Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был 24 апреля 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Марокко Январь 2018

Вот в этом отчёте о неудачном испанском путешествии я писал почему мы не будем больше путешествовать по дальнему зарубежью и особенно по Европе:

«Прощай Европа или никогда больше».

И мы уже собирались купить билеты в Кисловодск на все новогодние праздники и выкинуть невозвратные авиабилеты в Марокко. Однако вдруг выяснилось что в Кисловодске все санатории и процедуры для «курсовочников» закрыты на все праздники. Работают только бюветы. Да и жаба начала пилить из-за денег за авиабилеты. Короче, мы плюнули на Кав-Мин воды и полетели в Марокко!

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Перелёт от лоукостеров KLM и Трансавиа с длительной пересадкой в Амстердаме запомнился скудными обедами (на последнем плече вообще бесплатно не кормили) и комфортабельной зоной отдыха в аэропорту Амстердама.

По прилёту в Касабланку 31 декабря 2018 г. нас встречает портрет короля Марокко. Сразу не теряя времени мчимся на ж-д вокзал где покупаем без проблем билеты на скоростной поезд в Маракеш. И правда, что в этой Касабланке делать? Да ещё и на Новый год. Кстати, купить дистанционно билеты по Марокко — задача утопичная. Но мы без проблем покупали билеты на месте. Ну если вдруг Вам не достанется билетов от туристических автобусов «Супратур» или «СТМ», то всегда можете уехать на местных долгих недорогих автобусах или коллектив-такси.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

И вот через 2,5 часа в скоростном поезде и мы новогодним вечером в Марракеше.

С вокзала идём пешком в медину в отель. Заодно город смотрим. Пока ехали в Москву на бла-бла-каре я скачал на смартфон «Мапс Ме» и на него карты Марокко. Как только я это сделал, то трафик инета сразу закончился. Учился пользоваться навигатором уже в Марокко. И ни разу он меня не подвёл даже внутри медин, в закоулках. Волшебная шайтан-карта уверенно вела нас к достопримечательностям и обратно в отель. И для этого не требовался интернет!

До чего дошёл прогресс! До невиданных чудес!

Уже не надо теперь в путешествиях шелестеть заранее распечатанными перед поездкой бумажными картами. Уже не нужны услуги турпомогаев в мединах, об алчности которых нас предупреждали перед поездкой. Только единожды я вынужден был к ним обратиться, когда зарядка на смартфоне садится, то навигатор начинал тупить. И да, турпомогаи в Марокко наглые! Но если Вы не нуждаетесь в их помощи, то просто улыбнитесь и ответьте:

«Шукран» или «жон си па».После этого от Вас сразу отстанут.

Марокко оказалось вполне себе цивилизованное государство с небогатым, но культурным населением. Здесь не было такой грязи и приставучих арабов как в Египте или Индии. А ведь до поездки в Марокко я думал что еду во второй Египет! Разрушение стереотипов, а не поездка.

Страна встретила ожидаемыми мандариновыми деревьями, причём на каждом шагу.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Посмотрев на ухищрения вечно голодного Беднякова из «Орла и Решки», что пытался питаться кислыми мандаринами свободно растущими в городах средиземноморья, я с удивлением обнаружил что даже дикие мандарины в марокканских городах сладкие и сочные! Я не ради экономии сорвал мандарины, а просто из любопытства. Ну Вы же знаете что в путешествии мне надо не только увидеть и услышать, но и также как ребёнку познающему мир пощупать, понюхать, попробовать на вкус…Да что там дикие мандариновые деревья!

Мандарины в этой мандариновой стране стоят 20 руб. за кг. Особого упоминания заслуживает арабо-французская НЕОСТРАЯ! марокканская кухня. Представляете, на востоке неострая еда! Нет, Марокко точно не Египет.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Тажин от 3 евро! Тарелка тажина из баранины с внушительной тарелкой хрустящего хлеба на туристической площади Джемаа-Эль-Фна за три евро в новогоднюю ночь! Это ли не чудо?

Кус-кус не дороже. Мы с удовольствием кушали в местных нетуристических кафе. Булка на вынос с горячей вкусной бараниной внутри — 2 евро.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

А каие там сладости и выпечка!

Вкуснейшие небольшие пироженки стоят от 15 до 30 рублей за шт. (от 2 до 4 дирам).Французкое наследие прослеживается в кухне и языке. Разговаривают тут на арабском и французском. Как же нам тяжело путешествовать по неанглоязычным странам! Английского тут совсем не знают. Но вернёмся к новогодней ночи.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

На площади Джамаа-Эль-Фна всегда тусовка. Кстати, площадь — нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО.Я ожидал немного большего от всемирно известного места, да и ещё и на Новый год. На самом деле всё оказалось скромнее. Впервые мы отмечаем новый год в мусульманской стране. Не было ни снега, ни елки, ни деда Мороза со Снегурочкой, ни фейверков, ни шампанского.

Зато в отеле было весело и было вино с пивом! Правда недешёвое. Было весело в интернациональной компании встретить новый год. Такое у меня впервые. Утром нового года отправились осматривать достопримечательности Марракеша. Которых оказалось сравнительно немного по сравнению с другими туристическими городами мира. Как раз на один световой день.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Вновь на Джамаа-Эль-Фна, на этот раз утром.

Дворец Бахия, очень красиво. Ворота Баб-Агвенау.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Гробницы династии Саадитов цветом отделки слегка напомнили Тадж Махал в Агре. Дворец Аль-Бади посмотрели только мельком снаружи, ничего особенного. Очень понравилось в саду Жардин Мажорель где похоронен Ив Сен Лоран с другом.

Очень красиво. Даже такому историческому сухарю как я понравились лютики-цветочки. А ещё в саду музей берберов. Недорогой и небольшой, но интересный. Посетив музей я полюбовался одеждой разных племён берберов.

В музее я понял что марракешские ряженые «берберы» с разноцветными и однотонными панамами на головах на самом деле проживали не в окрестностях Марракеша, а значительно севернее Феса. Где-то недалеко от средиземноморского побережья в районе Шефшауэна. Мечеть Аль-Бен-Юсуфа оказалась на реставрации. Да и внутрь бы всё равно не пустили немусульман. Как видите на день в Мараккеше самый раз. Правда в других посещённых нами городах интересностей оказалось ещё меньше. Но всё равно Марокко мне очень понравилось. Дешево, вкусно, позитивное население. Всего за 8 новогодних дней мы ухитрились побывать в 9 городах! Предвигались везде только общественным транспортом. Тут, конечно, подороже транспорт чем в Индии, но далеко не Европа по ценам.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Поразили мотоциклисты что гоняют по узким извилистым улочкам медины чуть не сбивая прохожих. Только успевай от них уворачивайся. В Египте по ним передвигаются на ослах и верблюдах. А тут есть денежки на мотоциклы и мопеды.

Правда осликов на марроканских улицах тоже хватает. Как и дорогих авто. Перед поездкой я ожидал увидеть бедную грязную страну. А увидел динамично развивающийся светский Марокко. По уровню жизни это уже не Египет, хотя ещё пока и не Турция, и даже пока не Тунис. И это при том что В Марокко нет доходов от Суэцкого канала как в Египте и нет египетской нефти. На грошовых мандаринах страна поднимается! Это показатель того что любые богатства данные Аллахом можно разворовать как Египте. А если трудиться не имея ничего, то можно поднять страну.

Марокко традиционно ориентирована на США и Францию. Но при этом за последнее десятилетие взаимный товарооборот с Россией вырос в разы! Они поставляют нам сельхозпродукцию, мы им — углеводороды. Третьим днём на коллектив такси отправились в красавицу Эс-Сувейру, что стоит на океане.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Сказочно красивый город и порт.

Тут снимались «Игры Престолов», ни одной серии из которых я не видел.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Рассказывать о белоснежной Эс-Сувейре можно часами.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Тут в порту нам приготовили на мангале свежевыловленной рыбки и морепродуктов.

Цены очень демократичные.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Возвращаться в Маррракеш вечером пришлось не без нервов, побегав по трем автовокзалам, на коллектив такси. Но всё закончилось Ок! Четвёртым днём был длинный ж-д переезд на север в Фес. Всё самое интересное находится не в Фесе, а в его окрестностях. Поэтому на другой день по приезду в город отправились в полдень на электричке сначала в древнюю столицу Марокко — Мекнес. А после приезда в Мекнес сразу на коллектив-такси за 1 евро в священный для мусульман Мулай-Идрис. А Вы знаете что в этом коллектив-такси на переднее сидение сажают двоих пассажиров? Никогда не подозревал что на переднем пассажирском сидении можно ехать вдвоем!

После приезда в Мулай-Идрис сразу на такси в расположенный рядом античный Волюбис. Часик на осмотр руин Волюбиса и в обратном порядке:

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

В белоснежный Мулай — Идрис.

Где позволили в мавзолее фотографировать пятничную службу! Удивительно! В туристических городах нас, немусульман, дальше порога не пускали даже за деньги, а в священном мусульманском Идрисе не то что пустили внутрь, но ещё и позволили фотографировать! Крушение стереотипов! По приезду из Мулай-Идриса в Мекнес вечером, купили билеты на автобус обратную дорогу в Фес. После чего поздним ночью осмотрели Мекнес.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Ворота Баб-Мансур. Площадь Эль-Хедим пытавшаяся когда-то конкурировать с марракешской Джамаа-Эль-Фна, не впечатлила. Медресе Боу-Инаниа, «дворец» Дар-Джамаи, Роял Гольф, тюрьма «Хабс Кара», мавзолей Исмаила. Всё это посмотрели мельком, снаружи. По сравнению с Маракешем, вид достопримечательностей так себе. Музеи и достопримечательности Мекнеса оказались уже закрыты. Определённо три города за один день (Волюбис, Мулай-Идрис, Мекнес) — это многовато. В отель попали в половину второго ночи с помощью полиции и турпомогая, так как садился аккамулятор смарфона. Но совсем без помощи помогаев Вам в медине не обойтись, так как только дойдете при помощи навигатора до отеля, то найти в него вход достаточно проблематично. Поэтому помогаи и дежурят рядом с гестхаусами. Одного-двух евро будет достаточно за их помощь, хотя они будут просит в десять раз больше. Самые наглые помогаи нам встретились не в «затуриризированном» Марракеше, а в «аутентичном нетуристическом» Фесе.

Например, чтобы увидеть с площадки знаменитые фесские красильни, показанные в сериале «Клон» (который я также не смотрел), с Вас попросят денег. Попробуйте сделать вид что Вы уходите и не будете платить. Возможно тогда Вас пустят без платы. В надежде что Вы что-то купите в магазине что расположен рядом со смотровой площадкой. Мы ничего не платили и не покупали. Зачем нам лампа Алладина или ковёр-самолёт в нашем Липецке? Хотя чтобы подойти прямор к красильням раскошелиться, видимо, всё-таки придется. Нас поджимало время и мы ограничились видом сверху. Моё мнение — если бы не красильни, то делать в Фесе решительно нечего. Так как ворота ведущие в медины — такие же как в подобных городах, а внутрь мечети-университета Аль-Караун немусульман не пускают. Мастерские в медине Феса такие же как в других местах.

Короче, мы провели в Фесе только утро и в обед свалили на автобусе дальше на север в удивительный Шефшауэн. Только сегодня списывался с чудаковатым американцем Дэвидом, с которым познакомились в отеле в Фесе. Он до сих пор ошивается в этом городе, хотя прошло уже две недели, а он приехал в Фес ещё до нас.

Для того чтобы понять что делать так долго в городе, в котором достопримечательностей на 3–5 часов — для этого надоиметь странный склад ума как у добряка Дэвида починяльщика бытовой техники из конфедеративного «рабовладельческого» штата Тэннесси. Чем дальше на север мы уезжали, тем теплее становилось. Хотя по нормальному должно быть всё сточностью наоборот. А ночи в отелях холодные. Отели без отопления в Марокко. Утром плюс 4, а в полдень все плюс 24. Хоть загорай. Мандариновая страна парадоксов…

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Плоды кактуса за штуку 3 дирама имеют кисловатый вкус. Впервые такое попробовал. Местные едят их с косточками. На рынке Касабланки я видел такие плоды за 1 дирам (0,1 евро).

Поздно ночью добрались до «синего» Шэфшауэна, города свободных художников, поэтов, туристов — наркоманов и котов. Город покорил с первого взгляда.

Вид сверху.

Шефшауэн и Эс-Сувейра — вот два города что мне понравились очень в удивительном Марокко.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

И даже не знаю который из них понравился больше.

Ради этих кадров стоило ехать 5 часов до Шавена и обратно целый день в Рабат.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Ну не милота ли, милые женщины? Даже такой старый вредный циник как я расстрогался. Всего час мы гуляли по Шавену, но это был самый счастливый час во всём путешествии по мандариновой стране. После полудня хотели двигаться в Рабат с пересадкой в Танжере. Заодно бы и геркулесовы столбы знаменитые танжерские посмотрели. Но затем был обнаружен прямой автобусный рейс в Рабат долгим местным транспортом. До сих пор не знаю правильно ли мы поступили что не поехали через Танжер. По деньгам, конечно, мы сэкономили. А вот по времени — не уверен.

Это был самый медленный автобус, который ехал 8 часов и кланялся каждому столбу. Даже если бы мы в Танжере задержались часа на три, то от Танжера в Рабат следует скоростной поезд. Хотя 10, а не 9 городов за 8 дней? Не перебор бы по зрелищам? Кроме того ночь была забронирована в Рабате в квартире на Эр Эн Би (отели в Рабате и Касабланке недешёвые, вот Вам и нетуристические города).И я небезосновательно волновался как мы без телефона и интернета свяжемся с хозяином.

В итоге поздно ночью и не без нервов, при помощи отзывчивых рабатцев в интернет-кафе, связались не без труда с хозяином и заселились. Самые лучшие и отзывчивые марроканцы живут в столице, в Рабате! Вот тебе и столичные жители…

Океан в Рабате.

Посмотрите на цвет пенной воды, прибой-прилив. Впервые такое вижу. Как-будто известку в океан налили.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

В рабатской медине в Касбе Аудайа.

Рыбалка.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

В мавзолее Мохаммеда. А почетный караул тут тихонько отвечает на вопросы туристов!

Минарет Хасана также посмотрели. Пошопились в медине Рабата, ведь завтра с утра вылетаем домой. Кстати, шопинг снова удивил. Все писали в отчетах что торговцы заламывают цены, но потом после усиленного торга опускают цену чуть не вдвое. На самом деле я как-будто в Европу попал. Тут цены называли реальные и уступали иногда неохотно 10–20%.Чаще торга не было вообще. Такое ощущение что мы не на востоке. Определённо, тут солидная спокойная по европейски страна, где туристов не разводят на две цены как в грязной Индии или Африке. Крушение стереотипов.

Митнг в Рабате!

Мир, труд, май!

Колектив-такси по Рабату стоит 5 дирам. По счетчику в городах Марокко такси около 10 дирам, с туристов после торга берут 20–30.Так что настаивайте чтобы включали счетчик. В городских автобусах и трамваях мы не передвигались. Всего час на электричке, и….Касабланка.

По мандариновой стране, разрушая стереотипы

Вечером осмотрели мечеть Хасана. После недельного тура по Марокко больше смотреть в Капсабланке точно нечего. Ничего особенного больше нет.

Хотя с утра с рюкзаками я успел таки дойти посмотреть собор Секре-кёр и чуть не опоздал на электричку в аэропорт. По Марокко везде бегом! Заодно по пути на вокзал на последние дирамы накупил ещё мандаринов. Это главный сувенир из мандариновой страны.