Турист Елена Орлова (Orlova_Elena_Art)
Елена Орлова
была 24 июля 2020 9:25

Экс-ан-Прованс — Франция Июль 2017

В этом году был Прованс.

Он случился внезапно, как по волшебству. Достаточно было помечтать о нем, и сразу появилась возможность поучаствовать в пастельном пленэре в полях лаванды с потрясающей художницей Ольгой Абрамовой.

Мое путешествие началось за два дня до встречи с группой в Экс-Ан-Провансе. Мне очень хотелось побродить по городу и впитать его звуки и запахи, чтобы потом, не жалея о том, что я что-то упустила, погрузиться с головой в рисование.

С балкона номера отеля открывался удивительный вид на горы, который в первое утро моего пребывания там я успела нарисовать, разложив свои мелки на маленьком столике на балконе. А в один день погода была такой переменчивой, что одновременно было и солнце, скачущее красными пятнами по крышам, и огромная свинцовая туча, и ливень где-то вдали, и две восхитительные радуги!

Пастельный пленэр в Провансе

Эти два дня я провела, гуляя по Эксу с фотокамерой, ловила в кадр городские сценки с красивыми лучами мягкого утреннего солнца. Они мелькали в ветках деревьев и выше, над крышами домов, пронзая насквозь золотистые облака и заполняя улицу приятной розоватой дымкой. Люди уплетали круассаны за столиками кафе, рынок пестрел невообразимыми цветами, аппетитными плодами и многочисленными покупателями. Все вокруг было в бесконечном движении, которое захватывало меня и несло куда-то…

Пастельный пленэр в Провансе

А когда это движение показалось мне утомительным, я села в автобус, и он покатил меня, трясясь и подпрыгивая на каждой кочке, к зеленым виноградникам и оливковым рощам, к прекрасным горным пейзажам и умиротворению, где я гуляла в полном одиночестве, растворялась в оглушительном пении цикад и освежалась под поливалками, разбрызгивающими воду на несколько метров вокруг себя. Боже, как это было приятно, жара-то была +37!

Пастельный пленэр в Провансе

В день приезда всех участников пленэра, нагулявшись по просторам Прованса, после обеда я вернулась в отель. В 6 вечера состоялась первая встреча нашей группы, обсуждение планов на ближайшие 4 дня, а также недолгая прогулка по центральным улицам города и совместный ужин в ресторане. Компания собралась прекрасная, общение было душевным, прогулка тоже, но налетевший вдруг холодный ветер и неожиданный дождь погнали нас в отель отдыхать перед предстоящими днями творчества и новых открытий.

А потом началось самое интересное.

ПЛЕНЭР. ДЕНЬ 1.

Проснувшись в 5 утра, я предвкушала необыкновенный день. Сбегала на рынок за черешней и пофотографировала пробуждающийся город. А в назначенное время мы встретились всей группой во дворике отеля, разложили на столах под зонтиками коробки с пастелью и корзинки с сочными ягодами и начали делать первые растяжки от цвета к цвету. Мне кажется, от счастья я не могла толком понять, какой именно мне нужен мелок и с чем его мешать, чтобы выполнить задание! Настолько радостным и волнительным было начало 4-х дневного пленэра.

Следующим пунктом нашей насыщенной программы был поход на выставку Sisley, где Ольга подробно разбирала для нас картины буквально по штрихам, в очередной раз рассказывая про не зеленый, с которым у меня вечные проблемы, и где мы пытались тайком от многочисленных охранников фотографировать картины на телефон.

А потом был Вентабрен, маленький городок недалеко от Экса. И его залитые предзакатным солнцем узкие улочки, наполненные жаром согретого за день камня и благоухающие всевозможными ароматами цветущих кустов и деревьев. И наши первые работы на этом воздухе и под этим солнцем.

Настя и Дима, организаторы нашей встречи, живущие в Вентабрене, заботливо подготовили для нас термос с кофе и подушки, чтобы было удобно сидеть на каменных скамейках и рисовать. Купленные по дороге пирожные вносили еще больше яркости и вкуса в наш идеальный французский пленэр. День был незабываемый!

ПЛЕНЭР. ДЕНЬ 2.

Этот день мы провели в полях лаванды, где жужжание пчел сопровождало каждый наш шаг, а треноги с не дорисованными картинами падали от ветра на красную сухую землю. Мы пили сидр и вино, сидя на покрывале, заставленном всяческими французскими яствами, и смеялись, дегустируя разнообразные сыры, предложенные Димой, и нюхая растения с неприличным запахом, которые принесла Галина.

Первой начала рисовать Оля, сопровождая этот магический ритуал подробными объяснениями. Я растворилась, как мне казалось, в словах, штрихах, в скольжении мелка по поверхности картона, в разнообразии красно и сине-фиолетовых оттенков…

Тот раз был особенный, словно какая-то сила подхватила меня и несла по ветру… В раскаленном воздухе мимо проплывали линии и точки, сиреневые, розовые, зеленые. Моя картина оживала на листе как будто без моего участия. Я лишь мысленно улыбалась этому удивительному, не подвластному моему пониманию, захватывающему процессу… В тот раз я была довольна своей работой как никогда. Она получилась воздушной и живой и нарисовалась на одном дыхании, быстро и легко. Видимо, это произошло, благодаря чудесной способности нашего преподавателя вдохновлять!

Пока другие продолжали рисовать, я успела обежать все окрестности с фотокамерой! Как это было прекрасно! Фотограф во мне еще жив! Море лаванды! Со всех сторон! Эти ароматы, эти невообразимые сочетания цветов, шелест листьев и уходящая вдаль дорога, бегущая волнами по холмам, конца которой не видно вовсе, так широки эти просторы… Это был один из лучших дней в моей жизни!

Пастельный пленэр в Провансе

Когда с лавандой было покончено, и все упаковали свои шедевры, мы поехали дальше, к озеру Вердон, где успели сгореть буквально за 20 минут рисования бирюзовой водной глади и бледно-желтых травинок на переднем плане. Наброски были быстрые: карандашами на черной бумаге. Мое озеро получилось не столь идеальным, как хотелось бы, из-за неверного направления штрихов, как объяснила Оля, но теперь, я надеюсь, урок усвоен.

Пастельный пленэр в Провансе

А на обратном пути, когда сердце просто замирало от красоты, мелькающей за окном машины, и невозможно было не остановиться, мы совершили короткую прогулку по оливковой роще, по полю с подсолнухами, которые горели в лучах предзакатного солнца, фотографировались всей группой и пили вино. И было так жаль, что уже не осталось времени и там порисовать! Последняя остановка была самой вкусной в прямом смысле этого слова — мы забежали в кафе, снова накупили по акции огромное количество разнообразных пирожных (ну какая же поездка во Францию без них) и неспешно наслаждались их вкусом за столиком, наблюдая за приближающейся грозовой тучей.

Пастельный пленэр в Провансе

Поздно вечером в отеле мы все никак не могли разойтись по номерам, пили чай и говорили, говорили, говорили…

ПЛЕНЭР. ДЕНЬ 3.

А потом был день с цветами, которому предшествовал долгий поход на цветочный рынок. Сделать выбор было сложно. Такое многообразие ярчайших и свежайших цветов в Москве уж точно нигде не встретишь! В итоге было куплено несколько чудесных букетов и фрукты в придачу для настроения!

Пастельный пленэр в Провансе

По плану и рисовать мы должны были прямо на рынке, ну или хотя бы где-то рядом с ним в центре города. В реальности все оказалось сложнее, разложить коробки с пастелью было особо негде, и после долгих скитаний по многолюдному рынку с тяжелыми сумками, заполненными бумагой, планшетами и мелками, мы вернулись во дворик нашего отеля, где с комфортом расположились за уже знакомыми столиками, и приступили к работе.

Первой своей картинкой я осталась не сильно довольна, пушистый пион покорил меня, но мне не покорился! Видимо, сказывалась усталость и внезапно налетевшая грусть от осознания того, что самое яркое и фееричное уже позади, в полях лаванды. Трудно было расслабиться и настроиться на рисование.

Но потом я присела на стул рядом с Олей и стала смотреть, как невероятно легко, словно взмах крыльев бабочки, рождается прекрасная гортензия на бумаге под умелыми пальцами мастера, как она оживает, становится объемной и хочет соскользнуть с листа… После нескольких минут наблюдения за такой виртуозной работой у меня открылось второе дыхание, все печали куда-то исчезли, и кремово-розовый нежный букет нарисовался сам по себе, будто моей рукой управлял кто-то извне.

На обед в этот день были французские блинчики, которыми мы наслаждались, не отрываясь от работы, сидя за столиками, заваленными пастелью.

Пастельный пленэр в Провансе

А ближе к вечеру мы рисовали фасад красивого здания, его окна и двери, устроившись на каменных ступеньках на центральной площади со своими альбомами и, на этот раз, пастельными карандашами. Наше рисование сопровождалось прекрасной музыкой, исполняемой на той же площади уличными музыкантами. От такого вдохновляющего сочетания мозг совсем отключился от всего лишнего и настроился на творческую волну, и все казалось бесконечно гармоничным. Но вечер был прохладным, слишком долго сидеть на ветру ни у кого желания не было, поэтому мы довольствовались быстрыми набросками и продолжили общение в уютном кафе за ужином с бокалом вина. Лично для меня эта поездка была самой насыщенной не только в плане творчества, но и по количеству походов в рестораны. Хотя, признаюсь честно, далеко не все из них поразили меня изысканностью блюд.

ПЛЕНЭР. ДЕНЬ 4.

День был горный и морской! Да! Может быть, звучит фантастически, но мы успели и то, и то.

Утром отправились пешком на холм на окраине Экса, откуда открывается вид на гору, сильно любимую Сезанном. Он рисовал ее множество раз. И мы тоже рисовали портрет горы. Было жарко. Было много туристов. Солнце обжигало кожу и защитный крем не помогал. Очень хотелось пить, но воду в маленькой бутылке приходилось экономить. И все же удовольствие от процесса затмевало любые неудобства! Мимо меня то и дело кто-то проходил, останавливался, что-то спрашивал… Кажется, в тот день я поговорила на всех языках, которые я хоть немного знаю, рассказывая о нашей группе художников любопытным прохожим. Было приятно и поболтать, и наслушаться лестных отзывов о незаконченной еще картине!

Пастельный пленэр в Провансе

Обедали в Эксе, уставшие и довольные этим путешествием на холм. А потом было решено не терять последний вечер пленэра даром и поехать в Кассис — маленький портовый городок, порисовать море и лодки. Группа к этому времени уменьшилась — 2 человека уже улетели домой. И небольшой уютной компанией под руководством Димы мы отправились навстречу новым открытиям.

Расположились за столиком уличного кафе под навесом с видом на порт и город. Рисовали втроем: Оля, Юля и я. Почти персональный мастер класс! Дима и Галина сидели рядом и разбавляли наш творческий кружок рассказами на всевозможные темы. Олины лодки и бирюза Сенелье покорили всех, в чем нет ничего удивительного. Ну, а я, помимо рисования, как обычно, успела нащелкать много ярких кадров города, залитого теплым вечерним светом, где смешались отражения, дома, люди и мачты, и замок на холме, и маяк, и горы, окаймляющие всю эту красоту.

Пастельный пленэр в Провансе

В маленьком кафе на людной набережной Кассиса мы ели вкуснейшие мидии и пили кисло-сладкий освежающий сидр. Порции были настолько огромными, что я осилила лишь половину. Удовольствия море! И Прованс открылся для меня с еще одной стороны — я наконец попробовала на вкус то, ради чего многие едут во Францию!

Пастельный пленэр в Провансе

На обратном пути меня (со всеми моими вещами, которые уже были в машине) завезли в Марсель, где меня ждал забронированный еще на несколько дней номер в отеле. А пленэр на этом был завершен. Хотя на следующий день мы еще гуляли втроем по Марселю с Олей и Юлей. Но это уже был день релакса. Мы не рисовали больше, неспешно смотрели город, пили крепкий кир в пафосном кафе, очень много и интересно говорили, пытаясь найти укрытие от палящего солнца. И все мы к этому моменту, я думаю, пребывали уже в состоянии легкой, но приятной усталости от пережитого, и переваривали впечатления от таких продуктивных и насыщенных творческих дней.

P. S.

Когда я перечитываю этот рассказ, он кажется мне немного сумбурным и чересчур эмоциональным. Но таким я его и оставлю. Потому что прошло уже несколько месяцев, а я все еще чувствую вкус бодрящего сидра на губах, когда думаю о нем, слышу жужжание пчел и ощущаю теплый ветерок на коже, который приносит с полей такой родной и пьянящий аромат лаванды…

По этой ссылке — альбом с фотографиями с пленэра:

По этой ссылке — альбом с пейзажными фотографиями из Прованса:

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия