Турист Светлана (SwetaS)
Светлана
была 19 марта 2020 17:56

Монголия Июль 2019

Как мы ездили в Монголию.

Автомобиль — Газ Соболь, 4WD, переделанный в кемпер, для двоих человек.

Как мы были в Монголии

День первый, 2 июля, вторник.

Выехали из дома в 9 утра. Нужно к вечеру попасть в Бийск, оставить внука Ваню, семи лет, у другой бабушки. Едем через Новокузнецк, дорога хорошая, хотя нас пугали, что частично — бездорожъе. За Новокузнецком серпантин и горки. На красивой полянке, в верхней части холма, вышли размяться, Ваня нарвал для меня, букет ромашек.

Как мы были в Монголии

В Целинном навигатор увел нас в объезд, там плохая дорога, надо было через поселок ехать. В Бийске Ваню передали родственникам, дальше едем одни. На въезде в Горный Алтай, как всегда, остановились поздороваться с Катунью, помыть ручки.

На ночлег остановились на базе «Кызыл-Таш», перед Баранголом. Уже здесь были, знаем. Нам нужна только стоянка (400р) и электричество, тут как раз есть в беседках.

Как мы были в Монголии

Занимаем самую большую, с балконом. Вид офигенный. Спим в машине с обогревателем, для него электричество. Поставили палатку-душ, согрели водички из Катуни, помылись. Ну красота же!

Пожарили половину замороженого мяса, которое брали с собой.

День второй, 3 июля, среда.

Ночью было тепло. Встали, позавтракали-сварили кофе в турке, яйца с беконом, все, что с собой брали. Через 5 км Барангол, там столовая «Сухарик», ее никак не миновать, очень вкусно там. Заехали, поели, с собой взяли сырники и курнички. Там познакомились с двумя девчонками, они с туром едут по Алтаю. Посмотрели наш кемпер, удивились, восхитились. Сегодня наша цель- доехать до Ташанты к вечеру. Поэтому, едем не торопясь, хотя к нашей машине это не сильно относится. В красивых местах тормозим, фотаемся.

Как мы были в Монголии

Пейзажи меняются. На Семинском перевале опять встретили этих девчонок. Проехали Курайскую степь.

В Кош-Агаче начинается каменистая степь, местами строят новую дорогу. Дома без крыш, ни травы, ни воды, как здесь люди живут. И вот, Ташанта. Здесь граница, Дорога утыкается в КПП. Мы вторые в очереди, впереди машина из Казахстана, позади огромная фура с прицепом. Подумав, решаем выехать назад, за поселок, в степь. Там поставили свой душ, помылись,

Как мы были в Монголии

поужинали, поехали обратно в очередь на погранпереход. Никто новый не прибыл, но фура заняла наше место. Теперь мы третьи. Тут и ночуем. За ночь очередь собралась довольно приличная. Из Казахстана едут к родственникам в гости на какой-то праздник, который будет через неделю. Граница работает по часам, с 9 до 18, выходной воскресенье, в праздники тоже.

День третий, 4 июля, четверг.

Проснулись рано, народу полно. Решили сварить в скороварке супчик из оствшегося мяса. Люди ходят, просятся в машину, здесь границу можно пересекать только на транспорте. Сзади нас стояли казахи, один прям вылитый Чингиз-Хан. В 9ч. начали запускать в зону досмотра и оформления документов. Пропустили 5 легковых, фуру перед нами тормознул пограничник и заставил сдать назад. Процесс выглядит так. Сначала на КПП выписывают талон на проезд с количеством пассажиров. Дальше проезжаешь, там открываешь машину для досмотра, вытаскиваешь все, что можно на землю рядом. С сумками идешь в здание, там сканер для сумок и штамп в паспорт. Тащишь все обратно. Машину досматривают с собаками и зеркалами. Все. езжайте. Дальше около 20 км дорога до Монголии. На середине пути последний наш КПП. Все, мы в Монголии. Монгольская таможня. Запустили две машины, казахов, которые были впереди, и нас. У здания нас поставили и мы тупо стояли два часа. Никого из персонала таможни нет. А кто появляется, по телефону — ля-ля. А выходить из машины нельзя! Казах не выдержал, вышел, поймал мужика какого-то, тот махнул, идите в здание. Казахи с сумарями пошли и мы за ними. Там таможня и досмотр сумок. Но никого нет! Водители фур на выезд тоже стоят тут ждут. Японец на мотике был, из Японии едет, офигеть. Один водитель встречной фуры из Бийска, от нечего делать, старательно обучал его, разным не совсем причичным поговоркам и выражениям на русском языке, японец радостно повторял за ним. Казахов, из легковушки, оказалось 7 человек, как они в машину поместились, непонятно. Пришла монгольская таможница и со скоростью 1 человек в 10 минут начала в паспорта штампы ставить. В погран терминале пропала связь, оформление шло медленно. Тут же есть «Хаан банк», хотели авто страховку там оформить, но без связи не получилось. Обменяли 5 тыс рублей по курсу 42 тугрика за рубль. Но лучше туда не ходить. До того все медленно, что таможники выгонять нас пришли, т. к. наш автомобиль занимал площадку досмотра. Потом запустили одну машину и все! Не представляю, когда остальные проедут. На выезде из пункта пропуска какая-то мадама в форме остановила нас. Оформили страховку за 1800 руб. Тут же можно и деньги обменять, курс выше. Забыла сказать, на вьезде в Монголию чувак с опрыскивателем за 50 Руб делает дезинфекцию колес. Ха ха. В два часа дня покидаем границу и едем в Улгий.

Как мы были в Монголии

Километров 20 дорога не очень, потом асфальт, ну правда, волнистый. В ущелье увидели кашары, подъехали, посмотреть, интересно же. Из камней сложены загородки, домики без крыш из дерева, обмазаны глиной. Никого нет, это похоже, зимние стоянки.

В Улгий приехали уже к вечеру. Заправились на заправке Petrovic, 1880 тугриков за литр. поехали по городу, сфотались с Чингиз Ханом (памятник). Хотели попасть на рынок, но не нашли. Погуляли по центру, такая площадь у них большая и народ тусуется.

Как мы были в Монголии

Но где рынок, никто не смог нам сказать. По-русски ни бельмеса. Зато один хорошо поддатый гражданин прицепился со словами-брат, похмелье, дай. А его жена жестами показывала, ну дайте же! Но мы не пьем и другим не советуем. В супермаркете попали прям домой. Все из России, все на русском. Килька, сайра, печенье, все свое, родное. Мы взяли воды 5л. , в очереди впереди были немцы, спросила у них где рынок. Они объяснили. Но мы все равно не нашли, потому что было уже поздно и начинался дождь. Зашли в какую-то гостиницу и нам дали номер люкс за 100 тыс тугриков с завтраком в номер. Все скромненько, но прилично. Белоснежное белье, полотенца, халаты, тапочки, одноразовые приборы. Обнаружили, что у нашей машины не закрывается на замок боковая сдвижная дверь. А у них гараж есть, ну прям ващще!

День четвертый, 5 июля, пятница.

Завтрак принесли в номер, кстати, девочки-администраторы, говорят по-русски. Скромненький такой завтрак; самса, один кружок помидорки и огурца. И чай, «цай» каркадэ.

Поехали в 9 утра искать рынок, хотелось прикупить чего-то монгольского для фото, но он оказался закрыт, потому что рано. Да и дождь ночью прошел, все дороги и тротуары, в огромных лужах. Цивилизация сюда идет медленно. Четырехэтажные дома в центре, вероятно, все советские, наши построили. Здания обшарпаны и обветшали. Вообщем похоже на наше не далекое прошлое. Покидаем Улгий. Едем к озеру Ачит-Нур.

Как мы были в Монголии

Дорога так себе. Едем медленно, ну, а куда, собственно, торопиться. Через пол-дня остановились у речушки на обед.

Ачит-Нур. Озеро теплое, но грязное, утки плавают, все в перьях. Оводы. Машина в песке вязнет. Тут не хочется оставаться.

Как мы были в Монголии

Едем через дамбу и в горном массиве сворачиваем с дороги и скрываемся в складках рельефа. У огромного гранитного останца, выбираем более менее горизонтальную площадку и останавливаемся на ночлег.

На пару часов поднимаеся на окрестные вершины. Вид открывается просто великолепный. Испытываем эстетическое наслаждение от созерцания такой красоты. Причем красота со всех сторон! По ногами огромные каменные гряды, сложенные гиганскими гранитными валунами, разной степени окатанности. Монголия-красивая страна. Немного устав от хождения по горам, спустились к лагерю.

Как мы были в Монголии

Быстренько пожарили картошечку на сале, помылись в палатке. Продолжают радовать окружающие нас виды; красивые горы, полупустыня, полоска озера, облака. На другой стороне озера гроза, и, где-то сзади еще одна идет. К нам она пришла ночью, но захватила краем, дождя мало, а ветер ураганный. Лично мне было очень страшно, я разбудила мужа, чтобы бояться вместе. Но он не оценил эту идею и начал ржать, вскоре я заснула.

День пятый, 6 июля, суббота.

Утром позавтракали. Наши следы ночной дождь даже не смыл. Поехали на противоположный берег, в Нагон- Нур, чтобы там заночевать. На южной оконечности озера, стоит одинокий домик без крыши. Останавливаемся, чтобы попросить воды. Монгол, такой здоровый дядька, подвел нас к колодцу, оттуда вместо ведра достают воду каким-то резиновым мешком, камера, что-ли от автомобиля. Вода вроде чистая, но нам для душа, пить не будем.

На этом месте закончилась единственная карта памяти в фотоаппарате. Дали дядьке бутылочку пива. Из домика выскочили две мадамы, у одной ребеночек грудничок. Но мы уже поехали. Они ничего не просят, но надеются. А вот дети монгольские, цыганята натуральные. Только увидят машину, со всех ног несутся. Мы для этого брали пакет с конфетами и шоколадками, раздавали при каждой встрече.

Дорога в Нагон- Нуур. После дамбы поворачиваем вправо. Вернее сказать, выбираем колею, которая правее, потому что их до полутора десятков штук и все в разные стороны. Следуем по направлению из карты марс оффлайн в телефоне. Именно по направлению, потому что дорог здесь нет, а только следы тех, кто проехал.

Как мы были в Монголии

Песок, камни, ямы, промоины, ручьи. Движемся в приблизительно нужном нам направлении. Местами, дорога проходит сквозь удивительные гранитные валуны гигантских размеров.

Притащились в Нагон- Нуур. Поселок из фильма ужасов. Абсолютно пустой. Люди, вы где? Многие дома с заколоченными окнами. А еще скала и с нее нависает огромный камень. Зрелище не для слабонервных. Пустой, раздолбаный поселок. Приходит мысль свалить отсюда как можно быстрее. Едем в сторону Цаганура с целью найти стоянку. Но здесь каменистая пустыня, жесть просто.

Как мы были в Монголии

Заехали в ущелье, дорога серпантин, узкая. Ущелье в перевде с монгольского, называетс «Рукав»- Холой-Хацал. Само ущелье-узкое, из черных мрачных вертикальных скал огромной высоты, сжимающих речушку. Жутко аж. В одном месте съехали к ручью, пополоскали руки, умылись, но остаться не рискнули. Едем дальше. Ущелье расступается, появляются ручьи, но они все заняты юртами и скотиной. Как мы узнали позже, это жители Нагон-Нура летом кочуют. Так доехали почти до Цаганура. На мосту через Цаганурку нас тормознул парнишка на мотоцикле -цай, цай, пойдем! На довольно понятном русском языке, приглашал в гости. Решили заехать, посмотреть как живут монголы, которые оказались казахами. А живут они так. Домик без крыши из одной комнаты,

посередине железная печь и стеночка перегородка, там одни кровати, чемоданы стопкой. В кухне мясо висит вяленое. Живут там бабушка с дедушкой, этот парень и дети его брата, 3 и 5 лет. Парень по-русски говорит, учился на курсах. Старики тоже несколько слов знают. Дед показал свои очки: половинка бинокля с мутным стеклом. Но у нас лишних не было, дед аж прослезился. У них нет совсем ничего. Электричества тоже. Дали нам баурсаки, сыр, масло. И цай. Попили, поели, пора и честь знать. Но не тут то было.

Как мы были в Монголии

Приглашают нас остаться,(где???) Показали им свой дом на колесах. Бабушка тут же попросила пустую бутыль 5л, парень топор, а ребенок крючки для рыбалки. Про конфеты лучше промолчать. Дала бабушке 5 тыс тугриков. Пенсионный возраст у них для женщин 50, для мужчин 60лет. Парнишка, забыла как звать, тут же у речки, метрах в двадцати, нашел нам местечко для стоянки. Но мы решили отъехать от них подальше. Правда, это не очень помогло. Не успели мы разложиться, как он пришел нас навестить. Тут же дети прибежали, и так три раза.

Потом бабушка пришла, а потом и дедушка. Наш скарб был изучен ими досконально, все потрогали, на столе лежал хлеб, майонез, они это тоже поели. Детям дали крекер в виде животных. Один повозил им грязь по машине, помыл в реке и сьел. Больше грязи, шире морда. Когда, уже в сумерках мы ставили свой душ, приятель опять наведался. Узнав, что палатка китайская, сказал- «** твою мать, Китай. " Мы согласились, потому что сломалось одно крепление. Спали хорошо.

P.S домик их находится не доезжая мостика через Цаганурку (со стороны Наганура) или после, если из Цаганура. Такая одинокая низкая белая избушка с загонами, крайняя. Вот кому бы пригодилось все, что мы не знаем куда девать, от утвари до мебели. А деду очки.

День шестой, 7 июля, воскресенье.

С утра проснувшись, решили, что позавтракать нам все равно не удастся, будем сваливать. Дорога от берега речки идет через их дом, попрощались, детям дали конфет и поехали.

В Цагануре зашли в мини маркет, спросили яйцо, но тетка сказала -нету. По-русски. Но я обнаружила, что в холодильнике приспокойненько лежат ячейки с яйцами. Исо? Исо? так она выучила новое слово. Исо оказалось с буквами 1с, по 10 р за штуку (400 тугриков). Еще взяли хлеба домашнего за 1200туг. Туда же зашли несколько человек, и один монгол спросил нас, какая вода в ручьях на Улангом. Но мы ему объяснили, что там не были. Он на мотоцикле сопровождал какого-то иностранца, по виду поляка. Ну и на выезде дети подбежали-как дела-хорошо. Детям конфет. В Цагануре на главной улице есть что-то типа колонки, можно чистой воды набрать. Вот в каком-то захолустье все встречные нам говорят по-русски. Выехав на трассу, в районе ворот свернули в межгорную седловину, чтобы провести здесь день и вечером поехать на границу. Здесь красиво, тихо и вид на поселок и озеро.

Как мы были в Монголии

Погода в Монголии была такая- солнце палит, ветер порывами и довольно холодный. Короче, в трусах и в шапке. Погуляли, поели и в 18ч поехали к границе. По дороге заехали в Цаганур на колонку, но она оказалась закрыта на замок. Уже знакомый ребенок, которого утром угощали, сказал, что можно в гостинице воды набрать и попросил ручку. По дороге нас остановил еще какой-то монгол казахской наружности, цай, цай, ночевать. Но нам уже не надо. На границе нас ждала очередь из 10 фур и 7 легковых. Пришел какой-то чиновник и подвинул назад все легковые, якобы для колонны фур. Перед нами через одну машину стояла газель с алтайскими номерами и синими шторками. Там сидела парочка (как потом оказалось — матерые туристы) , играли в карты. Познакомились, посидели у них в машине, посмотрели их кемпер, показали наш. Хорошие ребята, и так много общего оказалось.

День седьмой, 8 июля, понедельник.

Ночью было тепло, но шумно. Утром оказалось, что все пространство для фур заполнено легковыми и мы уже далеко не в начале. Но так как вечером таможенник переписывал номера, то пропускали именно по записям. В результате заехали в первой партии и через 1,5 часа покинули Монголию. Нас особо не досматривали. В России на таможне тоже сильно не проверяли, фото на память с новыми друзьями из газели-кемпера и поехали.

В красивом месте остановились пообедать. И опять на ночевку на базу «Кызыл-таш»

Как мы были в Монголии

День восьмой, 9 июля, вторник.

Утром позавтракали, и в путь, до Бийска. В Бийске навигатор повел нас окольными путями через понтонный, разводной мост. Забрали Ваню. Едем домой. А я уже скучаю по Монголии.

Итог: Проехали 2660 километров. Израсходовано 320 литров бензина. 25 000 рублей денег. Два килограмма конфет. И получили море впечатлений от — гостеприимной, удивительной Монголии.