Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Здание, в котором расположился оршанский этнографический музей «Мельница», не заметить нельзя. Кирпично-красная его окраска пламенеет на одной из центральных улиц Орши. Кроме того, без изображения фотогеничного здания не обходится ни один путеводитель о городе.

4
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Уникальность музею придает то, что экспозиция размещена в старинной водяной мельнице, построенной в 1902 году на средства городской управы на искусственно созданном канале, соединяющем реки Оршицу и Днепр. Кирпичное здание возведено с северной стороны городища, на том самом месте, где когда-то действовала мельница деревянная, просуществовавшая на территории бывшего Оршанского замка несколько веков.

8
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Признаюсь, что от здания музея веет некой таинственностью. И, знаете ли, неспроста. Издревле в народе с мельницами было связано множество поверий, ведь мельники получали определенную власть над самым главным, что составляло смысл крестьянского труда — хлебом.

Положение мельника порождало определенное отчуждение между ним и остальными крестьянами. Как правило, мельники были этакими необщительными буками. Им даже не престало отвечать на приветствия, можно было лишь кивать головой в ответ. Одним из средств налаживания отношений мельника с общиной выступала профессиональная магия, способствовавшая улаживанию конфликтных ситуаций — в случае неисправности и поломки мельницы, потери зерна, гибели у мельницы людей и домашних животных, в спорах по поводу качества зерна и муки, даже при ловле рыбы в мельничном пруду.

Рыбачили у мельницы лишь с разрешения мельника, выступавшего посредником между людьми и водяным. По поверьям за «лицензию» нечистая сила требовала жертву водкой или табаком. Считалось, что при постройке фундамент мельницы нужно окропить кровью — иначе дохода не будет. Для закрепления результата ежегодно повторяли определенный ритуал: каждую осень на День Святого Мартина (покровитель мельников) на Оршанском мельничном колесе закалывали гуся. Вплоть до XIX века ходили слухи о человеческих жертвах. Бытовало поверье о том, что нужно сиротку «закласць». Тем, кто приводил сироток, даже платили деньги, ведь никому не хотелось «в гости» к водяному. Сделать заклад или завет — значит пообещать нечистой силе жертву. Предполагалось, что водяной заберет ее сам.

Что касается более поздних времен, то «мельничные» ритуалы утратили жестокость. Суть «договора» заключалась в том, что нечисть не должна была баламутить воду, создавая помехи в работе мельницы. Для чего вполне достаточно было поселить на мельнице черного кота и черного петуха, призванных «решать вопросы» со злыми духами.

Но бизнесмены начала XIX века верили в технологии, а не в языческие обряды. Водяные мельницы чаще были частными. Оршанской вначале владела городская управа, а с 1910 года хозяином мельницы стал помещик. В те времена ее штат составлял десять человек. Городская мельница считалась одной из крупных не только в Оршанском уезде, но и в Могилевской губернии в целом, в состав которой в начале ХХ века входила Орша.

6
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Мельница была оборудована механическими круподерками, здесь мололи муку и крупы. Ежегодный ее доход в первое десятилетие XX века составлял около 1000 рублей, что свидетельствует об успешности предприятия (для сравнения — доход аптеки составлял 300–400 рублей в год).

Новый владелец добавил к уже имеющемуся водяному двигателю мощностью 50 конских сил еще и паровой. В 20-е годы XX столетия вместо парового и водяного двигателей был установлен электрический, на котором мельница отработала вплоть до 1960 года. В последующие годы мельница прекратила работать по прямому назначению, а здание выполняло в разные годы различные функции.

С 1991 по 1994 гг по программе «Возрождение» проведена реконструкция здания мельницы, а в 1995 года в нем открылся музей «Мельница». Однако сами оршанцы называют его исключительно по белоруски — «Млын».

1
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

До наших дней мельница сохранила особенности промышленной архитектуры начала ХХ столетия, однако определенные штрихи, присущие первозданному виду, были изменены. Так, мельничное колесо после реконструкции расположено несколько выше своего первоначального положения, не касаясь возможного уровня воды.

6
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Решением властей Республики Беларусь 14 мая 2007 года зданию музея присвоен статус историко-культурной ценности категории «2», внесенной в Государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь.

Музей разместился на трех этажах, включающих два зала основной экспозиции. Для знакомства с экспозицией советую воспользоваться услугами гида. Сотрудники музея по-настоящему увлеченные, живущие своим делом профессионалы!

Коллекцию музея собирали по крупицам. За четыре года активных поисков предметов этнографической тематики удалось собрать немалое их количество. Чтобы спасти «свидетелей» уходящего времени, этнографы посетили деревни Оршанского, Горецкого, Сенненского, Толочинского, Дубровенского, Лезненского, Шкловского и Поставского районов.

Экспозиция в целом представляет культуру и жизненный уклад одного этнографического региона — Верхнего Приднепровья. Здесь собраны сведения о разных сторонах народного быта: от внешних подробностей, касающихся устройства избы и двора, до обычаев и суеверий. Этнография — прежде всего наука о человеке, а не о вещах, поэтому объекты культуры и быта интересуют этнографов не сами по себе, а в их взаимоотношениях с людьми.

4
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

На первом этаже здания размещена экспозиция «Хлеб наш насущный», воспевающая основную деятельность крестьян — земледелие.

2
Неизвестный или такой знакомый Млын?!
2
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Здесь можно увидеть экспонаты, которые раньше использовались крестьянами при посевных работах и в процессе жатвы, а также бытовые вещи, которые могут поведать о простых буднях белорусского крестьянства: бочки, образцы товаров, вывозимых крестьянами на базар.

5
Неизвестный или такой знакомый Млын?!
2
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

В экспозиции представлен практически весь сельхозинвентарь от плуга до серпа,

2
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

позволяющий познакомиться с основными этапами земледельческих работ, которые были «сдобрены» различными приметами и обрядами.

2
Неизвестный или такой знакомый Млын?!
2
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Важный предмет экспозиции — макет крестьянского дома, к которому прилагается описание внутренней планировки здания. При строительстве усадеб в Приднепровье использовали в основном замкнутые планировочные схемы. Макет представляет усадьбу распространенного на данной территории веночного типа — такую могли позволить себе зажиточные крестьяне. Рядом — традиционный интерьер хаты, об особенностях размещения предметов в которой детально поведает экскурсовод.

4
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Мельница на реке считалась символом семейного счастья и благополучия, а вращающиеся мельничные жернова — знаком верной любви. Те самые знаки представлены и здесь, но только обычные, ручные.

2
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

А чтобы представить размеры мельничных жерновов ручные нужно увеличить мысленно до роста человека.

Еще один интересный экспонат, обращающий внимание на себя, фрагмент каменной зернотерки — приспособления, которым пользовались до появления мельниц.

2
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Вторая часть экспозиции — «Свет души и таланта» размещается на втором этаже. Здесь представлены предметы ремесленного творчества ХІХ- начала ХХ века и предметы, представляющие духовную культуру.

Большая часть второго зала — мягкая этнография: ткачество, вышивка, рукоделие. Экспозиция «рассказывает» об основных традиционных ремеслах и промыслах, указывая на обряды и приметы предков.

5
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Пристальное внимание в экспозиции уделено обработке льна. В центре зала — ткацкий станок с кроснами. Раньше умение ткать было для женщины необходимым навыком. Считалось, что нельзя готовить основу для ткацкого станка поздно вечером — нечистая сила может перепутать нити. Если все же к ночи закончить основу не удавалось, ее сплетали в косы.

Лен посадить, вырастить, высушить, собрать, обработать, получить волокно из стеблей, вычесать его, спрясть — когда-то это была повседневная работа женщин. Несколько экспонатов «уделяют внимание» именно льноводческой тематике.

Впечатляет также фрагмент избы, в котором представлена так называемая «женская» часть.

5
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Предметы, необходимые для рукоделия, колыбелька, висящая неподалеку от рабочего места матери, и огромные сундуки для приданного. Девушки уже с 13–14 лет начинали заполнять сундуки. Рушники, пояса, постельное белье, дорожки-постилки, скатерти, часто даже одежда для себя и будущего супруга — все это должно быть готово и как можно раньше. По нынешним меркам девушки выходили замуж очень рано, считалось неприличным засиживаться в отчем доме.

5
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

В экспозиции огромное количество расшитых рушников, поражающих разнообразными узорами и расцветками. С рушниками было связано множество ритуальных действий на протяжении всей жизни человека. Вышивка на рушнике, даже поминальном, должна была содержать только положительную символику.

4
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Немалую историческую ценность представляет собрание традиционных национальных мужских и женских костюмов, которые белорусские крестьянки надевали по будням в праздники.

3
Неизвестный или такой знакомый Млын?!
3
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

На территории Оршанского уезда с давних пор существовало несколько крупных гончарных центров. Самый известный — в деревушке Копысь. С начала XX века там действовало около 20 керамических заводов, и все принадлежали частным фабрикантам. На самых крупных работало по тысяче человек. Гончары изготавливали комплекты для печей и каминов, материалы для облицовки стен, лепных карнизов и фронтонов. Изразцы Копысских мастеров славились многоцветностью. Местные гончары делали и керамическую посуду. Представляете, дуршлаг в начале XX века тоже был керамическим!

5
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Мастера Оршанского дома ремесел исполнили для музея народный календарь в виде восьмиконечной звезды, символизирующей четыре главных языческих праздника и четыре христианских. Получилось наглядное изображение сложного сплетения веры и верований наших предков, матрица основных ритуалов календарного цикла.

7
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

В экспозиции также представлены разнообразные музыкальные инструменты (ведь издревле никакое торжество без музыки было немыслимо), шархуны (металлические бубенчики, которые звенели в лошадиных упряжках), фигурки зверей, изготовленные из подручных средств и различные обереги.

9
Неизвестный или такой знакомый Млын?!

Чаще всего в избах встречались так называемые соломенные «пауки», которые едва колышутся или медленно двигаются под потолком вокруг своей оси вслед за движением воздуха. Сто лет назад пауки выполняли не только декоративную функцию, они впитывали в себя негатив. Раз в год их сжигали в печи и заменяли на новые.

Из изделий современных мастеров отмечу работы оршанской художницы Валентины Янковской. Техника работы автора — вышивка шелком по бархату. Ранние работы освещают бытовые темы, поздние — исключительно на религиозную тематику. Часть из них также выставлена в основной экспозиции бывшего Монастыря иезуитов. Работы без преувеличения уникальны! Покажу их чуть позже, когда буду рассказывать о Монастыре.

В нижней части здания находится отдельное помещение для проведения временных выставок. Во время нашего посещения выставлялись молодые художники и, если честно, их работы не оставили отклика в душе. Но временная экспозиция обновляется, и, возможно, с течением времени здесь можно будет обнаружить что-то действительно интересное.

В целом экспозиционная составляющая музея «Млын» во многом перекликается с этнографическими музеями России. Впечатляет то, что издревле наши прабабушки и прадедушки не только умели произвести все, чем пользовались, но и демонстрировали глубокую мудрость в том, что касается человеческих отношений и взаимодействия с природой.

Если интересуетесь историей и этнографией пращуров, данный музей к посещению обязателен. Приятным бонусом послужат и мистические рассказы о мельничных таинствах и связях с нечистой силой:)

Полезная информация: Музей «Мельница» (или «Млын») расположен по адресу: г. Орша, ул. Замковая, 2А.

Время работы: с 10.00 до 18.00 со вторника по воскресенье. Выходной — понедельник.

Стоимость входных билетов: для детей до 18 лет и студентов — 10 белорусских рублей (BYN), для взрослых — 20 BYN. Экскурсионное обслуживание — 60 BYN. Фотосъемка — 10 BYN. Видеосъемка — 20 BYN.

Сайт музея, e-mail: muzeymlyn@mail.ru.

При подготовке отзыва использованы материалы:

— «Орша — колыбель белорусского льна» (Путеводитель по Оршанскому району),

— «Жемчужины Беларуси. Оршанский район» (Путеводитель),

источник: «Мельница: обитатели и легенды».

Комментарии

Этнографический музей «Млын»

Орша, ул. Замковая, 2 Подробнее об объекте