Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была сегодня 10:29
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Рим — Италия Июль 2019

Начало повествования — здесь: «Свидание с Вечным городом. Часть 1. Attraversiamo

Шесть часов утра. Сквозь колоритные деревянные ставни пробивается луч света: новый день спешит настать. Отель в 10 минутах от вокзала Термини все больше нравится, несмотря на медленный вай-фай, но он тут ни к чему. Именно в Риме я забыла об интернете, вспоминала о нем только в редких кафе, где заряжала телефон и, чтобы скоротать время, выкладывала фото и писала друзьям сообщения. Здесь не хочется жить той жизнью, к которой привыкла: спешка и суета, соцсети и Гугл — все это осталось за пределами этой долгожданной — римской — реальности.

Несмотря на раннее утро и желание поспать, с каждой минутой меня одолевает другое желание — идти навстречу новым открытиям, идти пешком. Ноги после вчерашнего приключения длиной в 20 с лишним километров гудят, а сгоревшие плечи умоляют остаться в прохладном номере с кондиционером. Но душа рвется вон из замкнутого пространства, и я ей подчиняюсь.

Распахнув настежь ставни, свешиваюсь из окна и вижу, что город еще спит. Ничего, пройдет каких-то два-три часа, и он снова станет туристическим муравейником, надо бы поймать немного утренней атмосферы, вдохнуть негу полной грудью. Удобно, что завтрак с 7 утра, он очень скромный: булка с маслом и джемом, выпечка (круассан или слойка с начинкой). Но хоть так. К тому же положение спасает безумно вкусный кофе, который можно попросить и с добавкой. А что еще нужно? На карте — Рим, на часах — середина июля и утро с любимом городе, в кружке — крепкий эспрессо. Идеальное начало дня должно выглядеть именно так!

Сидя в уютной столовой отеля, я рассматриваю карту Рима: куда же сегодня? И снова дилемма: что хочется посмотреть скорее, а что можно оставить на следующий день. В Ватикане была в прошлый раз, в принципе, можно обойтись его внешним осмотром (собор и площадь Святого Петра невозможно пройти мимо), но вечером. Хочу закат на Тибре и с видом на любимый замок Святого ангела. Ладно, с вечером определились. А сейчас? А сейчас — куда глаза глядят. Просто дышать Римом, затеряться, как и хотела, в его улочках, раствориться с атмосфере, звуках и запахах…

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Как же приятно придумывать свои собственные маршруты по Вечному городу, не спешить, не думать ни о чем, а просто, глядя на карту, идти к очередной красоте! Просто жить, ловя каждый момент счастья… Забытые ощущения…

От моего отеля сворачиваю на Via Palestro и иду по ней вверх, тем самым срезая угол, который получился бы, дойди я до вокзала Термини. Сегодня по плану — «Верхний римский круг», а уж что в него войдет, решу по ходу пьесы. Что найду, то и войдет. Конечно, есть несколько желаемых объектов, и их охватить хочется, но помимо них на пути встретится немало красот, это уж точно знаю. И подчиняюсь интуиции, полностью доверяясь ощущениям и настраиваясь на доброе утро.

Выйдя на достаточно широкую улицу Via XX Settembre и млея от ее пустынных тротуаров, невольно вспоминаю одну из столь любимых в соцсетях цитат: «Доброе утро — это когда за окном океан, на календаре — суббота, а на часах — 11 утра». Океан в этом году отдыхает без меня, а я — без него (и ничуть об этом уже не жалею), но на календаре по счастливой случайности действительно суббота. Ход мыслей нарушает типично итальянская картина, которая создала настроение на весь день: мандариновая рощица, солнце, флаг страны и… часы с указанием времени. Таки-да, утро бывает добрым!

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Девизом этого римского дня стало не менее емкое итальянское слово Passeggiamo, что значит «Гуляем». Attraversiamo и переход через Тибр совершили вчера, а сегодня — совершим Passeggiamo. Как-то невольно я придумывала итальянские слова для каждого римского дня, завершив этот список красивым и немного грустным словом Separarsiamo («Расстаемся»). А пока — мечта в чистом виде, прогулка по новым местам Рима без спешки и суеты.

План действий — дойти до Via del Corso — главной улицы центра Рима, вдоль которой расположено бесчисленное количество знаковых римских красот, множество из которых так и не охватила в прошлый приезд, а после… куда глаза глядят и ноги идут. Недалеко Тибр, можно снова затеряться в его тенистых набережных, больше напоминающих аллеи парка, а там и до Ватикана не так долго. Наверное. После 20-километрового кросса, пусть и неспешного, расстояния как-то стираются. В этом городе невозможно долго сидеть на месте: даже поедая потом вкуснейшую пиццу «Маргарита» на Пьяцца Навона, я мысленно чертила в голове новый маршрут, несмотря на активный уже к тому времени протест ног.

А пока — доброе утро во всех смыслах и неспешная прогулка по длинной улице со старинными домами, зелеными парками и аллеями, куда обязательно заглядываю.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Еще на Via XX Settembre много церквей, это для Рима типичное явление. Но здесь они сплошь необычные. Например, я с удивлением нашла не менее интересный аналог Пантеона, с таким же отверстием-окулюсом наверху.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Но самая приятная и долгожданная встреча ждала почти сразу на выходе на эту улицу. Оказалось, я живу в 15 минутах ходьбы от одной из «книжных» достопримечательностей. Речь идет о произведении Дэна Брауна «Ангелы и демоны», действие которого происходит в Риме и Ватикане. В свое время эта книга была мега-популярна, и перед поездкой в Италию сыграла далеко не последнюю роль. Я даже умудрилась пробежать маршрут, описанный в ней. Не до конца, частями, но все же в обход чинно-экскурсионного вояжа. Метро — церковь — метро — площадь… за неполных два часа кросс почти удался, не охватила только одну из самых удаленных от Ватикана вех — церковь Санта Мария делла Виттория работы Бернини. Рядом с ней не было метро, да и времени бежать уже не было…

И вот, спустя четыре года, я иду по улице, без гида, без экскурсии и даже транспорта, вдыхаю Рим всей грудью и останавливаюсь возле до боли знакомого фасада. Хотя он — типичный для барочных построек, но я почему-то интуитивно узнаю его. Удивлению нет предела! Это она, Санта Мария делла Виттория! Собственной персоной. Помню, в фильме она была в строительных лесах, да и после фильма кто-то рассказывал, что тоже. Сейчас же фасадом и интерьером можно насладиться с полной мере, что и делаю.

Как же в римских церквях хорошо! Не могу отнести себя к ревностным верующим, все в меру, да и до храма дохожу не часто… Но здесь, кажется, восполнила все на годы вперед. Римские церкви — это один большой оазис, рассредоточенный по всем уголкам города, разбитый более, чем на 1000 частей, каждая из которых манит зайти в него, ощутить благодать и покой. Здесь какая-то особая атмосфера: не жарко, уютно, невероятно красиво и пахнет… нет, не ладаном или деревом, а именно древностью, святостью. Они, оказывается, тоже имеют запах… И этот запах не спутать ни с каким другим. Латиноамериканские храмы, например, пахнут похоже, но не так, и атмосфера в них чуть иная. В армянских — тоже иначе. Но вот Римские- это особый шарм. Главное их отличие — древность каждой детали и насыщенность произведениями искусства, которым позавидовал бы любой музей мира. Например, в Санта Мария делла Виттория, помимо расписных вручную потолков, лепнины, органа и мраморных скульптур (одна из них — прямиком из книги Брауна — «Экстаз Святой Терезы») висят во всю стену… оригиналы Караваджо на библейскую тематику. И вход в эти музеи-храмы абсолютно бесплатный. Кстати, в других городах Италии я была разочарована — там не редки прейскуранты на вход в церковь… и от того они уже не кажутся уютный, скорее, сразу туристическими. А здесь… Рай во всех смыслах!

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Людей с утра почти не было, что дало возможность в полной мере восполнить книжный и душевный пробел. А дальше — снова путь по длинной улице Via XX Settembre, которая пересекается в конце с Via Del Corso — самой туристической улице Рима. По размерам она — как проспект. И ведет от Витториано (о котором — в предыдущем рассказе) до Пьяцца дель Пополо — еще одной книжной вехи. В прошлый раз я до нее добралась только потому, что рядом есть метро, выскочила — сфотографировала и унеслась в подземку, дальше по маршруту. А теперь… Теперь хотелось «С толком, с чувством» осмотреть площадь и насладиться ее красотами. К ней и взяла курс.

По пути к площади оказалась целая череда улочек, настолько узких, что машины здесь не рисковали ехать, а только туристы сновали туда-сюда, от сувенирной лавки к кафе и обратно. Улочки тенистые из-за своей скромной ширины, но приближающаяся середина дня и +35 градусов сделали свое дело: хоть и закрытые, мои плечи бастовали, призывая спрятаться хоть на 20 минут в кафе и выпить кофе фраппе со льдом. А голова тем временем поддалась духу приключений, и я не успела заметить, как вышла к долгожданному фонтану Треви. Каждый хоть раз видел это творение рук человека — огромный монумент, с которого стекает бирюзовая вода. Фонтан давно стал символом Рима, его изображают на открытках, магнитах и прочих сувенирах наравне с Колизеем и Площадью Святого Петра. В прошлый раз он был на реставрации, поэтому не увидела его воочию. Теперь же — вот он, во всей красе! Правда, толчея рядом — из разряда «Апокалипсиса». Только спустя минут 10 удалось подойти к нему вплотную: туристическая концентрация здесь, пожалуй, самая высокая. Аргентинцы, японцы, китайцы, индусы, европейцы превратились в пеструю мозаику языков, голосов, национальностей, и каждый стремится сделать фото на память и бросить монетку в фонтан. Считается, что именно в Треви ее нужно бросить, чтобы вернуться в Рим снова. Говорят, что из фонтана ежегодно достают около 1,4 миллиона евро! И ежегодно эта сумма только растет. Не преминула пополнить бюджет и я, загадав желание — непременно вернуться в любимый город, теперь уже — в другое время года.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Немногим далее от Треви расположена еще одна туристическая достопримечательность Рима — Испанская лестница. Названа она так из-за примыкающему к ней посольству Испании, но известна на весь мир. Она ведет на очередной холм, откуда открываются панорамные виды на город. В отличие от фонтана, ее никто не закрывал и не ремонтировал, но почему-то в обзорную нашу экскурсию она не вошла. Ну, что говорить, если даже Пантеон и Пьяцца Навона пробежали за полчаса… На этот раз целью было именно добраться до еще не виденных красот и до тех, которые в прошлый приезд не успела прочувствовать в спешке.

И вот уже впереди появились купола двух церквей-близнецов Пьяцца Дель Пополо. Это одна из самых элегантных и в то же время крупных площадей Рима. Построена она была в XVI веке для народных собраний перед Папой и решения каких-либо вопросов, отсюда и название: дословно оно переводится, как «Площадь народа».

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Пьяцца дель Пополо — также героиня книги Д. Брауна и активный участник ее сюжета, поэтому прогуляться по ней и зайти в церковь Санта Мария дель Пополо, с которой в романе и начались все события, было безумно интересно.

Сама площадь очень атмосферная, на ней всегда много людей, которые самозабвенно делают фото и селфи, общаются, гуляют и сидят на ступенях зданий, прячась от жары и ловя бесплатный вай-фай.

На некоторое время присоединилась к ним и я, после чего увидела в стороне высокую смотровую площадку и ступени к ней. Это один из холмов Рима — холм Pincio, который соединен Наполеоновской лестницей с площадью дель Пополо, поэтому если вы будете на площади, то обязательно поднимитесь него. Он не самый высокий в Риме, но с него открывается хороший вид на площадь, и, конечно, на город в целом. Людей здесь всегда много, это излюбленное место молодежи. На холме разбиты сад Виллы Боргезе, в котором приятно прогуляться под тенью деревьев, разглядывая различные скульптурные произведения.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Несмотря на жару июля, лестница не пугает: она постепенно переходит в ярусы, между которыми разбиты небольшие скверы, которые облюбовали торговцы сувенирами и местные завлекатели бесплатными дарами. На сей раз — розами. Опрятно одетые мужчины в основном арабского вида протягивают вам розу, говоря, что это дань уважения и абсолютно бесплатная, а после начинают требовать «хоть что-то» за нее дать, при этом буквально тыкая несчастным цветком вам в грудь и руки. Типичный «развод» для туристов. Но римские работники этой сферы меня просто вывели из себя своей назойливостью: пока не прикрикнешь, не отстанут. Хотя это мелкие нюансы. А смотровая площадка — просто роскошная!

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Буйство тропической зелени на пути к вершине холма и площадки, есть даже небольшой фонтанчик, спрятанный в тени деревьев… Здесь приятно даже просто отдохнуть от пеших прогулок, а уж виды с высоты просто поражают: панорама Рима с видом на собор Святого Петра.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Дойду я до него сегодня!… А пока — продолжаем путь вдоль набережных Тибра, от Пьяцца дель Пополо до него — примерно 15 минут неспешного хода.

Тибр и его тенистые променады — это отдельный вид прекрасного, типично римского прекрасного, которое я открыла для себя еще в прошлый, экскурсионный раз. Добежав до островка Тиберин и не имея возможности перейти мост в район Трастевере, я даже за считанные минуты ощутила романтику реки и ее мостов с аллеями и, конечно, ждала с ними встречи снова. Отдельной, тщательной и неспешной… И вот она осуществилась. Говорить о фотогеничности этих мест не стану — по фото и так понятно. Это другой Рим, размеренный и почти безлюдный, по крайней мере, днем. Да и вечером не наблюдала толп: все-таки, наверное, большая часть туристов предпочитает обзорный автобус или метро. И очень зря: даже в жару у воды комфортно, а высокие кроны деревьев защищают от лучей солнца.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Таким нехитрым способом можно дойти и до собора Святого Петра, это в разы короче и романтичнее, чем по шумным кварталам центра. Но не спешим… На полпути есть еще одна цель, которая буквально манит к ней прикоснуться, — это Пьяцца Навона, самое атмосферное место в Риме, самая римская из всех площадей. После 15 минут, выделенных на нее четыре года назад, я ждала встречи с ней вдвойне!

Поддавшись, скорее, интуитивному компасу, чем карте, я неожиданно для себя открыла новый способ попадания на площадь. Площадь Навона — практически замкнутая территория, в которую путь идет сквозь несколько узких улочек, заходящих друг за друга, отчего создается впечатление, что там тупик. Именно таким путем мы попали на нее в прошлый раз с гидом. Однако, как выяснилось, есть и другой, более таинственный способ — сквозь одно из зданий, через подъезд, который впоследствии оказался своеобразной аркой. Его находишь не сразу, чисто по наитию, поддаваясь соблазну заглядывать во внутренние дворики и закоулки и находя всякий раз там очередные красоты. Так вышло и с Пьяцца Навона: идя по одной из улочек, ведущих к ней, я свернула с дороги, засмотревшись на живописный ресторанчик с буйством зеленых растений в роли ограды столиков, стоящих прямо на улице под навесами. Вроде бы типичное явление Рима, но этот почему-то привлек особенно. Идя к нему и думая, как бы сделать фото, я вдруг увидела проем в стене, своеобразную арку с дверью и длинным узким коридором, в конце которого брезжил свет и доносились звуки музыки. Эта картина показалась очень похожей на какой-то кино-кадр, и, повинуясь любопытству и следуя за оживившимися ногами, я вошла внутрь, а уже через несколько секунд с удивлением оказалась на вожделенной площади.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Площадь по праву считают самым колоритным и живым местом Рима. Это — ареал обитания и вдохновения всех уличных художников, музыкантов и, конечно, туристов. Старинные здания, увитые плющом, множество кафешек под открытым небом и джелатерии (по-нашему — «Мороженицы»), где, по словам местных, продается самое вкусное мороженое в Риме, а, может, и мире. Тут уж, у кого на что хватает скромности. Но, так или иначе, все они правы: место действительно очень душевное.

Славится площадь сразу несколькими достопримечательностями — церковью Святой Агнессы (одной из первых христианских святых) и двумя барочными фонтанами — «Четыре реки» работы Бернини и «Нептун».

Церковь Святой Агнессы ведет свою историю еще со времен язычества и гонения на христиан. Римский патриций однажды увидел волшебной красоты девушку и возжелал ее. Агнесса была предана учению Христа и дала обет безбрачия. Как бы ни добивались ее мужчины, все получали отказ. Тогда, в довершение всего узнав, что она христианка, ее отдали в публичный дом. Но чудодейственным образом она осталась непорочной: кто бы ни заходил к ней из мужчин, все теряли свою силу и уходили ни с чем. Не в силах отречься от веры, она была в результате казнена, а после — причислена к лику святых, одних из самых первых. Церковь сохранила свое внешнее и внутреннее убранство благодаря стараниям реставраторов. Она была воздвигнута на площади в XVII веке и до сих пор сохраняет свой вид, привлекая туристов расписными стенами, богатым интерьером и святынями.

Из фонтанов для меня навсегда в приоритете — «Четыре реки». Его создал знаменитый скульптор и архитектор барокко Лоренцо Бернини, религиозный скульптор, однако фонтан не имеет ни одной христианской скульптуры. Он в аллегорической форме изображает самые крупные и известные в XVII столетии реки на разных континентах — в Европе, Азии, Африке и Америке. В их числе — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата, протекающая между Аргентиной, Бразилией и Уругваем. Эта река для меня ценна по нескольким критериям: во-первых, Южная Америка… тут без комментариев: люблю этот регион бешено и давно. Во-вторых, отсюда родом моя любимая латиноамериканская исполнительница и актриса — Наталия Орейро, а ее песня с упоминанием о реке и своей малой родине была в свое время заслушана «до дыр» на кассете, да и сейчас явлется одной из любимых. Четыре реки в фонтане изображены в виде языческих статуй божеств, каждая из которых держит в руках атрибут, по которому можно узнать, что за водоем перед вами. А объединяет «реки» папская тиара со скрещенными ключами — символ Ватикана. Ну, и в довершение всего, этот фонтан фигурирует также в нашумевшем детективе Дэна Брауна, являясь одной из вех на пути героев книги. Все это в совокупности раз и навсегда влюбило меня не только в площадь, но в Рим в целом и искусствоведение, в частности.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Именно здесь, в атмосфере отдыха, творчества и жизни я хотела провести часть вечера. Еще планируя маршрут в России, зареклась, что именно на Пьяцца Навона проведу один из римских вечеров, полностью и с головой погрузившись в сказку. И вот, она началась. Пройдя по всем кафе, я поняла, что, конечно, место туристическое диктует свои правила: цены на блюда откровенно кусаются. Но с моим режимом экономии и бешеным азартом путешествия пешком, думаю, заслужила немного роскоши. Выбрав понравившееся кафе и вид из него (все они расположены по периметру площади под зонтиками от солнца и на улице), я уселась за красивый столик и заказала одно из типичных блюд Рима и Италии — пиццу «Маргарита». Да простит меня Неаполь (он, конечно, вне конкуренции), но в Риме готовят это блюдо не хуже, по крайней мере, в печи, что составляет 90% успеха. Всего 5 ингредиентов — тончайшее тесто, сыр моцарелла, томатный соус, специи и веточки базилика — делают пиццу верхом искусства, оторваться невозможно! Цена вопроса — 9 евро, это самый бюджетный вариант. Паста — от 13, прочие блюда — от 15. Но паста была оценена уже в прошлый раз, хотя и не на площади, теперь — очередь пиццы.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Ближе к вечеру площадь Навона превращается в настоящий туристический аттракцион: десятки языков всего мира, сотни лиц и настроений, туристы заполоняют кафе и пространство вокруг, стараясь надышаться атмосферой города, которая именно здесь достигает своей наивысшей концентрации. Почему — не знаю, но именно в этом месте ты всегда ощущаешь себя в Риме, впитываешь его дух и вдыхаешь аромат.

Повсюду играют уличные музыканты, пахнет едой и выпечкой, слышны затворы фотокамер и многоголосие толпы. А когда музыканты останавливаются напротив кафе и начинают исполнять бессмертные произведения, от которых кружится голова и в записи, а уж вживую просто перехватывает дыхание, веришь в реальность чуда. Но я никак не ожидала услышать в их исполнении новый латиноамериканский хит, который привезла в прошлом году из Мексики, как неосязаемый сувенир, — песня Despasito. За год ее вариаций накопилось немало, но именно тот, первый и оригинальный вариант играли музыканты, напомнив о родном регионе и в который раз за все время окрылив и вдохновив.

И даже когда неожиданно на город опустился ливень, загнав всех под навесы кафе, мне он показался приятным бонусом. Площадь Рима с бьющим отовсюду колоритом, вкуснейшая пицца, музыка, разноязычная речь и барабанящий по навесам дождь… разве это не романтика? Еще какая! А добавьте к этому букету сладкое ощущение неспешности и отсутствие четкого плана действий… Ммм… Dolce far niente! «Сладость ничего не делать» — любимое выражение итальянцев, и, кажется, мое на этот вечер…

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Не помню, сколько просидела в кафе: последнее, что хотелось делать, — это смотреть на часы. Дождь давно прекратился, туристы вновь высыпали на площадь, вернув прежнюю картину всего за несколько минут: шум-гам, нега и творчество, яркая смесь прекрасного. Вроде бы хватит на сегодня, но нет: даже сидя в райском местечке и атмосфере, я не могла уйти от мыслей пойти куда-то еще, найти еще прекрасное, столько, сколько просит душа. А он в этот раз была ненасытной… Уплетая вкуснейшую пиццу, позже — и мороженое, я мысленно чертила в голове новые маршруты по Вечному городу, не давая уже изрядно накопившейся усталости одолеть себя и поддаться искушению остаться здесь до ночи. Нет, рано! Вперед звало еще одно любимое место, вернее, сразу два…

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Речь идет о замке Святого ангела и соборе Святого Петра. Оба видела в прошлый раз, в обоих влюбилась без памяти не только по фото, но и — еще сильнее — воочию.

Помню, как с моей попутчицей на экскурсии сбежали с части ватиканского обзора и смогли дойти до замка. Она долго не понимала, чем меня привлекла грубая овальная крепость, под стенами которой мы почти бежали к мосту ангелов. «Подожди», — говорила я, — «Сейчас увидишь. Только не оборачивайся». Так мы дошли до середины моста, и только тогда она обернулась, застыв в немом изумлении: прямо на нас смотрел огромный замок (он же — тюрьма, зоопарк и еще Бог знает что за десяток веков), а мост украшали те самые ангелы и апостолы, образуя перспективу статуй, как будто все они устремляются к замку… Это зрелище стало одним из самых захватывающих, но тогда оно было снова наспех и в утренние часы. Теперь же я шла, не спеша, снова вдоль Тибра, любуясь постепенным заходом солнца. А когда взошла на мост, усталость куда-то испарилась, остались только ангелы и чайки. Те и другие являются символами этого места, а в предзакатном солнце — и подавно.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

Здесь же я сделала одно из самых любимых своих фото за путешествие, удалось запечатлеть почти ровную водную гладь с отражающийся в ней пейзаж, а после — еще долго смотреть на него воочию, не в силах идти дальше.

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

И только когда солнце скрылось за куполом собора, я пошла вперед. Цели зайти внутрь не было, по второму кругу делать это было не с руки, а шла на площадь (кстати, тоже работы Бернини) за атмосферой. В любое время суток здесь невероятно спокойно и как-то уютно, несмотря на масштабы и количество туристов, а уж вечером… сам Бог, казалось, велел. Собственно, как и хотела изначально: закончить насыщенную прогулку (то самое слово «Passeggiamo») у замка и собора, под перемежающиеся звуки текущих вод Тибра и звона колоколов…

Свидание с Вечным городом. Часть 2. Passeggiamo

А дальше — путь домой, долгий, уже почти мучительный физически, но по-прежнему пешеходный. Забегая вперед, скажу: за несколько дней в Риме я ни разу не воспользовалась никаким видом транспорта. Из принципа, из интереса, из азарта изучить и прочувствовать город изнутри, полностью и без остатка. За один этот день шагомер в телефоне насчитал почти 27 километров! Это стало новым личным рекордом, который, наверное, долго еще не побью. Такое может сделать со мной только Рим — смеясь, играючи сподвигнуть на большее, подарить такой заряд вдохновения и энергии, что, кажется, им можно осветить или обогреть несколько районов! Ноги были просто истоптаны, но на следующий день я вновь шла и шла бодро навстречу новым открытиям и городам, каждый из которых в итоге помог вернуться к себе прежней, с искоркой в глазах и задором в сердце. И Рим сыграл в этом далеко не последнюю роль. У него получилось, он смог, наверное, единственный город в мире, где не просто отдыхаешь душой, но еще и лечишься во всех смыслах, получая силы на немыслимые кроссы и… жизнь во всех ее красках. Для меня Рим — лучшее лекарство, наконец, испробованное не дозированно, а без контроля и рецепта. И именно такой способ — самый действенный.

Далее по маршруту была Формия и долгожданное море, о котором — отдельно, а после — снова римские каникулы, где каждый день увеличивался в разы, создавая иллюзию вечности… Вернувшись домой, я поняла, что хочу снова туда, это как ломка, неисцелимое влечение к месту на карте. Единственное, теперь бы сменила сезон на зиму или раннюю весну, а, может, и осень. Загадывать не стану, но знаю точно: Рим со мной еще случится… А пока — Ciao и до новых встреч!…