Запорожский вокзал

Городской вокзал Запорожья помню ещё с детства. С мамой, а после ещё и с папой, мы приезжали в Запорожье в 78 и в 79-ом году. Тогда он мне казался очень и очень большим…

За прошедшие годы город к вокзалу слегка пододвинулся. В любом случае, вокзал расположен не в центре, а на окраине. Чтобы до него добраться, приходится изучать транспортные маршруты.

Моё нынешнее знакомство с вокзалом началось с привокзальной площади, куда нас с моей попутчицей Галей доставила маршрутка. Выходим, и тут я вижу такую картину: волонтёры раздают пенсионерам в одноразовые тарелки кашу и наливают в пластиковые стаканы компот. Нынешнее Запорожье город отнюдь не богатый, впрочем, подобное можно видеть и в Москве. А вот следующая сценка меня поразила.

Мы зашли на небольшой привокзальный рынок. Во второй половине дня торговцы уже сворачивали свою деятельность, и тем не менее у входа кто-то ещё сидел. Смотрю две цыганки, никак не детородного возраста, а значительно старше, катят солидную коляску. На улице жара, у них же коляска закрыта, словно зимой, ребёнка не видно.

Тут они на наших глазах начали просить одну из торговок посмотреть за малышом, ибо сами они хотят пойти в кафешку, попить чаю…. Женщина, учуяв подвох, стала отказываться. В чём там была «цыганская изюминка», я так и не понял. Мы пошли дальше.

Могу сказать, что в Москве цыганских приколов в настоящем уже нет или почти нет. А по России? Думаю, подобного хватает…

Вообще, если сравнивать привокзальную территорию Харьковского Южного вокзал с Запорожским, последний сильно проигрывает.

Запорожский вокзал

В Харькове таковая почти что парковая зона, здесь же «а ля 90-ые…»

Запорожский вокзал

Перейдём же наконец к самому строению.

Запорожский вокзал

Первое здание Южного железнодорожного вокзала (ныне вокзал Запорожье-I) было построено еще в 1873 году. Перед Революцией вокзал перестраивался, однако далее здание пострадало: сперва в Гражданскую, а после в ВОВ. В 1944 году оно выглядело вот так.

Запорожский вокзал

(Фото из интернета)

Современный вид в стиле сталинского барокко вокзал приобрёл в 1953 году.

Запорожский вокзал

Особенно интересна скульптурная композиция с часами. Девушка и парень представляются олицетворением социалистического счастья.

1
Запорожский вокзал

Последний капитальный ремонт вокзала произведён в 2000–2003 годах. Потолок и стены украшены классической лепниной, под стать им и хрустальная люстра.

Запорожский вокзал

Зал ожидания тоже вполне приличный. Одним словом, внутренняя начинка соответствует внешнему облику.

Запорожский вокзал

В главном зале расположены кассы.

Запорожский вокзал

Здесь же и большое табло с расписанием поездов. В прежние времена Запорожье являлось транзитным узлом Украины, через который поезда следовали с Севера на Юг и с Запада на Восток.

Теперь же на Донбасса происходит известно что, и в Крым через Запорожья поезда тоже более не идут.

Запорожский вокзал

Что касается поездов и электричек, которые мне довелось видеть, в большей степени всё старое. Единственное, на Киев из Запорожья курсирует скоростная электричка.

1
Запорожский вокзал

Насколько она скоростная, судить не берусь. Железнодорожные пути Украины сильно изношены. Машинисты вынуждены снижать скорость.

Запорожский вокзал

Моя спутница уехала электричкой в Днепр. Мы попрощались, я её проводил. После 16 часов вокзал заметно опустел.

Запорожский вокзал

До отхода моего поезда оставался час. Я решил слегка прогуляться. На территорию завода, располагавшегося рядом, давно не приходят никакие поезда. Это видно по перекошенным шпалам и заржавевшим рельсам.

Запорожский вокзал

Моё внимание привлёк обелиск, явно советского времени, с вычищенными буквами. Что там было выбито, разобрать не удалось.

1
Запорожский вокзал

Я спросил проходившего мимо парня, кому памятник? Он ответил, что это обелиск революционерам 1905 года, но полгорода об этом уже не помнит. Далее мой собеседник посетовал на закон о декоммунизации, выполняя который городские власти стёрли на памятнике все буквы.

Позже о революционном прошлом Запорожья, бывшего Александровска, удалось узнать следующее:

Октябрь и ноябрь 1905 года прошли в Александровске (нынешний город Запорожье) в ожесточенной борьбе городского пролетариата с силами реакции. Большевики выступили с разоблачением царского манифеста от 17 октября. Черносотенцы и полиция учинили зверскую расправу над рабочими и еврейской беднотой. Во время погрома 29 октября 53 человека были убиты, 10 — умерли от ран, многие остались калеками, сгорело много жилых домов, материальный ущерб составил 1,5 млн. руб.

Большевики организовали в рабочих районах и поселках отряды самообороны, которые взяли под защиту в первую очередь окраины. Здесь укрывались все, кто спасался от погромщиков. В результате организованных действий рабочих реакции не удалось достичь своей главной цели — разгромить революционные силы города. 7 декабря 1905 г. в Москве началась всеобщая политическая забастовка, переросшая вскоре в восстание, а 8 декабря общая политическая стачка произошла в Екатеринославе (нынешний город Днепропетровск). Рабочие Александровска присоединились к этим выступлениям.

Первыми выступили железнодорожники, 10 декабря забастовка распространилась на все предприятия города. Был создан общегородской Боевой стачечный комитет (БСК), которым руководили большевики В. Л. Васильев, С. М. Тополин и др. Рабочие называли этот комитет «Советом рабочих депутатов». Из членов комитета организовали бюро для руководства восстанием. Выполняя его распоряжения, рабочие отрядов 10 декабря захватили станцию Александровск — II (Екатерининская), а на следующий день и Александровск — I (Южная). В руках восставших оказались оба вокзала, телеграф, телефон, подвижной железнодорожный состав.

13 декабря стачечный комитет управлял обеими железнодорожными станциями, назначив свою администрацию. Восставшие стремились полностью взять в свои руки власть во всем городе. Однако осуществить это им не удалось. Городские власти, преодолев панику и растерянность, привели в боевую готовность полицию, казаков и войска гарнизона, подняли на ноги черносотенцев.

Внезапным ударом они захватили вокзал, арестовав председателя комитета В. Л. Васильева и дежурного члена комитета И. Буцанова. Рабочие вскоре отбили вокзал, сконцентрировав основные силы в районе Южных мастерских и станции Южной. К вечеру 13 декабря сюда была переброшена часть боевых отрядов из Екатерининских мастерских. Готовилось наступление на правительственные городские учреждения.

Воспользовавшись тем, что в районе екатерининского вокзала осталось мало дружинников, полиция и войска захватили его. Рабочие отступили, потеряв 15 человек убитыми и 20 ранеными. Это ухудшило положение боевых дружин, но они пробились к Екатерининским мастерским и, забрав с собой находившихся здесь дружинников, обходными путями вернулись в район Южных мастерских, к основным своим силам.

Окрыленные первым успехом, полиция и войска пытались захватить и южную станцию. Однако восставшие отразили атаки врага. Ночью обе стороны готовились к решительной схватке. Рабочие усиленно укрепляли баррикады, сооружали новые. Начала прибывать помощь: рабочие из Синельникова, Нижнеднепровска и Никополя, крестьяне из Кушугума, Николаевки и других сел. Восставших насчитывалось около 3 тыс., но боевое оружие имела лишь десятая часть, у остальных были вилы или в лучшем случае охотничьи ружья.

Решительный бой разгорелся утром 14 декабря и длился четыре часа. Деревянное здание Южного вокзала, как последний рубеж восставших, не смогло послужить серьезным фортификационным сооружением. Смертью храбрых пали 50 рабочих и крестьян, 200 человек были ранены. После поражения восстания начались аресты, продолжавшиеся вплоть до марта 1906 г. За тюремную решетку власти бросили около 800 человек. Военно-полевой суд, длившийся с 17 по 28 ноября 1906 г., привлек внимание прогрессивной общественности всей страны.

К судебной ответственности был привлечен 81 человек, из них осужден 61, в т. ч. приговорены к смертной казни через повешение — восемь.

Многих арестованных сразу же, без суда, отправили на поселение. Против применения казни к осужденным рабочим решительно протестовали рабочие многих городов России и Украины. Массовые выступления вынудили царя заменить смертный приговор вечной каторгой.

С поражением Декабрьского вооруженного восстания революция пошла на спад. Начались репрессии, особенно против рабочих Екатерининских и Южных железнодорожных мастерских. 23 декабря 1905 г. было уволено более 300 железнодорожников Южных мастерских, а 9 января 1906 г. — свыше 200 рабочих Екатерининских мастерских.

По сути, городские власти пошли на хитрость. Памятник разрушать не стали, стерев лишь надпись.

Запорожский вокзал

Тут есть и ещё один момент. Площадь перед вокзалом подчиняется городу, тогда как сам вокзал, как и железная дорога, относятся к другому ведомству. На перроне каким-то чудом, по всей видимости, нарушая закон о декоммунизации, сохранилась вот такая табличка.

Запорожский вокзал

Увы, жизнь идёт вперёд и не всегда так, как тебе хочется. На фасаде здания вокзала можно видеть ещё и вот такую табличку.

Запорожский вокзал

Ради справедливости отмечу. Политики живут в одних параллелях, а народ в других. В одном из украинских музеев экскурсовод посетовала, что дети из школы приходят и рассказывают о прошлом Украины невесть что, а мы их дома переучиваем.

P. S. Мой родственник Иван Петрович Щербак воевал вместе с Брежневым. Леонид Ильич упоминает Иван Петровича в своей книге. Помню, Иван Петрович рассказывал, как в Запорожье приезжал Брежнев. Вокзал оцепили, но пару бабулек каким-то образом оказались рядом с Генсеком. Леонид Ильич начал спрашивать их о жизни. Те, честно и искренне, принялись рассказывать, что живут хорошо…

Как же всё кардинально изменилось за эти прошедшие 40 лет!

Комментарии

Запорожский вокзал

Привокзальна площа, 1, Запоріжжя, Запорізька область, Украина, 69000 Подробнее об объекте