Турист larabi
larabi
была сегодня 15:07

Вальдхайм — Германия Декабрь 2018

Попали мы в Вальдхайм (Waldheim) в основном из-за скульптуры Малгожаты Ходаковской «Король и Королева» («König und Königin»).

Саксония: Вальдхайм — жемчужина на берегах Чопау

Она находится у образовательного центра АОК в Вальдхайме (Waldhaim) по адресу Massaneier Straße 83. Современный, большой центр на окраине городка имеет свой парковый дворик с дикими яблонями на террасах. Даже в декабре ярко-красные яблоньки выглядят очень нарядно. И скульптурная группа в центре сада тоже впечатляет.

Ну, раз забрались почти за 70 км. от Дрездена, то решили взглянуть и на город. Даром, что понедельник, когда все музеи закрыты, и декабрь, кода солнца совсем мало, но всё-таки…

Припарковались мы у стен Замка — настоящей крепости. За внушительными стенами, увитыми спиралями колючей проволоки виднелась Замковая церковь. Я не очень готовилась к поездке, и то, что в замке сейчас действующая тюрьма оказалось для меня полной неожиданностью.

Саксония: Вальдхайм — жемчужина на берегах Чопау

Впервые о крепости в Вальдхайме упоминается в письменном источнике 1271 года, а право называться городом и вытекающие отсюда привилегии Вальдхайм получил в 1286 году. С 1404 по 1588 гг. крепость — монастырь Августинцев. В 1588 г. замок выкупил курфюрст и перестроил его под Охотничий замок, потом там была резиденция очередной вдовствующей княгини. В 1716 Август Сильный, вступивший к тому времени в права владения замком, впервые организовал в нём Исправительный дом и богадельню для нищих и сирот. С 1830 года замок — Исправительный дом (Zuchthaus) -и по сей день тюрьма (Justizvollzugsanstalt). При ней есть тюремный музей, который открыт к посещению с 14 лет. Адрес музея: Dresdner Str.1a.

По Dresdner Straße мы вышли к зданию Старой почты

и оттуда по Schloßstraße набрели на скульптуру «Парнишка с водокачки» («Das Pumpenbübchen») — подарок художницы Irmgard Biernaht родному городу. Подарила она скульптуру в 1998 г. (год её смерти), а в 2011 г. парнишку украли. Сейчас у водокачки сидит Копия, изготовленная на пожертвования горожан.

Саксония: Вальдхайм — жемчужина на берегах Чопау

Очень интересные витрины в таких маленьких городишках, жаль, что бликуют.

Пожалуй самое красивое здание в городе — Ратуша на (реке) Чопау (Rathaus an der Zschopau), построенная в 1892—1902 гг. в стиле модерн по проекту дрезденского архитектора Бруно Зайтлера.

Саксония: Вальдхайм — жемчужина на берегах Чопау

На башне ратуши установлены часы. Говорят, что их циферблат второй по размеру в Германии (в рейтинге участвовали только ратуши). Я читала в сети, что ратуша славится своими витражами и росписями в зале заседаний, поэтому мы зашли во внутрь. На входе никого не было, просто не предусмотрено. Дверь на лестницу была закрыта, зато там был лифт и мы, включив дурака, поехали наверх. Кто-то работал в кабинетах, но в коридорах — никого, так что витражи мы увидели, а вот зал заседаний искать не решились.

Саксония: Вальдхайм — жемчужина на берегах Чопау

Ратуша находится на Рыночной площади (Marktplatz), которая плавно перетекает в Верхний Рынок и Нижний Рынок, образуя большую, вытянутую площадь.

Верхний рынок (Obermarkt).

Напротив входа в ратушу установлена почтовая миля (Postdistanzsäule).

Саксония: Вальдхайм — жемчужина на берегах Чопау

Почтовую милю в 1724 г. установил на этом месте Август Сильный и она простояла там до 1832 года — года большого городского пожара, когда сгорела Церковь св. Николая 14-го века. Церковь отстроили на Schönberger Straße в 1839—1842 гг.

А вместе с церковью переехала и почтовая миля, но в 2001 году она вернулась на историческое место.

Ещё одна достопримечательность на Верхнем Рынке — Bergmann’s Hof.

Саксония: Вальдхайм — жемчужина на берегах Чопау

В 1855 году Генрих Роберт Бергманн основал сигаретная фабрику и 1865 году прикупил жилой дом и участок за ним по адресу Obermarkt 8, с целью расширить производство. Последняя крупная перестройка комплекса фабричных, административных и жилых зданий прошла в 1905—1909 гг. После 1960 г. под производство построили цех в другом районе, а в центре остались только администрация и жильё. Там, где было производство сейчас выставочные залы городского музея, художественная галерея и общественные объединения.

Нижний рынок (Niedermarkt) попроще.

Там, в так называемом Доме Наполеона (Napoleonhaus) расположился городской музей (вернее фото слева). Почему Наполеона? Наполеон дважды проходил через Вальдхайм по дороге в Россию и назад. В 1813 г. он ночевал в доме ткача и городского судьи Riehle и с тех пор этот дом называют Домом Наполеона. Есть ещё 2 мемориальных камня, где Наполеон переправлялся через реку Чопау, но их мы не искали.

От нижнего рынка можно выйти на Heiste.

Саксония: Вальдхайм — жемчужина на берегах Чопау

Heiste — общее название для городских улиц, у которых проезжая часть с интенсивным движением занижена от уровня тротуаров и жилых домов. По этим мощёным тротуарам можно было пройти от дома к дому в те времена, когда дороги были грунтовые и гужевые повозки поднимали тучи пыли или, в дождь, тонули в грязи.

Вальдхайм лежит на реке Чопау (Zschopau) и ещё одной достопримечательностью города является мост у ратуши.

Саксония: Вальдхайм — жемчужина на берегах Чопау

В 1336 г. на этом месте был построен деревянный мост. В 1735 г. деревянный мост заменили на каменный мост с деревянными надстройками по проекту дрезденского архитектора Пёппельмана. В 1886 г. мост расширили до сегодняшних размеров. В 2003 г. было проведено основательное санирование моста после наводнения века 2002 года.

Сразу за мостом — площадь имени знаменитого земляка, скульптора Георга Кольбе. Его «Большая коленопреклонённая» («Die große Kniende») установлена на этой площади.

Что ещё мы успели увидеть?

За церковью св. Николая — две школы.

Очень интересный домик.

Ворота городского кладбища.

Чего не успели?

Сторожевую башню.
Подземные лабиринты «Kellerberg», которые были вырыты, предположительно, в 12 веке и заглянуть в них можно с 1998 года только с экскурсией.
И, конечно, 5 виадуков:

— Gerüstpfeilerviadukt (Mittweidaer Str. Papierfabrik Kriebstein) Построен в 1896 г., Высота 31 м.
— Heiligenborner Viadukt (Mittweidaer Str. Ortsausgang). Высота 42 м.
— Diedenhainer Viadukt (Kitschallee/Waldstraße) Высота 51 м.
— Limmritzer Viadukt (Limmritz) Построен в 1846—1852 гг. Для ж/д линии Chemnitz-Riesa-Berlin. высота 37 м.
— Steiner Viadukt.

Если учесть, что совсем рядом находится замок Крибштайн, то вполне возможно, что мы сюда ещё вернемся