Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 8 мая 18:10
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Рим — Италия Июль 2019

Рим… Сколько в этом коротком слове ассоциаций, настроения, вкусов и запахов! И для каждого они свои. Для меня же Рим задолго до знакомства с ним воочию стал любимым. Изучая историю, то и дело натыкалась на знаковые события или произведения искусства, относящиеся к нему. Раннее христианство, Возрождение, Бернини и Леонардо да Винчи, загадки и легенды, которые отражались в книгах, статьях, фильмах и Бог знает, в чем еще. Все это относилось к одному географическому объекту — Риму. А когда увидела его воочию, влюбилась на всю жизнь. И с тех пор, побывав уже в достаточном количестве стран и городов Европы, поняла, что он любимый. Ни Париж, ни Прага, ни Венеция и целая череда городов с приставкой «Самый-самый» не смогли его победить. Как в поговорке: «Красивых много, но любимый один».

В 2015 году я увидела Рим в рамках экскурсионного тура, как обычно, галопом. Что говорить — на пьяцца Навона нам выделено было всего 15 минут, а замок Святого Ангела просто проехали на автобусе… Я не смогла с этим смириться и по заселении в отель поздним вечером продолжила уже самостоятельно осматривать город. Метро рядом, билет на 100 минут и вперед! Вечерне-ночной Рим, потом утренний… Хоть что-то успела охватить. Но в душе надолго засело желание вернуться и затеряться в его бесконечных улочках и кварталах, не смотреть на часы и не считать время, просто раствориться и дышать полной грудью.

И вот, спустя четыре года, выпал такой шанс. Как обычно, я грезила любимой Латинской Америкой, но в этом году все перевернулось с ног на голову во многих сферах жизни. Запутавшись в себе, в мыслях и в жизни в целом, я захотела отдыха. Не приключений из разряда «На грани», а просто релакса во всех его видах. И Вселенная услышала этот внутренний голос: за пару дней до того, как я купила бы вожделенные другой частью души билеты «В приключения», они почти вдвое выросли в цене. Ночь слез и неудачных попыток все же найти что-то в заданном направлении, апатия, смирение, покой. И покупка билетов в Европу, на которую часто не оставалось времени и сил. Тем самым вторая часть души, требующая отдыха, победила.

Первая реакция — «В Рим!». До него была еще Прага, после — пять городов Италии и Париж. Такой вот вояж, полностью самостоятельный. После Южной Америки и нескольких боевых крещений это было просто и легко. Билеты на самолет (как здорово, оказывается, лететь всего 2–3 часа вместо 18!), поиск жилья и вуа-ля. Почти неделя в Риме с перерывом на Формию и Орвието, но об этом — отдельно. А пока… Buongiorno, Вечный город! Именно сюда душа стремилась за покоем и лечением от груза переживаний. Я знала, что только Рим справится с этим. А если не справится, то можно опускать руки… Я ждала его, как спасительную соломинку.

Но город сразу преподнес одно из самых эмоциональных испытаний. Наш небольшой самолет чуть не упал над ним… Об этом вспоминать страшно даже мне, хотя считаю себя фаталистом. Никогда не боялась летать, наоборот, получала от этого максимум удовольствия, даже сидя по 13 часов в одном кресле на пути за океан. И приземлялась в Лиме, перуанской столице, где, казалось, самолет вот-вот врежется в гору, а потом резко нырял вниз, в непроглядное облако тумана, потом был Куско, где и так высота около 4000 м, да еще и Анды со всех сторон. Трясло тогда не слабо… Но всегда была какая-то — хоть смутная — уверенность в благополучном исходе дела. Сейчас же, попав в грозу и буквально падая вниз, ее не было. А молния, ударившая буквально в пяти метрах от крыла, только усилила отсутствие веры в лучшее. Подъем — спуск, тряска, крики, берег внизу, вся жизнь перед глазами… Был бы это большой боинг, он, может, и не ощутил бы толком давления, а наш маленький аэробус 319-й бросало по небу, как легковушку на гоночной трассе… Сев, все молчали, а на выходе разразились слезным смехом…

Выйдя из здания аэропорта, я увидела, что грозу принесло и сюда — шел сильный ливень. Недолго думая, нырнула в «Леонардо-экспресс» — самый дорогостоящий (после такси, конечно) способ добраться до центра. 14 евро в одну сторону, притом, что автобус обойдется вдвое дешевле. НО! Во-первых, экспресс-электричка идет всего 30 минут и доезжает прямиком до вокзала Термини, рядом с которым у меня был забронирован отель, во-вторых, отправляется почти от выхода из терминала (стоит лишь перейти дорогу, и ты на ЖД платформе), но главное — и третье — после пережитого стресса я поняла, что готова на все, лишь бы быстрее оказаться в городе. Да… При таком душевном состоянии кажется, что кто-то свыше хочет меня встряхнуть… Видимо, в прямом смысле слова тоже. Но пока этого было недостаточно…

Вокзал Термини — одно из самых оживленных мест Рима. Современное двухэтажное здание, напоминающее аэропорт, с кучей кафе и магазинов, просторными залами ожидания и целой вереницей путей и платформ. Путей там около 30, но ориентироваться между ними удобно, есть множество указателей, да и как-то интуитивно понятно всё. Выйдя на улицу, я неспешно дошла до своего отеля (Hotel Tre Stelle). Он расположен всего в 500 метрах от вокзала, в шаговой доступности сразу от двух станций метро — Термини (красная, основная ветка) и Castro Pretorio (зеленая линия). 40 евро в сутки, завтрак включен (скромный, но все же), свой санузел, вай-фай, круглосуточная стойка регистрации и приветливый персонал. Но главное все же — расположение. Отсюда удобно гулять! Для меня это было главное.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

А еще бонус — сразу два супермаркета поблизости. Один, Pam, — прямо напротив здания отеля, второй, Conad, чуть ближе к вокзалу, в пяти минутах ходьбы. Но по опыту в Pam акций оказалось больше, так что посещала в основном его. Например, два огромных контейнера с салатами за 5 евро. Основа — листья рукколы, салата и капусты, а к ним — сытные добавки на выбор: сыр и орехи, паштет тунца и оливки… В комплекте — вилочка и специи, а также оливковое масло и соус.

В этом же магазине (по ассортименту — а-ля наш «Окей», выбор огромный) брала прошутто в нарезке, хлеб, соки и сыр, которые обходились примерно в те же 5 евро, а есть можно было в два приема — много и вкусно. Что касается воды, то во всей Италии она минеральная, есть питьевые фонтанчики везде, в них и набирала ее. Можно даже из крана в номере при необходимости. В этом отношении Италия несказанно удобная, да и во всех других — тоже. Люблю ее…

Таким образом, преспокойно жила на 5–10 евро в день. С кофе в кафе иногда. Обошла в итоге город пешком — от и до, ни разу не воспользовавшись транспортом. И в этом был главный кайф от Рима — возможность видеть его и наслаждаться столько, сколько захочу и выдержу. А выдерживала по 12–14 часов прогулок каждый день, вдохновляясь городом все больше, проникаясь им, дыша и любя, и он отвечал взаимностью.

Взяв на утро на ресепшене такую уже знакомую, но все еще не исхоженную карту Рима, позавтракав и вооружившись фотоаппаратом, я отправилась изучать город. Наконец-то, без тайминга и спешки.

Недалеко от Термини расположена одна из самых красивых и древних церквей Рима — Санта Мария Маджоре. Помните песню Александра Михайлова?

«Раннее утро в соборе.
Где-то вверху в витражах.
Санта-Мария Маджоре,
Счастья мне дай вместо горя.
Санта-Мария Маджоре
Смотрит с печалью в глазах…»

И именно утром я вошла в церковь и… осталась там на почти два часа.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Аура этого места непередаваемая, здесь просто приятно ходить от капеллы к капелле, от ниши к нише, или, сидя на скамье, рассматривать сказочный орнамент стен и потолка, не похожий ни на что… А витражи в церкви и правда невероятные и именно вверху, на входе. Вообще, по строению Санта Мария Маджоре напоминает собор Святого Петра: ниши, алтарь, нижний ярус и множество красивейших деталей, при виде которых время останавливается…

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Кроме того, церкви Рима, которых насчитывается более 1000, — прекрасная альтернатива музеям и — тем более — художественным галереям. Оригиналы Караваджо и других титанов своего времени размещены на стенах часовен, базилик и соборов, а вход в них абсолютно бесплатный. К тому же, здесь всегда прохладно и тихо, что в середине июля (пик туристического сезона и жары) очень актуально.

Выйдя из церкви, я направилась к Колизею. Улица Via Cavour — одна из самых известных улиц Рима, вымощена брусчаткой и петляет вверх-вниз, открывая двери в древность и ауру города.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Доходя до конца, она упирается в Via dei Fori Imperiale, по-нашему — Улицу императорских форумов. И их здесь два — Римский форум (самый большой) и форум Августа. Это — обязательная часть любой обзорной экскурсии. Мы тогда тут шли, помню, гуськом, слушая гида и обмахиваясь кто чем от жары. Чуть замешкаешься, чтобы сделать фото или глянуть на какую-то понравившуюся деталь, как у наушнике начинается треск — гид удалился на расстояние более 20 метров… Скорее, вдогонку… Знакомые ощущения? Сейчас же я шла, вспоминая это, и наблюдала таких же туристов с разных концов света, жадно изучающих город, но с лимитом и ограниченной свободой… В этот раз у меня она была, и я использовала ее по полной.

Колизей сейчас отчасти в строительных лесах — территория рядом с ним — но знаменитый панорамный вид есть и доступен глазу. Здесь я не задержалась надолго, пошла в сторону римского форума, который, как и в прошлый раз, лицезрела сверху, с многочисленных смотровых площадок. Так вид более масштабный, да и бесплатный. При желании, конечно, можно купить билет и отправиться гулять вдоль развалин колонн и статуй, но впереди было слишком много всего, не терпелось именно гулять, а не стоять длинную очередь за билетами.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Пройдя от Колизея по улице форумов, я сделала небольшой привал на каменной скамеечке в тени деревьев. Здесь — какая-то непередаваемая атмосфера. И древняя, и туристическая. Яркая смесь языков, национальностей и лиц, большинство которых следует за гидами. Помню, как хотелось тут присесть и забыть обо всем… И вот оно, счастье! Вид на форум Августа и живописные пинии напротив вдоль дороги, а рядом с ними играет уличный музыкант. Я пью воду, слушаю вальс «Под небом Парижа» и рассматриваю карту города, планируя свой дальнейший день… Это мечта с чистом виде, которая стала реальностью, и я ловила каждую ее секунду.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Обернувшись назад, я увидела знакомый по прошлому разу знаменитый музей объединения Италии — Витториано, названный в честь императора, при котором разрозненные земли стали единой страной — Виктора Эммануила II. Здесь же установлен огромный конный памятник ему. Все хоть раз видели это здание — удобный римский ориентир — белоснежное трапециевидное сооружение, которое заметно почти из любой точки города, особенно со смотровых площадок. Оно само также является панорамной обзорной площадкой. Туда я не поднялась в прошлый раз, ограничившись парой фото с гладиаторами-актерами на входе.

Ну, что ж, восполним пробел! Можно на лифте за несколько евро, можно бесплатно пешком. Конечно, пешком и не торопясь. Ярус за ярусом, по мере поднятия наверх, менял и вид вокруг: Рим как будто вырастал на горизонте, открывая глазу все новые красоты. Я не спешила, наслаждаясь каждым видом в отдельности, несмотря на полуденную жару.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

На все 360 градусов были видны знаковые достопримечательности: Колизей и форумы, где недавно проходила, колонна Траяна, а вдалеке — купол собора Святого Петра и Ватикан…

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Думая, куда же все-таки сначала пойти, я дошла еще до одной знакомой достопримечательности, почти примыкающей к Витториано — церкви Константина на холме, где на заднем дворе спрятана та самая Капитолийская волчица, в реальности — очень небольшая. Но именно отсюда начался Рим в незапамятные времена…

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Поднимаясь по несложной лестнице, я испытывала невероятно теплое ощущение дежавю, вспоминая вояж четырехлетней давности… Вот фонтанчик с водой, где можно наполнить опустевшую бутылку, а вон — скамеечка в тени очередной пинии с видом опять же на форум. Здесь тихо, немногие группы туристов доходят сюда, во дворик.

Снова каменное сиденье, но теплое от лучей жаркого июльского солнца, запах сосны, отчасти — пыли и древности. И снова карта… Куда же, куда же дальше? Если пойти по знаменитой Via del Corso, можно обойти немалый круг красот, дойдя до Пьяцца дель Пополо, испанской лестницы и еще десятка вожделенных достопримечательностей, обделенных вниманием в тот раз… А свернув сейчас налево, можно… Стоп! Придумала!

Решение пришло само собой и молниеносно. Именно слева от Витториано (если находиться на нем и смотреть на площадь впереди), всего в менее, чем километре, будет набережная Тибра и островок Тиберин. Это место я запомнила не случайно. Четыре года назад, стоя здесь (по счастливой случайности, автобус привез нас на три часа раньше запланированной обзорной экскурсии по Риму, отчего было дано свободное время, и мы дошли сюда), я думала о том, что если перейти этот мостик, то окажусь в самом колоритном районе города — Трастевере. Это как город в городе, это отдельный Рим, более душевный и тихий, древний и живописный. Но тогда времени хватило лишь прогуляться вдоль набережной и сделать фото на том самом мосту… Ну, в другой раз…

И вот этот раз наступил. Бежим! Идя по знакомому пути мимо театра Массимо и снова погружаясь в воспоминания, я невольно задумалась о нашумевшей книге и фильме «Ешь. Молись. Люби». Именно она четыре года назад стала последним толчком для поездки в Италию. И еще ни разу я не пожалела об этом. Книга очень необычная, хотя и сюжет простой. Запутавшись в себе, чувствах и жизни, женщина уезжает на один год в путешествие по Италии («Ешь»), Индии («Молись») и Индонезии («Люби»), во время которого познает себя и возвращается к жизни, лечит душу. Ничего не напоминает?… Раньше я просто любила фильм, но сейчас вдумывалась в книгу, прихваченную с собой, и все больше на страницах видела себя… Иногда до смешного — совпадения были мистическими. Заново перечитывая ее, уже с более глубоким смыслом и ассоциациями со своей жизнью, я все больше верила в это пресловутое, на первый взгляд, «лечение впечатлениями». Но в итоге оно помогло… И Рим в этом сыграл первую и далеко не последнюю роль.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Один из самых философских моментов книги — обычное итальянское слово Attraversiamo, что значит «Давай перейдем» (дословно — «Мы переходим»). Героине оно безумно понравилось, и в конце пути она приняла его за свою новую сущность, позволив счастью и новой жизни случиться с собой. Это вкратце. Да и не нет смысла пересказывать сюжет почти 400 страниц… Главное — в слове: именно стоя на берегу Тибра тогда, в «экскурсионный» приезд, я хотела перейти мост. Стоя здесь же сейчас, поняла, что хочу не просто перейти, а именно совершить Attraversiamo! Во всех смыслах перейти — грань, черту, которая замыкала бы прежний виток событий и метаний и открывала бы новый, белый лист моей личной повести… Именно с этими мыслями я сделала шаг… в неизвестность. В новый район Рима, еще не виденный, но столь желаемый, но гораздо более важно — в новую жизнь, как бы пафосно это ни звучало. И именно с этого момента началось то самое лечение души, завершившееся на другом конце страны…

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Оказавшись в Трастевере, я как будто совершила путешествие в другой даже не город — мир. После величественных районов с постройками эпохи барокко, масштабных форумов и церквей взгляду открывается небольшой, уютный и чрезвычайно живописный Рим. Это другое лицо города — не туристическое, настоящее и немного тайное. Здесь нет метро и оживленных трасс, их место прочно заняли почти игрушечные мотороллеры и такие же фиаты размером с большую коробку, но никак не похожие на автомобили. Но они умело проникают в самые, кажется, недоступные задворки и тупики, скрытые лабиринтами узких улочек, увитых плющом и виноградниками. Из-за каждого поворота доносится громкая итальянская речь, немного напоминая Неаполь, и пахнет вкуснейшими блюдами, которые здесь можно попробовать гораздо дешевле, чем в Риме. И они считаются более вкусными и настоящими. Вообще, Трастевере сами римляне называют районом, где живут самые настоящие из всех римлян. Вот так-то. Название его переводится, как «За Тибром», то есть на другом берегу. И, действительно, здесь испокон веков жили рабочие и небогатые слои населения, коренные жители, которые и создавали красоты города на противоположном берегу. Так что в чем-то они правы.

Здесь нет громадных церквей и соборов, а в роли достопримечательностей выступают сами улочки, состоящие из древних домов теплых терракотовых и кирпичных оттенков, а в сочетании с зеленью плюща их легко можно на фото спутать с какими-то мексиканскими, например, Оахаки. Похоже ведь?

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

О том, что это Италия, напоминает разве что речь из приоткрытых ставней и марки машин: фиаты и смарты — целиком национальное достояние. Окончательно развеивают миф таблички на домах: вместо испанских «avenida» висят надписи «via», за которыми следует название улицы. Да, via — это точно из Италии. Но как же похоже!

Кажется, что время здесь, вдали от туристических толп и напряженного автотрафика, замедляет свой бег. Вот уж где идеальное место, чтобы затеряться и насладиться, надышаться атмосферой сказки… Карта Трастевере тоже отличается от достаточно четких и простых в понимании улиц Рима: здесь это — один большой лабиринт. Некоторые улицы даже не нанесены на туристическую карту — слишком маленькие. От этого гулять сложнее, но в итоге ты рано или поздно просто отбрасываешь карту, пряча ее в рюкзак, и поддаешься ощущениям и внутреннему голосу, идя туда, куда хочется, возвращаясь, петляя и вновь идя, без логики и принципа. И если в Риме сиеста почти не заметна из-за нескончаемых туристических потоков и заведений, работающих без перерыва, ориентированных на посетителей, то здесь, в Трастевере, сразу вспоминаешь об итальянской привычке делать минимум трехчасовой перерыв на обед, отдых и прятки от жары.

Некоторые кафе все же работают, но туристов почти нет: тоже, наверное, пережидают зной под отельным кондиционером. Ну, мне это на руку. Наэкономившись на еде и проезде, именно здесь я захотела попробовать что-то типично итальянское. Из-за жары есть не хотелось, остановимся на десертах. Где, как не здесь, можно (и нужно!) попробовать настоящий итальянский тирамису! В поисках уюта и красоты я остановилась у очень живописного и маленького кафе. Зная, что за поворотом находится главная достопримечательность Трастевере и одна из старейших церквей Рима, но уже изрядно устав от шести часов ходьбы по жаре, я решила устроить свою собственную сиесту где-то поблизости, чтобы после продолжить прогулку с новыми силами.

Кафе Cajo & Cajo ничем, по сути, не отличается от своих собратьев: маленькое, уютное, манящее. Остановившись у вывешенного меню, я ненадолго погрузилась в выбор блюда, а в это время официант поднес мне небольшой пластиковый бокал шампанского, тем самым приглашая сесть за столик. Ну, раз здесь так встречают, сдаюсь! Тирамису и кофе эспрессо, пер фаворе. А пока — бесплатный вай-фай и наблюдение за тем, как шустрые воробьи таскают крошки недоеденного кем-то кусочка пиццы. Сидеть на улице с тени зонтика, на сказочно уютной улочке, рядом с главной площадью Трастевере — отдельное удовольствие, которое вылилось в полноценных полтора, а то и два часа. Уходить не хотелось вообще. А когда принесли тирамису, я потеряла дар речи: представляя пирожное, привычное нам всем, получила вдруг… чашку, наполненную молочным нежнейшим муссом, а в ней было спрятано то самое пирожное. В этот момент все мои вкусовые впечатления, собранные в разных уголках мира, были просто играючи разгромлены со счетом 1:0 в пользу этого десерта — простого, понятного, но самого вкусного в жизни. Стоило удовольствие 5 евро — в среднем на 2 евро дешевле Рима, а уж вкуснее… уверена, в разы!

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Отдохнув от жары и усталости, а заодно подзарядив телефон, я отправилась гулять дальше. Перед уходом официантка спросила, откуда я приехала, а, узнав, что из России, очень непосредственно и весело выдала: «Привет, как дела, поцелуи» с таким же непосредственным акцентом, а после — принесла рюмочку лимончелло и домашнюю печенюшку с корицей, объяснив, что это такой комплимент от кафе и повара. Все-таки, удачно я выбрала место для отдыха! Неимоверно приятно, вкусно и с душой! А это сейчас именно и нужно… Вернувшись уже в Россию, прочла множество восторженных отзывов об этом заведении и окончательно убедилась в интуиции. А уж комплименты от шефа… отдельное Grazie! Приятно и с любовью. Кстати, здесь есть и вторые блюда, и вина, и пицца. Рядом со мной сидела пара туристов, за обе щеки уплетая пасту «Карбонара» и пиццу «Четыре сыра». Порции огромные, а судя по довольным улыбкам, еще и невероятно вкусные. Так что смело рекомендую это заведение.

За поворотом от кафе меня ждала главная площадь района Трастевере и одна из старейших церквей Рима в целом — Санта Мария ин Трастевере. Нынешнее здание базилики относится к XII веку, но на этом месте церковь была возведена аж в IV столетии, вскоре после принятия христианства. Главная ее особенность — в сочетании двух ветвей религии Христа — католицизма и православия. Все дело в том, что в ней хранятся две ценнейшие иконы, переданные в дар православными митрополитами. Но, конечно, изначально это католический храм. Украшена церковь очень богато: здесь и мозаика с золоченой поверхностью у алтаря, и роспись, и статуи святых на крыше. Даже после помпезных римских соборов в стиле барокко она впечатляет! Внутри — прохладно, но не так тихо, видимо, туристы тоже решили спрятаться от яркого солнца: разноязычная речь была слышна отовсюду. Но все равно народу немного, человек 20 максимум.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Дальше все же в ход пошла карта: что еще посмотреть. И я увидела целый уголок, еще не обследованный. На карте был отмечен фонтан и, судя по размерам, довольно большой, а-ля Треви. Ну, в путь. Правда, на карте не обозначены высоты и их перепады. Дорога, как оказалось, вела в гору, точнее, на очередной римский холм. Ну, что ж… гулять так гулять. А пейзажи становились все более красочными…

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Через минут 30 я взобралась на вершину холма. Фонтан и правда большой, но он оказался в строительных лесах наполовину, зато взору открылась необычная панорама Рима, с противоположного берега Тибра.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Цветущие олеандры, пальмы и буйство сосен — такой природный коктейль не мог оставить равнодушным даже самого заядлого скептика, а уж меня… Еще, наверное, более часа я просто гуляла среди этих красот, абсолютно не представляя, как вернуться обратно. Географически-то все было понятно, а вот физически — не очень: ноги уже почти не ощущались…

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Но дав обещание игнорировать любой транспорт, я его держала. Немного посидев в тени очередной рощи пиний и надышавшись их легким запахом, двинулась в обратный путь, немного изменив маршрут и видя по пути все более колоритные детали и явления. Вот мальчишки играют в футбол на импровизированном поле-пустыре, которое среди узких улочек выглядело настоящим раздольем, а вот любопытная четвероногая римлянка сиамской породы наблюдает за жизнью вокруг, одновременно позируя мне и прохожим…

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Жизнь течет здесь размеренно, как показывают в фильмах и сериалах.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

По мере приближения к границе с Римом и рекой, я вышла на настоящий проспект, где ходил трамвай и было достаточно оживленное движение. По пути сюда я видела эту улицу мельком, но не стала заострять на ней внимание, углубившись в узенькие лабиринты с неповторимым антуражем. Сейчас же, по возвращении, эта улица показалась мне настоящим шоссе, вырванным из неспешного и умиротворенного контекста жизни Трастевере. И она же стала сигналом о том, что приближаюсь к городу… Именно здесь я увидела трамвай № 8, о котором читала перед вылетом: не имея метро поблизости, район связан с городом наземным транспортом. Трамвай этот отправляется от площади Венеции (от Термини до нее — минут 30 ходу), от нее я и хотела сюда доехать, но планам свойственно меняться, и не зря. Увидев проезжающий и тарахтящий по булыжной брусчатке трамвай, идущий в центр Рима, я улыбнулась: а ведь за этот день впервые вспомнила о транспорте! Спустя почти 12 часов прогулок… Шагомер был включен оффлайн, но телефон успел разрядиться от частого фотографирования и сидения в кафе в интернете. Последняя его отметка — 19 км. Дальше след теряется, но, думаю, еще пятерочку-таки добавила, идя обратно и заглядывая, пусть уже и из последних сил, во все дворики и закоулки.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Обратно от Витториано пошла чуть иначе, пройдя вдоль форум Августа и поднявшись на очередной холм. Улицы в Риме так и идут-либо вверх, либо вниз, и все сплошь мощеные… Здесь же есть еще одна достопримечательность города — знаменитая Area Sacra — древние руины языческого храма, относящиеся к III веку до н. э. Место не менее сильное по энергетике и живописное.

Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

А дальше — только успевай вверх-вниз ползти, уже именно ползти. Но аура города и его улиц как-то незримо поддерживала и манила все дальше, точнее, все ближе к отелю. Когда я вышла к вокзалу Термини (абсолютно с другой стороны, как уходила), силы кончились. Полкилометра до отеля показались вечностью. По пути зашла в супермаркет и набрала соков и мороженого — ужин был вкусным, но почти лежачим: ноги горели. И эта усталость проявилась только, по сути, на подходе к отелю, к ней же добавились обгоревшие плечи… Ну, это моя традиция: каждый год одно и то же. А душа пела… Наконец-то, я гуляла по Риму! Не спеша, ни разу не смотря на часы, ни разу не думая о сроках и рамках, просто отдавшись настроению и впечатлениям. Рим наполнял душу, как вино — бокал, и я жадно пила его, не в силах остановиться. Несмотря на жгучую боль в ногах и почти бессонную ночь от этого, на следующий день я отправилась дальше, а потом — еще и еще, впитывая и созерцая, растворяясь в улочках и поддаваясь порыву вдохновения, который здесь, наверное, достиг своего пика. Нигде еще я так не ходила пешком! Да и, наверное, нигде столько не осилила бы… А Рим то и дело смеялся, с новым днем увеличивая километраж: «Хотела — вот тебе, иди и смотри»… И, знаете, это дурманит: свобода, желание и реальность мечты, они с нами иногда делают невозможное. Сбросив более 20 кг за этот сезон, конечно, я была почти готова к таким марш-броскам, но все же до сих пор не понимаю, как это удалось… Наверное, это и называется «Порыв», и я предалась ему по полной. Впереди ждало немало встреч и впечатлений, открытий и прогулок, но это уже следующая история…

Продолжение — «Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo».