Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Геническ — Украина Июль 2019

Наше житьё-бытьё описала в Азовская авантюра. Этот же отчёт посвящён отдыху.

Песчаная коса, между солёным озером Сиваш и Азовским морем, протянулась более чем на 100 километров и своё название — Арабатская Стрелка, получила за схожесть на стрелу, где северная широкая часть напоминает по форме оперение, а узкая южная — наконечник. А вот Арабатской коса стала ещё ранее, в 17 веке на южном побережье косы была обустроена татаро-турецкая крепость, названная Арабат.

В настоящее время половина косы принадлежит Крыму, условная граница проходит за селом Валки, в 15 км от нашего пансионата.

Чем заняться на отдыхе с детьми на Арабатской Стрелке.

Да там «море работы», у нас не было времени на скуку, его даже не хватило на реализацию всех целей, куда намеревались попасть.

На украинской стороне косы расположено 5 сел, самое большое — Геническ, в 35 километрах от пансионата, куда и отправились в первый день отмечать 10-летие младшей Леры. Планшеты, что я привезла обоим внучкам, уже были забыты, как подарок, который детьми считается таковым, когда даришь его именно в день рождения. Поэтому, не увидев ничего примечательного в центре Геническа, отправились на рынок за подарком, где исполнили пожелания именинницы: шляпка, очки, шлёпанцы, пицца.

Именинница, исполнилось10!

Вечером любовались красивым закатом на озере Сиваш. Это стало на отдыхе любимым занятием перед сном. Все закаты были великолепно — разными, девчонок не смущала 15 минутная прогулка в одну сторону по колючим кустам солончака.

Арабатская круговерть

Озеро Сиваш когда то было сразу за дорогой от пансионата, но из-за жаркого лета «ушло» далеко, оставив после себя луговые и соровые солончаки. Но зато какой прекрасный вид открывался при подходе к озеру во время заката — мелкая, по щиколотку, солёная гладь воды сверкала в лучах заходящего солнца и отзеркаливала.

Заходили далеко в глубь озера, но вода постоянно была по щиколотку, правда дно становилось всё более вязким. Грязь, сжимающая лодыжку, это илово-сульфидная рапа, применяющаяся при многих болезнях.

Арабатская круговерть
Каждый вечер закат был разным.
Арабатская круговерть
Вдали виднеется наш пансионат.

На следующий день посетили Солёное озёро в пяти километрах от пансионата. Концентрация соли в этих озерах, как и содержание йода и минералов, очень большая. Аналогичных мест на Земле совсем не много.

Самым солёным в мире считается Озеро Гаэтель в Эфиопии — 43,3% с температурой воды 50 градусов; озёра в Курганской области Медвежье и Эльтон на пятом месте — 36%; Мертвое море в Израиле на восьмой позиции- 34%.

На Солёных озёрах обустроены туалеты, пресный душ и раздевалка, кроме раздевали — всё платно и с огромными очередями, поэтому люди приносят с собой пресную воду для обмывания.

Солёные озёра особенно понравились младшей Лере, она была в восторге от того, что плавала, а в море пока не получалось.

Арабатская круговерть

От Счастливцево курсируют частные маршрутки за 10 гривен (30 евроцент), а вот со стороны Стрелкового, где расположен наш пансионат, добраться трудно, мы оба раза останавливали частников, туда и обратно выходило в копеечку.

На озере предлагаются лежаки, водные велосипеды, массаж, каскадный душ потоком соленой воды. Круговой душ приняли со старшей, младшей хватило душа рядом с кабинкой, а вот поток из большого шланга с сильной струёй опасен для позвоночника.

Красивые, но бесполезные, желания кататься возникало лишь у очень редких отдыхающих, за 4 евро 3 минуты - это уж слишком.
Арабатская круговерть

Грязевые процедуры, которые мы с девочками принимали на ноги чуть не каждый вечер, расположены вдали от Солёного озёра, в обмелевших лужах, оставшихся после ухода Сиваша. Многие приходят на целый день, приносят грязь в банках, затем чередуют грязевые процедуры с солёно-водными. Кому лень топать до грязей, покупают у находчивых «предпринимателей».

Арабатская круговерть

Когда сказала дочери, что встречаем с девочками рассветы, она поразилась, каким образом я поднимаю их в 4.30, тогда как дома встают с большим трудом в школу в 7, а в выходные вообще спят до 10. Трудно представить, но вставали сами, как только я начинала собираться. Рассветы им так же понравились, как и закаты, не мудрено, разве можно остаться равнодушной к такой красоте.

Арабатская круговерть

Посетили горячий термальный источник, из-за которого большинство отдыхающих едут на Арабатскую косу. Озеро появилось в конце 60-х, когда вместо газа из полутора километровой скважины пошла горячая вода и образовалось небольшое, как позже выяснилось, лечебное озеро.

Возле источника сразу образовался строительный бум, по неизвестным причинам вскоре заглохший. Так и стоят около 50 лет готовые, но не оборудованные здания, сверкая пустыми глазницами окон.

Мне горячий источник понравился, после него сразу голос прорезался, до этого сипела простуженная пару дней, а вот внучки категорически отказались влезать в горячую воду. После этого я ещё приезжала полечиться сюда два раза без девочек.

Кстати, вода в каждое посещение имела разную температуру, это сразу можно было понять по людям, толпящимися возле трубы или по краю озера.

Арабатская круговерть

До пансионата с источника шли пешком по берегу моря 4.5 километра, как с внучками, так и при самостоятельном посещении терм, периодически влезая в море.

Арабатская круговерть

В один из дней прокатились в Счастливцево. Село, с многообещающим названием, не понравилось ни мне, ни девочкам. Пляж переполнен отдыхающими, надувные горки для детей с нереально высокими ценами и стоящие из-за этого пустыми. Столкновение с мафиозным частным извозом (об этом написала в первом отчёте) и аптека по европейским ценам (бронхолитин и спрей для горла обошлись в 12 евро), всё это оставило от Счастливцево неприятное воспоминание.

К пляжу проходишь через рынок.
Набережная села Счастливцево.

В пансионате всё же веселей, занимались всем, что в голову взбредёт, кпримеру: пытались сделать фото в прыжке, вымокли и насмеялись, получилось не ахти, но весело. Самой прыгающей оказалась Диана.

А вот так, на коленках на волне, кто сможет?

Творческая Диана проявилась как песочный художник. Под её руководством мы создавали почти каждый день новые песочные фигуры, на которые приходили смотреть и фотографировать с других пляжей. Фигуры всем нравились и после разрушения русалочки, которая «прожила» совсем мало, отдыхающие с прибрежных домиков стали следили за вандалами.

Разрушали в основном ребятишки с попустительства взрослых. Сама наблюдала за картиной: бабуля фотографировала свою маленькую внучку, усадив её на только что сделанное песочное мороженое, после чего его пришлось реставрировать, то есть сфоткала, а «после меня хоть потоп».

Русалочка в рост Дианы, 4 часа работы.

В последний день вынуждены были освободить в 10 утра комнату в корпусе. И где быть с вещами целый день в удушающую жару, если поезд в 22, такси в 20.30. Продлить на пол дня нельзя, все комнаты заняты или забронированы, пришлось взять домик на берегу.

Арабатская круговерть

Но самое интересное, девчонкам в домике понравилось больше, нежели в нашем номере-люкс! Всё просто — здесь они могли бегать в море и на пляж в любую минуту, уставши, завалиться отдохнуть, чтобы через пару минут снова убежать. Магазин рядом, а значит и мороженое, и сок, и другая вкусняшка всегда под рукой. А в корпусе за всеми этими прелестями свободной жизни надо специально идти к морю. Тем более Леру одну не пускали, а нам с Ди, особенно в самое пекло с 13 до 17, совсем не хотелось куда-либо топать.

Что планировали, но не успели: посетить аквапарк, расположенный на окраине Счастливцево и увидеть Розовое озеро за селом Стрелковое.

В дельфинарии, который стоит посетить, дети побывали ранее, когда отдыхали на Арабатской стрелке с родителями.

Восемь дней нашего насыщенного и весёлого отдыха пролетели быстро. Понравилось, но в пансионат Свитанок 2 однозначно не вернёмся.