Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 5:22
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Мурманск — Россия Июль 2017

В Мурманск я прилетел вечером 14 июля 2017 года на самолете из Нового Уренгоя (отчет об Уренгое, можно прочитать — здесь — " Путешествуем по Западной Сибири — Новый Уренгой — газовая столица России у Полярного круга.», с короткой пересадкой в Москве. С аэропорта добрался на автобусе в центр города, а затем немного пешком до своего хостела «Причал», где у меня был забронирован одноместный номер на три ночи по 800 рублей за ночь.

На следующий день, я в первую очередь отправился к главному памятнику Мурманска — к солдату Алёше, ведь Мурманск -это настоящий город-герой и это официальное звание город получил за оборону от немецко-фашистких войск во время Великой Отечественной войны.

Сначала я доехал на автобусе до озера Семеновское — на фото

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Название озера происходит по легенде от имени рыбака Семена Коржова, сразу отмечу, что русские поселенцы стали осваивать Кольский полуостров с 14–15 веков.

Мурманск был основан в 1916 году и это было связано с Первой Мировой войной, когда срочно понадобился незамерзающий порт на Севере, для получения помощи от союзников.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Город стремительно рос в Советское время — в 1920 в нем проживало всего 2 тысячи жителей, а в 1940 уже 130 тысяч жителей. В 1991 году Мурманск достиг самой своей высокой отметки — 473 тысячи жителей.

С северной части озера есть Парк развлечений и Колесо Обозрения. Размеры озера 580 на 780 метров.

Всего в километре на запад от озера находится Мемориал Алёше

Я направился к памятнику- было еще достаточно рано, но все равно люди уже шли к мемориалу.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Этот мемориал официально называется «Защитникам Советского Заполярья.»

Памятник Алеше входит в мемориальную композицию — его высота 35 метров, а вес — 5 тысяч тонн.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Мемориал был создан в 1974 году и находится на холме Зеленый мыс — на высоте 173 метра и поэтому здесь великолепная обзорная площадка.

Оборона Заполярья продолжалась более трех лет — с 29 июня 1941 года по 01 ноября 1944 года.

150-тысячная группировака немцев неоднакратно штурмовала Мурманск, который по расчетам Вермахта должен был пасть за трое суток.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Немцам за эти годы не удалось пройти даже «смешные 100 километров» по выражению Гитлера до Мурманска, а советские войска в 1944 году не только разгромили группировку немцев в Заполярье, но и освободили часть соседней страны — Норвегии.

На нижнем фото — Кольский Залив Баренцова моря. Этот залив длиной 57 километров и шириной от 1 до 7 километров, благодаря теплому Гольфстриму он никогда не замерзает и получил свое название от древнерусского поселения Кола.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Алёша смотрит в Долину Славы, где шли самые ожесточенные бои за город — на фото.

У подножия памятника — установлен Вечный огонь павшим солдатам.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Этот мемориал не оставит вас равнодушным!

Здесь также установлены памятные знаки всем городам-героям Советского Союза, зенитные орудия времен Великой Отечественной войны, памятник труженикам военного Мурманска.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Приведу еще фото из интернета этого памятника с высоты птичьего полета

От Мемориала я стал спускаться через жилые кварталы к еще одному памятнику, который находился примерно в одном километре севернее Алёши.

Здесь на высоком берегу расположился симпатичный сквер с еще одной прекрасной обзорной площадкой на улице Чумарова-Лучинского — на фото

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

В центре сквера — памятник «Ждущей» — это бронзовый монумент девушке, как символ Верности, был возведен в 2012 году

Недалеко от памятника Ждущей, есть автобусная остановка с которой я и доехал снова до озера Семеновского, где на его южном берегу, расположился Храм Спаса на Водах — на фото.

Это Морской православный храм был возведен в 2002 году и это также и часть еще одного Мемориального комплекса.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Собор представляет собой храм в древнеруском стиле. В нем святыни — иконы Серафима Саровского, святой Матроны Московской, старцев Оптинских и праведного адмирала Ушакова.

К югу от храма находится Маяк, высотой 25 метров, в котором сейчас разместили Меморила погибшим морякам в мирное время.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Возле Маяка расположили и рубку погибшей в 2000 году подводной лодки «Курск». Она была установлена здесь в 2009 году

А вот так это место выглядит с высоты птичьего полета-фото из интернета

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Дальше я спустился в центр города, где расположены многочисленные музеи, памятники и стеллы, связанные с покорением Арктики и освением Северного морского пути.

На фото-памятник «Покорителям Арктики»

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

На следующем фото — небольшой памятник, в память о совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции против фашизма. Установлен в 1975 году. Союзники с 1941 по 1944 год привели в Мурманск 40 конвоев судов с оружием, боеприпасами, медикаментами и продовольствием.

Зашел я и на территорию Мурманского морского порта, благодаря которому и возник Мурманск.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Здесь в порту на одном из причалов пришвартовался в 1989 году — Атомный ледокол Ленин — это был первый в Мире ледокол с ядерной силовой установкой, построенный в 1956 году. Его можно посетить, но только с организованной экскурсией(цена 100 рублей).

Здесь же в порту — Стелла морякам и работникам порта, погибшим во время войны. Немцы с 1941 по 1944 год бомбили порт ежедневно, а иногда и по несколько раз в день. По количеству и плотности нанесенных по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Несмотря, что город находится за Полярным кругом — здесь достаточно много зеленых скверов.

Вскоре я оказался в самом центре города на площади Пяти Углов, здесь и самая высокая городская гостиница 4 звезды — «Арктика» — на фото

Это 18-ти этажное здание было возведено в 1984 году и стало самым высоким зданием на Кольском полуострове.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

А так этот район выглядит с высоты птичьего полета-фото из интернета

Возле площади Пяти углов расположился Центральный парк имени Кирова

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Температура в этот день в середине лета была 17 градусов.

Мурманск находится на сопках, поэтому гуляя по городу вам придется подниматься и спускаться по ним

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

В одном из скверов установлен памятник лучшему историческому писателю России — Валентину Пикулю, который воевал юнгой в Мурманске в годы войны и написал известную книгу про мужество наших и моряков и союзников в книге «Реквием каравану Q-17»

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

У стен Краеведческого музея можно увидеть настоящий якорь с легендарного ледокола Ермак.

На нижнем фото- памятник Анатолию Бредову — был установлен в 1958 году, 19-летний пулеметчик, во время одного из ожесточенных боев остался без патронов, подорвал себя вместе с немцами последней противотанковой гранатой.

Завершить осмотр Мурманска я решил в Подворье самого древнего монастыря на Кольском полуострове

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Это Свято-Троицкий Трифонов-Печенгский монастырь находится в поселке Лоустари Печенгского района и от Мурманска до него 130 километров.

Но в самом Мурманске находится Архиерейское подворье этого монастыря на окраине города Мурманска, до которого я доехал из центра на тролейбусе номер 6 (туда же ходит и номер 4)

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Архиерейское подворье восстанавливается с 2005 года.

Здесь целый деревянный комплекс состоящий из трех храмов

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Сам же монастырь был основан в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским.

В декабре 1589 года монастырь подвергся нападению финнов, подданных шведского короля. Финны перебили всех монахов и сожгли монастырь. Сейчас в монастыре покоятся мощи 116 мучеников погибших от разорения монастыря.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Отмечу, что в Мурманске (а то он у меня получился уж слишком красивый) есть и разваливающиеся дома, которые долго время не ремонтировались — это все я показал в четырех фотоальбомах, в которых только те фото, которые не вошли в этот отчет.

К сожалению Мурманск в России рекордсмен по уменьшению жителей. В 1991 году он достиг своего пика в 473 тысячи жителей и с этого момента началось неуклонное уменьшение населения.

В 2000 году — 376 тысяч, в 2010 — 307 тысяч, и в 2018 году — 295 тысяч ( в 2023 году - уже 267 тысяч) Несмотря на это Мурманск самый большой в Мире город за Северным Полярным кругом, где почти два месяца в году стоит Полярная ночь и нет солнца, но средняя температура зимой довольно теплая для этой широты всего минус 8–10 градусов, а в июле — плюс 14 градусов.

Путешествуем по России — заполярный город-герой Мурманск

Вот таким я увидел Мурманск за полтора дня его осмотра. Но на этом мое знакомство с Кольским полуостровом не завершилось и вечером я отправлюсь на автобусе (130 километров) на берег Ледовитого океана в Териберку, но об этом я расскажу в следующем отчете, кторый можно прочитать - здесь - " Путешествуем по России - Териберка - на берегу Ледовитого океана."