Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 9:52
В этом году загранка накрылась. Изучаю Россию!

В поисках истины (и спокойствия)

Москва — Россия, Манама — Бахрейн Апрель 2019
20 39

Если для верующего человека исторические подтверждения каких-либо фактов не важны, то для историков они необходимы. Например, по мнению православных христиан, апостол Андрей совершил путешествие по Днепру. В районе нынешнего Киева, апостол предсказал появление славного города и далее дошёл до Валаама. Соответственно, одни в это верят, другие нет.

Ислам, как религия, появился и оформился позже, и потому вобрал в себя многое от религий предшествующих. Иисус Христос и дева Мария в исламе почитаемы как пророки. В ОАЭ есть даже мечеть Девы Марии. В Коране присутствует многое из того, что упоминается в Библии.

2
В поисках истины (и спокойствия)

Однако, если в христианстве подтверждением божественной миссии Христа считается воскрешение из мёртвых, то в исламе этого нет. Пророк Мухаммед никого не воскресил. Главным чудом, которое Пророк принёс людям, считается Коран.

1
В поисках истины (и спокойствия)

Священный текст был ниспослан Мухаммеду в устной форме отдельными сурами и аятами. Изначально Его последователи заучивали цитаты наизусть. Однако, по мнению мусульман, отдельные тексты существовали уже при жизни Пророка. До нашего времени сохранилось несколько рукописных листов, переписанных убористым, легко читаемым почерком на вертикальных кусках пергамента.

Подобный стиль письма и сами рукописи такого типа назвали хиджаскими, по месторасположению Мекки и Медины.

Если верить братьям мусульманам, ко времени третьего праведного халифа Усмана (правил 644 — 656 гг.) существовало достаточно много записей Корана. Поскольку Пророк никогда не произносил всего текста от начала до конца, в рукописях не было единой последовательности.

Усман решил объединить записи. Он собрал людей, знавших Пророка, во главе с Его личным писарем Зайдом ибн Сабитом. Комиссия провела большую работу, сравнивая тексты, удаляя лишнее, проверяя орфографию. В результате подобного была закреплена письменная форма Корана. Священный текст составил 114 сур (глав), которые, в большинстве своём, расположились в порядке убывания длины.

Для халифа изготовили образцовый Коран. С этого первого списка были сделаны все последующие копии. Один экземпляр остался в Медине, другие были разосланы в различные части халифата.

По наиболее распространённой версии, халиф Усман ибн Аффан был убит 17 июня 656 года во время чтения Корана, листы которого обагрились кровью.

Тут стоит объяснить следующие моменты. При втором праведном халифе Умар ибн аль-Хаттабе (634 — 644 гг) территория халифата сильно увеличилась. Умар завоевал Сирию и Палестину. Копты посчитали его спасением от надоевшей Византии и потому вполне спокойно отдали Египет. Началось переселение знатных родов Аравии на новые земли.

Третий праведный халиф Усман проводил политику централизации племенного союза, который представляли собой арабы при жизни Мухаммада. Руководящие посты в завоёванных землях он раздавал преданным членам своего клана, им же доставалась большая часть трофеев в завоевательных походах. Влияние родственников на Усмана вызывало недовольство военной верхушки.

В 650 г. восстали ряд провинций Ирака и Египта. Мятеж был подавлен. Однако через пять лет в Медину, ко дворцу халифа, пришли ходоки из Египта. Они жаловались Усману на притеснявшего их наместника. Тот их принял, пообещав разобраться. Когда недовольные ушли, он послал вслед за ними гонца с письмом. Халиф приказал наместнику Египта расправиться с ходоками.

Увы, вышло так, что направлявшиеся домой египтяне, посланника перехватили, письмо прочитали и решили вернуться в Медину. После целой череды событий, они ворвались в дом халифа и убили Усмана, вместе с его семьёй.

В настоящее время листы первого Корана, со следами крови халифа, разошлись по свету. Известно про листы хранящиеся в Стамбуле, в Ташкенте, в Каире и в Санкт-Петербурге.

В Московской Соборной мечети есть небольшой музей, где представлена увеличенная фотокопия листов Корана, обагрённых кровью халифа Усмана.

Будем говорить честно, в религиозном мире идёт некая борьба, где каждая из сторон пытается обосновать свою единоличную связь с Творцом. Если мусульмане отрицают саму идею божественной сути Христа, то их оппоненты стараются доказать, что Коран у мусульман появился не во времена Мухаммеда, а несколько позже.

Насколько это возможно, постараюсь не вмешиваться в богословский диспут, и тем менее отдельные моменты мне кажутся непонятными.

В 1180 году церковники собрали Константинопольский собор, посвящённый учению Мухаммеда, где резко осудили его учение.

Анафема была направлена на мусульманское представление о Боге и включала в себя 112-ю суру Корана из византийского перевода. Император Мануил I пришел в негодование относительно сомнительной формулировки, поскольку, по его мнению, таким образом подвергался анафеме сам истинный Бог. Император был убежден, что, расходясь во многих принципиальных вопросах, христиане и мусульмане, как монотеисты, веруют в одного Бога, и потому требование произнести на Него анафему казалось кощунственным. Церкви, несмотря на давление официальной власти, удалось отстоять свою точку зрения.

Вот ведь что странно, император Мануил I, по инициативе которого состоялся Собор, считал учение Мухаммеда продолжением христианства.

В 711 — 718 годах арабы завоевали Испанию. С 717 по 718 год они осаждали и чуть было не взяли Константинополь. Количество мелких стычек между Византией и Халифатом не поддаётся подсчёту. В 1096 году состоялся Первый крестовый поход, в 1147 г. Второй крестовый поход. Получается, христиане несколько веков принципиально не понимали, с кем они воюют?

В 730 году начался очень непонятный исторический период христианства, именуемый иконоборчеством, который продлился до 834 года.

Почему христиане вдруг резко стали убирать лики с икон? А не являлось ли это попыткой соединения христианства и ислама? Напомню, в исламе изображение человека запрещено.

Даже если предположить, что Коран появился в 12–13 веке, у мусульман не могло не быть каких-то молитвенных текстов, оформленных и хорошо отлаженных ритуалов и тому подобного… Спрашивается, если христиане столь долгое время соседствовали с правоверными единобожниками, как они могли не понимать отличия религий?

* * *

Задолго до поездки, я много раз читал про устроенный в Манаме Дом Корана. По сути это музей, где собраны различные варианты Священной книги. Более всего мне хотелось увидеть «самый первый экземпляр религиозной книги, написанный во времена халифа Усмана ибн Аффана." Именно поэтому, первое место, куда я отправился на острове с культурно-познавательной миссией был Дом Корана.

2
В поисках истины (и спокойствия)

Кто первым придумал закрываться на сиесту арабы или греки? — вопрос риторический. Дом Корана открывает двери для посетителей с 9 до 12. Далее следует послеобеденный отдых, после которого музей вновь работает с 4 до 6 вечера.

В поисках истины (и спокойствия)

Желающие посмотреть священные тексты, должны помнить о государственных праздниках и о пятницах. В эти дни музей опять-таки не работает.

Начиная рассказ про музей, нельзя не упомянуть само здание. Его строительство началось в 1984 году и завершилось через пять лет.

Оно возведено в традиционном исламском стиле, и если не знать предназначения, его вполне можно принять за мечеть. Этому способствует минарет. На фоне выросших небоскрёбов, он уже не кажется высоким, но при этом нельзя не восхититься устремлённым в небо изяществом.

3
В поисках истины (и спокойствия)

Зайдя внутрь с тыльной стороны, мы обнаружили, что минарет пристроен не просто так. В Доме Корана функционирует мечеть. Я спросил у охранников, можно ли мне туда пройти. Они разрешили, попросив снять обувь.

2
В поисках истины (и спокойствия)

Я тихонько переступал по мягким коврам, стараясь не мешать молящимся.

2
В поисках истины (и спокойствия)

Возле выхода сидел имам.

В поисках истины (и спокойствия)

На мой вопрос, можно ли фотографировать, имам одобрительно махнул рукой.

2
В поисках истины (и спокойствия)

Чаще всего в мечетях внимание привлекает богато украшенная ниша, обрамлённая колоннами — это михраб. Ориентированный на Мекку, он выполняет примерно такую же роль, что и алтарь в христианских храмах.

Михраб указывает направление на Мекку (киблу) и чаще всего расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети (руководитель намаза), который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся. В истории исламского богослужения михраб является нововведением начала VIII века. Хотя михраб никогда не упоминался пророком Мухаммедом, исламские теологи единодушно признали его хорошим религиозным нововведением.

3
В поисках истины (и спокойствия)

Чтобы зайти в музей, вовсе не обязательно покупать билет. Перед входом установлен большой ящик, именуемый Садака. Туда кладут добровольные пожертвования. Так что, если не хочешь, можешь ничего не давать, но в музей тебя пустят.

Фотографируемся возле знаменитой рыбки,

4
В поисках истины (и спокойствия)

и проходим в зал.

1
В поисках истины (и спокойствия)

В этот момент меня настигает охранник, предупреждая, чтобы я внутри не снимал. Очень странно! До этого я неоднократно видел в интернете фотографии музея, но спорить не стал. Какое-то время я просто ходил, с грустью рассматривая экспонаты. И тут мне в ухо повелитель шайтанов Иблис, стал нашёптывать: «Снимай, никто не видит, снимай…»

Я ему в ответ: «А’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим!»

Он не уходит, продолжая советовать. Тут я решил, мусульманская молитва не помогает, значит это вовсе не шайтан меня искушает и потому начал снимать, проявляя осторожность…

В поисках истины (и спокойствия)

Дом Корана был торжественно открыт в начале весны 1990 года. Некоторые экспонаты музея имеют прямое отношение к частной коллекции Джассима Кана, которую он пожертвовал ради того, чтобы все желающие могли узнать о Коране, как можно больше.

В поисках истины (и спокойствия)

В коллекции музея встречаются рукописи со всех частей мусульманского мира — от Китая, до Испании.

В поисках истины (и спокойствия)

Экспозиция разбита на несколько залов. Запомнился Священный текст, написанный на слюде. Нельзя было не восхититься Кораном иранских мастеров 17 века, индийской каллиграфией, а также турецким Кораном, где страницы блестели золотом.

На одном из стендов мы, как зачарованные, смотрели на горошины риса, на маленькие камушки и зёрна — через увеличительное стекло. Словно доказывая, что Аллах присутствует во всём, мастера каллиграфии вывели на столь малом пространстве божественные тексты.

Самым древним из представленных оказался сирийский Коран 13-ого века.

1
В поисках истины (и спокойствия)

Я уж было совсем разошёлся, щёлкая на право и на лево, но тут появился охранник, не дав продолжить. Очень жаль, что я не могу показать читателям кожаные сумки для Корана из Нигерии и Судана…

Люди, интересующиеся культурой Востока, наверняка обращали внимание на тот факт, что стиль арабского письма часто бывает разным. Почему подобное происходит?

В поисках истины (и спокойствия)

Арабская каллиграфия, как вид искусства, появился в восьмом веке с появлением куфического письма. Крупный размер и угловатость букв этого почерка великолепно подходили для надписей в архитектуре, вырезания в камне и для мозаики. В рукописном варианте стиль куфи передаёт незыблемость текста, будто выбитого на камне. На первых порах он стал наилучшим выражением священного содержания Корана.

В поисках истины (и спокойствия)

С появлением бумаги стили письма претерпели изменения. Буквы приобрели округленность и лёгкий наклон. Появился целый ряд классических почерков. Для священных текстов использовали: насх, мухаккак, рейхан и суле.

Правила арабской каллиграфии основаны на точной геометрии форм и ритмов. Каждую из букв арабского алфавита мастер мысленно разделял на ряд точек, выстраивая в математической последовательности.

Насх — почерк простой и ясный без украшений.

1 из 2
В поисках истины (и спокойствия)
 

Мухаккак — торжественный, со сложными петлями и высоко вынесенными над строкой вертикальными элементами с засечками.

Рейхан — мелкий, с преобладанием горизонтальных элементов.

По правилам написания суле — нижняя треть каждой буквы должна быть округлой.

1
В поисках истины (и спокойствия)

Помимо почерков возникли разновидные характеристики для той или иной местности.

1
В поисках истины (и спокойствия)

Почерком бихари переписывали Коран индийские мусульмане 15–16 веков. Особый стиль сложился в горном Дагестане.

Мастера в различных частях света старались показать себя во всей красе. Рукописные копии Корана самое настоящее произведение искусства.

1
В поисках истины (и спокойствия)

Кроме чернил переписчики применяли краски и золото. В начале сур помещался фрагмент заставки.

В поисках истины (и спокойствия)

Между аятами ставили декоративные разделители в форме кружка, цветка или группы точек. Каждый пятый и десятый аят на полях отмечали богато украшенным медальоном в форме круга или капли.

В некоторых ранних Коранах на полях золотом выписывали слово «саджда». Так обозначалось место, где читающий должен выполнить земной поклон.

Одним словом, священный текст хотя везде и один, выполнен он в различных странах по-разному. Подводя итог, отмечу — музей понравился не только мне, но и моей жене.

(Кто заинтересуется музеем, предлагаю посмотреть заметку Елены КатковойБейт Аль Коран — Дом Корана)

Про Коран говорить можно до бесконечности, и потому нет ничего удивительного, что в Бахрейне история моих взаимоотношений с Кораном имела продолжение. По-другому в арабской стране быть не могло.

На следующий день во время обзорной экскурсии мы посетили Великую мечеть Аль-Фатих. Она расположена вблизи королевского дворца, места жительства короля Бахрейна Хамада ибн Исы Аль Халифы. Построена на исходе властвования шейха Исы ибн Салман Аль-Халифа в 1987 году и была названа по имени Ахмада Аль Фатеха, основателя Бахрейна.

Аль-Фатих является одной из самых великих исламских святынь в мире, ее площадь 6500 квадратных метров, вместимость.

1 из 2

Рядом с мечетью культурный центр шейха Исы.

2
В поисках истины (и спокойствия)

Женщин переодевают в длинные балахоны. Мужчины в шортах также не избежали этой участи. Разуваемся, заходим внутрь, осматриваемся. Аль-Фатих рассчитана на 7 тыс. человек. Обычно по пятницам собирается 5 тысяч. Женщины молятся на балконе второго этажа, мужчины в основном зале.

Как мусульмане заполняют зал во время молитвы? Не уверен, что россияне о подобном знают. Первый пришедший на молитву встаёт напротив михраба. Следующие, кто справа, кто слева от него, соблюдая определённую дистанцию. Соседа по молитве не выбирают. Если король опоздал, он будет стоять сзади, как простой человек.

Во внутренней отделке Аль-Фатиха поучаствовали не только страны Залива, но и Европа. Декоративные шары изготовлены во Франции, тогда как хрустальная люстра, весом 3,5 тонны, произведена в Австрии. Автором проекта мечети стал ливанский архитектор.

Как и положено, в сторону Мекки направлен михраб. Справа возвышается мимбар — кафедра, откуда по пятницам ведёт свою хутбу имам.

1 из 9

Впрочем, мне в большей степени хочется поведать про другое…

Экскурсии по мечети обычные гиды вести не могут. В Аль-Фатихе два русскоязычных гида: девушка со Шри-Ланки, а также уроженка Казани. Проработав значительное количество времени медсестрой в онкологии и насмотревшись там много всего тяжкого, она приняла ислам, после, посетив мечеть Аль-Фатих, решила сюда вернуться, так как мечеть снилась ей по ночам. Теперь наша бывшая соотечественница ведёт экскурсии, рассказывая о исламе и об Аль-Фатихе.

1 из 2
В поисках истины (и спокойствия)
 

Мои спутники и спутницы от религии были далеки. Выслушав вводную часть, они далее закидали экскурсовода вопросами: про одежду, про свинину и про всё такое прочее… Я же молчал, стараясь слушать.

По мнению правоверных, Христос вовсе не был распят. Он избежал столь тяжкой участи, тогда как смерть принял другой человек. Повторюсь, мусульмане Иисуса почитают как одного из множества пророков.

Помню, в Йемене посетили мы с женой мечеть Салеха в Сане. И турпоток русских к тому моменту вроде как уже упал, никто туда уже не ехал. Но книги русскоязычные нам таки всучили.

В гостинице где мы жили, нам постоянно подкладывали в номер подобную литературу. Я её каждый день демонстративно складывал в корзину, однако далее, после уборки номера, вся пачка возвращалась на полку.

Когда мы ходили по старому городу, нас несколько раз отлавливали некие сомнительные люди, пытаясь всучить все те же отпечатанные на русском книжки.

В исламе есть поверье, если мусульманин приведёт к истинной вере 10 кафиров, он попадёт в рай. Я же, отмечу, что в Йемене я был дважды (в 2006 и в 2014 гг). В момент первого визита никто за мой счёт в рай попасть не стремился и никакой литературой тогда не грузили.

Что поделать, мир пришёл в движение. Все хотят кого-то подвинуть и чем-то завладеть, особенно сладким кусочком кажутся чужие мозги.

Прослушав лекцию, мы направились к автобусу. На прощание экскурсовод предложила желающим бесплатно взять книги. Я положил в пакет тоненькую брошурку об истинной миссии Христа, а также Коран. Коран я читал, но дома у меня в личном пользовании Его не было.

Вечером, когда выдалась свободная минута, я открыл Коран, дабы почитать и поизучать. Я в буквальном смысле остолбенел от удивления! В Священном писании большое количество страниц оказалось перепутано. Начинаешь смотреть суру (глава), а там страницы с аятами вставлены в разнобой.

Как же так? Ведь это в самом настоящем смысле Священное писание?! Получается, арабы хотят проповедовать, но при этом допускают такие ляпы. Спрашивается, где гарантия, что они правильно понимают учение Пророка? Ну хорошо, ошибиться может каждый, но они ведь не могли далее не видеть перепутанных страниц? Зачем же раздавать подобную книгу?

В тот же день из новостей я узнал, как спецназ штурмует в Тюмени частный дом, где засели боевики ИГИЛ. Получается, тоже кто-то кому-то что-то не так растолковал и образовалось целое радикальное учение, осуждённое самими исламскими богословами. В среде братьев-мусульман начались какие-то процессы, о которых мы имеем довольно смутное представление.

1
В поисках истины (и спокойствия)

В один из вечеров я направился в мечеть Аль-Фатих, дабы рассказать об ошибке. Увы, было уже поздно, в зал меня не пустили, тогда как в холл оказался пуст.

В поисках истины (и спокойствия)

Одно дело пролистать и выбросить брошюру об «истинной миссии Христа», которую написал не пойми кто. Совсем другое дело проявить неуважение к Корану. Теоретически, Пророк Мухаммед суры и аяты в единый текст не складывал. Это сделали Его последователи. Так может быть перепутанные страницы чем-то ужасным вовсе не являются?…

В исламе все мусульманские общины между собой равны. У правоверных нет какого-то Папы Римского или Патриарха, которые руководили бы паствой. Соответственно, московские мусульмане не ближе и не дальше от Аллаха, по сравнению с аравийскими собратьями. Мне захотелось разобраться. Я решил отвести бахрейнский Коран в Московскую Соборную мечеть.

По приезду, выбрал время и отправился туда, дабы побеседовать с имамом. Пройдя на входе проверку, я вполне спокойно зашёл на территорию. Найдя табличку «Дежурный имам», направился к нужной двери. Увы, имам оказался занят. Пожилой, умудрённый жизненным опытом мужчина, читал молитву перед собравшимися, большинство из которых составляли женщины.

Уезжать не хотелось, я решил подождать. Тут оказалось, что имамов, которые могут побеседовать, не один, а целых два. Второй священнослужитель общался с верующими возле стойки администрации. Когда я туда зашёл, имам на распев читал молитву для сидевшей напротив него женщины. Она пришла в абсолютно разобранном состоянии, но, как мне показалось, уходила с надеждой.

Сев напротив, я сразу озвучил вопрос, положив на стол бахрейнский Коран. Имам полистал его, посетовав, что да, дескать, непорядок, но развивать тему не стал. Я планировал о многом спросить, однако вышло так, что, наоборот, начал рассказывать. Священнослужитель поинтересовался, как я попал в Бахрейн. Узнав, что туда теперь летают чартеры, удивился.

Мой собеседник оказался грамотным и вполне адекватным человеком. Он стал спрашивать о положении дел в Бахрейне, о музеях, о фортах, о мечети Аль-Фатих, о приезжающих саудитах, и об их взаимоотношениях с бахрейнскими шиитами. За моей спиной с ноги на ногу стали переминаться молоденькие девчушки, желавшие получить совет от имама. И потому, понимая свою ограниченность во времени, ни про каких ваххабитов ничего озвучивать я не стал.

После, как и три года назад, я вновь зашёл внутрь Московской Соборной мечети, посмотрел её великолепную отделку, впитывая спокойствие и гармонию, постоял возле михраба и мимбара, после, желая освежить в памяти историю ислама, поднялся на третий этаж в музей.

Россия страна много конфессиональная. Мусульмане веками живут у нас рядом с христианами. Православный поп не пойдёт проповедовать в татарскую семью, а мула не станет всучать христианам какие-либо книжки. Нам всем дорого спокойствие.

Увы, аравийские арабы имеют весьма скромный опыт совместного проживания с людьми другой веры. Четвёртый праведный халиф Али ибн Абу Талиб (правление 656 — 661 гг) повелел христианам покинуть Аравию. Во время правления Али в Халифате началась гражданская война. К власти пришла династия Омеядов, после чего основательница новой веры Аравия потеряла свои позиции.

Теперь же, желая добиться аравийского ренессанса, они явно перегибают палку. При этом необходимо понимать, что абсолютное большинство людей Аравии желает жить спокойно, соблюдая веру отцов, никого никуда не втягивая.

В поисках истины (и спокойствия)

Ну, а что касается экстремистов, в православии они тоже присутствуют. Мне приходилось общаться с человеком, имевшим довольно высокий сан и проповедавшим радикальные идеи. И что опять-таки важно — он служил не в России и с людьми другой веры никак не пересекался.

Друзья, давайте проявлять уважение друг к другу! Даже хрупкая и изящная бабочка, взмахнув крылом в определённое время в нужном месте, может вызвать лавину.

Комментарии