Турист Марина (Marina2506)
Марина
была 25 апреля 9:31

Витебск — Беларусь Май 2017

Два года прошло с момента данной поездки, а время рассказать о ней появилось только сейчас. Копаясь в ворохе детских воспоминаний, из глубин подсознания вытаскиваю обрывочные сведения о поездках с родителями в голодные восьмидесятые прошлого столетия в города соседнего государства Беларуси — за одеждой, продуктами питания и бытовыми товарами. В детской памяти сохранились лишь названия: Витебск, Орша, Минск, но особенности внешнего облика, к примеру, того же Витебска, интересующие любого туриста, в силу возраста остались за кадром, а вот вкуснейшие кукурузные палочки, приобретенные там, запомнились ещё как:)

Как хорошо, что именно в Витебск решили организовать однодневную поездку выходного дня по случаю окончания начальной школы нашими детьми. Замечательный случай познакомиться с городом в зрелом возрасте! В нюансы организации поездок с классом не вникала, доверившись проверенному туристическому агентству, с которым сотрудничает родительский комитет. Поэтому практической составляющей в рассказе будет ноль целых и ноль десятых, тогда как личные наблюдения и впечатления обязуюсь выдать сполна:)

Программа поездки, заточенная под детей, носила романтично-восторженное название — «Алые паруса». Откуда подобное название возникло, станет понятно по ходу описания поездки чуть ниже.

Насколько велико было удивление родителей, собравшихся в автобусе, когда сопровождающий представитель турагентства произнесла, что в группе на время поездки взрослых не будет, все объявляются детьми и будут на равных принимать участие в конкурсах и викторинах, состязаясь за выигрыш главного приза — бонуса в виде скидки на следующий совместный вояж. «Ну вот…», — промелькнула досадная мысль, «Поспать по пути до Витебска не получится, а ведь выехали очень рано, так и не досмотрев ночные сны…». Но буквально через несколько минут настолько втянулась в шутливый игровой процесс вместе с детьми, что сон как рукой сняло.

Взрослым не хотелось «ударить в грязь лицом», поэтому состязательно-игровой детско-родительский командный процесс протекал весьма активно. В подобном формате полуторочасовая дорога до Витебска пролетела незаметно.

На въезде в город остановились для завтрака в ресторанном комплексе, расположенном примерно в 10 км от него (название сейчас, увы, не вспомню).

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

Заведение предоставляет возможность разместиться как внутри основного помещения, так и в расположенных на открытом воздухе беседках. В прекрасную солнечную погоду предпочтительным показался второй вариант. Отмечу также интересное оформление территории комплекса в целом.

Если кому-то из читателей, проживающих в Беларуси, данное заведение знакомо, буду признательна за подсказку.

Въехав в город, первым делом отправились в один из живописных районов древнего Витебска, расположенный на правом берегу реки Западная Двина. Местные жители называют этот район Задвинье. В начале XX века здесь располагалось купеческое подворье и соляные склады, тогда как в настоящее время сохранилось немало зданий дореволюционного периода, значительная часть которых построена из красного кирпича.

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

Среди этих домов и дворов прошли детство и юность известного художника XX века Марка Шагала. Витебские мотивы прослеживались на всём протяжении его творчества.

Нашу группу радушно встретили сотрудники культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска «Двина», расположенного в реконструированном памятнике архитектуры классицизма XVIII века, как раз в котором и находились ранее соляные склады.

В залах комплекса, открытого в 2007 году, организована замечательная выставка декоративно-прикладного и изобразительного искусства,

размещены работы народных умельцев, для которых ремесло является не столько хобби, сколько неотъемлемой частью жизни.

С колоритной Домовухой (вначале всем показалось, что это ряженый мужчина, настолько высокой она была, но оказалось, что Домовуху зовут Светлана Ивановна…) и теряющемся на её фоне мужичком-гармонистом мы отправились в путешествие в историю:

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

познакомились с бытом белорусских крестьян, посетили избушку — небольшой этнографический музей,

хозяин которой, Домовой, сыграл с детьми в увлекательную игру,

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

загадали желание у Колодца желаний (к детям тут же с удовольствием присоединились и родители), а также поучаствовали в мастер-классах по изготовлению поделок из дерева.

Ну, а пока детишки мастерили поделки, родители обнаружили «развлечения» и для себя. Кто из дам не мечтал прокатиться на карете?

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

Или оказаться в объятиях настоящего рыцаря?

Пока мамы были заняты импровизированной фотосессией, папы имели возможность примерить средневековые рыцарские доспехи на себя:)

Поскольку этнографические музеи обожаю, посещение данного комплекса подарило исключительно теплые эмоции! А до чего душевные и увлеченные люди работают в музее — поневоле проникаешься атмосферой места!

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

Актерами национального Академического Драматического театра имени Якуба Коласа нашему вниманию было представлено театрализованное представление по повести Александра Грина «Алые паруса». Почему «Алые паруса»? Потому, что это символ терпения, непоколебимой веры, всепобеждающей, возвышенной мечты, надежды на светлое будущее и исполнение желаний!

Чтобы никто не сомневался в торжественности мероприятия и сохранил в памяти светлые чувства о нем, в завершении представления наши дети, в знак появления алых парусов в их жизни, под дружные аплодисменты выпустили в небо множество ярких воздушных шаров!

Попрощавшись с сотрудниками комплекса после хлебосольного обеда, организованного здесь же, переместились в центральную часть Витебска. Автобус, доставивший до центра города, скрылся на парковке, а мы отправились на прогулку по самой большой площади Беларуси в пешем порядке.

Размеры площади Победы для небольшого городка показались огромными — 380×190 метров (площадь 7,22 га). Считается, что столь внушительные её габариты пропорциональны несоизмеримому горю, испытанному в годы Великой Отечественной войны местными жителями.

Периметр площади условно разделен на мемориальную зону и зону для массовых мероприятий. Глубокую память и скорбь выражает Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины, расположенный в мемориальной зоне. Высоченный памятник погибшим во время Великой Отечественной войны «Три штыка» с вечным огнем у основания сразу же бросается в глаза.

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

В зоне массовых мероприятий обратила внимание на фонтаны-«одуванчики», огромные светодиодные экраны и сцену. В зимний период в этом месте заливается каток, а в преддверии новогодних праздников устанавливается главная городская ёлка. Летнее же время отведено для проведения различных культурно-массовых мероприятий.

Могучей стеной вдоль одной из сторон площади возвышается девятиэтажный каркасно-панельный жилой дом, примыкающий к зоне массовых мероприятий. Про высотку, под крышей которой виднеется патриотическая надпись «Подвиг советского народа бессмертен!», вспомнила не случайно. Это первый высотный жилой дом с лифтом и мусоропроводом, возведённый в Витебске.

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

Восторгу детей не было предела в Музее военной техники, расположенном под открытым небом по соседству с площадью Победы. Представленные здесь самолеты, вертолеты, тяжелая техника сразу же завладели вниманием мальчишек.

Отмечу, что у каждой единицы техники размещена пояснительная табличка, с указанием, когда орудие было разработано и где использовалось. Мальчишки первым делом понеслись к легендарному советскому танку Т-34,

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

а мою улыбку вызвал «зубастый вертолет», похожий на свирепую акулу.

От площади Победы мы спустились вниз к набережной Западной Двины, где уже ожидал прогулочный корабль «Северная столица», готовый переместить всю нашу толпу с суши на водную гладь.

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

На корабле к нам присоединился гид-историк, рассказы которого привнесли в облик Витебска новые штрихи. Как оказалось, в городе много памятников церковного зодчества, самые известные из которых расположены на левом берегу Западной Двины. Благовещенскую церковь с часовней и деревянную церковь князя Александра Невского, возвышающиеся на пологом склоне, можно было увидеть с корабля.

Многострадальный Благовещенский храм имеет непростую историю. Изначально церковь была построена в XII веке, но на протяжении долгой жизни неоднократно перестраивалась и меняла облик. Была сильно разрушена во время Великой Отечественной войны, затем взорвана в 1961 году и законсервирована в 1977. И лишь к 1998 году храм был восстановлен. Деревянная церковь Александра Невского существенно моложе Благовещенской. Её возвели в 1993 году прошлого столетия, но по внешнему облику сложно поверить, что храм новодел. Однако, он действительно, довольно «молодой».

Но замереть от восхищения заставил Свято-Успенский кафедральный собор конца XVIII века. Стоящий на возвышении, на Успенской горке (отсюда и его название), храм необычайно красив!

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

Именно в этом месте когда-то был основан древний Витебск. Собор — памятник архитектуры виленского барокко, при возведении которого за образец был взят храм Сан-Карло-аль-Корсо в Риме. На протяжении всего времени существования Собору пришлось нелегко. В 1936 году он был снесен, а воссоздан Православной церковью сравнительно недавно, в начале 2000-х.

Правобережье, заполонённое обычным спальным районом, ничем примечательным не запомнилось.

Пересев с теплохода в автобус, продолжили знакомство с центральной частью города. Что удивительно — в центре Витебска трамваи не ходят, чтобы не создавать шум. Общественный транспорт центральной части города — исключительно автобусы и троллейбусы, вместе с тем в городе совершенно нет пробок. С одной стороны имеется прелесть в том, что улицы и проспекты Витебска широки, но с другой — создается ощущение пустоты и незавершенности.

В центре города нет высотных зданий. В массе своей здания малоэтажные, преимущественно сталинской застройки. Нет никакого намека на современность, за исключением, пожалуй, немногочисленной рекламы. Такое ощущение, что город застыл во временах СССР, в эпохе развитого социализма.

Как водится во многих провинциальных городах, в центре Витебска пустила корни площадь Ленина с неизменным памятником вождю пролетариата по центру и соседствующей с ним Витебской филармонией, созданной в 1989 году в здании бывшего дома культуры, построенного на месте дореволюционного городского театра.

Отойдя чуть в сторону от площади, окунулись в прохладу парка партизанской славы имени Минная Шмырева.

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

Душераздирающие эмоции вызвал памятный знак «Детям войны», прикорнувший под раскидистыми деревьями. Две фигурки детей, убитых горем и отчаянием, сгорбленно сидящих на ступеньках разрушенного дома… Мальчик-подросток и девочка, прижавшаяся к нему, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны, смотрят на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нем теплится последняя надежда и вера в победу… Мощно… и трагично…

У каждого города есть свой символ свободы. У Витебска это городская Ратуша, увидели которую проезжая по улице Ленина. Являясь памятником культуры конца XVI века, здание сохранилось до наших времен, несмотря на огромное количество перипетий, уготованных историей. Многострадальная неоднократно сгорала при пожарах, но вновь возрождалась, перестраивалась, декорировалась новыми элементами. В честь четырехсотлетнего юбилея города главный фасад Ратуши украсил двухметровый герб Витебска, отлитый из бронзы. Сейчас в Ратуше разместился областной краеведческий музей.

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

Пространство у Ратуши заполнено памятником князю Ольгерду (по-белорусски — Альгерду). В недоумении уставились на памятник, терзаясь вопросом: казалось бы, враг, воевавший с Москвой, зачем увековечили? Но у витебчан к нему другое отношение. Ольгерд, ставший князем витебским после женитьбы на витебской княжне Марии, превратил захудалую деревню в мощный город-крепость с каменными стенами, фактически определив его судьбу в будущем как центра Витебского воеводства, затем — губернского, а затем — областного центра, за что и снискал благодарность местных жителей. В истории бывает и так…

Памятник, кстати, величественный! Высота бронзовой скульптуры составляет 3,6 метра, плюс постамент — 2,8 метра. А восседающий на коне князь, с соколом в руке, кажущийся исполином, символизирует одновременно свободу, мудрость и власть. Неподалёку от памятника можно увидеть ещё одну витебскую достопримечательность — Вознесенскую церковь XVIII века, которая также была разрушена в 1936 году и восстановлена в начале двухтысячных. Печальная тенденция наблюдается в истории существования витебских храмов, надо признать…

Автобусная экскурсия завершилась у Летнего амфитеатра. Концертная площадка в виде открытого амфитеатра — единственное современное сооружение, увиденное в Витебске.

Неким украшением нижней террасы служит фестивальная аллея звезд, появившаяся в 2009 году, на входе в которую расположилась девушка с венком в руках. Девушка олицетворяет собой увеличенную копию приза, который с 2005 года Александр Лукашенко вручает лауреатам специальной премии «Через искусство — к миру и взаимопониманию».

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

Мы прошлись вдоль квадратов из полированного гранита с символом фестиваля — цветком василька и увековеченными именами призеров, отраженными на плитах. За эти годы награду получили Андрей Петров, Эдита Пьеха, Лев Лещенко, Алла Пугачева, София Ротару, Александра Пахмутова, Валерий Леонтьев, Владимир Мулявин и «Песняры», Игорь Лученок, Надежда Бабкина и Полад Бюльбюль оглы.

Заинтересовало «выглядывающее» из-за деревьев на холме за Летним амфитеатром здание, поразительно похожее на лондонский Биг Бен. Оказывается, в Витебске имеется свой собственный Биг Бен:) В Башне, являющейся частью комплекса зданий, сейчас расположена областная администрация. Но снизу всего комплекса не видно и только выделяющийся Биг Бен «задорно подмигивает» одним глазом в виде часов по центру.

Назад в СССР или «Алые паруса» по-белорусски

Всеобщее внимание привлекла ещё одна Башня, находящаяся справа от входа в амфитеатр. Похожая на историческое сооружение, но сильно осовременненная. Нынешний вид строения — это художественная реконструкция башни XIV века. И название у нее интересное — «Духовский круглик».

Таким названием Башня обязана своей форме и Духовской церкви, построенной князем Ольгердом в XIV веке, располагавшейся на Духовской горе. Башня пятиуровневая, в каждом из которых размещена экспозиция, посвященная истории Витебска и фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Вот куда хотелось бы попасть, но, увы, время экскурсии подошло к концу.

В заключении приведу несколько парадоксальных фактов о Витебске, услышанных из уст гида-историка:

— в Витебске самый низкий показатель рождаемости, но самый высокий показатель смертности;

— в Витебске самые низкие размеры оплаты труда, но самые высокие цены на продукты питания и потребления, вместе с тем стоимость коммунальных услуг в Витебске самая низкая по Беларуси;

— не смотря на некоторую по белорусским меркам «бедность», Витебск — признанная культурная столица Беларуси. Северная столица, как ее называют сами белорусы.

Что безоговорочно понравилось в Витебске: город чистый, ухоженный, в потрясающем состоянии автомобильные дороги, неплохо сохранены здания исторической застройки, доброжелательные местные жители. Но уютным Витебск не назову. Город не показался каким-то особенным, однако, ежегодно летом в Витебске проводится международный фестиваль «Славянский базар» — а это уже неплохая идея для уикэнда.

Основное, о чем хотела сказать в отзыве, и этим ни для кого Америку не открою, — при любой возможности проводите как можно больше времени со своими детьми, не так важно где. Они уникальны, представители нынешнего поколения тинейджеров, их мысли кардинально отличаются от наших в их годы. Заряжайтесь от них положительной энергией и оптимизмом. Оцените возможность в совместных поездках вернуться в детство и стать самим, пусть и на непродолжительное время, детьми. И пусть «Алые паруса» надежды исполнят все ваши желания!