Турист Татьяна Муравская (Tata0211)
Татьяна Муравская
была 2 ноября 2020 15:56

Маскат, Низва, Мадха — Оман Октябрь 2018

Для туристов и путешественников 2018 год ознаменовался упрощением визового режима для посещения Султаната Оман, чем мы решили воспользоваться и провести наши пять дней отпуска в этой неизведанной и загадочной стране. В начале я подумала, что смотреть в Омане особо нечего, так как туризм еще не сильно развит, да и вообще страна начала преображаться только с приходом к власти нынешнего султана в 1970 году. Предыдущий султан был настолько традиционен, что даже солнечные очки были запрещены (перед визитом в страну рекомендую почитать историческую справку о том, как было и как стало, чтобы лучше прочувствовать те изменения, которые произошли в Омане, и понять, почему оманцы так любят своего султана). Однако по мере подготовки к поездке я поняла, что за пять дней мы особо то и не сможем охватить основные достопримечательности страны. Конечно, важную роль тут играют расстояния. Потому мы наметили для себя следующее: Маскат — столица Омана, Назва — старая столица Омана и хайкинг в горах, и следовали своему плану с небольшим отступлением в конце.

Мы въехали в Оман на своей машине из соседних Эмиратов. Я не буду вдаваться в подробности нашего передвижения от города к городу, все было довольно просто и без приключений. Если кого интересуют советы по пересечению границы в Хатте (Дубай) и Аль Айне (Абу-Даби) или особенности путешествия своим транспортом, спрашивайте, с удовольствием поделюсь нашим опытом. Но об одной особенности все же стоит упомянуть сейчас. Дело в том, что Google Maps в полной мере в Омане не работает. Можно составить маршрут, но передвигаться по нему придется в ручном режиме, навигатор функционировать не будет. По советам бывалых мы установили приложение OsmAnd, скачали оффлайн карту Омана и пользовались вполне себе приличной навигацией. Даже на русском разговаривает. В начале были трудности найти некоторые места, но потом мы приловчились искать по координатам, которые заранее копировали из Google Maps.

День первый 19/10 — Маскат.

В столицу Омана мы прибыли уже ближе к вечеру. Разрабатывая план посещения наиболее интересных мест Маската и выбирая отель, я обратила внимание, что город очень вытянут по побережью и поделен как минимум на две части — старая портовая часть, где сосредоточены основные достопримечательности, но очень мало отелей, и новая часть с большим количеством отелей, но мало что посмотреть. Как указано в сети, Маскат — это городская агломерация (компактное скопление населенных пунктов), где главным городом является Эс-Сиб. Так вот этот город Сиб находится примерно в 45-ти минутах езды от старого города.

Изучив предложения на booking.com, мы выбрали Al Falaj Hotel, который расположен в районе Ruwi ближе к набережной и основным достопримечательностям (5–10 минут на такси). Отель нам в целом понравился. Хоть он и не очень новый, но в нем недавно проведен ремонт (на каких-то этажах он еще продолжается), есть кафе и ресторан, бассейны, тренажерный зал, сауна, предоставляется бесплатная парковка, приличный завтрак. В номерах чисто. Были небольшие недоразумения по подключению к Wi-Fi (мы их быстро решили) и на какое-то время перекрывали воду (из-за ремонта, видимо). Тем не менее, считаю, что цена соответствует качеству (особенно на спецпредложениях), и на одну ночь могу смело его рекомендовать.

Расположившись в отеле, мы отправились прогуляться по набережной и поужинать. Сначала мы добрались на машине до ресторана Bait Al Luban Omani Restaurant, который расположен в самом начале набережной, и имеет довольно высокий рейтинг на Трипэдвайзере. Нам очень понравились интерьер и атмосфера ресторана — все в местном стиле. Есть столики на балконе, а также зал, где можно поесть сидя на подушках. Еда хорошего качества и достаточно вкусная. Если вы хотите поесть именно в этом районе, то рекомендую зайти сюда.

Напротив ресторана находится рыбный рынок Muttrah Fish Market (открыт утром с 6 до 10 часов) и здесь же начинается Muttrah Corniche — длинная набережная, вдоль которой расположились дома торговцев, построенные в 19-м веке.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Сначала все дома кажутся одинаковыми, но потом начинаешь замечать, что каждый дом неповторим. Здесь есть и совсем простые строения, и со своей особой архитектурой, но все они, по моему мнению, следуют общему стилю. Вечером подсветка делает фасады домов более выразительными.

В линии домов расположены мечети с разноцветными минаретами. Вообще таких мечетей как в Омане я ни в одной мусульманской стране не видела. Практически в каждом небольшом городе своя особая мечеть, с абсолютно уникальной архитектурой и яркими орнаментами.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Muttrah — это старый торговый центр Маската, и, конечно, тут есть традиционный рынок Muttrah Souq, где можно прогулять по рядам и поразглядывать лавки со множеством того, что в общем то нам не надо, но очень хочется потрогать. Около рынка множество кафе, где предлагают местный фастфуд и соки. Прочитав множество восторженных отзывов о свежих соках, мы зашли в одно такое кафе, взяли гранатовый сок и были немного разочарованы. В Иране и в Турции сок значительно вкуснее. Но все не так плохо, и если есть время и настроение, то обязательно выберите себе напиток по вкусу.

На скале над набережной нависает форт Muttrah, построенный португальцами в 1580 году в оборонительных целях, и который, если верить последним новостям, в этом году открыли для посещения. Мы это проверять не стали, так как запланировали к посещению другую крепость.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Так, гуляя по набережной, можно дойти до основных музеев и дворца султана. Мы же остановились на смотровой площадке, где множество местных отдыхали семьями на лужайках, сделали фото арт-объекта, призывающего изведать Оман, и отправились в отель спать.

День второй 20/10 — Маскат, переезд в Назву.

Второй день у нас немного не задался. Утро мы потеряли, пытаясь связаться с отелем в горах, чтобы подтвердить бронирование. Потому, к моему огромному сожалению, нам не удалось увидеть Великую Мечеть Султана Кабуса (Sultan Qaboos Grand Mosque), так как разрешенное время посещения для туристов с 8 до 11 утра. Кстати, она считается самой знаковой достопримечательностью в Маскате.

Вместо мечети мы немного побродили по набережной, посмотрели на нее в свете дня, и поехали в Национальный музей Султаната Оман (National Museum of Oman). Здание музея новое, просторное и современное, но простроено с учетом национальной архитектуры. Музей открылся к посещению в середине 2016 года.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Экспозиции демонстрируют наследие нации от древних времен до сегодняшнего дня. При этом выставочные залы не перегружены, потому скучно не становится. Нам очень понравился зал морской навигации.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Считаю, что стоит посетить этот музей для того, чтобы понимать культуру и традиции государства. Музей открыт с 10 до 17 часов, в пятницу до 14 часов. Вход 5 риалов.

Кстати, я обратила внимание, что среди туристов очень популярен другой этнографический музей Bait Al Zubair, который расположен совсем неподалеку. Но на него у нас вдохновения не хватило.

Напротив Национального музея находится королевский дворец Al Alam Royal Palace, который построен в 1972 году и является протокольной резиденцией султана.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Во дворец посетителей не пускают, но прогуляться вокруг можно, раз уж все равно тут оказались. Территория и окрестности красивые.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Завершив культурную программу, мы отправились на поиски ресторана, который был рекомендован нам друзьями. Ресторан называется Kargeen и находится в районе Madinat Al Sultan Kabus. Мы очень удачно попали на буфет, потому по части меню ничего сказать не могу. Буфет не дешевый, но предлагает достаточно широкий выбор блюд, и все было очень-очень вкусно!

Ресторан имеет несколько залов (для курящих/некурящих) и площадку со столиками в саду. Оформление помещений в традиционном оманском стиле. Обслуживание внимательное. Мы остались довольны, в связи с чем очень рекомендую этот ресторан к посещению.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Вот на этом мы и завершили наше путешествие по Маскату. Конечно, мы посмотрели не все достопримечательности, но, по моему мнению, одного дня на этот город вполне достаточно. Тем не менее, решать вам. Мы же, проехав через весь центр столицы Омана, двинулись ближе к горам.

Следующей остановкой стал город Назва, а вернее его пригород. Мы забронировали отель Tanuf Residency Hotel, который расположен на въезде в город в районе шиномонтажных мастерских и автосалонов. В здании отеля имеется турецкий ресторан, а вот магазинов в непосредственной близости нет. До центральных достопримечательностей города около 5-ти километров. В этой связи этот отель будет удобен тем, кто путешествует на машине.

Несмотря на не очень привлекательные окрестности, мы решили прогуляться вдоль трассы, чтоб размяться после двухчасового сидения в машине. И именно тут мы встретились с неоднократно упомянутым в различных отзывах оманским гостеприимством и дружелюбием. Во время прогулки нас застал сильный ливень. Прыгая через клумбы, мы добежали до ближайшего укрытия, которым оказалось будка охраны на территории какого-то муниципального учреждения. Мы встали под навесом, где нас и нашли двое мужчин, скорее всего из охраны. Они сразу пригласили нас войти внутрь, усадили, заварили кофе и предложили финики. Общаться с ними было немного тяжело, так как английский у них был слабый, но по лицу, поведению и эмоциям было видно, что нам действительно рады. Тем сложнее для нас было отказаться от коробки фиников, которые они предлагали нам забрать с собой. В общем, могу подтвердить, что открытость и радушие оманцев — это правда. В такой стране не страшно потеряться, так как люди здесь всегда готовы помочь и даже отдать последнее.

День третий 21/10 — Назва, деревня Misfat Al Abriyyin, гора Jebel Shams.

Назва — это небольшой город, население всего около 72 000 человек. При этом Назва — один из старейших городов Омана и даже был столицей в VI-VII веках. Город считался центром торговли, религии, образования и искусства. Арабский путешественник Ибн Баттута посетив Назву в 1329 году, описал ее как «город у подножия горы, окруженный садами и ручьями, с прекрасными базарами и великолепными чистыми мечетями».

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Сегодня Назва сохраняет звание одного из самых впечатляющих городов Омана и является центром выращивания фиников. При этом финики здесь совсем небольшие по размеру, но с очень разными вкусами. Нам понравились маленькие темные как бы маслянистые финики этого года урожая, у них немного кисло-сладкий вкус. Нечто абсолютно новое для нас — больших ценителей фиников.

Принимая во внимание, что город маленький мы запланировали на его осмотр всего 2–3 часа, так как хотели еще посмотреть пальмовые плантации и успеть добраться до нашего горного курорта до заката. Нам представлялось, что много времени мы не потратим, но оказалось, что нам его не хватило. Так что планируйте полдня обязательно.

Основное место, которое надо обязательно посетить — это форт Назвы. Собственно это та самая крепость, ради которой мы пожертвовали фортами Маската, и нисколько не пожалели о своем решении. Форт очень интересный. Вот на него мы и потратили больше запланированного времени.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Форт Назва был построен в середине XVII века на месте старого сооружения, относящегося к IX веку. Он выполнял оборонительную роль во времена набегов на город. При этом форт поделен на две части — огромная башня, которая использовалась в оборонительных целях, а сейчас с нее открывается замечательный вид на город и горы, и сам замок, где проживал имам с семьей и принимал гостей, со множеством коридоров, переходов, комнат, по которым можно долго блуждать и гадать об их предназначении (в некоторых комнатах нет поясняющих надписей). Также в форте есть небольшой музей, экспозиции которого рассказывают о жизни населения Назвы как в форте, так и за его пределами. Наверное, с экскурсией можно почерпнуть много интересной информации, но и вдвоем исследовать это место было очень здорово.

По завершении осмотра, мы решили выпить кофе в кафе во внутреннем дворике (заодно подключиться к местному WiFi(и спланировать дальнейшее передвижение. В это время мне не давало покоя, где же найти ту самую женщину и ее вкусный хлеб, о которых так много написано в отзывах туристов. Я решила еще раз пройтись по двору форта и… увидела ее! Друзья мои, лепешки (похожие на оладушки), которые она выпекает, необычайно вкусные. Я по ошибке (не поняла, что один — это порция из трех или четырех штук) взяла три порции, и мы с удовольствием съели их все!

Также во дворе форта раздают местную халву на пробу. Вернее она просто стоит на столике, подходишь, накладываешь и ешь. Потому не торопитесь, осмотритесь по сторонам, там есть много чего интересного.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Форт открыт с 8.00 до 18.00, в пятницу есть перерыв на время молитвы. Вход 5 риалов.

Наевшись оладушек из форта, мы решили не обедать и двигаться дальше. Но перед отправлением в горы, все же заглянули на местный рынок. Он находиться в непосредственной близости от форта. Признаюсь, что вначале мы хотели его пропустить, так как уже побывали на рынке Маската, но потом все же зашли по пути. Оказалось, что этот рынок совершенно другой. Если рынок Маската похож на столичные рынки Ирана и Турции, то Nizwa Souk — это маленький провинциальный и очень уютный базар. Гуляя по нему можно представить, какие были рынки много веков назад. Территория разделена на несколько частей. Мы все обходить не стали, посетили только лавки c керамикой и специями, купили пару пакетов отличного мелкого изюма, и зашли в овощно-фруктовый павильон, где взяли в дорогу немного орехов и закупились местной халвой.

На халву я бы хотела обратить особое внимание. Считаю, что эту сладость надо обязательно попробовать и привезти домой как сувенир. Дело в том, что традиционной халвой в Омане, Иране и арабских странах является совершенно другое блюдо. Рецепты халвы в этих странах немного отличаются, но общая идея такова — на медленном огне в течение 2–3 часов, постоянно помешивая, варится сахар (белый, коричневый или пальмовый) с мукой или крахмалом. После получения необходимой массы в нее добавляется обязательно шафран, а дальше по желанию — розовая вода, кардамон, орехи, инжир, мускатный орех. На выходе получается плотное желе, которое в зависимости от количества тех или иных добавок может быть желтым, красным, коричневым, черным. Обязательно пробуйте разные вкусы. Мы до Омана уже были знакомы с этой восточной сладостью, но на рынке Назвы открыли для себя твердую халву, порезанную пластинками, которая была очень кстати для перекуса в дороге.

На этой сладкой ноте мы попрощались с Назвой и отправились в горы.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Первой остановкой стала деревня Misfat Al Abriyyin, что находится в 5 км от городка Аль-Хамра (Al Hamra). Дорога до деревни довольно крутая, но асфальтовая, потому забраться можно на любой машине. Деревня знаменита своими пальмовыми плантациями, которые расположены на террасах. Большинство финиковых пальм в Омане растут на равнинах, и найти такие террасы — большая удача. Потому деревня Misfat Al Abriyyin очень популярна среди туристов, особенно любителей легкого хайкинга.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Среди террас есть тропа, по которой можно прогуляться людям с любым уровнем подготовки. Вокруг пальмовой плантации расположены дома, построенные в традиционном стиле. Некоторые из них построены более 200 лет назад. Есть заброшенные дома, так как жители удаленных деревень Омана, как и в других странах, предпочитают переезжать в более крупные города. Но, несмотря на это, здесь возможно найти гестхаусы и кафе, где вы можете переночевать или просто поесть по-домашнему.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Эту замечательную деревню с абсолютно умопомрачительными видами, которые невозможно передать на фотографиях, я рекомендую к обязательному посещению тем, кто добрался до Назвы и любит пешие прогулки. А мы поехали в наш горный отель.

Большинство пути мы проделали по хорошей асфальтовой дороге, но отрезок около 8 километров — это узкая глиняная дорога с крутыми подъемами и поворотами. Несмотря на это, мы медленно и аккуратно проехали ее на своем «паркетнике» 2WD без особых трудностей, но! Когда мы только подъезжали к этой дороге, нам встретился местный житель на внедорожнике, который предостерег нас ехать в дождь, так как машина может не только застрять, ее даже может унести потоком воды. Как я поняла у местных тут своеобразный бизнес — доставка туристов в горные кэмпы. На обочине перед грунтовой дорогой было довольно много припаркованных легковых авто. Все же мы рискнули ехать сами, и нам повезло — дождь начался только ближе к ночи, а на следующий день уже все высохло. Однако если решите для поездки в горы арендовать машину, то обязательно берите внедорожник.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Итак, мы добрались до нашего горного отеля. Друзья мои, это сказка!

SAMA HEIGHTS RESORT — это эко-курорт, расположенный на высоте 2100 м у подножья пика Jebel Shams, самой высокой горы в Омане (3009 м). Вокруг только Хаджарские горы и каньон Wadi An Nakhr, который является самым глубоким на Ближнем Востоке и вторым по глубине в мире после Большого каньона в Аризоне, США.

На территории курорта есть частные виллы и бунгало, которые сделаны из местного камня, а также бедуинские палатки. В ресторане на территории курорта сервируют завтрак и ужин, который включен в стоимость номера. Ужин был очень вкусный, пожалуй, лучший из тех, что мы ели за время нашего путешествия по Оману. В течение дня в ресторане можно свободно попить кофе/чай/воду и, конечно, угоститься местными финиками. Персонал очень доброжелательный.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Wi-Fi тут нет, зато ночью абсолютная тишина и темнота (дорожки подсвечиваются, но не ярко).

Мы взяли арабский тент, в котором стоит только кровать и два стула, но при этом есть пристройка с душевой и туалетом. Принимая во внимание, что курорт находится довольно высоко, температура к ночи опустилась до +15, в связи с чем мы попросили второе одеяло. Зато сон был очень глубоким и сладким, что нам было необходимо перед началом нового активного дня.

День четвертый и пятый 22–23/10 — Jebel Shams и хайкинг вдоль каньона Wadi An Nakhr, Wadi Sharm Resort, дорога домой.

Для хайкинга мы выбрали не очень тяжелый маршрут, маркированный как W6 hike, — прогулка к «балкону» (Balcony walk) с шикарными видами на каньон Wadi An Nakhr. Этот маршрут подходит для людей в нормальной физической форме и без больших проблем с суставами. Маленьких детей желательно на этот хайкинг не брать, так как тропа очень каменистая и идет по краю каньона.

Для того, чтобы выйти на маршрут, надо вначале добраться до деревни Аль Хитайм (Al Khitaym). Есть вариант ехать на машине, но дорога очень каменистая, узкая и с крутыми подъемами, а можно дойти до деревни пешком. Мы реально оценили свои силы (все же мы не слишком продвинутые туристы) и поехали потихоньку на машине.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Деревня Al Khitaym очень маленькая, но для туристов оборудована импровизированная парковка и рынок, состоящий из двух лотков, где местные жители продают камни и плетеные браслеты. Трек начинается за рынком — вниз и налево. Самое главное найти тропу и следовать за бело-желто-красными флагами, которые нанесены краской на камни. Поверьте, потеряться невозможно, так что можно смело идти без гида.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

По пути предстают ошеломительные виды гор и каньона.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Примерно через 3,5 километра мы добрались до заброшенной деревни As Sab, домики которой как будто вросли в горы. Здесь еще недавно жили около 15 семей, содержали домашний скот и выращивали овощи на специально оборудованных террасах, которые и стали нашей финальной точкой трека. Дальше мы не отважились идти, так как потеряли нарисованные флаги.

Сначала мы пропустили «балкон», так как прошли немного поверху. Но когда сидели на террасах, то увидели там людей, и вернулись. «Балконом» назвали каменный утес, с которого открывается шикарный вид на каньон с высоты 1000 метров.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Насладившись великолепным пейзажем, мы пошли назад к машине, обходя появляющихся на пути коз, которых можно увидеть совершенно в неожиданных местах. Они карабкаются по скалам как заядлые альпинисты.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

А также исследуют салоны машин и воруют все, до чего смогут дотянуться. Благо, что из нашей машины утянули и сжевали только салфетку, а кому-то не повезло с любимым шарфиком.

Счастливые, довольные, но довольно таки уставшие, мы решили не оставаться в горах еще на один день, так как, судя по ноющей коленке, второй трек мог оказаться не таким приятным, и направились в другой курорт-отель на относительной равнине.

Курортный отель Wadi Sharm Resort расположен в местечке Мадха. Выбрали мы его, так как он находится довольно близко к границе с ОАЭ, и специальное предложение было необычайно дешевым. Отель достаточно хорош, с большим бассейном и вкусным рестораном. В день нашего пребывания в отеле была всего одна семья, которая рано утром уехала, то есть до 12 дня мы были одни. Ощущение странное. Пожалуй, специально туда ехать я не посоветую, так как даже для тех, кто пересекает границу с ОАЭ, он не очень удобен, пришлось делать крюк, но если вдруг каким-то образом вы здесь окажетесь, то славно отдохнете от суеты (вокруг ничего нет) и расслабитесь.

Наш собственный активный тур по Оману за пять дней

Вот так завершилось наше небольшое путешествие по славному Султанату Оман, где есть море, солнце, горы, каньоны, оазисы, пальмовые плантации, мечети с разноцветными минаретами, множество фортов, вкусная халва, а самое главное — замечательные доброжелательные люди, среди которых так комфортно находиться.

Если нам выпадет путешествовать по Оману еще раз, то мы обязательно исследуем красоты подводного мира на островах Daymaniyat, съездим в прекрасную Салалу и вновь отправимся в горы, там еще много других захватывающих маршрутов.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия