Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 19:15
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Сан-Кристобаль-де-лас-Касас — Мексика Июль 2018

Из Оахаки (подробно о ней — Сапотекская столица: приключения в сердце Мексики) я выехала в 21.00, это был первый и единственный ночной переезд, но и самый сложный. Во-первых, почти 13 часов в пути, а во-вторых, дорога между этими городами представляет собой горный серпантин, уходящий то вверх, то вниз и петляющий между гор. Про эту дорогу ходит дурная слава, говорят, что нередко туристов здесь грабят и останавливают целые автобусы. Наслушавшись этих страшилок, я долго искала возможность избежать ночного переезда, но автобусные компании предлагали только ночное время. Деваться некуда, пришлось рисковать. Хотя, уже успев проехать несколько городов страны, я успокоилась: большинство баек об опасностях в Мексике оказались преувеличенными. Ну, или мне крупно повезло, не знаю, но за почти месяц никаких ЧП не было: местные жители чрезвычайно дружелюбные во всех частях страны. Поэтому даже в одиночку было комфортно и не страшно.

Автобус был заполнен почти весь. Напитавшаяся впечатлениями от Оахаки, я думала хоть немного подремать, но знаменитая дорога почти сразу вернула из мечт к реалиям: освещения нет нигде, трасса сама с неплохим покрытием, но повороты каждые 3–4 секунды — настолько извилистый путь. И когда огромный автобус несется на скорости во тьму, сворачивая так часто, что не успеваешь схватиться за подлокотник кресла, а рядом сидящие пассажиры спросонья невольно норовят упасть в проход, становится не до шуток. А еще когда навстречу выруливают машины, вообще задаешься вопросом, зачем меня понесло в такую даль и ночью, да еще одну. Но это скорее усталость. Недолго думая, закрываю глаза и намертво вцепляюсь в подлокотник, то и дело пытаясь не съехать к соседу. Часов 9 так и прошло… Сложно, неудобно и сонно. А часов в 5 утра мы, наконец, съехали на нормальную трассу, горы кончились, и весь автобус синхронно засопел на все лады.

Не думала, что смогу так уснуть в автобусе: даже снилось что-то. Ровно в 9 утра мы прибыли на автовокзал города Сан-Кристобаль де Лас Касас. Он ничем не отличается от предыдущих: шумно, живо, многолюдно. Не долго думая, взяла такси за 50 песо и добралась до хостела. Сан Кристобаль — это как раз тот случай, когда можно смело и пройти 3 км пешком до центра от автовокзала, обратно я так и сделала. Но утром после бессонной ночи и 13 часов в автобусе хотелось быстрее заселиться.

Уже в машине, разглядывая мощеные улочки, которые до боли напомнили кубинский Тринидад, я поняла, что город необычный, ну, а что мне в нем понравится, знала заранее, еще когда читала и смотрела немногочисленные фото наших туристов.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

На этот раз у меня был даже не хостел, а небольшой гостевой дом всего на 7 номеров под названием Casa Monad. Расположен он в центре города, до главной площади минут 10 пешком в неторопливом темпе. Хостел занимает целый дом с испанском колониальном стиле — с уютным внутренним двориком, в который выходят двери всех семи номеров и кухня. Удобства общие — 4 туалета и 2 душа — мужские и женские, все очень чисто и продуманно.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Когда я пришла, меня встретили две хозяйки — сестры-индеанки, прямые потомки индейцев майя. Это было мое первое знакомство с майя воочию. Они очень низенькие ростом, кожа очень смуглая, нос орлиный. В толпе сразу заметны. Но только не в Сан Кристобале — это самый индейский из всех городов Мексики, и концентрация коренного населения здесь огромна, так что выделяются здесь в толпе именно туристы.

Попала в я хостел в разгар завтрака и утренней уборки номеров. Мне объяснили, что мой номер еще не освободили, попросили подождать и предложили кофе с тостами, хотя завтрак входил в цену только со следующего дня. Такое вот гостеприимство. Все-таки не устаю этому удивляться и вдохновляться!

Номер у меня оказался очень уютным, несмотря на небольшие размеры: по сути, всю площадь занимала огромная кровать, были еще тумбочки и гардероб. Но все очень чисто и комфортно. Одноместный номер за 200 песо (10 $) за ночь, здесь мне предстояло провести два дня. Наконец, не нужно спешить, можно гулять и наслаждаться, чем и занялась, предварительно выспавшись.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Вот и добралась я до самого знаменитого штата страны — Чьяпас и его столицы. С этого момента начинаются самые яркие приключения и незабываемые открытия. А пока — идём знакомиться с не менее удивительным городком…

Кстати, в Мексике особое отношение к черным котам. К потустороннему здесь относятся спокойно и с большим интересом. Сказывается и племенное прошлое и смесь национальностей. Культ Святой Смерти, День мёртвых и всевозможные ритуалы и праздники, живущие по сей день, тому доказательство. Увидев на дороге чёрную кошку, мексиканец не будет чураться, а, наоборот, обрадуется. Появление этого животного здесь воспринимается, как знак добрых вестей и удачи. Кошка имеет магическое значение, как проводник в потусторонний мир. Её появления на дороге даже ждут. Я тоже приобщилась к местным традициям, и кошка не подвела: оба дня (да и все путешествие) было удачным!

Сан Кристобаль — одноэтажный город, большинство его домиков такие, это создает какую-то ауру уюта и располагает к себе. В хостеле взяла карту города и пошла бродить по его улочкам. Они расположены под прямыми углами, так что если и не туда пошли, можно без труда вернуться. Но, конечно, однообразные дома дают ощущение запутанности, а улицы подписаны не везде. Снова в голове всплыл Тринидад, как ночью несколько часов бродила в поисках своего ночлега.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Сан Кристобаль расположен среди гор, поэтому здесь климат очень переменчивый. Те немногие рассказы о нем, что удалось найти в интернете, повествовали о непрекращающихся дождях и ветре. Но мои два дня здесь были солнечными, что дало возможность гулять и наслаждаться его красотами, изучать особенности.

Сан Кристобаль не похож на туристические города, здесь сразу понимаешь: он — для местных. Здесь нет на каждом шагу знаменитых супермаркетов сети Оххо, к которым я уже успела привыкнуть, даже обычный магазин можно найти с трудом. В череде улочек я смогла затеряться, не смотря на карту, в результате чего вышла к достопримечательности, которая оказалась в противоположном конце от центра. Ну, так даже интереснее: от окраин к центру идти.

Речь идет об одном из символов города — храме Девы Марии Гваделупской, который выстроен на холме, подобно базилике в Мехико. Ведут туда довольно крутые ступени, которые паломники проходят на коленях, но надо сказать, что даже для неспешного подъема они достаточно непростые. Но вид на город открывается один из лучших!

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Поднимаясь наверх, невольно обращаешь внимание на окружающую буйную зелень: тропики на подходе, штат Чьяпас — один из самых жарких в Мексике. Если бы не горы, то в Сан Кристобале могло бы быть +35, как на равнине, но, к счастью, здесь не жарко: по утрам даже прохладно и сыро, а днем разогревает до +24+25. Сан Кристобаль называют «Городом дождей», его климат прохладный (если не холодный) и сырой. Но мне просто сказочно повезло: оба дня светило яркое солнце и было тепло, даже жарко.

И снова мне повезло: в храме шла воскресная служба, а из туристов была только я.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Одна из особенностей храма — огромные витражи на окнах, посвященные легенде о явлении Девы Марии и другим сюжетам из Библии. Храм очень светлый и очень теплый во всех смыслах, время пролетело незаметно. Или мое особое отношение к Гваделупе сыграло роль? Не знаю…

Отсидев службу, я пошла осматривать храм вокруг: помимо необычных цветов и колорита, за ним также открывался неплохой вид — на холмы и равнины.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Здесь же (если стоять ко входу лицом — то справа) в отдельном небольшом здании расположился сувенирный магазинчик. Сувениры там в основном тематические, связанные с Девой Гваделупской, но есть и просто разные интересные мелочи по ценам, ниже которых я не видела во всей стране, а разнообразие очень большое. Продавец там — очень приятная пожилая сеньора, которая только подчеркивает теплую ауру места.

Холм, где находится храм, спускается вниз и перерастает в невероятно уютную площадь с буйной тропической растительностью, пальмами и беседкой, а яркое солнце только добавляет красок…

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

От церкви и площади отходит одна из самых длинных улиц Сан Кристобаля — Real de Guadalupe: по-мексикански — проспект, по-нашему — просто улица, но безусловно широкая, а для колониального городка и подавно. По ней я и пошла в поисках новых впечатлений.

Здесь же я дважды перекусывала, точнее, «перепивала»: есть не хотелось после тостов в хостеле, а вот местные напитки привлекли внимание. Ну, свежевыжатый сок-смузи из клубники и манго описывать, думаю, смысла нет, он более понятен, а вот другое лакомство, пожалуй, опишу. Речь идет о Kalhua — майянском кофе с одноименным шоколадным ликером. Майянский — потому что придумали его именно в Чьяпасе, на родине индейцев майя, да и вообще кофе (а-ля горячий шоколад) — тоже.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Напиток этот чем-то напоминает ирландский кофе — градус ощущается и придает ему изюминки, а в сочетании со сливочным кремом и корицей вообще становится по праву местной гастрономической особенностью. Как бы то ни было, попробовать его нужно, это как такос — обязательно к употреблению и именно здесь, в индейской столице Мексики. Конечно, майянский кофе встречается и в Канкуне, и в Плайе дель Кармен в дорогих кафе и туристических ресторанах, но здесь важна еще и атмосфера: если пробовать его в самом сердце штата Чьяпас, на родине индейцев, сидя в уютном недорогом кафе (40 песо за огромный бокал напитка), точнее в его дворике с видом на сад… Что может быть лучше?

Как уже писала, Сан Кристобаль де Лас Касас — город индейцев, он не ориентирован на туристов, как остальные, скорее, наоборот: туристам приходится привыкать к неприветливым, на первый взгляд, лицам и равнодушию. Нет такого пытливо-изучающего восприятия, как везде: гордые потомки майя живут в своем темпе, не обращая никакого внимания на гостей города. Но стоит лишь спросить дорогу или попросить о помощи, сразу на суровом лице появляется добродушная улыбка, а несмелый монолог сразу перетекает в оживленную обоюдную беседу, и понимаешь: все-таки ты в Мексике.

А вот насчет фотографирования коренных жителей города вышла настоящая проблема. Дело в том, что здесь, на юге, еще сильны индейские верования, одним из которых является предание, что, фотографируя, человек забирает себе часть души другого. Поэтому я старалась не очень сильно навязываться, иногда даже тайно снимала, делая вид, что настраиваю камеру или пишу смс. Но не фотографировать людей в Сан-Кристобале — это все равно, что не попробовать текилы, будучи на ее родине! Настолько они колоритные и непохожие на своих соотечественников!

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Уже добравшись позже до прямых потомков майя — одного из самых малочисленных племен — племени лакандонов (да, таки я это сделала!!!), поняла, что жители Сан Кристобаля и правда потомки тех самых индейцев. Даже фрески в затерянном в джунглях городе на границе с Гватемалой (о котором — позже и глобально) изображали именно их черты лица и один-в-один профили!

Ну, вернемся к городу… Улица Real de Guadalupe ближе к центру становится более узкой, превращаясь в пешеходную, которую можно смело назвать уже туристической: с обеих сторон вырастает множество кафе и ресторанов, откуда-то появляются местные музыканты и продавцы сувениров, естсественно, все индейцы.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Это яркое буйство красок… Вроде бы можно уже привыкнуть, но нет, в Сан Кристобале оно еще ярче и необычнее! Например, такой арт-объект на улице я видела только здесь и нигде более из 14 городов. Это обычные плетеные корзинки, висящие вверх дном и обрамленные яркими лентами. В полдень они отбрасывают причудливые тени на асфальт, создавая тем самым двойной эффект. А в сочетании с непривычно безоблачным для «дождливого» города небом это смотрится и вовсе фантастически!..

Но верхом колорита является главная площадь города, по традиции, именуемая Zocalo. Здесь сказывается близость города к Гватемале и прослеживается уникальный синтез культур — индейской и испанской. «Что тут особенного?», — спросите вы, — «Вся Мексика — это смешение стилей». И будете правы! В целом — да, но здесь это смешение — особенно и в разы сильнее. То ли атмосфера индейская влияет, то ли правда город самый колоритный из всех — не знаю, но для меня он таким и остался — самым необычным и особенным, даже немного магическим и, конечно, слегка безумным от обилия красок.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Главный собор города находится в стадии активной реставрации, в него я не попала, но и снаружи хватило красоты сполна! Рядом с площадью, по традиции, разбит уютный сквер, где даже днем доминируют местные, туристов, несмотря на разгар сезона, немного, да и те по большей части — мексиканцы из других городов и столицы.

Углубляясь в близлежащие улочки, невозможно пройти мимо огромного рынка сувениров — Mercado dulces y artesanias, спрятанного буквально в квартале от главной площади. Он крытый, очень похож на рынки в Оахаке или перуанском Куско, но концентрация диковинок здесь не уступает ничему! На одной площади уживаются и продуктовые лавки, и алкогольно-табачные точки, и, конечно, невероятный выбор поделок ручной работы, сувениров и текстиля. Месиканский текстиль ничуть не уступает перуанскому, здешние пончо и национальная одежда ценятся очень высоко, ну, а сомбреро и головные уборы — тем более. Цены очень низкие, опять же, уже было, с чем сравнивать, поэтому купила здесь разные мелочи, в том числе очень интересные закладочки для книг из текстиля и выделанной кожи всего по 15 песо за штуку. Еще здесь какое-то небывалое обилие изделий из бисера: от сережек и браслетов до огромных попугаев и ящериц в натуральную величину. Все — ручная работа, этим и ценится.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Буквально на выходе из рынка, слева от здания, притаилась стоянка туристического ретро-трамвайчика, который провозит по знаковым красотам центра, а водитель еще и рассказывает экскурсию, все это за 50 песо.

И именно здесь, в Сан Кристобале я сдалась, не смогла больше игнорировать туристическую развлекуху. В Сан-Мигеле де Альенде выдержала, а тут захотелось еще большего колорита. Экскурсия хоть и на испанском, в целом понятна (не зря учу его) даже интуитивно иногда больше, да и такой ретро-мобиль как вид транспорта стоит попробовать хоть раз в жизни. Ареал передвижения не очень большой: главная площадь, близлежащие церквушки и улочки. Все это обошла потом не раз пешком, но ни разу не пожалела об этом.

После почти часовой прогулки-поездки и высадки в том же месте я дошла до еще одной достопримечательности города — храма Святого Франсиско (Templo de San Francisco de Asis).

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Здесь же, почти у входа были найдены-таки самые вкусные такос в Мексике. Не сложилось у меня с этим блюдом изначально, еще в Оахаке, показались невкусными и даже мерзкими, хоть и пробовала как в забегаловке, так и в ресторане. Даже отбросив специфический привкус тортильи, в которую начинка заворачивается, сама начинка была никакая… Уже отчаявшись, решила рискнуть и присела под навес обычного передвижного лотка на пластиковый стул с эмблемой кока-колы — привлек очень соблазнительный запах жареного мяса и лука. И вуа-ля! За всего 7 песо (менее 30 центов) за штуку наелась вкуснейших такос!

То ли дело в начинке (привкус у лепешки тот же был, это специфика местной муки), то ли в атмосфере города — не знаю, но остановиться было сложно. Это стало и обедом, и ужином — 4 такоса с пол-ладони размером и начинкой из разных видов мяса, птицы и овощей.

Кто интересуется или наслышан об экзотике подобных забегаловок — да, есть и с мозгами, и с легкими и с чем угодно, но пережаренное оно, похоже, на один вкус. В Мексике действует правило «безотходного производства»: тушу животного разделывают целиком, вершки, как гооврится, отдавая в рестораны, а потроха — в подобные забегаловки. В ход идет ВСЁ. Но в конкретно этих лотках можно выбрать разное, в большинстве — привычное нам и очень вкусное — говядину в основном и курицу. Сразу скажу: несмотря на высочайшую популярность в Мексике куры (слово «pollo» и его производные встречаются чаще, чем у нас вывески «банк» и «аптека»), говядина гораздо вкуснее, умеют они ее готовить.

Ну, и раз речь пошла о местной кухне, невозможно не упомянуть уже знакомые чуррос — что-то наподобие нашего «хвороста». Они здесь настолько популярны, что невозможно было пройти мимо полюбившегося лакомства. Огромный кулек вкусняшек, обильно политых шоколадным сиропом (по калорийности, наверное, даже «Макдональдс» отдыхает) обошлись всего в 20 песо и послужили сразу двумя приемами пищи. Зато сытно и экономно, что в путешествии тоже важно.

Еще об особенностях города: в Сан Кристобале очень много уличного граффити, или, точнее, целых муралов — огромных рисунков во всю стену. Тематика в основном национальная — культ Santa Muerte (Святой Смерти, о которой уже не раз рассказывала в предыдущих статьях), индейского прошлого и просто сюрреализм во всех его красках — пестрая смесь и очень красочное зрелище!

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Не спеша и наслаждаясь каждым мгновением, я добралась до второго холма и знакового храма города — храма Святого Кристобаля.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

Здесь ступеней гораздо больше, и они в разы круче, чем в предыдущем. Плюс ко всему, они петляют по холму, а по высоте напоминают ступени на горе Уайна Пикчу, по 40–50 см в высоту. Хотя на Уайне были экземляры и почти по метру, когда приходилось просто взбираться на четвереньках… Но там я была к этому готова, а здесь, уже успев разморить организм неспешной прогулкой длиной в полтора дня, оказалась не готова к физическим нагрузкам. Зато быстро сожгла съеденные калории от чуррос))) Да и вид с высоты холма — самый панорамный и масштабный получился!

Закат встречала на этом же холме, обратно шла почти в сумерках, пытаясь ни минуты не пропустить. Кстати, с холма видна моя первая веха — храм Гваделупе (на последней фотографии виднеется на горизонте белый купол), можно оценить расстояние, пройденное пешком. Конечно, сил не осталось, но это и здорово: город был изучен, впитан и запомнен на всю жизнь! А его яркие краски до сих пор периодически снятся…

Утром — снова был вкуснейший завтрак, девушки-сестры-индеанки с 7 утра готовили на кухне вкуснейшие блюда, будили ароматами всех постояльцев. Блинчики, тосты (вроде бы, вымоченные в молоке куски хлеба, но как это было вкусно!), яичница, кофе и свежие фрукты — папайя, манго и арбузы, все это входило в стоимость и было без ограничений, такой себе мексиканский аналог шведского стола.

Сан-Кристобаль де Лас Касас: индейская столица на холмах

После него был путь в Паленке, куда ехала весь день. Сан-Кристобаль стал самым необычным городом в моем насыщенном маршруте и, конечно, самым индейским из всех. Он безусловно стоит посещения, второго такого не найти во всей Мексике!

Он открыл мне двери в штат Чьяпас, с него и началось изучение всего самого загадочного и долгожданного… Но об этом — дальше…