Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — сейчас на сайте

Гослар, Ганновер — Германия Июнь 2019

Наше путешествие по Западной Европе, начатое в Праге, продолжается. Три дня, проведенные в Берлине, были очень активными и насыщенными — совершив на машине обзорную поездку по германской столице, посетили как раз 22 июня знаменитый Трептов Парк, в котором стоит статуя воина-освободителя. Далее — «взяли» Рейхстаг! Ну и просто, спокойно гуляя, знакомились с городом и его достопримечательностями уже пешком. Три берлинских дня пролетели незаметно и надо ехать дальше на Северо-Запад в сторону Амстердама и Осло — там нас ждала настоящая Скандинавская сказка — путешествие по Норвегии.

Но с Германией мы пока не прощаемся и, по пути на Запад, сделали на пару дней остановку у наших друзей, проживающих в Ганновере. Этот город является административным центром земли Нижняя Саксония и одновременно самым населенным пунктом этой области. Между Берлином и Ганновером 286 км и по железной дороге (www.ns.nl/en — 26 €), связывающей эти города, через два с половиной часа мы в него прибыли.

Здесь нас встретили старые друзья Ирина и Владимир, вот уже почти двадцать лет живущие и активно работающие в этой стране. Их хорошо, в качестве искупления вины за Холокост по программе «Контингентные беженцы» (Kontingentfluechtling), приняла Германия. Согласно этого плана, из бывшего СССР прибыло в страну и было хорошо обустроено более 220 тысяч переселенцев с еврейскими корнями. Следует отметить, что по этой же программе Германия принимала людей и других национальностей. Например, албанцев из Югославии и даже выходцев из такой далекой и экзотической страны как Вьетнам — около 30 000 северовьетнамцев.

А по программе Spaetaussidler (Поздние переселенцы) Германия еще лучше приняла «русских» немцев. У них, по сравнению с Контингентными беженцами, были совсем другие права и привилегии. Например, им засчитывали рабочий стаж на бывшей родине, а «Контингентным беженцам» — нет. Это сильно влияет на пенсию. В процентном отношении Германия приняла русских немцев из бывшего Союза в разы больше, чем евреев.

Два дня, которые мы провели у наших старых друзей, пролетели незаметно. В первый день они взяли на работе отгулы и мы поехали все вместе в горный район Грац, а во второй — уже самостоятельно познакомились с Ганновером и узнали как немцы любят проводить свои летние вечера.

Сам Ганновер находится на равнинной местности, но в сотне километров от него есть интересный небольшой горный массив Гарц (Harz). Он располагается на территории земель Нижняя Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия и в нем находятся наивысшие горы Северной Германии. Одна из них — гора Брокен (Brocken -1141 м) и именно к ней наши друзья Владимир и Ирина решили вместе с нами сделать небольшой горный трек. До городка Алтенау (Altenau), с которого мы начали этот поход, от Ганновера было 110 км, которые по великолепным немецким дорогам мы проехали очень быстро.

Трек от городка Алтенау

Оставив на стоянке машину, по грунтовой дороге стали подниматься вверх. Очень удивили штабеля срубленной и аккуратно приготовленной к отгрузке древесины.

Как живет германская глубинка

Уж не в Карпатах ли мы? Нет! В Нижней Саксонии! Значит и здесь ведутся какие-то плановые вырубки леса…

Встретилась на пути даже и вот такая дорога. Но, конечно, это для Германии очень исключительная и раритетная вещь, которую надо сохранять как историческую память того, от чего немцам удалось уйти.

Как живет германская глубинка

Горный район Гарц, в котором мы находимся, издавна знаменит не лесами, а своими полезными ископаемыми, такими как медная руда, калийные соли, горный воск, серебро, свинец и цинк, добыча которых в этих местах велась почти тысячу лет вплоть до конца 20 века. Судя по свежим пням, видно, что вырубка леса ведется активно и в наше время. Вопрос только - планово или непланово?

Поднимаемся дальше по тропе. Вдоль нее идет искусственный канал, по которому стекает вода. Он старинной работы и возведен еще почти пару столетий назад для спуска воды в поселки для нужд горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. Таких каналов насчитывется здесь немало и их общая протяженность составляет около 60 км.

Как живет германская глубинка

Горный массив Гарц известен не только своей старой промышленной значимостью, но и некоторыми современными военно-историческими фактами — в этих местах даже после капитуляции Берлина, еще почти неделю шли жестокие бои с американцами — немецкое командование этой группы войск ничего не знало о капитуляции. А в годы Холодной войны здесь проходила немецко-немецкая граница между ФРГ и ГДР и вся зона, по которой мы сейчас свободно гуляем, считалась для всех «закрытой».

Поднимаясь еще выше, мы видим уже другую систему искусственных каналов и даже подземную штольню.

Как живет германская глубинка

Следует отметить, что эта гора не простая, а со своими причудами — здесь водятся ведьмы! И гора Брокен с позднего средневековья считается самым известным «местом встречи ведьм» в Европе. По преданию, каждый год, в Вальпургиеву ночь (с тридцатого апреля на первое мая), здесь собирались на шабаш ведьмы и прочее дьявольское отродье. На это указывают знаки, встречающиеся на деревьях. Также известно, что некоторые из этих ведьм прилетали на бал, устроенный Воландом — это хорошо описано Булгаковым в его романе «Мастер и Маргарита». Эту гору также описал Гёте в своем «Фаусте».

Пройдя около пяти километров вверх, из-за жары, которая наступила в этих местах к концу июня, когда температура воздуха доходила до +35 градусов, решили до вершины не идти, а повернуть обратно. А жаль! Не удалось увидеть узкоколейную железную дорогу, которая забралась аж на вершину этой горы! На одном из поворотов встретилась небольшая полянка с памятным обелиском солдатам, вероятно местным жителям, павшим в годы Первой Мировой войны.

Как живет германская глубинка

Спускаясь вдоль русла неширокой речушки Окер, вышли к небольшому озеру. Судя по всему, оно искусственное и входило в цепь водоемов, использовавшихся для нужд старой горно-обрабатывающей промышленности. Его берега были пустынны, а на воде красиво белели кувшинки, среди которых мирно плавали дикие утки.

Обойдя озеро, спустились к поселку Альтенау, в котором мы оставили машину. Поселок известен еще и тем, что в нем, помимо небольшого горнолыжного комплекса Torfhauslifte Altenau, есть и СПА с горячими натуральными источниками. Возле одного из них — Crystal «Hot Brocken» Altenau GmbH, стоят вот такие зеленые бабы, которые зазывают к себе клиентов.

Как живет германская глубинка

Входные части многих домов у проживающих в городке жителей, красиво оформлены. Цветы, картины, цветовой дизайн…

И, наконец, хорошее завершение нашего трека — источник с вкусной и холодной питьевой водой. Наверняка она тоже спустилась с этой же горы…

Как живет германская глубинка

Кстати, со всех кранов в германских домах можно совершенно свободно и безопасно пить холодную воду. И это даже вкусно! Собственно, такой же феномен с водопроводной водой наблюдался и в Нидерландах, и во всех скандинавских странах — там мало кто из жителей и гостей этих мест покупает бутилированную воду — все пьют воду из-под крана! Она прекрасно очищена и совершенно не имеет никаких привкусов хлора или еще каких-либо очищающих ее добавок.

Сам городок Алтенау, насчитывающий около двух тысяч жителей выглядит типично по-немецки. Это одна из его улочек, куда мы поднялись, чтобы выпить в ресторанчике чашечку кофе.

Как живет германская глубинка

Немного отдохнув, направились в еще один интересный, с нескольких точек зрения, город Гослар (30 км).

Город Гослар

Гослар (Goslar), куда мы направились с Алтенау, также расположен у подножия горного массива Гарц. Он намного крупнее Альтенау, в нем больше жителей (более 50 тысяч) и он имеет гораздо более интересную многовековую историю.
Первое упоминание о городе датируется 922 годом, когда Генрихом Первым, после обнаружения запасов серебра, угля и меди, было основано поселение около горы Раммельсберг. Серебряный рудник Рамельсберг является единственным в мире, который действовал более 1000 лет.
Как живет германская глубинка
Именно после открытия этого рудника в городе была построена резиденция саксонских королей Кайзерпфальц. Тогда, в одиннадцатом веке — это был самый значимый христианский центр (и самый большой город) в Саксонии. Гослар украшали сорок семь церквей и капелл и некоторые его даже называли Северным Римом.
По городу интересно бродить даже без какой-либо определенной цели. Каждый дом — памятник своей эпохе. Вот дом, датированный 1577 годом. И таких сооружений здесь десятки…
Как живет германская глубинка
Многие дома «с ног до головы» облицованы каменными плиточками из горного сланца. И каждая такая плиточка прикручена к стене каким-то своим особым и невидимым для постороннего глаза «болтиком» …

По своей площади город небольшой и практически отовсюду видны зеленые склоны окружающих его гор.
Как живет германская глубинка

В Госларе, из местного серебра чеканились знаменитые таллеры — прародители одного из главных символов нашей эпохи — доллара.
Как живет германская глубинка
С 1992 года исторический центр города Гослар, резиденция императоров «Кайзерпфальц» и гора Раммельсберг входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как живет германская глубинка
Это бывшая рыночная площадь. Еще Гейне про нее писал: — «Рынок невелик, посредине искрится фонтан и вода его льется в большой металлический бассейн». Также он писал, что во время пожаров в Госларе иногда бьют в стенку резервуара для воды. То есть местный фонтан в те времена служил еще и набатным колоколом.
Вот это тот самый фонтан. На нем орел, он же герб Гослара с 1774 г. Но, на мой взгляд, он больше похож на драчливого петуха с распушенными крыльями.
Как живет германская глубинка
Своей историей, наличием дворца и шахты, в которых проводят экскурсии, город привлекает много туристов. И, в основном — своих — немецких. Очень много пожилых туристов-пенсионеров, раскатывающих по стране. Пиво везде льется рекой. Особенно сейчас — в эти жаркие летние дни.
Как живет германская глубинка
Не оставим эту славную немецкую традицию и мы — по приезду в Ганновер, вечером пойдем в Пивной сад (Biergarten). Там и обговорим детали нашего самостоятельного знакомства с Ганновером на следующий день, так как ребятам завтра уже нужно будет ехать на работу. У немцев строгая дисциплина. Да и на нормальную немецкую пенсию нужно еще четыре года до 67 мужчинам поработать…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия