Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 21:25

Ганновер — Германия Июнь 2019

Три берлинских дня пролетели незаметно и нужно ехать дальше на Северо-Запад в сторону Амстердама и Осло — там нас будет ждать настоящая Скандинавская сказка — путешествие по Норвегии.

Приехав из Берлина в провинциальный Ганновер, первым делом наши друзья познакомили нас с немецкой глубинкой — горным районом Гарц и двумя небольшими, имеющими хорошую историю, городками — Алтенау и Гослар. На второй день они работали и мы, предоставленные самим себе, посвятили его самостоятельному знакомству с Ганновером.

Остановившись в уютном пригородном местечке Гарбсен, до центра города (центрального вокзала), за 15 минут комфортно доехали на трамвае. Линия трамвая еще за пару остановок до вокзала ушла под землю и превратилась как бы в метро. То же было и с основной автомагистралью. Поэтому, практически вся центральная часть города была свободна от машин, едущих из одного конца города на другой. Выйдя на поверхность и, следуя наставлениям наших друзей, пошли в сторону ратуши, занимающей центральное положение в городе.

Современный Ганновер

Следует отметить, что к 1945 году ковровыми бомбардировками союзников Ганновер был практически стерт с лица земли. И сейчас мы шли улицами, которые застроены не знаменитыми краснокирпичными или фахверковыми средневековыми строениями, а современными домами, в основном сделанными из стекла и бетона.

Ганновер. Открой личико ...

Из того Ганновера с его подлинными средневековыми зданиями и мостовыми, которые были созданы руками тех еще мастеров, увидеть сегодня практически ничего нельзя. Все это кануло в Лету в 1945. От зданий еще той эпохи уцелело и скрупулезно восстановлено меньше 10% сооружений, разбросанных по всему городу. И эти дома дают нам возможность увидеть и почувствовать настоящий старинный немецкий город с его славной историей. На этом снимке мы видим уже «новодел» под старину.

Еще жаль, что уже нет того средневекового Ганновера, который поражал всех в первую очередь своей «краснокирпичностью». Краснокирпичная готика — уникальное явление в основном для этого региона Германии и она является изобретением северных немцев. У них не было природного камня, зато в избытке была красная глина, из которой и изготавливали кирпичи. Позже, из северной Германии краснокирпичная готика распространилась в Скандинавию и Прибалтику, а так же в некоторые города Восточной Европы.

А ведь когда-то город Ганновер и прилегающие к нему земли были еще и королевством — отдельным государством. Возникло оно на закате семнадцатого века после объединения нескольких земель, принадлежащих старинному роду Вельфов. Официально государство называлось «княжество-курфюршество Брауншвейг-Люнебургское», но все именовали его «Курфюршество Ганновер» или просто «Кур-Ганновер».

Рыночная церковь

Одним из таких восстановленных к 1952 г. «краснокирпичных» зданий является Евангелическо-лютеранская церковь святых Георгия и Иакова (Marktkirche St. Georgii et Jacobi) или, как ее еще называют — Рыночная церковь. Она является старейшим храмом Ганновера, созданным еще в 14-ом веке и являет собой прекрасный образец краснокирпичной готики. В отличие от французской готической церкви она имеет только одну колокольню. А знаменитая готическая роза (круглое витражное окно над центральным входом) французских соборов заменена здесь узкими стрельчатыми окнами. Ей тоже «досталось» во время бомбардировок, но не так сильно как ее соседке церкви св. Эгидия (Aegidienkirche).

Перед входом в церковь стоит памятник Мартину Лютеру (1483–1546) — христианскому богослову, инициатору Реформации и основателю одного из направлений протестантства — лютеранства. Также он считается одним из создателей немецкого литературного языка.

Ганновер. Открой личико ...

Вход свободный и, несмотря на утренние часы, в церкви было немало народу.

Вероятно, причиной их раннего появления в этих стенах было наличие необычной для церкви выставки живописи, организованной сирийцами. Эта экспозиция называлась «Сирийское искусство. Связь между Востоком и Западом».

Вот проскальзывает военная тематика.

На этих рисунках видна извечная женская красота.

Ну, а здесь способны разобраються только узкие специалисты.

В проходах стоят инсталляции на различные темы.

На передних скамьях сидела группа подростков, которым их преподаватель что-то одухотворенно рассказывала и объясняла.

Дорога к Мэрии

Выйдя из церкви, направились к зданию Мэрии Ганновера — единственному зданию, которое уцелело во время войны. Почему его оставили целым? Оказывается, оно служило ориентиром для бомбардировщиков!

Пройдя мимо Исторического музея Ганновера, свернули на Фридрихсвалль, чтобы выйти к зданию Мэрии.

Ганновер. Открой личико ...

Неподалеку есть непонятный поначалу памятник из нескольких стоящих мужчин. Оказывается, он носит название «Геттингенская семерка» и посвящен профессорам из университетского города Геттингена, выступивших в 1837 г. с протестом против отмены Конституции королевства Ганновер и, вследствие этого, уволенных со службы и высланных из страны.

Ганновер. Открой личико ...

Не доходя до здания Мэрии, свернули налево к церкви св. Эгидия (Aegidienkirche). В 1943 г. этот средневековый храм разбомбили союзники. Администрация города не стала делать из руин новодел и оставила все как есть. Стоят только стены…

Некоторые полагают, что отсутствие крыши и окон наполнило храм эдаким глубоким философским смыслом. И, зайдя внутрь, эта обстановка пустых стен с открытым взору небом, заставляет задуматься о вечном гораздо эффективнее чем созерцание золоченых алтарей и дорогих витражей.

Ганновер. Открой личико ...

В противоположном конце храма установлена статуя «Смирение». За ее спиной висит колокол, подаренный Ганноверу Хиросимой. Каждый год 6 августа здесь проходит поминальная служба. На самой башне находятся еще 25 колоколов, установленных в память о жертвах Второй Мировой войны. Их перезвон можно услышать ежедневно в 09:05, 12:05, 15:05 и 18:05.

Мэрия Ганновера

Перейдя широкий проспект Фридрихсвалль, мы свободно входим в здание городской Мэрии или Новой Ратуши. Нет никаких охранников, проверяющих документы и сумочки. В основном, туристам интересен первый этаж. Там выставлены стенды с исторической информацией и фотографиями, а также наглядные стенды с макетом города в разные времена — от средних веков до современности. Особенно контрастно выглядит стенд с датой 1945 — весь город, кроме здания ратуши, которую оставили целой — в руинах…

На переднем плане - железнодорожный вокзал. Ганновер. 1945

Выйдя из здания ратуши и огибая его, увидели резвящихся в струях фонтана подростков. На улице свыше +30…

Ганновер. Открой личико ...

На самых хулиганистых был нацелен воин, похожий на древнеримского лучника.

Обогнув здание Мэрии, стоит прогуляться по небольшому парку (Maschpark), который раскинулся позади нее. Там и озеро с мостиком, и небольшие зеленые холмы, на которых любят проводить свое свободное время и дети, и взрослые. На озере совершенно свободно, никого не боясь, плавают дикие утки.

Ганновер. Открой личико ...

Зеленые лужайки чисты и хорошо подстрижены.

Ганновер. Открой личико ...

А вот подойдя к следующей полянке, я получил нагоняй! Только нацелился объективом на уточек, выискивая лучший ракурс, как ко мне подбежала воспитательница детей с криком:

— Зачем вы фотографируете моих детей?

— Да у меня и в мыслях этого не было! Меня интересовали просто дикие утки, безбоязно гуляющие среди играющихся детей. Эдакая мирная немецкая картинка…

Ганновер. Открой личико ...

Выйдя из парка, проходим мимо Государственного музея Нижней Саксонии. Наверно — интересен, но времени на него не было. Здание монументальное, в классическом стиле очень позднего барокко.

Проходя к озеру Maschsee, встретились интересные инсталляции и интересного дизайна автобусная остановка.

Ганновер. Открой личико ...

Весь город пронизан десятками колометров велосипедных дорожек.

Ганновер. Открой личико ...

Выйдя на небольшую набережную, в изнеможении от жары присели на полчасика на стоявшую в тени скамейку. Перед нами раскинулось довольно большое озеро. Оно искусственное и было создано в излучине реки Ляйне еще во времена Гитлера в середине 30 годов прошлого века. Наверняка с целью здорового образа жизни, которое очень пропагандировалось в те времена. Озеро площадью 0,8 кв. км и в настоящее время привлекает многочисленных любителей водного спорта, а его берега, общей протяженностью 6 км — пешеходов, бегунов, велосипедистов и роллеров.

В правой части от нас находится даже фонтан, который непрерывно работает. На озере действуют клубы байдарочного спорта и гребли на каноэ, а на южном берегу находится пляж.

Ганновер. Открой личико ...

В наших планах этого дня было еще посещение района Herrenhäuser Gärten. Как видно из названия, это район большого садово-паркового комплекса, который включает в себя:
— Большой барочный сад- Гросер Гартен (Großer Garten);
— Горный сад, ботанический сад- Берггартен (Berggarten);
— Ландшафтный парк в английском стиле — Георгенгартен (Georgengarten);
— Последний сад последнего короля.- Вельфенгартен (Welfengarten).
Но пришедшая в Германию на минувшей неделе жара, которая захватила и Ганновер, не позволила осуществить это благое намерение. После выпитых двух бокалов холодного пива больше чем домой, ехать уже никуда не хотелось.

А там наши друзья Ирина и Владимир, пришедшие к вечеру с работы, пригласили нас на велосипедную прогулку и небольшой пикник к озеру Schwarzer See (Черное озеро). В этом месте когда-то был карьер по добыче чего-то, потом его затопили и сейчас из-за его хорошей глубины и чистоты воды на нем любят тренироваться дайвингисты. Это место стало дополнительно известным еще и из-за того, что в его окрестностях в 2011 году фрау Меркель встретилась по какому-то вопросу с тогдашним российским президентом Медведевым.

Ганновер. Открой личико ...

Вдоволь наплававшись, наш визит в этот интересный город завершили небольшим пикником на берегу озера. Осталось только сказать огромное спасибо нашим друзьям за такую теплую и познавательную встречу с этой частью Германии.

Что мы как туристы знали о Ганновере? Обычно у всех на слуху о Германии стремительный Берлин, надменный Мюнхен или даже какой-то Баден-Баден. У Ганновера же репутация города малоинтересного и он как бы без своего лица. Но, даже пробыв в нем всего один день, видно, что свое собственное лицо у него есть. И, узнав этот город получше, его легко полюбить всей душой. Это случилось и с нами. Нам хочется вернуться в него еще раз и уже побродить по нему не спеша. И — не в жару…

Ганновер. Открой личико ...

Завтра рано утром выезжаем поездом в Нидерланды, где по плану мы хотим посетить район мельниц Киндердейк, Гаагу и Амстердам и потом вылететь в Копенгаген на встречу со Скандинавской сказкой — большим путешествием по Норвегии.