься на машине на оперативный простор и ждёшь с нетерпением появления моря, первое куда попадаешь — это Джугба. Здесь проходит транспортная артерия на Туапсе — Сочи — Адлер — Абхазию. Поэтому в поселке много транзитных машин, неплохой заполненный людьми пляж, Красивый дельфинарий, хороший аквапарк, развитая инфраструктура.

Лермонтово. Длинный пляж и поселок растянувшийся вдоль дороги. Мне понравилось шоколадное мороженное, не дорогое кафе, но места для променада немного.

Туапсе. В молодости мой отец проходил службу в погранотряде в районе Туапсе и я не мог не воспользоваться оказией съездить в этот портовый город. В городе, как везде есть свой арбат, небольшая набережная, которая не везде имеет выход к морю. Мы искупались на центральном пляже, в достаточно мутной воде, не получив полного удовольствия. Кроме того заводы и порт занимают большую часть центра города.

Отпуск на море

Закончив эти поездки по окрестным поселкам пришли к выводу — лучше нашей Архипки нет места на ближнем черноморском побережье. Какая Турция - такого не увидишь там никогда!!!