Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Запорожье — Украина Июнь 2018

Воскресное утро играет солнечными бликами. Воздух наполнен звуками машин и холодком, однако людям, деревьям и асфальту блаженствовать осталось не больше часа. Марафонец солнце уже начало свой забег по небу. Жёлтое светило вот-вот поднимется над домами и начнёт жарить город своими лучами. Ну, а пока, расставленную возле Рады палатку, тихонько треплет ветер, словно успокаивая.

Огромное здание Рады, бывший Горком, в воскресный день напоминает брошенный корабль, команда которого решила погулять в чужом порту. Либо это, наоборот, старый советский ледокол. Он заблудился во времени, зашёл в Днепр и сел на мель в украинской степи…

Я и моя спутница подходим к палатке, читаем пронзительную надпись:

Бессрочная голодовка. Я пережил войну, а гоструктуры обрекают меня на смерть.

Навстречу выходит женщина. Она объясняет, пожилому дедушке не хватает пенсии, чтобы жить и потому он объявил возле Рады бессрочную голодовку. Появляется и сам дедушка. Его весёлый вид с заявленным на плакате голодом имеет мало общего. Я же на первых порах этого не понимаю и протягиваю деду 100 гривен. Он берёт. Увидев у меня фотоаппарат, предлагает сфотографировать палатку и его самого.

В этот момент возникает ещё один участник акции. С разных сторон, подобно двум драконам, он и дед обдают меня перегаром. Главный герой делает серьёзное лицо, надевает на голову повязку голодающего и садится на специальный стул.

Тут моя спутница, зайдя внутрь палатки, как ошпаренная выскакивает обратно, хватает меня за руку и оттаскивает в сторону. Из её рассказа я понимаю, что всё происходящее ни что иное, как «Юлины дела супротив Пети». Но сегодня воскресенье и потому телевизионщиков ждать не стоит. Голодающие с вечера расслабились, при этом Галю они попросили подписать какие-то бумаги. Она отказалась.

Ну, а самый лох в этой ситуации я, так как добровольно отдал 100 гривен.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Всю эту массовку мне удалось сфотографировать, но выкладывать фото я не стану. Что касается акции, она в моём понимании делится на две составляющих. Народ на Украине живёт действительно тяжело, - но телевизору верить не стоит. Телевизионщики приедут, всё это дело отснимут и дадут в эфир. Лента новостей по меньшей мере не объективна. Даже если журналисты, что российские, что украинские, захотят дать в эфир объективную картинку, по множеству причин они не смогут этого сделать.

В наше время любую информацию необходимо оценивать критически, задаваясь вопросом — зачем мне это показывают? Всё в этом мире субъективно — в том числе и мой последующий текст.

* * *

Извечный вопрос: история и политика? Долгое время датой основания Запорожья считался год начала строительства Александровской крепости (1770 г.).

27 июня 2014 года депутаты горсовета утвердили датой основания Запорожья 952 год — год окончания трактата «Об управлении империей» византийского императора Константина VII Багрянородного «как первого письменного упоминания о существовавших городищах на обоих берегах Днепра и острове Хортица» В указанном трактате упоминаются переправа Крария (отождествляемая с Кичкасской переправой) и остров Св. Григория (о. Хортица).

Запорожская область долгое время представляла собой сплошную степь. Здесь оставили свой след кочевники: скифы, гунны, авары, хазары, печенеги и половцы. Хотим мы того или нет, но кочевники это люди другой культуры. Городов они не строили, города им были не нужны.

Возле исторического музея Запорожья можно видеть каменных идолов — артефакты ушедшей эпохи. В прежние времена каменные бабы стояли на курганах и сопках по всей области.

Если рассуждать логически, человечество существует давно. Люди на определённых пятачках топчутся тысячелетиями. Где-то неандертальцы родовой общиной жили, где-то кто-то в более поздние века лагерем стоял и т. д. Что касается острова Хортица, то он был пристанищем человека с доисторических времён.

Если какая-то пещера или городище были обжиты, можно ли их называть прообразом будущего города, который появился на несколько тысячелетий позже? Учёные в этой ситуации дают чёткий и ясный ответ — нет. Цепочка преемственности прервалась, последующее поселение это уже другая история. А вот политики, в зависимости от ситуации, могут отчебучить что-то своё…

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Уже всего-всего на нашу Матушку-историю навешано столько, что она, боюсь, не выдержит. Вся эта нелогичная цепочка из фейков и лозунгов в какой-то момент порвётся, подобно бельевой верёвке.

Впрочем, не будем спорить с политиками. Нехай годом основания Запорожья будет 952 год. Нравится думать, что ты родился не от мамы с папой, а от прадедушки и прабабушки, ну и ладно. В данном случае не принципиально. Как говорится, у них — своя свадьба, у нас — своя свадьба….

Итак, в 1770 году императрицей Екатериной было принято решение о строительстве семи крепостей от днепровских порогов до Азовского моря — Днепровской оборонительной линии. Согласно планам, линия должна была, с одной стороны, защитить край от татарских нападений, а с другой — обеспечить усиление контроля над землями Войска Запорожского Низового со стороны Российской империи.

Первоначально место было выбрано неудачно. В половодье крепость затопило, после чего городок пришлось переносить на новое место. Нападения и осады, если не считать вспышку чумы, обошли её стороной.

С 1770 по 1797 год население города пополнялось ссыльными — «колодниками» и «каторжниками», людьми, по преимуществу, из великороссийских губерний.

В 1785 году Александровский фурштат стал посадом, то есть поселением городского типа, получив право на открытие городских учреждений. В 1787 году по распоряжению Екатерины II во вновь завоёванных пустых землях Таврии были выделены районы для освоения немецким переселенцам — протестантам-меннонитам.

22 мая 1787 Екатерина Великая во время путешествия по Днепру останавливалась и ночевала в селе Верхняя Хортица в доме титулярного советника Черткова.

К 1806 году Александровская крепость переросла в Александровск — уездный город Екатеринославской губернии. Крупным городом Александровск не стал и всё же он рос и активно развивался.

Наличие пристани на Днепре, находящейся ниже порогов, а также строительство железной дороги из центра России в Крым способствовало росту Александровска. 15 ноября 1873 года был открыт участок Екатерининской железной дороги от Лозовой до Александровска.

В самом начале 20-ого века в городе активно действовало РСДРП, анархисты, черносотенная организация «Союз Михаила Архангела» и ряд других политических партий.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Одним словом, еврейские погромы в городе были. Революция 1905 года стороной Александровск тоже не обошла.

14 декабря 1905 года в районе вокзала восставшие вели шести часовой бой с полицией, в результате которого погибло 50 человек.

В память о погибших рабочих в 1930 году по решению Запорожского окр исполкома на братской могиле (в сквере на ул. Баррикадной) был установлен обелиск с надписью: «Борцам революции 1905–1907 годов. 1905–1930». Хотя обелиск несколько раз менял своё местонахождение, он не погиб во время войны: его спрятали местные жители и уже в мирное время торжественно открыли ещё раз.

Мой прадед был призван на Первую мировую войну из Орловской губернии. Получив ранение, он лечился в городе Александровск. Прабабушка работала сестрой милосердия в здешнем госпитале. Так они и познакомились.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

В гражданскую на Украине развернулись особо драмматичные события. Города и станицы переходили из рук в руки по нескольку раз. Мой прадед ни за кого не воевал, тогда как прабабушка какое-то время помогала раненым в госпитале. Один раз ей даже довелось видеть Махно.

В последующем, во время голода в начале 30-х, прадед перевёз жену к себе на родину в Орловскую область. Они планировали вернуться, но так и осели на Орловщине. Их дочь (моя бабушка) часто ездила в Запорожье навещать родственников.

Разбирая её письма, я нашёл несколько посланий из Запорожья от друзей и поклонников. Ребята звали Зину вернуться, предлагали помочь устроиться на завод. Она выбрала Москву.

В 1921 году Александровск был переименован в Запорожье. В конце 20-х началось строительство Днепрогэс. Рядом с ГЭС стали появляться заводы и фабрики. Со всех концов страны в Запорожье, дабы работать и зарабатывать, потянулись люди. Архитекторам поставили задачу, спроектировать новый город компактно, чтобы в нём могло проживать около полумиллиона человек.

В основу планировки была положена схема «города-линии», то есть в основном районы располагались вдоль береговой линии Днепра на протяжении 22 километров. Архитектурные качества проекта были настолько значительны, что макет его был представлен на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке как образец высокой культуры социалистического градостроительства.

Скажем честно, проект довольно таки спорный. Город получился вытянут вдоль одной улицы. Впрочем, не будем забегать вперёд…

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

К 1937 году в Запорожье производилось 60% алюминия, выпускаемого в стране, 60% ферросплавов, 100% магния, 20% стального проката.

Мирную жизнь нарушила война.

18 августа 1941 года немцы прорвали оборону советских войск западнее Запорожья, к вечеру того же дня советскими войсками был взорван железнодорожный мост через Новый Днепр и взорвана плотина Днепрогэса. Немцы, воспользовавшись мостом на Старом Днепре, вошли на о. Хортица и заняли его.

Наступление немцев было стремительным. Власти города не успели провести ни эвакуацию, ни мобилизацию военнообязанных. Немцы подтянули на остров артиллерию и начали обстреливать город. Нужно было что-то предпринимать, ситуация была критичной.

В ночь с 3 на 4 сентября войска Красной Армии и ополчения форсировали Днепр и высадились на о. Хортица с целью выбить немцев с острова. После освобождения острова обстрел города значительно ослабел. За короткое время запорожцам удалось вывезти 22 завода союзного значения, 26 предприятий лёгкой и пищевой промышленности, были эвакуированы институты, учебные заведения, театр, музей. Оборона города продолжалась полтора месяца — до 4 октября 1941 года.

Мой родственник Иван Петрович Щербак, ушёл добровольцем на фронт в самые первые дни войны. В последующем Иван Петрович воевал на Малой земле, вместе с Брежневым. Леонид Ильич в одной из своих книжек Ивана Петровича упоминает.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

После Сталинграда наша армия начала наступать. Адольф Гитлер, обеспокоенный положением дел на фронте, 17 февраля 1943 года прилетел из Германии на переговоры с Манштейном и провёл в городе три дня. Фронт немцы укрепили, но только на полгода.

Решающее наступление советских войск на Запорожье развернулось в ночь с 12 на 13 октября 1943 года, а в ночь с 13 на 14 октября начался штурм города. Во второй половине дня 14 октября 1943 года сильно укреплённый Запорожский левобережный плацдарм перестал существовать.

В ходе боёв за город враг потерял свыше 23 тысячи солдат и офицеров, 160 танков и самоходных пушек, 430 пушек и миномётов, много другой боевой техники. Это был первый успешный пример ночного танкового штурма большого города.

В детстве я не особо вникал во все тонкости и ужасы войны, и тем не менее, будучи в Запорожье, неоднократно слышал, с каким трудом наши войска в октябре — ноябре форсировали Днепр. Левый берег реки низкий, болотистый и полностью простреливаемый. С высокого правого враг прекрасно видел наши войска и бил по лодкам и плотам прямой наводкой. И тем не менее — немец был отброшен!

До войны в Запорожье жило около 300 тысяч человек. Часть жителей ушла в Красную Армию в 1941 году, часть эвакуировалась с заводами, много молодёжи было угнано в Германию на рабскую работу (остарбайтеры). Во время оккупации немцы провели перепись населения, согласно ей на 1 мая 1942 в Запорожье жило 103 375 человек.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Всего в Запорожье оккупантами было убито 43 тысячи человек, в том числе пять тысяч военнопленных, 58 тыс. молодёжи было отправлено на принудительные работы в Германию. Пик расстрелов пришёлся на начало 1942 года и на осень 1943, когда в преддверии освобождения оккупанты особенно лютовали.

* * *

После освобождения от фашистов началось восстановление города. К списку предприятий, построенных в 1930-е гг. и восстановленных после войны, прибавилось немало новых. По моим детским воспоминаниям, Запорожье остался у меня в памяти чистым, ухоженным и богатым городом.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Мы жили у родственников на улице Грязнова. Два двухэтажных дома на несколько квартир образовывали свой закрытый забором двор, где каждая семья имела ещё и наделы под огороды.

Утром мы выходили из дома, садились на троллейбус и ехали через весь город до парка. Его главной достопримечательностью являлся «Дуб Махно». Старое засохшее дерево, в ствол которого были вбиты железные костыли. По легенде, Махно залезал на дерево, где у него была оборудована пулемётная точка и оттуда стрелял по городу.

Чуть в стороне стоял тир. мама мне давала 10 копеек. Я покупал 10 выстрелов, после чего работавший в тире старик, подсказывал, как целиться и как стрелять. Удивительное дело, он помнил Гражданскую, что-то нам всем неизменно пытался рассказать, но его никто не слушал. В то время все всё сами знали.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

После тира мы садились на кораблик и переплывали на пляж на остров Хортица, где проводили почти целый день. Черешня, шелковица, клубника… Всё это стоило сущие копейки, и мама меня неизменно чем-то баловала.

Помню, один раз мы пришли на городской рынок к закрытию. Теперь в это просто не верится, но я сам своими глазами видел, как торговки раздавали посетителям не проданную за день сметану!

В 1979 году родственники взяли нам от завода двухнедельную путёвку в летний дом отдыха на Днепре. Три раза в день мы ходили питаться в столовую, вечером смотрели в летнем кинотеатре фильм, днём — купались. По Днепру курсировали пассажирские катера и добраться с их помощью можно было в любую точку.

Как-то раз нам довелось побывать в одном из сёл на правой стороне Днепра. Никогда не забуду сколько стоили в колхозном магазине кабачки и баклажаны. Первые отдавали по 3 копейки за килограмм, вторые шли по пять…

У многих запорожцев в те годы были свои катера, заменявшие дачу. Народ на выходные на катерах разъезжался по Днепру, в тихом месте ставили палатку, рыбачили… Нас с мамой постоянно приглашали в гости. Я же, оценивая все достоинства жизни в Запорожье, на ту пору запорожцам по-детски завидовал…

* * *

Увы, с той поры многое изменилось.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Мои впечатления от нынешнего Запорожья двоякие.

С чего начинается путешествие? Правильно — с поиска места для ночёвки. Напомню, по юго-востоку Украины мы путешествовали вчетвером. В Херсоне и в Гуляйполе квартиру и гостиницу наш друг Павел забронировал без проблем, но с Запорожьем вышел прокол.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Как далее выяснилось, в город приехали сайентологи, либо свидетели Иеговы, или чёрт знает кто. На городском стадионе у них должно было состояться собрание. Ну, а так как вся эта публика с деньгами, нашу бронь риэлторы попросту сняли.

Если в России патриарх Кирилл все эти секты разогнал, то на Украине ситуация противоположная. За Самостийную идёт реальная борьба и потому там присутствуют все. Кто-то кого-то двигает и подвигает, но, например, полностью изгнать кого-либо при нынешнем положении дел не получится. В данном случае я не призываю к обсуждению, эта религия хорошая, а та плохая — я констатирую факт.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Дом, где мы жили, располагался недалеко от Рады, рядом с площадью Профсоюзов. Гуляя, мы постоянно проходили мимо дома с непонятной табличкой, на которой по украински и по болгарски было выбито:

«Основоположнику державы Болгария (681 г. н. э.)

Аспаруху — сыну великого Кубрата

От благодарных потомков 2010 год»

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Я начал пытать Галю, кто такой «Аспарух — сын великого Кубрата»? Живя в Днепре, ни про первого, ни про второго Галя ничего не знала, предположив, что это шутка Армянского радио… Проходившая мимо женщина с коляской, открестилась от моего вопроса, махнув рукой, словно Щорс шашкой.

У меня же проснулся нездоровый интерес. Я начал приставать к прохожим. Увы, ни в первый, ни во второй, ни в третий раз никто ничего так и не ответил, а опросил я человек 15 — 17. Даже старик, живший непосредственно в этом доме, сказал, что да, дескать, табличку повесили, но он сам ни про Аспаруха, ни про Кубрата ничего не слышал.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Уже в Москве я выяснил следующее.

В VII веке в причерноморских степях кочевали болгары. Хан Кубрат объединил разрозненные племена. Его сын Аспарух считается основателем Великой Болгарии. В 679 году Аспарух провозгласил Первое Болгарское царство. При помощи славян, болгары воевали с Византией. Отметим, что особо важно: болгары в новом государстве оказались элитой, тогда как славяне — рядовым населением.

Между болгарами и славянами был заключен союз — славяне в битве с Византией выступили пехотой, болгары как конное войско.

Император Византии в 681 году признал Болгарское царство, которое далее просуществовало до 1018 года.

В 1930 году на территории нынешнего Запорожья был обнаружен Вознесенский археологический комплекс. Он представлял собой захоронение знатного воина.

Итак, Аспарух воевал одновременно с хазарами и с Византией. Под давлением первых он отступил за Дунай. Летописцы упоминают его битвы на территории нынешней Болгарии и на Балканах. Да, болгары на левой стороне Днепра кочевали, но это было раньше. Великая Болгария образовалась потом, с Запорожьем она слабо вяжется.

У историков нет чёткого мнения, кому принадлежала могила возле села Вознесенка. Возможно, болгары действительно вернулись на территорию прежних кочёвок и похоронили Аспаруха. Кто-то связывает захоронение с киевским князем Святославом. Выдвигаются и другие версии.

Одним словом, с вознесенским кладом и с одноимённым захоронением ничего толком не понятно. Ещё более сложным для меня представляется вопрос: если про Аспаруха и про Курбата никто ничего толком не знает, тогда «благодарные потомки» Аспаруха — они вообще кто? По всей видимости — городская администрация в полном составе. Они являются болгарской знатью, тогда как все горожане-славяне рядовым населением.

Если зашёл разговор про памятники, о них и продолжим.

По детству помню уютный сквер с фонтаном в центральной части старого города. В центре композиции пионеры. Дети танцуя, радостно тянут руки во все стороны. Обрамлённый тенью вековых деревьев фонтан, являлся едва ли не главной достопримечательностью Запорожья.

Теперь же, его бассейн представлял мусорную свалку. Неухоженные скульптуры пионеров напоминали своих собратьев, на гипсовые плечи которых лёг Сталинград 42-ого. Уж если так противны советские символы, снесли бы тогда — с эстетической точки зрения сквер выглядел бы лучше…

Да что тут говорить… У нынешних властей даже на памятники казакам и бойцам УПА денег нет.

Новых монументов, посвящённых ВОВ я не видел. Не скажу, что старые советские в неприглядном состоянии, и всё же возле Тараса Шевченко бомжи и пьяницы отдыхать бы не залегли…

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Как я уже писал, один из советских памятников запорожцы, рискуя жизнью, во время немецкой окупации спрятали.

Увы, от киевских властей укрыть советские символы трудно. В очередной раз напомню — на Украине действует закон о декоммунизации. На момент моего визита (июнь 2018 г.) возле вокзала обелиск был. Надпись стёрли, но сама колонна стояла. Каким-то чудом не тронули монумент на Соборном проспекте (бывшая ул. Ленина). Но это тогда. Что теперь, не знаю….

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Ради справедливости отмечу, таблички на домах не только непонятным Аспарухам и Курбатам вешают, но и в честь реально заслуженных людей, если они действовали на благо Украины не советской, а именно незалежной.

В любом случае порадовал памятник Пушкину. В Запорожье он есть и установлен относительно недавно.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Уровень исторической эрудированности на Украине явно упал. Мне в музеях откровенную пургу приходилось слышать, что уж тут про обычных людей говорить. Судите сами, вот я открыл статью Википедии «История Запорожья». Сомневаюсь, что её в Москве составляли. В разделе «Революция и Гражданская война» находим следующее:

1920 г. В 1920 году на юге области сосредотачивались силы Красной Армии для штурма Перекопа, Крым (об этом читайте в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»[23]).

Напомню, Перекоп штурмовали в ноябре 1920 года, тогда как трилогия Толстого заканчивается мартом того же года. Главные герои попадают в Большой театр, где Крижижановский, в присутствии Ленина и Сталина, читает доклад по ГОЭЛРО.

Что касается Толстого, то он, из-за начавшейся войны, события сдвинул. Крижижановский доклад делал не в марте, а 25 декабря 1920 года. Ну, а составители статьи в Википедии «Хождение по мукам» просто не читали.

Задолго до поездки на Украину я просил своего друга, найти для меня бандеровскую и антимоскальскую литературу. Павел ответил, бандеровская литература русскоязычной бывает редко. Правильнее сказать, на русском книжек в магазинах продаётся очень и очень мало.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Какова ситуация с газетами и с журналами не скажу, ибо не отслеживал, однако одну книженцию по теме Павлу удалось-таки достать. Известный на Украине блогер Святослав (Горький Лук) в своей книге «Сборник лекций по кацаповедению» в гаденько-шутливой форме, перемешивая великий и могучий с матом, разобрал, чем хохлы, евреи и ватники кацапы отличаются друг от друга. Последние предстают дефективными, по-деревенски хитрыми монстрами.

Цитировать что-либо я не стану, кроме одного показательного момента. Блогеру довелось работать в Киеве, возле телецентра. По дороге в офис он часто натыкался на телевизионщиков. Оператор и журналистка, дабы не ездить далеко и не морозиться, опрашивали народ по поводу всего-всего происходящего не отходя от подъезда. Как-то раз Горького Лука телевизионщики спросили, что он будет делать, если вдруг увидит групповое изнасилование?

Прочитав, я невольно заинтересовался и начал опрашивать друзей. Трое из шести ответили также — займу очередь, дабы присоединиться к изнасилованию!

Конечно это шутка. Вот только у нас подобное в эфир не выйдет. Наши телевизионщики такое вырежут. На Украине житуха более весёлая, Горького Лука с его смачным ответом показали по телевизору.

Хотим мы того или нет, но телевизор, что в России, что в Украине, оказывает на нас колоссальное влияние. Ты его клянёшь, от себя отвергаешь, клятвенно обещаешь сам себе — зомбиящик не смотреть! Он же бьёт по твоему сознанию не только напрямую, но и через окружающих тебя людей.

Если лягушку поместить в кипяток, она оттуда выпрыгнет, тогда как на медленном огне запросто сварится. Чужой информационный поток напрягает своей нелогичностью и несостыковками, тогда как к своему маразму попросту привыкаешь.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

К. Шахназаров снял замечательный фильм «Город Зеро». Напомню один сюжет. Главный герой Л.Филатов приезжает на завод в командировку, проходя к директору, он замечает голую секретаршу, тогда как люди запросто шастают туда-сюда. Далее Филатов говорит директору (Джигарханян), что у того секретарша голая. Директор выходит посмотреть, удивляется, и спрашивает далее Филатова о делах производственных.

Подобным эпизодом режиссёр фильма показал, как общество перестаёт замечать простые и очевидные вещи!

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Когда у меня была свободная минута, я всегда старался включить украинское ТВ. Новостная лента начиналась с сообщений, где и сколько раз страна-агрессор обстреляла Украину. Нет, что-что, но здесь украинские журналисты не врут. Война действительно идёт, и если бы какая-либо из сторон, как заявляют и те и эти, «не отвечала на провокации», война давно бы закончилась.

Ну, а что касается риторики про азиатско-путинскую орду, то она зашкаливает. Не будем втягиваться в подобную полемику. Мне хочется рассказать про другое.

На их ТВ весьма занятна журналистская манера поведения. Если в Росси на основных каналах всё официально и подчёркнуто строго, от одежды дикторов, до их заявлений и даже интонаций, то на Украине не так. Их телепрограммы заставляют вспомнить о низкобюджетных 90-х, тогда как сами студии, где сидят журналисты, напоминают по быстрому снятый офис…

Когда я первый раз включил «Перший нацiональний», мне подумалось, что это районное кабельное телевидение. Зато журналисты ведут себя раскрепощённо, слегка играя на публику. Они могут и надувные плавательные круги надуть и на себя одеть, показывая этим, как они хотят на море, но естественно не в Крым, а куда-то под Одессу. Ведущая может запросто ноги на соседний стул положить и с гостем при этом балакать.

Она будет трещать на мове, яки пулемёт. Гость же, начнёт что-то по украински отвечать и после, тык-пык оговорившись, перейдёт на русский. Вот так и разговаривают: она на украинском спрашивает, он по-русски отвечает. Ну если с языком всё понятно, усиленными темпами народ переводят на украинский, то с вольной волей на ТВ ситуация мне видится следующей.

В современной Украине запорожских казаков принято считать духовным сердцем нации. Они, дескать, были вольные, никому не подчинялись. Мы происходим от них, совками семьдесят лет мы не были — мы все птицы вольные.

Украина, как государство, состоит из множества составляющих. Большинство территорий с казаками ничего общего никогда не имели. Мне приходилось на этот счёт от реального патриота Украины слышать:

«Я патриот своей страны, но гимн пою только до определённого момента. Когда начинается про казаков, я замолкаю…»

Спрашивается, почему? Тут нужно знать, кем были казаки и зачем они собирали Сечь…

С другой стороны, на Украине жизнь действительно другая, более вольная, но при этом как говорится, на два казака приходится три атамана.

— Но ведь Зеленский победил? — скажет читатель, — Значит там и правда больше свободы!

Да, действительно, мне не верилось, что Порошенко уступит власть и уйдёт… Но тут есть одно серьёзное, Но! От достаточно авторитетного человека я опять-таки слышал, что народ во всех этих выборах давным-давно разочаровался и есть даже люди, всерьёз полагающие, что монархия наилучший вариант управления. Дескать, человека с детских лет готовят к должности и он, заступив на трон, уже не делает косяков….

Добавлю, что подобным мечтателям русский царь не подойдёт. Ну, а если Зеленский ничего толком не сделает, у отдельных людей усилится идея утопичности существования своего независимого государства. Повторюсь, не у всех, а у отдельных.

И здесь мы подходим к теме, как живут простые люди и сам город.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

По всей Украине, будь то почта, школа или ещё какое-то учереждение имеющее отношение к государственности, у входа обязательно будет висет либо флаг, либо державный герб.

Хорошо это или плохо? Ну, наверно хорошо. Единственный момент, патриотизм, запущенный сверху, не должен напрягать и утомлять, иначе может получиться эффект пружины. Отмечу, что на балконах и в автомобилях я флагов не заметил.

В Москве я иногда пересекаюсь с двумя женщинами из Запорожья. Обе клянут свой родной город на чём свет стоит. Деньги в Москве зарабатывают, детям и матерям высылают, сами по углам ютятся, но возвращаться домой не хотят.

В настоящем таковых в России всё меньше и меньше. Что Порошенко реально удалось сделать, так это оборвать железнодорожное и автобусное сообщение. Молодёжь украинская на заработки к нам больше не едет. Они пробили путь в Европу: в Польшу и в Чехию.

Что касается зарплат, в Запорожье они по большей части действительно маленькие. Если центральные улицы как-то удаётся поддерживать в чистоте и порядке, то во дворах ситуация похуже.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Нет, места и центры так называемого благополучия определённо есть.

Например, в Запорожье успешно работает завод Мотор сич. Но это скорее исключение из общей картинки. Жилой сектор выглядит запущенным. В 2004 году в Запорожье начали строить ещё один мост через Днепр. Завершить планировали в 2009 году. Не вышло. Законсервированные каркасы торчат над рекой, словно скелеты. Новые дома тоже не строятся, если не считать брошенного недостроя.

Мне показалось, что народ не спешит вкладываться в ремонт своего собственного жилья. Редко где увидишь новые окна или чтобы кто-то стеклил балкон.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

По всей видимости, деньги уходят на еду.

Во всяком случае никто не мешает хозяевам привести в порядок свои дома в старом городе.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Если их отремонтировать, Запорожье будет выглядеть как картинка, причём не музейно-этнографическая, а реальная.

На острове Хортица возле этнографического музея почти каждый день выступают казаки. Зрители билеты приобретают и их представление смотрят. Казалось бы, сделайте нормальный навес, положите новые доски. Так нет же, народ ёрзает, дабы в качестве сувенира казацкую занозу в задницу не подцепить.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Город, словно осенний лес, замер в ожидании чего-то, при этом Запорожье, вместе со всей Украиной, куда-то определённо движется и их слегка трясёт, как старый трамвай на кривых рельсах.

Тяжёлое впечатление оставили раздача бесплатного супа возле вокзала и барахолка в центре города. Старики собираются по воскременьям прямо в центре города. Разложившись на асфальте, они предлагают ретро-товар покупателям.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Кто-то скажет, в России подобное тоже можно видеть. Да, безусловно. Недавно я ездил во Ржев. Город депрессивный и у меня нет целей и желания сравнивать Ржев и Запорожье. До Ржева тоже дойдёт очередь. Здесь же я просто рассказываю про Запорожье.

В качестве плюса отмечу качественные и относительно не дорогие продукты. Хотя… когда они на Украине были плохими и невкусными?…

В голове у меня до сих пор крутится одна сценка. Захожу в магазин, направляюсь в вино-водочный отдел, передо мной совсем юный парень, одетый в форму ВСУ. Новенькие дорогие ботинки, как у американского Рембо, чуть ли не до пупка перемотаны шнурками. Тоненькая детская ручонка достаёт из кармана перепянутую резинкой котлету гривен, а девка рядом, более опытная и прожжённая, указывает мальчишке, какие коньяки нужно купить, выбирая самые дорогие.

Твою мать! Парень мне в сыновья дважды годится, если не во внуки… Первые деньги в эти детские руки попасть должны были по-другому! Как мы все до такого дожили?! Получается, хорошо бабушка умерла и всего этого не увидела.

Пока я стоял с открытым ртом, к прилавку подошли ещё двое солдат.

Хлопцы меня спрашивают: «Вы за нами?»

Я же им гордо отвечаю: «Нет! Вы за мной!!!»

Купил бутылку, вернулся на квартиру — и мы с Галей её вмазали. За что пили? Да ни за что, просто так, под новости из зомбиящика.

Что касается людей в военно-полевой форме, повторюсь, в Запорожье их больше, нежели в Харькове или в Днепре. Ещё один интересный момент: на Украине стали практиковаться военно-спортивные лагеря для детей, где ребят и девчонок с детских лет учат… Чему? Нет, этого я не знаю.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Одна женщина мне сказала: «Наши дети приходят со школы и выдают по истории такое, что нам дома приходится их переучивать.»

В России по ТВ часто показывают, как националисты закладывают кирпичами вход в Сбербанк. За всю Украину судить не берусь, но в Запорожье я Сбербанк видел. Подобные репортажи есть ни что иное, как попытка отжать бизнес.

Кстати, про банки, где бы мы ни проезжали, в любом большом или малом городе, если где-то находился банкомат Приватбанка, возле него обязательно стояли люди. Такое впечатление, что все откуда-то получают переводы, либо добрый дядя Коломойский выдаёт деньги из своего кармана.

В любом случае, главная идея моей писанины — не нужно верить телевизору, и думать, дескать, если ты приедешь на Украину, на тебя нападут фашисты-националисты или ещё чёрт знает кто.

Возвращение в город, в котором не был 40 лет

Не смотря ни на какие трудности, озлобленности по отношению к России я не почувствовал. Люди на Украине живут, растят детей, наедятся на лучшее, отдыхают и веселятся.

Каким оно будет это будущее? Об этом никто не знает.